29. ОП.05 Охрана труда

Подписано цифровой

ГОСУДАРСТВЕННОЕ подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14 15:30:14
ИНДУСТРИИ"
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ОХРАНА ТРУДА
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 ОХРАНА ТРУДА
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования
(далее - ФГОС СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий,
специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Копин Олег Михайлович, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
УЧЕБНОЙ
5
УЧЕБНОЙ

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10
11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Охрана труда» является обязательной
частью профессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям).
Учебная дисциплина «Охрана труда» наряду с другими учебными
дисциплинами
обеспечивает
формирование
профессиональных
компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
ПК 1.1
Выполнять сборку
различных узлов
мехатронных
устройств и систем
ПК 1.4
Проводить
настройку
комплексов
следящих
приводов в составе
мехатронных
устройств и систем
ПК 2.1
Выявлять внешние
дефекты узлов и
агрегатов
мехатронных
устройств и систем
в результате их
внешнего осмотра
ПК 3.3
Выполнять монтаж
и настройку
средств измерений
и
робототехнических
устройств и систем

Умения

Знания

Применять технологии
Нормативные требования по
бережливого производства при проведению монтажных работ
организации и выполнении
мехатронных систем
работ по монтажу и наладке
мехатронных систем
Правила техники безопасности
при проведении монтажных и
пуско-наладочных работ и
испытаний мехатронных систем;

Обеспечивать безопасность
работ при ремонте,
техническом обслуживании,
контроле и испытаниях
оборудования мехатронных
систем

Правила техники безопасности
при проведении работ по
ремонту, техническому
обслуживанию, контролю и
испытаниям мехатронных
систем

Обеспечивать безопасность
работ при оптимизации
работы компонентов и
модулей мехатронных систем

Правила техники безопасности
при проведении работ по
оптимизации мехатронных
систем

4

1.3. Рекомендуемое
дисциплины:

количество

часов

на

освоение

программы

Всего учебной нагрузки по дисциплине – 36 часов.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 34 часа
Из них:
- теоретическое обучение – 16 часов;
- лабораторных и практических занятий – 18 часов;
- промежуточной аттестации – 2 часа.
Самостоятельная работа – 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем учебной дисциплины

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:
теоретическое обучение

16

лабораторные работы и практические занятия (если предусмотрено)

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем часов

2

3

Содержание учебного материала
Основные понятия и терминология безопасности труда. Основные задачи охраны труда
2

Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Классификация и 1. Основные стадии идентификации негативных производственных факторов.
номенклатура
Классификация опасных и вредных производственных факторов. Источники опасных и
негативных фак- вредных производственных факторов. Опасные и вредные виды работ на производстве.
торов
Тема 1.2.
Источники и
характеристики
негативных
факторов и их
воздействие на
человека

Тема 2.1.

Содержание учебного материала
1. Характеристика негативных факторов. Источники негативных факторов.
Воздействие негативных факторов на человека. Нормирование и предельно
допустимые уровни негативных (вредных) факторов. Опасные механические факторы.
Физические негативные факторы. Химические негативные факторы. Опасные факторы
комплексного характера. Опасные электрические факторы
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа со словарями и справочниками. Подготовка доклада на тему «Основные
положения законодательства об охране труда».
2. Работа с ГОСТами: ГОСТ Р 51330, ГОСТ 3.1408-85, ГОСТ 1759.0-87, ГОСТ 26.01581, ВСН 205-84, ГОСТ 12.3.003-86, ГОСТ 12.2.020-76, ССБТ, ГОСТ 26583-85, ГОСТ
12.003-75
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов
Содержание учебного материала

Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ПК 1.1.-ПК 1.4.
П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.

6

3

3

ПК 1.1.-ПК 1.4.
П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.

ПК 1.1.-ПК 1.4.
П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.

-

8
2

ПК 1.1.-ПК 1.4.
6

Защита человека
от физических
негативных
факторов

1. Основные способы защиты от физических негативных факторов. Защита от
вибрации, шума, инфра- и ультразвука. Защита от электромагнитного и
ионизирующего излучений. Защита от электрических и магнитных полей,
инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового излучений. Защита от радиации.
Методы и средства обеспечения электробезопасности при проведении монтажа, сборки
и регулировки приборов и устройств (агрегатов).
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Защита человека 1. Основные индивидуальные средства защиты человека от химических и
от химических и биологических негативных факторов в производстве приборов и устройств. Методы
биологических
защиты от химических и биологических негативных факторов. Способы защиты от
негативных
загрязнённой воздушной и водной сред. Система вентиляции и очистка воздуха от
факторов
вредных веществ. Методы и средства очистки воды.
Тематика практических занятий
1. Выполнение расчёта уровня шума на рабочем месте
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Защита человека 1. Основные методы и средства защиты от механического травмирования при работе с
от опасности
технологическим оборудованием и инструментом. Безопасные приёмы выполнения
механического
работ с ручным инструментом при проведении сборочно-монтажных работ приборов,
травмирования
устройств и агрегатов. Особенности обеспечения безопасности монтажных работ
приборов, устройств и агрегатов. Требования, предъявляемые к средствам защиты.
Основные защитные средства.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Защита человека 1. Основные методы и средства защиты от опасных факторов комплексного характера в
от опасных
машиностроительной промышленности и станкостроении. Методы пожарной защиты
факторов
(безопасности) на промышленных объектах. Огнетушащие средства и особенности их
комплексного
применения. Методы защиты от статического электричества. Молние защита зданий и
характера
сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем:
предохранительные устройства, контрольно-измерительные приборы, регистрация,
техническое освидетельствование и испытание приборов и агрегатов.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с конспектами лекций, нормативными документами.
2. Подготовка докладов и сообщений
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Микроклимат
1. Механизм теплообмена между организмом человека и окружающей средой.

П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.

2

2

ПК 2.1
ПК 1.1.-ПК 1.4.
П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.

2

7
3

ПК 1.1.-ПК 1.4.
7

помещений

Тема 3.2.
Освещение

Тема 4.1.
Психофизиоло гические и
эргономические
основы
безопасности
труда

Принципы терморегуляции организма человека.
Параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование.
2. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях на
производстве электронных приборов и устройств. Понятие «чистая комната». Системы
и виды вентиляционных систем (естественная, общеобменная, местная, аварийная и
механическая вентиляционные системы).
Содержание учебного материала
1. Требования к системам освещения. Параметры освещения на рабочих местах.
Методы расчёта освещения. Требования к организации освещения на рабочих местах.
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование.
Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для
создания комфортных зрительных условий при выполнении монтажа, сборки,
регулировки и настройки приборов, устройств и агрегатов
Тематика практических занятий
1. Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе.
2. Выполнение расчёта общего освещения для производственных помещений.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление инструкции по охране труда по специальности.
2. Работа с конспектами лекций, нормативными документами.
Раздел 4. Основы безопасности труда
Содержание учебного материала
1. Психические свойства человека, влияющие на безопасность. Виды трудовой
деятельности. Классификация условий трудовой деятельности по тяжести и
напряжённости трудового процесса.
Классификация условий труда по факторам производственной среды. Основные
психические причины травматизма.
2. Основные антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики
человека. Общность и различия между физическим и умственным трудом. Влияние
алкоголя на безопасность труда.
3. Энергетические затраты при различных видах трудовой деятельности. Способы
снижения утомления человека и повышения его работоспособности. Способы оценки
тяжести и напряжённости труда. Требования к организации рабочего места.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с конспектами лекций, нормативными документами.
2. Подготовка докладов, сообщений.

П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.

3

1

ПК 1.1, ПК 1.4,
ПК 2.1, ПК 3.3

2
ПК 1.1.-ПК 1.4.
П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.
2

8

Раздел 5. Управление безопасностью труда
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Правовые,
1. Трудовое законодательство. Система стандартов безопасности труда. Система
нормативные и
управления безопасностью труда в РФ. Система контроля и надзора за безопасностью
организационные труда.
основы
Организация работы службы охраны труда на производстве.
безопасности
Регистрация, учёт несчастных случаев на производстве.
труда.
2. Нормативная документация, необходимая при решении профессиональных задач на
предприятии. Контроль условий труда. Ответственность за нарушение требований
охраны труда. Гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила. Аттестация
рабочих мест
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
Экономические
1. Экономический ущерб от производственного травматизма и профессиональных
Механизмы
заболеваний. Принципы расчёта экономического ущерба от производственного
управления
травматизма и профессиональных заболеваний. Затраты на обеспечение требований
безопасностью
охраны труда. Экономическая эффективность мероприятий по обеспечению
труда
требований охраны труда.
Тематика практических занятий
1. Решение ситуационных задач «Расследование, оформление и учёт несчастных
случаев на производстве».
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с конспектами лекций, нормативными документами.
2. Подготовка докладов и сообщений.
Раздел 6. Первая помощь пострадавшим
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Оказание первой 1. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Виды
медицинской
травм, ран, ожогов и других механических повреждений.
помощи
Первая помощь при поражении электрическим током. Приёмы доврачебной помощи.
пострадавшим
Принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приёмы.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с конспектами лекций, нормативными документами.
2. Подготовка сообщений, докладов.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

6

3

ПК 1.1.-ПК 1.4.
П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.

3
ПК 1.1, ПК 1.4,
ПК 2.1, ПК 3.3
3

2

ПК 1.1.-ПК 1.4.
П.К.2.1.-ПК 2.3.
ПК 3.1.-ПК 3.3.
ПК 4.1.-ПК 4.3.
ПК 5.1.-ПК 5.5.

1
2
36
9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
учебный кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».
Оборудование учебного кабинета:
• рабочие места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника
безопасности»;
• комплекты индивидуальных средств защиты;
• роботы-тренажёры для отработки навыков первой доврачебной помощи;
• контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
• образцы исправного и неисправного инструмента, предохранительных
приспособлений;
• медицинская аптечка.
Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением;
• мультимедиапроектор;
• экран;
• комплект видеофильмов и видео- инструктажей по охране труда.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Трудовой кодекс РФ (редакция 2016/2017 гг.) №197-ФЗ.
2. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М.: Академия,
2015. – 320 с.
http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/38330/
3. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природнотехногенной сфере: Прогнозирование последствий. М.: Академия, 2012.
– 368 с.
4. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. М.: Академия, 2015. –
336 с.

5. Правила по охране труда при работе с инструментом и
приспособлениями от 17 августа 2015 года № 552н.
6. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок от
24.07.2013 № 328н.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Основы охраны труда: учеб. по общим вопросам охраны труда
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.s.compcentr.ru/04/uot/ot01.html
2. Охрана труда в России: информационный портал [Электронный ресурс].
— Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/
3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Физические факторы производственной среды.
Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих
местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой
застройки. — Введ. 1996—10—31 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://law.rufox.ru/view/19/ 93006911.htm
4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

умение применять технологии
бережливого производства при
организации и выполнении работ
по монтажу и наладке
мехатронных систем;

Результативное
применение технологии
бережливого производства
при организации и
выполнении работ по
монтажу и наладке
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

умение выполнять работы по
испытанию мехатронных систем
после наладки и монтажа;

Скорость и техничность
выполнения работ по
испытанию мехатронных
систем после наладки и
монтажа

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

умение обеспечивать
безопасность работ при ремонте,
техническом обслуживании,
контроле и испытаниях
оборудования мехатронных

Правильность обеспечения
безопасности работ при
ремонте, техническом
обслуживании, контроле и
испытаниях оборудования

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
11

систем;

мехатронных систем

умение обеспечивать
безопасность работ при
оптимизации работы
компонентов и модулей
мехатронных систем.

Правильность обеспечения
безопасности работ при
оптимизации работы
компонентов и модулей
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

знание правил техники
безопасности при проведении
монтажных и пуско-наладочных
работ и испытаний мехатронных
систем;

Соблюдение правил
техники безопасности при
проведении монтажных и
пуско-наладочных работ и
испытаний мехатронных
систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

знание нормативных требований Соблюдение нормативных
по проведению монтажных работ требований по проведению
мехатронных систем;
монтажных работ
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

знание правил техники
безопасности при отладке
программ управления
мехатронными системами;

Соблюдение правил
техники безопасности при
отладке программ
управления мехатронными
системами

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

знание правил техники
безопасности при проведении
работ по ремонту, техническому
обслуживанию, контролю и
испытаниям мехатронных
систем;

Соблюдение правил
техники безопасности при
проведении работ по
ремонту, техническому
обслуживанию, контролю
и испытаниям
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
12

знание правил техники
безопасности при проведении
работ по оптимизации
мехатронных систем.

Соблюдение правил
техники безопасности при
проведении работ по
оптимизации мехатронных
систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».