17. ОГСЭ.01 Основы философии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:00:28
ПИЩЕВОЙ
+02'00'
ИНДУСТРИИ"

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

2024 г.

1

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальностям
среднего
профессионального образования (далее СПО), для специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».

Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской
области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии»
Разработчики:
Королева Тамара Владимировна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

8

ОСВОЕНИЯ

9

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Программа учебной дисциплины «Основы философии» может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках
реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. Опыт
работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина
является частью общего
гуманитарного и социально – экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологии.
Результатом освоения программы является освоение обучающимися
общих компетенций (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.

4

ОК 04.
ОК 05.
ОК 09.
ОК 10.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языке.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов

программы

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
- домашняя работа: изучение теоретического материала в
соответствии с дидактическими единицами темы и
подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем
(работа с конспектами, учебной и специальной литературой
по параграфам, главам учебника, учебных пособий, указанных
преподавателем);
- написание рефератов на тему: «Великие философы мира»;
- создание мультимедийных презентаций по теме:
«Великие философы мира»;
«Духовная жизнь человека».

Объем часов
48
-

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1.
Введение

Тема 1.2
Вехи мировой
философской мысли

Тема 2.1.
Познание, его формы
и уровни

Тема 3.1.
Духовная жизнь
человека

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Раздел 1. История философии
Содержание учебного материала
1 Предмет философии и ее роль в обществе
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- постановка личных целей и задач при изучении философии;
-составление плана самостоятельной работы для изучения философии
Содержание учебного материала
1 Философия Древнего Востока
2 Философия античного мира
3 Философия средних веков
4 Философия Нового и новейшего времени
5 Русская философия
Лабораторные работы ( не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы по теме «Вехи мировой философской мысли»
Самостоятельная работа обучающихся
- -составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
- подготовка к контрольной работе «Вехи мировой философской мысли»;
- подготовка презентации по теме «Великие философы мира»;
- подготовка реферата по теме «Великие философы мира»
Раздел 2. Философия познания
Содержание учебного материала
1 Основные проблемы и понятия гносеологии
2 Структура и динамика познавательного процесса
3 Научное познание: специфика, структура, динамика
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работа по теме «Познание, его формы и уровни»
Самостоятельная работа обучающихся
-составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
Раздел 3. Социальная философия
Содержание учебного материала
1 Философия и научная картина мира
2 Философия и религия
3 Философия и искусство
Лабораторные работы (не предусмотрены)

Объем
часов

Уровень
освоения

3
14

4

Элементы
осваиваемых
компетенций
5

1

ОК 1-5, 9,10

1
1
1
1
1

ОК 1-5, 9,10

1
1
1

ОК 1-5, 9,10

1
1
1

ОК 1-5, 9,10

7

-

7

-

8

8

24
8

6

Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
-составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
- подготовка презентации по теме «Духовная жизнь человека»
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Социальная жизнь
1 Человек и история
2 Человек, общество, цивилизация, культура
3 Философия и глобальные проблемы современности
Лабораторные работы ( не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работа по разделу «Социальная философия»
Самостоятельная работа обучающихся
-составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Дифференцированный 1 Дифференцированный зачет
зачет
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины;
- анализ выполнения плана самостоятельной работы.
Подготовка к дифференцированному зачету по дисциплине
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

8

1
1
1

ОК 1-5, 9,10

1

ОК 1-5, 9,10

-

8

-

Всего:

2
48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
философии.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета философии:
 рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов, А.А. Основы философии : учеб. пособие для студентов сред.
проф. учеб. заведений / А.А.Горелов. – 8-е изд. – М.: Издательский центр
«Академия», 2015.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.ata//eng.ru/d/phil/070.h + m - информационно-познавательный
портал: Канке В.В. Основы философии – доступ не ограничен, не требует
регистрации.
2. http://www. Polistudies./ru - информационно-познавательный портал
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций - доступ не ограничен, не требует
регистрации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является
дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.

8

Знать:
основные категории и понятия
философии;

роль философии в жизни человека и
общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и
религиозной картин мира;

об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологии.

Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
контрольных работах, при выполнении
домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
реферата.
Экспертная оценка в процессе защиты
презентации.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
реферата.
.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
презентации.

9

Формы и методы контроля и оценки результатов
направленных на сформированность общих компетенций.
Код и наименование
профессиональных
и общих
компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

обучения,

Критерии оценки

Методы
оценки

Умения:
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника).
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать практическую значимость результатов
поиска;
оформлять результаты поиска
Знания:
номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска
информации

Практические
занятия
Ситуационные
задания

Тестирование
Собеседование
Экзамен

Практические
занятия

Тестирование
Собеседование
Экзамен

10

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

ОК 04. Работать в
коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

ОК 05. Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
выстраивать траектории профессионального и
личностного развития
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
Умения:
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействоватьс коллегами, руководством,
клиентами

Практические
занятия

Знания:
психология коллектива;
психология личности;
основы проектной деятельности
Умения:
излагать свои мысли на государственном языке;
оформлять документы.

Тестирование
Собеседование
Экзамен

Знания:
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов.
Умения:
применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
использовать современное программное
обеспечение
Знания:
современные средства и устройства
информатизации;
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности.
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и

Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия

Тестирование
Собеседование
Экзамен

Практические
занятия
Деловая игра

Практические
занятия

Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Деловая игра

11

профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие
и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности;
особенности произношения;
правила чтения текстов проф. направленности

Тестирование
Собеседование
Экзамен

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».