ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 04.01
Управление структурным подразделением организации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04
Организация деятельности коллектива исполнителей
2022 г.
1
Программа
МДК.04.01
образовательного
разработана
стандарта
на
основе
Федерального
-
ФГОС)
по
(далее
государственного
специальностям
среднего
профессионального образования (далее СПО) 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
(базовая подготовка)
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
образовательное
учреждение
среднего профессионального образования Калининградской области «Колледж мехатроники
и пищевой индустрии»
Разработчик:
Глинская Ольга Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
КУРСА
6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО
КУРСА
7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
10
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ П
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
12
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Управление структурным подразделением организации
1.1. Область применения программы
Программа междисциплинарного курса (далее - программа) – является
частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и
мясных продуктов соответствующая профессиональным компетенциям (ПК):
1. Участвовать в планировании основных показателей производства
2. Планировать выполнение работ исполнителями.
3. Организовывать работу трудового коллектива.
4. Контролировать
ход и оценивать результаты выполнения
работ исполнителями
Программа междисциплинарного курса может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта
автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы
не требуется.
1.2. Цели и задачи – требования к результатам освоения курса:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения междисциплинарного курса должен:
иметь практический опыт:
- планирования работы структурного подразделения;
- оценки эффективности деятельности структурного
организации;
- принятия управленческих решений;
подразделения
уметь:
- рассчитывать выход продукции в ассортименте;
- вести табель учета рабочего времени работников;
- рассчитывать заработную плату;
- рассчитывать экономические показатели структурного подразделения
организации;
- организовать работу коллектива исполнителей;
- оформлять документы на различные операции с сырьем, полуфабрикатами
и готовой продукцией;
4
знать:
- методику расчета выхода продукции;
- порядок оформления табеля учета рабочего времени;
- методику расчета заработной платы;
- структуру издержек производства и пути снижения затрат;
- методики расчета экономических показателей;
- основные приемы организации работы исполнителей;
- формы документов, порядок их заполнения.
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы
междисциплинарного курса:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 150 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 50 часов
5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Результатом освоения программы междисциплинарного курса является
овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3.
ПК 4.4.
ПК 4.5.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
Наименование результата обучения
Участвовать в планировании основных показателей производства
Планировать выполнение работ исполнителями.
Организовывать работу трудового коллектива.
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ
исполнителями.
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
6
3. СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1 Тематический план междисциплинарного курса МДК 04.01 Управление структурным подразделением
организации
Коды
профессиональных
компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля*
1
2
ПК 2.1- 2.3
МДК.04.01
Всего:
Всего
часов
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
работы и
Всего,
работа
работа
часов практические
часов
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
3
4
5
6
7
8
150
100
50
-
50
-
150
100
50
-
50
-
Практика
Учебная,
часов
9
Производственная
(по профилю
специальности),
часов
10
-
7
2.1. Содержание обучения по междисциплинарному курсу (МДК)
Наименование
разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект)
1
Объем
часов
2
МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации
Содержание
Тема 1.1.
1.
Классификация предприятий
Планирование
работы
2.
Основные приемы организации работы исполнителей
структурного
3.
Способы и показатели оценки качества выполняемых работ членами
бригады
подразделения
4.
Правила разработки должностных обязанностей.
Практические работы
1.
Решение производственных ситуационных задач –
предприятий различных типов.
2.
Анализ результатов и разработка рекомендаций
3
150
14
4
Содержание
1. Виды производственных цехов
2. Организация работы цехов и рабочего места
3. Организация работы вспомогательных помещений
4. Условия труда в цехах.
Практические работы
1. Составление схем организации технологических
процессов в заготовочных и доготовочных цехах
2. предприятия;
Анализ организации работы производства и труда в
30
16
Тема 1.2.
Организация
рабочих мест в
производственных
помещениях
3.
Уровень
освоения
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
2
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
10
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
2
14
цехах предприятия
Подбор оборудования и инвентаря для различных цехов по
нормам оснащения, с учетом составленной
производственной программы
8
Тема 1.3.
Организация
работы персонала
на производстве
Тема 1.4.
Разработка
нормативнотехнологической
документации
Содержание
1. Требования к производственному персоналу, виды персонала
Расчет численности работников производства с
2. учетом производственной программы
График выхода персонала на работу, табелирование рабочего
3. времени и расчет заработной платы
4. Нормирование труда, рабочее время и нормы выработки
30
16
Практические работы
1. Изучение и анализ требований к основным категориям
работников производства
14
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
2
2
Методика расчета заработной платы
3. Структуру издержек производства и пути снижения затрат
4. Методики расчета экономических показателей
Содержание
1.
Оперативное планирование
2.
Методика расчета выхода продукции
Практические работы
1. Составление производственной программы;
2. Расчет выхода полуфабрикатов и составление
производственной программы;
3. Составление плана-меню с учетом типа предприятия;
4. Расчет сырья по массе брутто и нетто для различных вариантов
планов-меню;
5. Составление требований на склад, распределение сырья по
цехам и составление заданий повар
26
10
2
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
16
Самостоятельная работа при изучении раздела
- выполнение части заданий практических занятий в виде домашней работы (по заданию преподавателя)
- составление производственной программы для кондитерского цеха;
- составление производственной программы для кулинарного цеха;
- разработка ассортимента и составление меню для различных типов предприятия
50
ИТОГО
150
9
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы междисциплинарного курса МДК 04.01
Управление структурным подразделением организации предполагает наличие
кабинета «Экономики и менеджмента».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
1. Рабочее место преподавателя
2. Посадочные места обучающихся;
3. УМК профессионального модуля (учебники, учебно-методические
рекомендации, диагностические материалы, контрольно-измерительные
материалы, глоссарий терминов, опорный конспект лекций);
4. Комплект нормативно-технической документации;
5. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный
проектор, лицензионное программное обеспечение.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Организация работы структурного подразделения предприятий
общественного питания: учебник для студ. учреждения сред. проф.
образования/С.Ю. Малыгина, Ю.Н. Плешкова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2014. – 320 с.
Дополнительные источники:
1. Управление персоналом: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования / Т.Ю. Базаров. – 10-е изд., стер. – М. : Издательский центр
«Академия», 2012, - 224 с.
2. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании:
учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.Б. Жабина,
О.М. Бурдюгова, А.В. Колесова. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский
центр «Академия», 2015, - 336 с.
3. Менеджмент : практикум : учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. – 3-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.consultant.ru/ - законодательство РФ, кодексы и законы в
последней редакции. Удобный поиск законов, кодексов, приказов и
других документов. Не требует регистрации, доступ свободный.
10
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение МДК 04.01 Управление структурным подразделением
организации целесообразно проводить параллельно с изучением ОП.11.
«Основы экономики, менеджмента и маркетинга» и после изучения ПМ 02.
«Обработка продуктов убоя».
В процессе освоения междисциплинарного курса обеспечивается
эффективная самостоятельная работа обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
При изучении данного курса реализуется компетентностный подход,
использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (решение ситуационных задач, разбора конкретных
производственных ситуаций, мастер-классов, проектов) в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций студентов.
Занятия проходят в кабинете экономики отрасли и менеджмента.
При освоении междисциплинарного курса обучающимся оказываются
консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования
к
квалификации
педагогических
(инженернопедагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному
курсу наличие высшего экономического профессионального образования, с
обязательным повышением квалификации. Опыт
деятельности
в
организациях
соответствующей
профессиональной
сферы
является
обязательным, стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в 3
года.
11
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля
и оценки
ПК4.1.Участвовать
в
планировании основных
показателей производства
- организация рабочего места в
соответствии
с
должностными
инструкциями;
- работа с нормативно-технической
документацией, регламентирующей
деятельность
предприятия
(структурного подразделения);
- составление краткосрочных планов
работы подразделения в соответствии
с целями и задачами предприятия;
принятие
и
реализация
управленческих
решений
в
соответствии
с
правовыми
и
нормативными актами
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
производственной
практики;
Квалификационный
экзамен по модулю.
ПК 4.2. Планировать - проверка качества выполняемых
выполнение
работ работ;
оценка
экономической
исполнителями.
эффективности производственной
деятельности;
- проверка качества выполненных
работ;
анализ
результатов
производственной деятельности
участка;
- обеспечение правильности и
своевременности
оформления
первичных
документов;
- расчет по принятой методологии
основных технико-экономических
показателей
производственной
деятельности;
- знание и применение положений
действующей
системы
менеджмента качества;
применение
методы
нормирования труда;
- расчет заработной платы по
существующим формам оплаты
труда;
- осуществление управленческого
учета;
ПК 4.3. Организовывать - обеспечение безопасности труда
работу
трудового на производственном участке;
осуществление
коллектива.
производственного инструктажа
рабочих;
организация
работы
по
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
производственной
практики;
Тестирование
Квалификационный
экзамен по модулю.
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
производственной
практики;
12
повышению
квалификации Квалификационный
рабочих;
экзамен по модулю.
- применение правила охраны
труда,
противопожарной
и
экологической безопасности,
- проведение и оформление
инструктажа
ПК 4.4. Контролировать - участие в расчете основных Экспертная оценка на
ход
и
оценивать экономических показателей работы практических занятиях;
структурного подразделения,
Экспертная оценка
результаты выполнения участие
в
расчете результатов прохождения
работ исполнителями.
производительности установки и производственной
выхода готового продукта,
практики;
- участие в расчете цеховой и полной
Квалификационный
себестоимости готовой продукции,
принятие
и
реализация экзамен по модулю.
управленческих
решений
в
соответствии
с
правовыми
и
нормативными актами
ПК
4.5.
Вести
- оформлять документы на
утвержденную
учетно- различные операции с сырьем,
полуфабрикатами
и
готовой
отчетную документацию.
продукцией;
- знать формы документов, порядок
их заполнения
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
производственной
практики;
Квалификационный
экзамен по модулю.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК3.
Принимать
решения
в
Основные показатели оценки
результата
демонстрация
интереса
к
будущей профессии через:
- повышение качества обучения
по ПМ;
- участие в олимпиадах;
участие
в
органах
студенческого самоуправления.
- выбор и применение способов
и
методов
решения
профессиональных
задач
в
области
управления
коллективом исполнителей;
- оценка эффективности и
качества
решения
профессиональных задач.
- решение стандартных и
Формы и методы
контроля и оценки
Наблюдение,
мониторинг.
Мониторинг
и
рейтинг выполнения
работ
по
производственной
практике.
Практические
13
стандартных и нестандартных
нестандартных
ситуациях и нести за них профессиональных
задач
в
ответственность.
области
управления
коллективом исполнителей.
ОК4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
получение
необходимой
информации, с использованием
различных источников, включая
электронные.
ОК5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии
в
профессиональной
деятельности.
оформление
результатов
самостоятельной
работы
с
использованием ИКТ;
- работа с Интернет.
ОК6. Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями.
взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения и практики;
- умение работать в группе;
- наличие лидерских качеств;
- участие в студенческом
самоуправлении;
- участие в спортивных и
культурно-массовых
мероприятиях.
ОК7.
Брать
на
себя - проявление ответственности за
ответственность за работу членов работу подчиненных, результат
команды
выполнения задания;
(подчиненных),
результат - самоанализ и корректировка
выполнения заданий.
результатов
собственной
работы.
ОК8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
задания
на
моделирование
и
решение
нестандартных
ситуаций
Подготовка
докладов, рефератов,
творческих работ и
курсовых работ с
использованием
электронных
источников.
Наблюдение
за
навыками работы в
глобальных,
корпоративных
и
локальных
информационных
сетях.
Наблюдение за речью
обучающихся
в
группе.
- Деловые игры –
моделирование
социальных
и
профессиональных
ситуаций;
Мониторинг
развития личностнопрофессиональных
качеств
обучающихся.
- организация самостоятельных Открытые защиты
занятий при изучении ПМ;
творческих работ и
самостоятельный курсовых работ.
профессиональноориентированный
выбор
тематики выполняемых работ
(рефератов,
докладов,
творческих работ, курсовых
работ);
- составление резюме;
- посещение дополнительных
занятий.
14
ОК9.
Ориентироваться
в - анализ инноваций в области Семинары, конкурсы,
условиях
частой
смены разработки мотов управления олимпиады.
технологий
коллективом исполнителей.
в
профессиональной
деятельности.
15