ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:38:21
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.01 Русский язык
2024 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред.
12.08.2022) и Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой
специальности ППССЗ 19.02.12 Технология продуктов питания животного
происхождения
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Мезина Алла Сергеевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
5
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
11
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
13
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного
происхождения.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык»
предназначена для изучения русского языка в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №
413; на основе Примерной программы общеобразовательной дисциплины
«Русский язык» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
"Федеральный институт развития образования", протокол № 3 от 21 июля 2015
г.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС,
ППССЗ).
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение
следующих целей:
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия
сфере
и
ситуации
общения;
осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:
языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных,
стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной,
культуроведческой);
4
совершенствование
умений
обучающихся
осмысливать
закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать
языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых
ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к
трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков
самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является частью учебного предмета
«Русский язык» обязательной предметной области «Филология» ФГОС
среднего общего образования. В профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебная дисциплина «Русский язык» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
Освоение содержания учебной дисциплины «русский язык»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет
и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов; понимание роли родного языка как основы успешной
социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью, потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
5
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения,
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств
массовой информации, информационных и коммуникационных технологий
для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;
•
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни,
-
6
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной
культуры. Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Литературный язык как высшая форма существования
национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой
практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Язык и
общество. Язык как развивающееся явление.
2.
Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее
компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность,
выразительность,
уместность
употребления
языковых
средств.
Функциональные стили речи и их особенности. Стилистика как раздел науки
о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительновыразительные
средства.
Функциональные
стили.
Классификация
функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль.
Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературнохудожественной речи. Текст. Закономерности построения текста.
Функционально-смысловые
типы
речи:
повествование,
описание,
рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных
стилей и жанров.
3.
Фонетика. Орфоэпия, графика орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема. Графика. Чередование звуков,
чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.
Основные правила произношения.
4.
Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Основные понятия и основные единицы
лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и
многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского
языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление.
Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление.
Антонимы и их употребление. Фразеология. Фразеологические единицы и их
употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их
использование.
7
5.
Состав слова и словообразование
Понятие морфемы как значимой части слова. Основные понятия
морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и
аффиксальные. Основа Морфемный разбор слова. Словообразование.
Морфологические способы словообразования. Словообразовательные
словари.
Словообразовательный
разбор.
Основные
способы
формообразования в современном русском языке.
6.
Знаменательные части речи
Основные понятия морфологии.
Части речи.
Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Род имен существительных.
Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен
существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и
склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний имен
существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах
имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен
прилагательных:
прилагательные
качественные,
относительные,
притяжательные. Полные и краткие формы качественных прилагательных.
Особенности образования и употребления кратких прилагательных в
современном русском языке. Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности
склонения притяжательных прилагательных на –ий. Правописание
суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен
прилагательных.
Глагол.
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы
глагола. Категория вида русского глагола. Возвратные глаголы. Категория
наклонения
глагола.
Наклонение
изъявительное,
повелительное,
сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глаголов.
Формообразование глагола Правописание глаголов.
Причастие.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Образование
причастий. Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных.
Деепричастие.
Образование деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие.
8
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Правописание наречий. Слитное
написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание
наречий.
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления
местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности
употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного,
притяжательных и определительных местоимений
Служебные части речи.
Предлог.
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по
значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные
слова. Правописание союзов.
Частицы.
Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц.
Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и
употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с
различными частями речи.
7.
Синтаксис и пунктуация
Основные
понятия
синтаксиса
и
пунктуации.
Основные
синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации.
Пунктуационный анализ.
Словосочетание.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение.
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения
простые и сложные.
Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные
предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение.
Синтаксический разбор простого предложения.
9
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных
определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных
приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных
неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при
обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при
обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные
определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.
Обособленные
дополнения.
Уточняющие,
пояснительные
и
присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не
связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки
препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при
вставных
конструкциях.
Знаки
препинания
при
междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический
разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним
придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и
точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в
бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный
знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и
другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
10
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При
реализации
содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины «Русский язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ) объем образовательной нагрузки обучающихся составляет
– 86 часа.
Тематический план
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
Язык и речь. Функциональные стили речи
Фонетика. Орфоэпия, графика орфография
Лексикология и фразеология
Состав слова и словообразование
Знаменательные части речи
Синтаксис и пунктуация
Консультации
Экзамен
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки
Количество
часов
9
12
9
10
10
15
5
6
6
82
4
86
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«русский язык и литература», библиотеки, читального зала с выходом в сеть
Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «русский язык и
литература»:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
11
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., Русский язык: Учебник для
10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. —
М., ООО «Русское слово» 2014.
Интернет - ресурсы:
1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
2. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме).
3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
4. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для
учителей «Я иду на урок русского языка».
5. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные
работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по
русскому языку и литературе).
6. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»
(www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www.posobie.ru (Пособия).
7. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих
учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и
литературы).
8. www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей
конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
9. www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).
10. www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).
11. www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
12. www.gramota.ru (Справочная служба). www.gramma.ru/EXM (Экзамены.
Нормативные документы).
12
6.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
№
урока
Тема урока
1
2
Самостоятельная
внеаудиторная работа
д/з
3
4
Раздел 1. Введение
1-2
3-5
6-8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Введение (9 часов)
3 часа
Язык как средство общения и
Подготовка связного рассказа
форма существования
по пунктам тезисного плана
национальной культуры
Язык и общество. Язык как
развивающееся явление.
Практическое занятие: Освоение
Выполнение упражнений
общих закономерностей
лингвистического анализа.
Практическое занятие:
Проработка учебной
Выполнение заданий по
литературы (по вопросам к
обобщению знаний о современном
параграфам)
русском языке как науке и анализу
методов языкового исследования
Контрольная работа. Диктант
Раздел 2. Язык и речь
Язык и речь. Функциональные
6 часов
стили речи (12 часов)
Язык и речь. Виды речевой
деятельности. Речевая ситуация и
ее компоненты.
Основные требования к речи:
Систематическая проработка
правильность, точность,
теоретического материала (по
выразительность, уместность
вопросам параграфов)
употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их
особенности.
Разговорный стиль речи, его
основные признаки, сфера
использования.
Научный стиль речи. Основные
Выполнение упражнений на
жанры научного стиля речи:
тему «Стили речи»
доклад, статья, сообщение и др.
Практическое занятие: Анализ
основных стилевых
разновидностей письменной и
устной речи.
Практическое занятие:
Составление резюме и
Определение типа, стиля, жанра
автобиографии
текста (по заданному способу).
Практическое занятие: Анализ
Подготовка задания по теме
структуры текста.
«Стилистические ошибки в
письменной речи»
Практическое занятие:
Упр. 1,2
с. 8
Упр. 8,9
с. 15
Упр. 559
с. 247
с. 201203
Упр. 547
с. 235
Упр. 511
с. 203
13
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
Лингвостилистический
(стилистический, речеведческий)
анализ текста.
Практическое занятие: Освоение
видов переработки текста.
Подготовка
информационного,
агитационного,
развлекательного, рекламного
выступления
Практическое занятие: Изучение
особенностей построения текста
разных функциональных типов.
Практическое занятие:
Составление связного
высказывания на заданную тему, в
том числе на лингвистическую.
Подготовка к дискуссии и
конференции на тему
«Функционирование стилей
литературного языка в
современном обществе»
Раздел 3. Фонетика
Фонетика, орфоэпия, графика,
5 часов
орфография (9 часов)
Фонетические единицы. Звук и
фонема.
Орфоэпические нормы:
произносительные нормы и нормы
ударения.
Практические занятия: Выявление
закономерностей
функционирования фонетической
системы русского языка.
Практические занятия:
Сопоставление устной и
письменной речи.
Практические занятия:
Наблюдение над
функционированием правил
орфографии и пунктуации в
образцах письменных текстов.
Практические занятия:
Фонетический, орфоэпический и
графический анализ слова.
Практические занятия:
Наблюдение над выразительными
средствами фонетики.
Контрольная работа
Выполнение упражнений
Упр.
53,54
с. 49
Упр.
56,57,58
с. 52,53
Подготовка к словарному
диктанту
Составление таблицы
«Орфограммы в корне»
Выполнение упражнений по
теме «Фонема и орфограмма»;
Подготовка доклада на тему
«Разноместное ударение.
Значение ударения в слове»
Раздел 4. Лексика
Лексикология и фразеология
5 часов
(10 часов)
Слово в лексической системе
Выполнение упражнений по
языка.
теме «Лексика и сферы ее
употребления»
Упр. 3,4
с. 10-12
14
32-33
34-35
36
37
38-39
40
41
42-43
44-45
46-47
48
Практическое занятие:
Составление словаря
Лингвистическое исследование
паронимов
лексических и фразеологических
единиц — выведение алгоритма
лексического анализа.
Практическое занятие:
Написание сочиненияНаблюдение над
размышления на тему «Нет
функционированием лексических
без слова мышления вообще»
единиц в собственной речи,
выработка навыка составления
текстов (устных и письменных) с
лексемами различных сфер
употребления.
Практическое занятие:
Выполнение упражнений по
Лексический и фразеологический
теме «Фразеологизмы»
анализ слова.
Практическое занятие: Подбор
текстов с изучаемым языковым
явлением.
Практическое занятие:
Подбор пословиц и поговорок,
Наблюдение над изобразительноотражающих быт и обычаи
выразительными средствами
русского народа»
лексики.
Практическое занятие:
Составление связного
высказывания с использованием
заданных лексем, в том числе на
лингвистическую тему.
Раздел 5. Морфемика
Состав слова и
4 часа
словообразование (10 часов)
Понятие морфемы как значимой
Выполнение упражнений по
части слова
теме «Состав слов и
словообразование» (2 часа)
Практическое занятие:
Наблюдение над значением
морфем и их функциями в тексте.
Практическое занятие: Анализ
Подготовка докладов по темам
одно структурных слов с
«Стилистические
морфемами-омонимами;
возможности
сопоставление слов с морфемамисловообразования» (2 часа)
синонимами.
Практическое занятие:
Распределение слов по
словообразовательным гнездам,
восстановление
словообразовательной цепочки.
Выработка навыка составления
слов с помощью различных
словообразовательных моделей и
способов словообразования.
Практическое занятие:
Упр.
59,60,61
с. 57
15
49
50
51
52
Наблюдение над
функционированием правил
орфографии и пунктуации в
образцах письменных текстов.
Практическое занятие:
Составление текстов (устных и
письменных) с использованием
однокоренных слов, слов одной
структуры.
Практическое занятие:
Морфемный,
словообразовательный,
этимологический анализ для
понимания внутренней формы
слова, наблюдения за
историческими процессами.
Раздел 6. Морфология
Знаменательные части речи
8 часов
(15 часов)
Имя существительное
Систематическая проработка
теоретического материала
Имя прилагательное
Систематическая проработка
теоретического материала
53
Глагол. Наречие
Систематическая проработка
теоретического материала
54
Служебные части речи
55
Практическое занятие:
Исследование текста с целью
освоения основных понятий
морфологии: грамматические
категории и грамматические
значения; выведение алгоритма
морфологического разбора.
Практическое занятие:
Наблюдение над значением
словоформ разных частей речи и
их функциями в тексте.
Практическое занятие: Анализ и
характеристика общего
грамматического значения,
морфологических и
синтаксических признаков слов
разных частей речи.
Практическое занятие:
Сопоставление лексического и
Подготовка сообщений по
темам «Правописание
предлогов», «Правописание
союзов», «Правописание
частиц» (2 часа)
Подготовка сообщения на
тему «Междометия и
звукоподражательные слова»
56
57
58
Упр. 150
с. 123
Упр.
187,188
с. 149
Упр. 240
с. 190
Упр. 284
с. 222
Упр.
228,229
с. 179
Составление таблицы
«Мягкий знак после
шипящих»
Составление словарного
диктанта по теме «Н и НН в
существительных,
прилагательных и наречиях»
16
59
60-61
62
63
64
65
грамматического значения слов.
Практическое занятие: Выявление
нормы употребления сходных
грамматических форм в
письменной речи обучающихся.
Практическое занятие:
Образование слов и форм слов
разных частей речи с помощью
различных словообразовательных
моделей и способов
словообразования, и
словоизменения; использование
способа разграничения словомонимов, принадлежащих к
разным частям речи.
Практическое занятие:
Составление словосочетаний,
предложений, текстов (устных и
письменных) с использованием
нужной словоформы с учетом
различных типов и стилей речи.
Практическое занятие:
Наблюдение над
функционированием правил
орфографии и пунктуации в
образцах письменных текстов.
Практическое занятие: Подбор
текстов с определенными
орфограммами и пунктограммами.
Контрольный диктант с
грамматическим заданием по теме
«Морфология и орфография»
Раздел 7. Синтаксис
Синтаксис и пунктуация
66
Словосочетание, предложение
Выполнение упражнений по
теме «Словосочетание.
Простое предложение»;
67
Практическое занятие:
Исследование текстов для
выявления существенных
признаков синтаксических
понятий, освоения основных
научных положений о
синтаксическом уровне
современной системы русского
языка, ее нормах и тенденциях
развития.
Выполнение упражнений по
теме «Основные единицы
синтаксиса»
Упр.
336,337,
338
с. 7,8
17
68
69
Практическое занятие:
Наблюдение над существенными
признаками словосочетания.
Практическое занятие:
Особенности употребления
словосочетаний.
71-76
77-82
Практическое занятие: Синонимия
словосочетаний.
Консультации
Экзамен
82-86
Самостоятельная учебная работа
70
Подготовить сообщение
«Основные выразительные
средства синтаксиса»
Подготовить сообщение
«Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении»
Анализ
результат
ов
экзамена
18