ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:34:47
+02'00'
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Сборка, программирование и пуско-наладка мехатронных систем
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)
2024 г.
1
Рабочая программа учебной дисциплины ПМ.01 Сборка, программирование
и пуско-наладка мехатронных систем разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям), входящей в
укрупненную группу профессий, специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение Калининградской области профессиональная образовательная
организация «Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Чебанюк Людмила Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
23
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения примерной программы
Программа профессионального модуля является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального
модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен
освоить основной вид деятельности Сборка, программирование и пусконаладка мехатронных систем и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 09.
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Выполнять сборку различных узлов мехатронных устройств и систем
Выполнять снятие и установку датчиков мехатронных устройств и систем
Производить наладку и регулировку различных узлов и агрегатов
мехатронных устройств и систем
Проводить настройку комплексов следящих приводов в составе мехатронных
устройств и систем
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический
опыт в
-
выполнении сборки узлов и систем, монтаже и наладке
оборудования мехатронных систем;
4
уметь
-
знать
-
-
программировании мехатронных систем с учетом специфики
технологических процессов;
выполнении пуско-наладочных работ и испытаний
мехатронных систем.
читать принципиальные структурные схемы, схемы
автоматизации, схемы соединений и подключений;
готовить инструмент и оборудование к монтажу;
осуществлять монтажные и пуско-наладочные работы
мехатронных систем;
разрабатывать алгоритмы управления мехатронными
системами;
программировать плк;
визуализировать процесс управления и работу мехатронных
систем.
правила техники безопасности при проведении монтажных и
пуско-наладочных работ мехатронных систем;
концепцию бережливого производства;
технологию проведения монтажных и пуско-наладочных работ
мехатронных систем;
принципы работы и назначение устройств мехатронных
систем;
языки программирования и интерфейсов программируемых
логических контроллеров (далее - плк);
правила эксплуатации компонентов мехатронных систем;
методы непосредственного, последовательного и
параллельного программирования;
методы организации обмена информацией между устройствами
мехатронных систем с использованием промышленных сетей
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального
модуля
Всего часов – 668 часов.
Из них на освоение МДК - 410 часов,
на практики:
учебную - 108 часов;
производственную – 144 часа.
Консультации – 6 часов
Промежуточной аттестации (экзамена) – 6 часов.
5
2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Занятия во взаимодействии с преподавателем, час
Обучение по МДК
Практики
Производстве
Лаборатор
нная
Курсовы
ных
и
(если
Всего
х работ
Учебная
практичес
предусмотрен
(проекто
ких
а
в)
занятий
рассредоточен
ная практика)
4
5
6
7
8
Коды
професс
иональ
ных
общих
компет
енций
Наименования разделов
профессионального модуля
Суммарн
ый объем
нагрузки,
час.
1
2
3
ПК 1.1.
ПК 1.4
МДК.01.01 Установка и
регулировка элементов
мехатронных систем
138
126
64
-
-
-
12
ПК 1.2.
ПК 1.3
МДК.01.02 Монтаж
мехатронных систем
182
170
76
20
-
-
12
ПК 1.2.
ПК 1.3
МДК.01.03
Программирование
мехатронных систем
90
86
32
10
-
-
4
Производственная
практика (по профилю
специальности), часов
(если предусмотрена
итоговая
252
-
-
-
108
144
-
Самостоятел
ьная работа
9
6
(концентрированная)
2.2.
Промежуточной
аттестации (экзамена)
6
-
-
-
-
-
-
Всего:
668
382
172
30
108
144
28
Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование
разделов и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Осваиваемые
элементы
компетенций
1
2
3
4
5
1
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
МДК 01.01 Установка и регулировка элементов мехатронных систем
Введение
Содержание
Тема 1.1.
Цели и задачи профессионального модуля. Структура профессионального
модуля. Последовательность освоения профессиональных компетенций
по модулю.
Содержание
138
2
25
7
Организация
монтажа
мехатронных систем
1
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
1
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
3. Нормативные требования к наладке обеспечивающих подсистем
технологической подготовки производства. Особенности эксплуатации
мехатронного комплекса по обеспечению основного производства
технологической оснасткой.
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
4.
Материально-техническое
обеспечение
автоматизированных
измерительных подсистем. Настройка проектирующих подпрограмм для
реализации функционала САПР технологических процессов на базе
таблиц и элементной базы монтажных схем.
Практические занятия:
1. Составление технической документации для проведения работ по
монтажу на основании стандартов ЕСКД и ISO.
2. Чтение принципиальных структурных схем, схем автоматизации, схем
соединений и подключений. Применение технологий бережливого
производства за счет расчетного уменьшения потерь источников энергии.
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
1. Организация работ по монтажу мехатронных систем.
Общие сведения о порядке организации и проведения монтажных работ
на предприятии отрасли. Виды подготовки к проведению монтажных
работ.
Мероприятия по технике безопасности. Виды инструмента,
приспособлений и средств механизации при проведении монтажных
работ
2. Виды технической документации при производстве монтажных работ.
Нормативные требования ЕСКД и Международных стандартов при
разработке технической документации для проведения монтажных
работ.
Особенности разработки принципиальных монтажных схем различных
устройств автоматизации и управления, выбора элементной базы,
составления таблиц расположения элементов, схем внешних соединений
8
Тема 1.2.
Особенности
выполнения
монтажа систем
автоматического
управления, средств
измерений и
мехатронных систем
3. Осуществление работ по подготовке к проведению монтажа. Проверка
элементной базы мехатронных систем, подготовка инструмента и
оборудования.
Содержание
1. Особенности монтажа микропроцессорных устройств, технических
средств и систем автоматического управления, средств измерений и
мехатронных систем.
Монтаж устройств сбора информации. Монтаж микропроцессорных
устройств ЭВМ, требования к их эксплуатации. Монтаж линий связи.
Особенности монтажа мехатронных систем. Техника безопасности при
проведении монтажа
2. Особенности выполнения различных видов подключений при монтаже
систем автоматического управления, средств измерений и мехатронных
систем
Классификация видов подключений. Особенности монтажа
электрических и трубных проводок. Требования безопасности при
проведении монтажных работ
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
3. Особенности монтажа приборов и систем автоматизации
Монтаж регулирующих органов. Особенности монтажа электрических,
пневматических и гидравлических исполнительных механизмов. Монтаж
и подключение вторичных измерительных приборов на щитах и пультах.
Монтаж и подключение регуляторов прямого действия. Особенности
монтажа аппаратуры дистанционного управления на щитах и пультах.
Монтаж и подключение релейных блоков, релейных панелей, релейных
шкафов. Монтаж и подключение секций щитовых и блоков управления
электроприводами и исполнительными механизмами
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
4. Монтаж оборудования беспроводной связи и класса Ethernet.
Подключение блоков приёмо-передачи и модуляции сигналов
2
ОК 1-3, 5, 9,
25
9
ультразвуковых, световых, радио-датчиков. Особенности монтажа,
эксплуатации и обеспечение безопасности и надёжности работы. Анализ
фона излучений и повышение стабильности работы беспроводной
аппаратуры в условиях автоматизированного предприятия.
10 ПК 1.1,1.4
Практические занятия:
4. Монтаж первичных преобразователей
5. Монтаж электромеханических систем автоматики
6. Монтаж гидравлических и пневматических систем автоматики
7. Монтаж исполнительных механизмов мехатронных систем
8. Монтаж и подключение вторичных измерительных приборов
9. Монтаж и подключение информационных устройств мехатронных
систем
10. Монтаж и подключение релейных устройств систем автоматики
Тема 1.3.
Организация
наладки систем
автоматического
управления, средств
измерений и
мехатронных систем
1. Организация наладочных работ.
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Подготовка и организация наладочных работ. Виды и этапы наладочных
работ. Роль службы контрольно-измерительных приборов (КИП) и
автоматики в период проведения наладочных работ. Техника
безопасности при проведении наладочных работ.
2. Виды технической документации при производстве монтажных работ.
Роль и виды технической документации при выполнении наладочных
работ. Объём и комплектность технической документации при
выполнении работ по наладке систем автоматического управления
(САУ), средств измерений и мехатронных систем.
3. Стендовая наладка средств измерений и автоматизации.
Стендовая наладка первичных измерительных и функциональных
преобразователей:
дифференциально-трансформаторных,
токовых,
частотных, ферродинамических, сопротивления, термоэлектрических,
пневматических. Стендовая наладка вторичных приборов типа
25
10
компенсационного
самописца
дифференциального
компенсационного самописца
уравновешивающего
унифицированным входным сигналом.
(КСД)
(КСУ)
и
с
Стендовая наладка вторичных приборов для измерения температуры.
Стендовая наладка приборов давления, расхода, уровня, контроля
состояния состава жидкостей, газов, силоизмерительных устройств.
Стендовая наладка регуляторов, исполнительных механизмов,
регулирующих органов. Стендовая наладка специальных средств
автоматизации: контактных и бесконтактных реле, реле контроля
скорости УКС, реле времени, командоаппаратов, магнитных пускателей.
4. Проверка и наладка средств измерения и автоматизации
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Проверка и наладка схемных участков предупредительной и аварийной
сигнализации, управление электроприводом машин и механизмов на
предприятии. Проверка и наладка схемных участков системы
дистанционного автоматизированного управления (СДАУ) на
предприятии. Проверка и наладка схемных участков систем контроля.
Проверка и наладка локальных систем стабилизации процессов на
предприятии.
5. Основные принципы наладки автоматизированных систем управления
технологическими процессами (АСУ ТП) и мехатронных систем.
Основные принципы наладки устройств сбора информации.
Особенности наладки микропроцессорных устройств и ЭВМ. Интерфейс
системы
управления
мехатронными
системами.
Наладка
робототехнических комплексов в период пуска и опытной эксплуатации.
6. Особенности наладки систем управления роботизированными
тележками, штабелёрами, конвейерными линиями, а также эксплуатация
манипуляторов и промышленных роботов
с бесконтактным
автоматизированным управлением.
11
Практические занятия
11. Построение технологической карты проверки и наладки средств
измерений.
12. Разработка технологии наладки САУ с использованием
технологических стендов.
13. Разработка технологии наладки мехатронной системы.
14. Изучение технического проекта, планирование наладочных работ.
15. Наладка средств измерений и систем управления
автоматизированной системы
Тема 1.4.
Организация
пусконаладочных и
испытательных
работ мехатронных
систем
1. Организация
испытательных
мехатронных систем.
и
пусконаладочных
работ
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Общие сведения о порядке организации и проведения испытательных и
пусконаладочных работ. Виды и способы подготовки к проведению
работ.
Мероприятия по технике безопасности.
Виды инструмента и приспособлений при проведении испытательных и
пусконаладочных работ.
2. Виды технической документации при проведении испытательных и
пусконаладочных работ мехатронных систем.
25
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Роль и виды технической документации применяемых при выполнении
наладочных работ. Объём и комплектность технической документации
при выполнении испытательных и пусконаладочных работ мехатронных
систем.
3. Основные
принципы
проведения
испытательных работ мехатронных систем.
пусконаладочных
и
Основные принципы проведения пусконаладочных работ мехатронных
12
систем. Особенности пусконаладочных работ мехатронных систем.
2
4. Основные принципы анализа датчиков физических величин при
проведении пусконаладочных и испытательных работ.
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Основные принципы применения измерительных устройств при
проведении пусконаладочных и испытательных работ с учетом контроля
перегрузок исполнительных маханизмов
Практические занятия
16. Подготовка инструмента и оборудования к проведению
пусконаладочных работ. Изучение техническойдокументации.
17. Проведение пусконаладочных работ мехатронных систем согласно
технической документации
18. Подготовка инструмента и оборудования к проведению
испытательных работ.
19. Изучение технической документации.
Проведение испытательных работ мехатронных систем согласно технической
документации.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Требования безопасности труда при монтажных работах. Способы
транспортировки и монтажа щитов, пультов.
2. Основные сведения о микропроцессорах и микро ЭВМ. Архитектура
вычислительной системы.
3. Подготовка докладов по темам: «Сортаменты применяемых
материалов; назначение монтируемого оборудования и способы
выполнения монтажных работ; устройство и правила пользования
применяемыми такелажными средствами», «Назначение, принцип
действия и правила монтажа пневматических, электронных и
гидравлических регуляторов и исполнительных механизмов»
4. Подготовка реферата по теме: «Конструкции, типы щитов и пультов
и правила их монтажа»
12
13
5. Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технической
литературой (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем)
6. Правила сдачи смонтированных систем автоматизации и выполнения
наладочных работ.
7. Составление монтажной характеристики оборудования.
8. Требования безопасности труда при монтажных работах. Способы
транспортировки и монтажа щитов, пультов.
9. Подготовка реферата по теме: «Стендовая наладка исполнительных
механизмов и регулирующих органов».
10. Подготовка доклада по теме: «Наладка робототехнических
комплексов в период пуска и опытной промышленной
эксплуатации».
11. Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технической
литературой (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем).
12. Работа над курсовым проектом.
13. Работа с конспектами занятий, учебной и специальной
технической литературой.
14. Подготовка к практическим занятиям с использованием
методических рекомендаций
15. Подготовка тематических рефератов по темам : «Сборочное
оборудование для сборки элементов датчиковой аппаратуры
методом запрессовки», «Размерная настройка техологическиих
приспособлений, применяемых на сборочных операциях на
станках с ЧПУ» и сообщений по по темам : «Прядок применения
направляющей технологической оснастки при сборке элементов
датчиковой аппаратуры Обличия приводов универсальных
станков и станков с ЧПУ», «Современные многоцелевые
мехатронные станки».
14
16. Подготовка коллективных комплексных заданий по разделам
курса преподавателя: «Базирования деталей в изделии при
сборке», оформление результатов практических занятий, отчётов
и подготовка к их защите- по разделу: Порядок применения
сборочного технологического оборудования
Консультации
6
Промежуточной аттестации (экзамена)
МДК.01.02. Монтаж мехатронных систем
Введение
Обзор
программного
обеспечения
Тема 2.2.
Архитектура
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Содержание
Обзор семейства ПЛК. Конструкция, монтаж, типы модулей. Организация
памяти.
Тема 2.1.
6
182
2
1
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Содержание
Установка программного обеспечения. Утилиты. Запуск ПО. Меню и
панели инструментов. Панель инструментов. Конфигурация ПЛК.
Структура проекта. Настройки проекта. Создание проекта. Система
помощи. Стандартные библиотеки
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
34
Практические занятия
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Конфигурация ПЛК. Создания проекта.
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Содержание
34
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
15
промышленных
контроллеров
Определения микроконтроллеров и промышленных контроллеров.
Назначение и область применения. Обобщенная структурная схема.
Назначение отдельных устройств.
Тема 2.3.
Роль абстрактной
модели OSI
Содержание
Тема 2.4.
Сети
промышленных
контроллеров
Абстрактная модель OSI для сетевых коммуникаций и разработки сетевых
протоколов. Различные уровни сетевой модели OSI, взаимодействие
уровней. Доступ к сетевым службам, представление и кодирование данных,
управление сеансом связи, транспортный уровень, логическая адресация,
физическая адресация, бинарная передача
1
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
34
1
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технической литературой.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций.
Подготовка тематических рефератов по темам: «Сборочное оборудование для сборки элементов
датчиковой аппаратуры методом запрессовки», «Размерная настройка техологическиих
приспособлений, применяемых на сборочных операциях станках с ЧПУ» и сообщений по по темам
: «Прядок применения направляющей технологической оснастки при сборке элементов
датчиковой аппаратуры Обличия приводов универсальных станков и станков с ЧПУ»,
«Современные многоцелевые мехатронные станки».
Подготовка коллективных комплексных заданий по разделам курса преподавателя: «Базирования
деталей в изделии при сборке», оформление результатов практических занятий, отчётов и
подготовка к их защите- по разделу: Порядок применения сборочного технологического
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Содержание
Промышленные контроллеры, представленные на российском рынке.
Выбор средств коммуникации. Топология линий связи промышленной
сети. Среды передачи информации.
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
34
1
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
12
16
оборудования.
Курсовой проект
Примерная тематика курсовых работ
1.
Монтаж электрических исполнительных механизмов
2.
Монтаж гидравлических исполнительных механизмов
3.
Монтаж пневматических исполнительных механизмов
4.
Происк неисправностей
5.
Эксплуатация электрических сетей
6.
Эксплуатация электрических машин
7.
Эксплуатация конвейерных линий
8.
Структура электроремонтного производства
Консультации
Промежуточной аттестации (экзамена)
МДК.01.03 Программирование мехатронных систем
Тема 3.1.
Проектирование
программного
обеспечения ПЛК
20
6
6
90
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
Содержание
Структурная схема взаимосвязи программного обеспечения устройств
полевого уровня - ПЛК- SCADA.
Тема 3.2
Содержание
Языки
программирования
Языки программирования. Конфигурирование модулей ввода/ вывода
стандарта
ПЛК.
IEC 1131-3
Практические занятия
16
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
16
1
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
17
1.Создание ресурса и программ для ПЛК на языке стандарта IEC 6 1131-3
Structured Text.
2. Создание программ для ПЛК на языке стандарта IEC 6 1131-3 Ladder
Diagram
3. Отладка программ для ПЛК на языках стандарта IEC 6 1131-3
Structured Text и Ladder Diagram в среде Infoteam OpenPCS
4. Создание программ для ПЛК на языке стандарта IEC 6 1131-3
Instruction List
5. Создание программ для ПЛК на языке стандарта IEC 6 1131-3 Function
Block Diagram
Тема 3.3.
Содержание
Система
Редактор POU. Синтаксически-управляемый редактор описания. Описание
программирования в синтаксически-управляемом режиме. Ввод программы на языках IL, LD,
OpenPCS
FBD, ST. Сохранение программы. Проверка синтаксиса. Исправление
ошибок. Редактирование программы. Менеджер системы Workbench.
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
2
ОК 1-3, 5, 9,
10 ПК 1.1,1.4
16
Практические занятия
Изучение основных свойств инструментальных средств Infoteam OpenPCS.
Тема 3.4.
Непрерывная
функциональная
схема
Содержание
Стили и символы. Структура OPENCFC-редактора. Создание и
редактирование программы. Программы отладки в режиме онлайн.
Последовательность выполнения. Изменение интерфейса блока. Составные
блоки. Языковые расширения.
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технической
литературой.
16
4
18
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических
рекомендаций.
Подготовка тематических рефератов по темам: «Сборочное оборудование
для сборки элементов датчиковой аппаратуры методом запрессовки»,
«Размерная настройка техологическиих приспособлений, применяемых на
сборочных операциях станках с ЧПУ» и сообщений по по темам : «Прядок
применения направляющей технологической оснастки при сборке
элементов датчиковой аппаратуры Обличия приводов универсальных
станков и станков с ЧПУ», «Современные многоцелевые мехатронные
станки».
Курсовой проект
Примерная тематика курсовых работ
1. Монтаж электрических исполнительных механизмов
2. Монтаж гидравлических исполнительных механизмов
3. Монтаж пневматических исполнительных механизмов
4. Происк неисправностей
5. Эксплуатация электрических сетей
6. Эксплуатация электрических машин
7. Эксплуатация конвейерных линий
8. Структура электроремонтного производства
9. Методика испытания силовых электрических сетей
10. Сборка электрических машин
11. Сборка узлов мехатронных систем
12. Особенности монтажа конвейерных линий
13. Особенности монтажа трансформаторов
14. Наладка электрических аппаратов
15. Наладка и контрольные испытания электрических машин
Консультации
6
Промежуточной аттестации (экзамена)
6
10
19
Учебная практика раздела
Виды работ
- выполнение работ по эксплуатации систем автоматического управления, средств измерений
и мехатронных систем;
- выполнение работ по монтажу различных элементов систем автоматического управления;
- выполнение работ по наладке учебного оборудования
Производственная практика
Виды работ
участие в организации работ по производственной эксплуатации и обслуживанию средств
измерений;
участие в организации работ по производственной эксплуатации и обслуживанию систем
автоматического управления;
участие в организации работ по производственной эксплуатации и обслуживанию мехатронных
систем;
участие в ведении наладки средств измерений, систем автоматического управления и
мехатронных устройств;
участие в монтаже средств измерений, систем автоматического управления и мехатронных
устройств;
участие в проведении диагностики средств измерений, систем автоматического управления и
мехатронных устройств;
оформление технологической документации по результатам проведения пусконаладочных и
испытательных работ средств измерений, систем автоматического управления и мехатронных
устройств
Всего
108
144
668
20
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебный кабинет Мехатронные робототехнические комплексы,
оснащенный оборудованием:
• рабочее место преподавателя;
• рабочие места по количеству обучающихся;
• наглядные пособия (образцы, плакаты);
• комплект деталей, инструментов, приспособлений;
• комплект бланков технологической документации.
Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением;
• мультимедиапроектор;
• интерактивная доска;
• компьютерные обучающие, контролирующие и профессиональные
программы;
• DVD-фильмы.
Лаборатория «Программирование логических контроллеров»,
оснащенная оборудованием::
• рабочее место преподавателя;
• рабочие места по количеству обучающихся;
• компьютер;
• Учебные стенды на базе контроллеров SIMATIC S7 300;
• Учебные стенды на базе контроллеров SIMATIC S7 400;
• Учебные стенды на базе контроллеров SIMATIC S7 1200;
• Учебные стенды на базе контроллеров SIMATIC S7 1500;
• Учебные стенды на базе контроллеров ОВЕН ПЛК100;
• Учебные стенды на базе контроллеров ОВЕН ПЛК110;
• Программное обеспечение SIMATIC Step 7;
• Программное обеспечение SIMATIC TIA Portal;
• Программное обеспечение CodeSys;
• Персональные компьютеры.
21
Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением;
• мультимедиапроектор;
• интерактивная доска.
Электромонтажная мастерская:
Индивидуальные рабочие места обучающихся (12 шт.) в составе:
- стол монтажный антистатический со стулом,
- дымоулавливатель,
- паяльная станция с набором сменных картриджей-наконечников,
- лупа с подсветкой,
- осциллограф,
- источник постоянного напряжения;
- генератор сигналов переменного тока;
- набор ручного инструмента (пинцеты, бокорезы, плоскогубцы,
отвертки, гаечные ключи, инструмент для снятия изоляции с проводов).
Токовые клещи (не менее 1шт.);
Мегомметр (не менее 1 шт.);
RLC – метр (не менее 1 шт.);
Микроскоп (не менее 1 шт.).
Требования к оснащению баз практик
1. Пневматические или гидравлические, или электрические приводы.
2. Программируемые логические контроллеры (ПЛК)
3. Конвейерные линии
4. Промышленные роботы (манипуляторы)
5. Контрольно-измерительные приборы
6. HMI панели (панели оператора)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Автоматическое управление : учеб. Пособие / А. М. Петрова. — М. :
ФОРУМ, 2017. — 240 с.
2. Федотов А.В. Основы теории автоматического управления: Учебное
пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – 279 с.
22
3. Автоматическое управление. Курс лекций с решением задач и
лабораторных работ: учеб. Пособие / Н.П. Молоканова. – 2017. – 224 с.
4. Ротач В.Я. Теория автоматического управления. — М.: МЭИ, 2012.
5. Автоматизация производственных процессов в машиностроении : учеб.
Пособие / Е.Э. Фельдштейн, М.А. Корниевич. — Минск: Новое знание; М. :
ИНФРА-М, 2017. — 264 с.
6. Электрическое и электромеханическое оборудование учебник / В.П.
Шеховцов. — 3-е издание. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 416 с.
7. Расчет электрических и магнитных цепей и полей. Решение задач : учеб.
Пособие / Е.А. Лоторейчук. — 2-е изд., испр. И доп. — М. : ИД «ФОРУМ» :
ИНФРА-М, 2017. — 272 с.
8. Источники электропитания: Учебное пособие / Васильков А. В.,
Васильков И. А. – М.: Форум, 2016. – 400 с.
9. Теоретические основы электротехники: учебник / Е.А. Лоторейчук. — М. :
ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 317 с.
10.Технологическое оборудование: учебное пособие / О.И. Аверьянов, И.О.
Аверьянова, В.В. Клепиков. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2016. – 240 с.
11.Электрические машины. Лабораторные работы: учеб. Пособие / А.В.
Глазков. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 96 с.
12.Электротехника с основами электроники: Учебное пособие / Славинский
А.К., Туревский И.С. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 448 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Прибор: научно-производственное объединение: каталог продукции
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.npopribor.ru/
2. Приборы универсальные // Челябинский завод измерительных приборов
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://priborpremium.ru/07.html#info
3. Схемы сертификации продукции в России [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: http://www.stroyinf.ru/sr7.html
4. ФС Энергия: сертификация и лицензирование [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: http://www.energiatest.ru/certification-production.htm
5. Южно-Уральский опытно-механический завод [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: http://www.instrumentalist.ru/StartID=3&ID=60&CategoryID=75.htm
23
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 1.1.
Выполнять сборку
различных узлов
мехатронных
устройств и систем
Критерии оценки
Методы оценки
Практический опыт: выполнять
сборку узлов и систем, монтажа,
наладки оборудования, средств
измерения и автоматизации,
информационных устройств
мехатронных систем;
составлять документацию для
проведения работ по монтажу
оборудования мехатронных систем.
Знания:
правила техники безопасности при
проведении монтажных и пусконаладочных работ и испытаний
мехатронных систем;
концепцию бережливого
производства;
перечень технической документации
на производство монтажа
мехатронных систем;
нормативные требования по
проведению монтажных работ
мехатронных систем;
порядок подготовки оборудования к
монтажу мехатронных систем;
технологию монтажа оборудования
мехатронных систем;
принцип работы и назначение
устройств мехатронных систем;
теоретические основы и принципы
построения, структуру и режимы
работы мехатронных систем;
правила эксплуатации компонентов
мехатронных систем.
Умения:
применять технологии бережливого
производства при организации и
выполнении работ по монтажу и
наладке мехатронных систем;
читать техническую документацию на
производство монтажа;
читать принципиальные структурные
схемы, схемы автоматизации, схемы
соединений и подключений;
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Тестирование
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
24
ПК 1.2.
Выполнять снятие и
установку датчиков
мехатронных
устройств и систем
ПК 1.3. Производить
наладку и
регулировку
различных узлов и
агрегатов
мехатронных
устройств и систем
готовить инструмент и оборудование
к монтажу;
осуществлять предмонтажную
проверку элементной базы
мехатронных систем;
осуществлять монтажные работы
гидравлических, пневматических,
электрических систем и систем
управления;
контролировать качество проведения
монтажных работ мехатронных
систем.
Практический опыт:
программировать мехатронные
системы с учетом специфики
технологических процессов.
Знания:
принципы связи программного кода,
управляющего работой ПЛК, с
действиями исполнительных
механизмов;
методы непосредственного,
последовательного и параллельного
программирования;
алгоритмы поиска ошибок
управляющих программ ПЛК;
промышленные протоколы для
объединения ПЛК в сеть;
языки программирования и
интерфейсы ПЛК;
технологии разработки алгоритмов
управляющих программ ПЛК.
Умения:
настраивать и конфигурировать ПЛК в
соответствии с принципиальными
схемами подключения;
читать принципиальные структурные
схемы, схемы автоматизации, схемы
соединений и подключений.
Практический опыт:
программировать мехатронные
системы с учетом специфики
технологических процессов.
Знания:
Экспертное
наблюдение и оценка
выполнения
лабораторных и
самостоятельных
работ, работ по
учебной и
производственной
практикам
Тестирование
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Тестирование
25
ПК 1.4.
Проводить настройку
комплексов следящих
приводов в составе
мехатронных
устройств и систем
языки программирования и
интерфейсы ПЛК;
технологии разработки алгоритмов
управляющих программ ПЛК;
основы автоматического управления;
методы визуализации процессов
управления и работы мехатронных
систем;
методы отладки программ управления
ПЛК;
методы организации обмена
информацией между устройствами
мехатронных систем с
использованием промышленных
сетей.
Умения:
разрабатывать алгоритмы управления
мехатронными системами;
программировать ПЛК с целью
анализа и обработки цифровых и
аналоговых сигналов и управления
исполнительными механизмами
мехатронных систем;
визуализировать процесс управления
и работу мехатронных систем;
применять специализированное
программное обеспечение при
разработке управляющих программ и
визуализации процессов управления и
работы мехатронных систем;
проводить отладку программ
управления мехатронными системами
и визуализации процессов управления
и работы мехатронных систем;
использовать промышленные
протоколы для объединения ПЛК в
сеть.
Практический опыт:
проводить контроль работ по монтажу
оборудования мехатронных систем с
использованием контрольноизмерительных приборов;
осуществлять пуско-наладочные
работы и испытания мехатронных
систем.
Знания:
последовательность пусконаладочных работ мехатронных
систем;
технологию проведения пусконаладочных работ мехатронных
систем;
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Тестирование
26
нормативные требования по монтажу,
наладке и ремонту мехатронных
систем;
технологии анализа
функционирования датчиков
физических величин, дискретных и
аналоговых сигналов;
правила техники безопасности при
отладке программ управления
мехатронными системами.
Умения:
производить пуско-наладочные
работы мехатронных систем;
выполнять работы по испытанию
мехатронных систем после наладки и
монтажа.
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам
ОК 02. Использовать
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Экспертная оценка
Умения:
распознавать задачу и/или проблему в результатов
профессиональном и/или социальном деятельности
контексте; анализировать задачу и/или студентов при
проблему и выделять её составные
выполнении и защите
части; определять этапы решения
практических и
задачи; выявлять и эффективно искать лабораторных работ
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать
результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с
помощью наставника).
Тестирование
Знания:
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или
социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности
Экспертная оценка
Умения:
27
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
определять задачи поиска
информации; определять
необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов
поиска; оформлять результаты поиска
Знания:
номенклатура информационных
источников применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования
информации; формат оформления
результатов поиска информации
ОК 03.
Умения:
Планировать и
определять актуальность нормативнореализовывать
правовой документации в
собственное
профессиональной деятельности;
профессиональное и
выстраивать траектории
личностное развитие, профессионального и личностного
предпринимательскую развития
деятельность в
Знания:
профессиональной
содержание актуальной нормативносфере, использовать
правовой документации; современная
знания по правовой и научная и профессиональная
финансовой
терминология;
грамотности в
возможные траектории
различных жизненных профессионального развития и
ситуациях
самообразования
ОК 05.
Умения:
Осуществлять устную излагать свои мысли на
и письменную
государственном языке;
коммуникацию на
оформлять документы.
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
ОК 09.
Умения:
Пользоваться
применять средства информационных
профессиональной
технологий для решения
документацией на
профессиональных задач;
государственном и
использовать современное
иностранном языках
программное обеспечение
Знания:
современные средства и устройства
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Тестирование
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Тестирование
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических и
лабораторных работ
Тестирование
28
информатизации;
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной деятельности.
Знания:
правила построения простых и
сложных предложений на
профессиональные темы;
основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная
лексика);
лексический минимум, относящийся к
описанию предметов, средств и
процессов профессиональной
деятельности;
особенности произношения;
правила чтения текстов
профессиональной направленности.
Тестирование
29