ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:00:28
ПИЩЕВОЙ
+02'00'
ИНДУСТРИИ"
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
2024 г.
1
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальностям
среднего
профессионального образования (далее СПО), для специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской
области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии»
Разработчики:
Королева Тамара Владимировна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
8
ОСВОЕНИЯ
9
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Программа учебной дисциплины «Основы философии» может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках
реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. Опыт
работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина
является частью общего
гуманитарного и социально – экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологии.
Результатом освоения программы является освоение обучающимися
общих компетенций (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
4
ОК 04.
ОК 05.
ОК 09.
ОК 10.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языке.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов
программы
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
- домашняя работа: изучение теоретического материала в
соответствии с дидактическими единицами темы и
подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем
(работа с конспектами, учебной и специальной литературой
по параграфам, главам учебника, учебных пособий, указанных
преподавателем);
- написание рефератов на тему: «Великие философы мира»;
- создание мультимедийных презентаций по теме:
«Великие философы мира»;
«Духовная жизнь человека».
Объем часов
48
-
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1.
Введение
Тема 1.2
Вехи мировой
философской мысли
Тема 2.1.
Познание, его формы
и уровни
Тема 3.1.
Духовная жизнь
человека
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Раздел 1. История философии
Содержание учебного материала
1 Предмет философии и ее роль в обществе
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- постановка личных целей и задач при изучении философии;
-составление плана самостоятельной работы для изучения философии
Содержание учебного материала
1 Философия Древнего Востока
2 Философия античного мира
3 Философия средних веков
4 Философия Нового и новейшего времени
5 Русская философия
Лабораторные работы ( не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы по теме «Вехи мировой философской мысли»
Самостоятельная работа обучающихся
- -составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
- подготовка к контрольной работе «Вехи мировой философской мысли»;
- подготовка презентации по теме «Великие философы мира»;
- подготовка реферата по теме «Великие философы мира»
Раздел 2. Философия познания
Содержание учебного материала
1 Основные проблемы и понятия гносеологии
2 Структура и динамика познавательного процесса
3 Научное познание: специфика, структура, динамика
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работа по теме «Познание, его формы и уровни»
Самостоятельная работа обучающихся
-составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
Раздел 3. Социальная философия
Содержание учебного материала
1 Философия и научная картина мира
2 Философия и религия
3 Философия и искусство
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
3
14
4
Элементы
осваиваемых
компетенций
5
1
ОК 1-5, 9,10
1
1
1
1
1
ОК 1-5, 9,10
1
1
1
ОК 1-5, 9,10
1
1
1
ОК 1-5, 9,10
7
-
7
-
8
8
24
8
6
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
-составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
- подготовка презентации по теме «Духовная жизнь человека»
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Социальная жизнь
1 Человек и история
2 Человек, общество, цивилизация, культура
3 Философия и глобальные проблемы современности
Лабораторные работы ( не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работа по разделу «Социальная философия»
Самостоятельная работа обучающихся
-составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Дифференцированный 1 Дифференцированный зачет
зачет
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины;
- анализ выполнения плана самостоятельной работы.
Подготовка к дифференцированному зачету по дисциплине
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
-
8
1
1
1
ОК 1-5, 9,10
1
ОК 1-5, 9,10
-
8
-
Всего:
2
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
философии.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета философии:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов, А.А. Основы философии : учеб. пособие для студентов сред.
проф. учеб. заведений / А.А.Горелов. – 8-е изд. – М.: Издательский центр
«Академия», 2015.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.ata//eng.ru/d/phil/070.h + m - информационно-познавательный
портал: Канке В.В. Основы философии – доступ не ограничен, не требует
регистрации.
2. http://www. Polistudies./ru - информационно-познавательный портал
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций - доступ не ограничен, не требует
регистрации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является
дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как
основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
8
Знать:
основные категории и понятия
философии;
роль философии в жизни человека и
общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и
религиозной картин мира;
об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологии.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
контрольных работах, при выполнении
домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
реферата.
Экспертная оценка в процессе защиты
презентации.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
реферата.
.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля
на
контрольных
работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
презентации.
9
Формы и методы контроля и оценки результатов
направленных на сформированность общих компетенций.
Код и наименование
профессиональных
и общих
компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам
ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
обучения,
Критерии оценки
Методы
оценки
Умения:
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника).
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать практическую значимость результатов
поиска;
оформлять результаты поиска
Знания:
номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска
информации
Практические
занятия
Ситуационные
задания
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Тестирование
Собеседование
Экзамен
10
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в
коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 05. Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
выстраивать траектории профессионального и
личностного развития
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
Умения:
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействоватьс коллегами, руководством,
клиентами
Практические
занятия
Знания:
психология коллектива;
психология личности;
основы проектной деятельности
Умения:
излагать свои мысли на государственном языке;
оформлять документы.
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Знания:
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов.
Умения:
применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
использовать современное программное
обеспечение
Знания:
современные средства и устройства
информатизации;
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности.
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Деловая игра
Практические
занятия
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Деловая игра
11
профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие
и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности;
особенности произношения;
правила чтения текстов проф. направленности
Тестирование
Собеседование
Экзамен
12