ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:22:40
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.10 География
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)
2024 г.
Рабочая
программа
Федерального
разработана
государственного
в
соответствии
образовательного
с
требованиями
стандарта
среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред.
12.08.2022) и Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой
специальности ППССЗ 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям),
входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
стр.
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
5
3.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
4.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
12
5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
13
6.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
14
7.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
18
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География»
предназначена
для
изучения
географии
в
профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «География» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №
413; на основе Примерной программы общеобразовательной дисциплины
«География» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
"Федеральный институт развития образования", протокол № 3 от 21 июля
2015 г., регистрационный номер рецензии 376.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС,
ППССЗ).
Содержание программы «География» направлено на достижение
следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном,
многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и
локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими
4
географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных
регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной
жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая
географические карты, статистические материалы, геоинформационные
системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран
мира в условиях стремительного развития международного туризма и
отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и
простого общения.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
учебная дисциплина «География» является учебным предметом обязательной
предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего
образования.
Учебная
дисциплина
«География»
изучается
в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и
способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития географической науки и общественной
практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
5
− сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и
критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и
способность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач,
применению различных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения,
установления
аналогий,
классификации
на
основе
самостоятельного выбора оснований и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
аргументированные выводы;
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития
современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об
обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
− владение представлениями о современной географической науке, ее
участии
6
в решении важнейших проблем человечества;
− владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов
и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
природных социально-экономических и экологических процессах и
явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее
условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, природных и социальноэкономических
аспектах экологических проблем.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
38
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
теоретическое обучение
18
лабораторных и практических занятий
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
2
7
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи
географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований.
Источники географической информации. Географические карты различной
тематики и их практическое использование. Статистические материалы.
Геоинформационные системы.
Международные сравнения.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и
современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся
государственные образования. Группировка стран по площади территории и
численности населения.
Формы правления, типы государственного устройства и формы
государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития.
Условия и особенности социально-экономического развития развитых
и развивающихся стран и их типы.
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его
особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной
деятельности человека. Географическая среда. Различные типы
природопользования.
Антропогенные
природные
комплексы.
Геоэкологические проблемы.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных
ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана.
Территориальные сочетания природных ресурсов. Природноресурсный потенциал.
4. География населения мира
8
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные
регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы.
Демографическая политика.
Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней
продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой
водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности
населения.
Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и
самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество
рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя
плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их
основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация.
Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира.
Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
5. Мировое хозяйство
5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства.
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное
географическое разделение труда. Международная специализация и
кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные
особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства.
Интернационализация производства и глобализация мировой
экономики.
Региональная
интеграция.
Основные
показатели,
характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы
развития мирового промышленного производства. Территориальная
структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие
регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые»
города.
5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и
экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее
9
основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового
растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи
различных видов полезных ископаемых.
5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.
Географические особенности мирового потребления минерального
топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной
металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие
отрасли) и легкой промышленности.
5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические
особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие
мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные
виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских,
образовательных, туристских, деловых и информационных услуг.
Современные особенности международной торговли товарами.
6. Регионы мира
6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы.
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная
структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы.
Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли
хозяйства и их территориальная структура.
6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии.
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная
структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии.
Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.
10
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура.
6.3. География населения и хозяйства Африки.
Место и роль Африки в мире. Особенности географического
положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли
международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Интеграционные группировки.
6.4. География населения и хозяйства Северной Америки.
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы.
6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки.
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты.
Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия
их формирования и развития. Особенности политической системы.
Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура.
6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства.
Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой
Зеландии.
7. Россия в современном мире
11
Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения. России на рубеже XX—
XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического
развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом
разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других
формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной
структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем
человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая,
демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо
приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления
отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных
проблем человечества.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При
реализации
содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 38 часов.
Тематический план
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
1. Источники географической информации
2. Политическое устройство мира
3. География мировых природных ресурсов
4. География населения мира
5. Мировое хозяйство
5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства
5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
6. Регионы мира
6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы
6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии
6.3. География населения и хозяйства Африки
Количество
часов
1
2
2
3
1
2
4
2
3
2
2
12
6.4. География населения и хозяйства Северной Америки
6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки
6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании
7. Россия в современном мире
8. Географические аспекты современных глобальных проблем
человечества
Дифференцированный зачет
Итого:
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки
2
3
1
2
2
2
36
2
38
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета социально-экономических дисциплин, библиотеки, читального зала
с выходом в сеть Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект учебно-наглядных пособий «Атлас – экономическая и
социальная география мира»;
комплект контурных карт;
плакаты (Физическая карта мира, Политическая карта мира,
Субрегионы зарубежной Европы, Природные условия и ресурсы
России);
УМК учебной дисциплины (учебники, опорные конспекты лекций,
глоссарии, практикумы, видеофильмы, диагностические материалы,
контрольно-измерительные материалы).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран, колонки.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Учебные издания для обучающихся:
1. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и
специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — 6-е изд., перераб. и доп. - М. :
Издательский центр «Академия», 2015.
2. Атлас экономической и социальной географии мира. – М.: АСТПРЕСС, 2015
Дополнительная литература:
13
1. География : учебник для студ. образоват. Учрежд. Пред. Проф.
образования ; под ред. Е.В. Баранчикова. – 10-е изд., стер. – М. :
Издательсткий центр «Академия», 2012
Интернет ресурсы:
1. http://geo.1september.ru/urok/ – информационно-познавательный портал:
материалы к уроку, статьи – доступ не ограничен, не требует регистрации.
2. http://geosfera.ucoz.org/publ/ehkonomicheskaja_i_socialnaja_geografija_regio
nov_i_stran/32 - справочник по географии, содержит каталог статей по
общей экономико-географической характеристике стран мира, доступ не
ограничен, не требует регистрации.
3. www.wikipedia.org - сайт Общедоступной мультиязычной универсальной
интернет-энциклопедии.
4. www.school-collection.edu.ru
«Единая
коллекции
цифровых
образовательных ресурсов».
5. www.simvolika.rsl.ru - сайт «Гербы городов Российской Федерации»)
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ ГЕОГРАФИЯ
№
Тема урока
урока
1
2
1.
Введение.
Источники географической информации
(1 час)
1
Предмет социальноэкономической географии мира.
Геоинформационные системы
2. Политическое устройство мира (2 часа)
2
Современная политическая карта
мира
3
Практическое занятие: нанесение
на контурную карту стран мира,
крупнейших по площади
Самостоятельная
внеаудиторная работа
3
1 час
Нанесение основных
географических объектов
на контурную карту
1 час
Ознакомление с
политической картой мира
Анализ результатов ПЗ
д/з
4
Баранчиков Е.
В., Петрусюк
О. А.
География для
профессий и
специальностей
социально-экономического
профиля:
учебник - М. :
Изд. центр
«Академия»,
2015, стр. 5-9,
контурные
карты
Стр. 9-22, атлас
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
14
территории и численности
населения
3. География мировых природных
ресурсов (2 часа)
4
Виды природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность
1 час
Выявление наиболее
типичных экологических
проблем, возникающих при
использовании различных
видов природных ресурсов.
Поиск возможных путей их
решения
Анализ результатов ПЗ
Практическое занятие: Оценка
ресурсообеспеченности отдельных
стран и регионов мира
4. География населения мира (3 часа)
1 час
6
Численность, воспроизводство,
Сравнительная оценка
половая и возрастная структура
качества жизни населения в
населения, расовый и религиозный различных странах и
состав
регионах мира
7
Трудовые ресурсы и занятость
Сравнительная оценка
населения. Миграция населения и культурных традиций
урбанизация
различных народов
8
Практическое занятие:
Анализ результатов ПЗ
Определение особенностей
расселения населения в разных
странах и регионах мира
5. Мировое хозяйство
5.1. Современные особенности развития
1 час
мирового хозяйства (1 час)
9
Современные особенности
Подготовка и презентация
развития мирового хозяйства
сообщений на тему:
«Мировые» города
5.2. География отраслей первичной сферы
1 час
мирового хозяйства (2 часа)
10
Мировое сельское и лесное
Подготовка и презентация
хозяйство, лесозаготовка и
сообщений на тему:
рыболовство
«Зеленая революция» и ее
основные направления
11
Горнодобывающая
Обозначение на контурной
промышленность
карте стран – крупнейших
производителей руд черных
и цветных металлов
5.3. География отраслей вторичной сферы
2 часа
мирового хозяйства (4 часа)
12
Топливно-энергетический
Обозначение на контурной
комплекс
карте стран – крупнейших
производителей нефти,
природного газа, угля
13
Металлургический комплекс.
Подготовка и презентация
Машиностроение
сообщений на тему:
Подразделения мирового
машиностроения:
5
Стр. 23-36
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Стр. 37-43, 4750
Стр. 44-47, 5160
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Стр. 65-78
Стр. 79-91
Стр. 92-98,
контурные
карты, атласы
Стр. 99-104,
контурные
карты, атласы
Стр. 105-116
15
14
Практическое занятие:
Определение стран – ведущих
экспортеров продукции
машиностроения
Химическая, лесная и легкая
промышленность
электротехника,
приборостроение,
радиотехника и
микроэоектроника
Анализ результатов ПЗ
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Подготовка и презентация
сообщений на тему:
Меховая промышленность
1 час
Стр. 117-124
Определение особенностей
размещения различных
отраслей мирового
хозяйства
17
Медицинские, образовательные,
Определение основных
туристские, деловые,
направлений
информационные услуги и
международной торговли
торговля
товарами
6. Регионы мира
6.1. География населения и хозяйства
1 час
Зарубежной Европы (3 часа)
18
Общая характеристика
Определение роли
зарубежной Европы. Германия.
зарубежной Европы в мире
Великобритания
19
Практическое занятие:
Анализ результатов ПЗ
Определение отраслей
международной
специализации Германии и
Великобритании
20
Практическое занятие: Анализ
Анализ результатов ПЗ
экономических карт Европы по
атласу
6.2. География населения и хозяйства
1 час
Зарубежной Азии (2 часа)
21
Общая характеристика
Определение места и роли
зарубежной Азии
Зарубежной Азии в мире
22
Япония. Китай. Индия
Выявление условий
формирования и развития
Японии, Китая и Индии
Практическое занятие: Выявление Анализ результатов ПЗ
условий быстрого развития
экономики КНР
Практическое занятие: Описание
Анализ результатов ПЗ
видов традиционного японского
искусства: каллиграфия, бонсай,
оригами
6.3. География населения и хозяйства
1 час
Африки (2 часа)
23
Страны Африки. Территория,
Подготовка и презентация
Стр. 125-135
15
5.4. География отраслей третичной сферы
мирового хозяйства (2 часа)
16
Транспортный комплекс
Стр. 136-144
Стр. 145-166
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Стр. 167-175
Стр. 176-200
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Стр. 201-218
16
ресурсы, население, хозяйство
Практическое занятие: описание
экономических различий
субрегионов Африки
6.4. География населения и хозяйства
Северной Америки (2 часа)
25
Северная Америка.
Характеристика региона. США
26
Практическое занятие:
определение ведущих отраслей
хозяйства и экономических
районов США
6.5. География населения и хозяйства
Латинской Америки (3 часа)
27
Латинская Америка.
Характеристика региона
28
Бразилия
24
29
Мексика
6.6. География населения и хозяйства
Австралии и Океании (1 час)
30
Австралия и Океания: территория,
полит. карта, гос. строй,
природные условия и ресурсы,
население
7. Россия в современном мире (2 часа)
31
Географическое, геополитическое
и геоэкономическое положение
России
32
Практическое занятие:
определение роли России и ее
отдельных регионов в
международном географическом
разделении труда
8. Географические аспекты современных
глобальных проблем человечества (2 часа)
33
Глобальные проблемы
человечества, их последствия и
возможные пути решения
34
35-36
Практическое занятие: Выявление
по картам регионов с
неблагоприятной экологической
ситуацией. Дифференцированный
зачет
Дифференцированный зачет
сообщения на тему: ЮАР
Анализ результатов ПЗ
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
1 час
Подготовка и презентация
сообщения на тему: Канада
Анализ результатов ПЗ
Стр. 219-240
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
1 час
Определение места и роли
Латинской Америки в мире
Подготовка и презентация
сообщения на тему:
Бразилия как ведущая
страна Латинской Америки
Подготовка и презентация
сообщения на тему:
Мексика как ведущая
страна Латинской Америки
1 час
Стр. 241-250
Обозначение на контурной
карте полезных ископаемых
и главных портов
Австралии
1 час
Выявление особенностей
географического
положения России
Анализ результатов ПЗ
Стр. 265-276,
контурные
карты
Стр. 251-257
Стр. 258-264
Стр. 277-290
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
1 час
Подготовка и презентация
сообщений на тему:
«Парниковый эффект»,
«Озоновая дыра»
Анализ результатов ПЗ
Стр. 291-306
Анализ
результатов ДЗ
Анализ
результатов ДЗ
17
37-38
Самостоятельная работа,
повторение, подготовка к ДЗ
подготовка к
ДЗ
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в соответствии с Положением о
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
Результаты освоения учебной
Формы и методы оценки
дисциплины
Устный опрос, тестирование, контрольная
Знать:
• об основных проблемах
работа.
взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты
проблем взаимодействия природы и
общества: различия в особенностях
проявления глобальных изменений климата,
повышения уровня Мирового океана, в
объёмах выбросов парниковых газов в
разных регионах мира, изменения
геосистем в результате природных и
антропогенных воздействий на примере
регионов и стран мира, на планетарном
уровне;
• о размещении основных
географических объектов и
территориальной организации природы и
общества: выбирать и использовать
источники географической информации для
определения положения и
взаиморасположения регионов и стран в
пространстве;
• о закономерностях развития
природы, размещения населения и
хозяйства: распознавать географические
особенности проявления процессов
воспроизводства, миграции населения и
урбанизации в различных регионах мира и
изученных странах;
• об основных географических
закономерностях для определения
географических факторов международной
хозяйственной специализации изученных
стран;
• сравнения регионов мира и
18
изученных стран по уровню социальноэкономического развития, специализации
различных стран и по их месту в МГРТ;
• для классификации стран
отдельных регионов мира, в том числе по
особенностям географического положения,
форме правления и государственного
устройства, уровню социальноэкономического развития, типам
воспроизводства населения с
использованием источников
географической информации;
• об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем:
описывать географические аспекты
проблем взаимодействия природы и
общества.
Уметь:
• давать оценку новым ситуациям,
оценивать соответствие результатов целям;
• владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований;
• оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
• использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного
решения;
• принимать мотивы и аргументы
других при анализе результатов
деятельности;
• способность понимать своё
эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в
себе;
• принимать ответственность;
• принимать себя, понимая свои
недостатки и своё поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому;
• стремиться к достижению цели и
успеху;
• уметь действовать, исходя из своих
возможностей;
• понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и
Экспертное наблюдение и оценка в ходе
практических работ, отчеты по
практическим работам, работа с
контурными картами.
19
сопереживанию;
• выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
• принимать мотивы и аргументы
других при анализе результатов
деятельности;
• признавать своё право и право
других на ошибки;
• развивать способность понимать
мир с позиции другого человека;
• использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы
совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена
коллектива;
• принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по её
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты
совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и
каждого разработанным критериям;
• предлагать новые проекты,
оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости.
20