ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:33:59
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в
профессиональной деятельности разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий,
специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Чебанюк Людмила Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
УЧЕБНОЙ
6
ПРОГРАММЫ
11
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Информационные технологии в
профессиональной
деятельности»
является
обязательной
частью
профессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям).
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной
деятельности» наряду с другими учебными дисциплинами обеспечивает
формирование общих компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 1
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам
использовать
технологии
сбора, размещения, хранения,
накопления, преобразования и
передачи
данных
в
профессионально
ориентированных
информационных системах;
использовать
в
профессиональной
деятельности различные виды
программного обеспечения, в
том числе специального;
применять компьютерные и
телекоммуникационные
средства
основные
понятия
автоматизированной
обработки
информации;
общий
состав
и
структуру
персональных компьютеров и
вычислительных систем;
состав, функции и возможности
использования информационных и
телекоммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности;
методы
и
средства
сбора,
обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
базовые системные программные
продукты и пакеты прикладных
программ
в
области
профессиональной деятельности;
основные методы и приемы
обеспечения
информационной
безопасности
ОК 2
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 3
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
4
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 4
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде
ОК 5
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
ОК 6
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 9
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
5
Всего учебной нагрузки по дисциплине – 64 часа.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 60 часов
Из них:
- теоретическое обучение – 20 часов;
- лабораторных и практических занятий – 48 часов;
- промежуточной аттестации – 2 часа.
Самостоятельная работа – 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем учебной дисциплины
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
теоретическое обучение
20
лабораторные работы и практические занятия (если предусмотрено)
48
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
1
2
Раздел 1 Аппаратное обеспечение информационных технологий
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Технические
1.
Основные устройства компьютера, их характеристики
средства
2.
Дополнительные устройства компьютера, их характеристики
информационн
ых технологий Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольная работа по теме (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
- составить схему «Дополнительные устройства компьютера»
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Применение
1.
Классификация персональных компьютеров
компьютеров в 2.
Требования эргономики при работе за компьютером
профессиональн Лабораторные работы (не предусмотрены)
ой деятельности Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольная работа по теме (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
- составить схему «Классификация персональных компьютеров»
Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
1.
Обработка
Обработка текстовой информации
2.
информации
Процессоры электронных таблиц
3.
Технология использования систем управления базами данных
4.
Электронные презентации
5.
Обработка графической информации
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
Форматирование абзацев
Организация расчетов в Excel
Создание базы данных и работа с данными в СУБД Access
Объем
часов
3
13
6
Уровень
освоения
4
1
1
Осваиваемы
е элементы
компетенций
5
ОК 1-6, 9
-
6
1
1
ОК 1-6, 9
2
2
2
2
2
ОК 1-6, 9
1
32
6
7
Тема 2.2
Системы
оптического
распознавания
текста
Тема 2.3
Системы
машинного
перевода
.
Тема 2.4
Компьютерные
справочные
правовые
системы
Создание гиперссылок в презентации PowerPoint
Создание, оформление и настройка презентации PowerPoint
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
подготовка реферата по теме «Использование текстовых процессоров в
издательстве»
- подготовка реферата по теме «Оформление документов с помощью фоновых
рисунков, границ и текстовых эффектов»
Содержание учебного материала
1.
Интерфейс программы FineReader
2.
Основные этапы распознавания информации
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
Сканирование, и обработка текстово-графической информации
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным
преподавателем)
Содержание учебного материала
1.
Средства автоматизации переводов
2.
Переводческие пакеты PROMT
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
- подготовка рефератов по теме «История электронного перевода».
Содержание учебного материала
1.
Обзор компьютерных СПС
2.
Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в СПС
-
6
1
1
ОК 1-6, 9
1
1
ОК 1-6, 9
1
2
ОК 1-6, 9
-
6
-
6
8
«Консультант Плюс»
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
- подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Основы работы 1.
Описание разделов программы
в программе
2.
Основные режимы работы программы
FluidSIM
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
Проектирование пневматических схем
Проектирование гидравлических схем
Проектирование электротехнических схем
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
Раздел 3. Компьютерные коммуникации и безопасность
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Организация
1.
Типы компьютерных сетей
работы в
2.
Интернет как единая система ресурсов
глобальной сети Лабораторные работы (не предусмотрены)
Интернет
Практические занятия :
Поиск информации в Интернет
Работа с электронной почтой
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций
- подготовка рефератов по теме «Информационные сервисы сети Интернет»
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Основы
1.
Информационная безопасность.
информационно 2.
Защита от компьютерных вирусов
йи
компьютерной 3.
Организация безопасной работы с компьютерной техникой
безопасности
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
1
1
ОК 1-6, 9
1
1
ОК 1-6, 9
1
1
1
ОК 1-6, 9
6
2
17
8
-
8
9
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий,
составленным преподавателем);
- анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения
дисциплины;
- анализ выполнения плана самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
1
2
64
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия
лаборатории
информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета информатики:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
автоматизированное рабочие места обучающихся (по количеству
обучающихся);
сетевое периферийное оборудование;
периферийное оборудование для вводы и вывода информации;
мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной
деятельности: учебное пособие, 10-е издание - М.: Издательский центр
Академия, 2012
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие, 10-е издание М.: Издательский центр Академия, 2012
Для преподавателей:
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в
профессиональной деятельности: учебное пособие, 11-е издание - М.:
Издательский центр Академия, 2012
Михеева, Е.В, Титова О.И. Информатика: учебник, 7-е издание - М.:
Издательский центр Академия, 2012
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова МС Информатика и ИКТ:
практикум - М.: Издательский центр Академия, 2012
Интернет-ресурсы:
http://автодата.онлайн/ (Онлайн база данных по ремонту автомобилей
для автосервисов)
11
http://iit.metodist.ru (Информатика и информационные технологии: cайт
лаборатории информатики МИОО)
http://www.intuit.ru ( Интернет-университет информационных технологий
(ИНТУИТ.ру)
http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=25 (информатика, уроки
информатики, видео уроки по информатике)
http://www.metod-kopilka.ru/ (методическая копилка учителя информатики)
http://www.klyaksa.net/htm/uchitel/index.htm (информационнообразовательный портал для учителя информатики и ИКТ)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
«Информационные
и
оценка
технологии
результатов
в
освоения
профессиональной
дисциплины
деятельности»
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является
комплексный дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления,
преобразования и передачи данных в
профессионально ориентированных
информационных системах;
использовать в профессиональной
деятельности различные виды
программного обеспечения, в том числе
специального;
применять компьютерные и
телекоммуникационные средства;
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
экспертная оценка выполнения
самостоятельной работы, оценка в процессе
выполнения (защиты) лабораторных и
практических работ
экспертная оценка выполнения
самостоятельной работы, оценка в процессе
выполнения (защиты) лабораторных и
практических работ
экспертная оценка выполнения
самостоятельной работы, оценка в процессе
выполнения (защиты) лабораторных и
практических работ
Знания:
общий состав и структуру
персональных компьютеров и
вычислительных систем;
экспертная оценка выполнения контрольных
работ, оценка выполнения самостоятельной
работы, оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
12
состав, функции и возможности
использования информационных и
телекоммуникационных технологий в
профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки,
хранения, передачи и накопления
информации;
базовые системные программные
продукты и пакеты прикладных
программ в области профессиональной
деятельности;
основные методы и приемы
обеспечения информационной
безопасности
экспертная оценка выполнения контрольных
работ, оценка выполнения самостоятельной
работы, оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
экспертная оценка выполнения контрольных
работ, оценка выполнения самостоятельной
работы, оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
экспертная оценка выполнения контрольных
работ, оценка выполнения самостоятельной
работы, оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
экспертная оценка выполнения контрольных
работ, оценка выполнения самостоятельной
работы, оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
13