ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация деятельности коллектива исполнителей
2022 г.
1
Программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего
профессионального образования (далее СПО) 19.02.08 Технология мяса и мясных
продуктов
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Калининградской области «Техникум отраслевых
технологий»
Разработчик:
Глинская Ольга Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
11
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
14
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация деятельности коллектива исполнителей
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля «Организация работы
структурного подразделения» (далее рабочая программа) – является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности (специальностям) СПО 19.08.02 Технология мяса и
мясных продуктов (базовой подготовки): Организация работы структурного
подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Участвовать в планировании основных показателей производства
2. Планировать выполнение работ исполнителями.
3. Организовывать работу трудового коллектива.
4. Контролировать
ход и оценивать результаты выполнения
работ исполнителями
Программа профессионального модуля может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта
автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы
не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- планирования работы структурного подразделения;
- оценки эффективности деятельности структурного
организации;
- принятия управленческих решений;
подразделения
уметь:
- рассчитывать выход продукции в ассортименте;
- вести табель учета рабочего времени работников;
4
- рассчитывать заработную плату;
- рассчитывать экономические показатели структурного подразделения
организации;
- организовать работу коллектива исполнителей;
- оформлять документы на различные операции с сырьем, полуфабрикатами
и готовой продукцией;
знать:
- методику расчета выхода продукции;
- порядок оформления табеля учета рабочего времени;
- методику расчета заработной платы;
- структуру издержек производства и пути снижения затрат;
- методики расчета экономических показателей;
- основные приемы организации работы исполнителей;
- формы документов, порядок их заполнения.
1.3 Рекомендуемое количество
профессионального модуля:
часов
на
освоение
программы
Всего – 258 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 150 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 50 часов;
Учебной и производственной практики – 108 часа (учебной – 36 часов;
производственной – 72 часа).
5
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение обучающимися основного вида профессиональной деятельности
(ВПД): Организация деятельности первичных трудовых коллективов, в том
числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3.
ПК 4.4.
ПК 4.5.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
Наименование результата обучения
Участвовать в планировании основных показателей производства
Планировать выполнение работ исполнителями.
Организовывать работу трудового коллектива.
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ
исполнителями.
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения
профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения
в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной
деятельности.
6
3. СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация деятельности коллектива исполнителей
3.1 Тематический план профессионального модуля
Коды
профессиональных
компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля*
1
2
ПК 2.1- 2.3
Раздел 1. Организация деятельности
первичных трудовых коллективов
Производственная практика (по
профилю специальности), часов)
Всего:
Всего
часов
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
работы и
Всего,
работа
работа
часов практические
часов
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов
Практика
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю
специальности),
часов
3
4
5
6
7
8
9
10
186
100
50
-
50
-
36
-
72
258
72
100
50
-
50
-
36
72
7
2.1. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование
разделов
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект)
1
2
Раздел ПМ.04 Организация работы структурного подразделения
Объем
часов
3
186
МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации
Содержание
Тема 1.1.
1.
Классификация предприятий
Планирование
работы
2.
Основные приемы организации работы исполнителей
структурного
3.
Способы и показатели оценки качества выполняемых работ членами
бригады
подразделения
4.
Правила разработки должностных обязанностей.
Практические работы
1.
Решение производственных ситуационных задач –
предприятий различных типов.
2.
Анализ результатов и разработка рекомендаций
150
14
4
Содержание
1. Виды производственных цехов
2. Организация работы цехов и рабочего места
3. Организация работы вспомогательных помещений
4. Условия труда в цехах.
Практические работы
1. Составление схем организации технологических
процессов в заготовочных и доготовочных цехах
2. предприятия;
Анализ организации работы производства и труда в
30
16
Тема 1.2.
Организация
рабочих мест в
производственных
помещениях
Уровень
освоения
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
2
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
10
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
2
14
цехах предприятия
8
3.
Тема 1.3.
Организация
работы персонала
на производстве
Тема 1.4.
Разработка
нормативнотехнологической
документации
Подбор оборудования и инвентаря для различных цехов по
нормам оснащения, с учетом составленной
производственной программы
Содержание
1. Требования к производственному персоналу, виды персонала
Расчет численности работников производства с
2. учетом производственной программы
График выхода персонала на работу, табелирование рабочего
3. времени и расчет заработной платы
4. Нормирование труда, рабочее время и нормы выработки
30
16
Практические работы
1. Изучение и анализ требований к основным категориям
работников производства
14
2
Методика расчета заработной платы
3. Структуру издержек производства и пути снижения затрат
4. Методики расчета экономических показателей
Содержание
1.
Оперативное планирование
2.
Методика расчета выхода продукции
Практические работы
1. Составление производственной программы;
2. Расчет выхода полуфабрикатов и составление
производственной программы;
3. Составление плана-меню с учетом типа предприятия;
4. Расчет сырья по массе брутто и нетто для различных вариантов
планов-меню;
5. Составление требований на склад, распределение сырья по
цехам и составление заданий повар
Самостоятельная работа при изучении раздела
- выполнение части заданий практических занятий в виде домашней работы (по заданию преподавателя)
- составление производственной программы для кондитерского цеха;
- составление производственной программы для кулинарного цеха;
- разработка ассортимента и составление меню для различных типов предприятия
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
2
26
10
2
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
16
50
9
Учебная практика
Виды работ:
‒ Вводный инструктаж. Составление и детализация планов организации (предприятия) до уровня структурного подразделения
‒ Составление структурного плана объемов работ и календарного плана
‒ Расчет показателей эффективности использования материальных ресурсов
‒ Оценка состояния, движения и использования основных фондов
‒ Анализ эффективности использования оборотных средств
‒ Определение эффективности использования трудовых ресурсов: расчет численности рабочих, производительности труда,
выработки, фактической технологической трудоемкости годовой программы, эффективности использования рабочего времени,
оформление табеля учета рабочего времени, разработка штатного расписания, разработка должностных инструкций, анализ
фонда оплаты труда
‒ Анализ эффективности использования издержек производства и расчет себестоимости продукции
‒ Определение оптовой, отпускной и розничной цены одного изделия
‒ Определение плановой прибыли организации. Определение показателей рентабельности
Производственная практика
Виды работ:
Знакомство с предприятием, являющимся базой практики.
Изучение структуры предприятия и формы организации работы.
Знакомство со структурой специализированных подразделений.
Знакомство с должностными инструкциями.
Знакомство с нормативной и методической документацией, регламентирующей работу предприятия.
Изучение целей, задач и функций предприятия.
Участие в расчете основных экономических показателей работы структурного подразделения.
Участие в расчете производительности установки и выхода готового продукта. Самостоятельно произвести расчет
производительности установки и выхода готового продукта.
Участие в расчете цеховой и полной себестоимости готовой продукции. Самостоятельно рассчитать цеховую и полную
себестоимость готовой продукции.
Участие в написании служебной документации различных видов. Описать алгоритм написания одного из видов служебной
документации.
Участие в оформлении табеля учета рабочего времени и начислении заработной платы сотруднику подразделения. Описать
алгоритм и порядок расчета.
Выявление проблемных ситуации в профессиональной деятельности и разработка вариантов управленческих решений по
разрешению этих проблем.
Составление отчета о выполненной работе на практике по профилю специальности.
ИТОГО
36
72
258
10
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие
«Экономики и менеджмента».
кабинета
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
1. Рабочее место преподавателя
2. Посадочные места обучающихся;
3. УМК профессионального модуля (учебники, учебно-методические
рекомендации, диагностические материалы, контрольно-измерительные
материалы, глоссарий терминов, опорный конспект лекций);
4. Комплект нормативно-технической документации;
5. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный
проектор, лицензионное программное обеспечение.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Организация работы структурного подразделения предприятий
общественного питания: учебник для студ. учреждения сред. проф.
образования/С.Ю. Малыгина, Ю.Н. Плешкова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2014. – 320 с.
Дополнительные источники:
1. Управление персоналом: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования / Т.Ю. Базаров. – 10-е изд., стер. – М. : Издательский центр
«Академия», 2012, - 224 с.
2. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании:
учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.Б. Жабина,
О.М. Бурдюгова, А.В. Колесова. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский
центр «Академия», 2015, - 336 с.
3. Менеджмент : практикум : учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. – 3-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.consultant.ru/ - законодательство РФ, кодексы и законы в
последней редакции. Удобный поиск законов, кодексов, приказов и
других документов. Не требует регистрации, доступ свободный.
11
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение профессионального модуля ПМ.04 «Организации работы
структурного подразделения» целесообразно проводить параллельно с
изучением ОП.11. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» и после
изучения ПМ 02. «Обработка продуктов убоя».
В процессе освоения профессионального модуля обеспечивается
эффективная самостоятельная работа со студентами в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров
производственного обучения.
При изучении данного модуля реализуется компетентностный подход,
использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (решение ситуационных задач, разбора конкретных
производственных ситуаций, мастер-классов, проектов) в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций студентов.
Занятия проходят в кабинете экономики отрасли и менеджмента,
выполнение практических занятий и учебной практики проводится в учебном
ресурсном центре автомобилестроения.
При освоении профессионального модуля студентам оказываются
консультации.
Производственная практика проводится концентрированно, на базе
отраслевых предприятий социальных партнеров.
По итогам производственной практики проводится аттестация
обучающихся в форме экзамена с учетом производственных характеристик с
мест прохождения практики.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования
к
квалификации
педагогических
(инженернопедагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному
курсу Планирование и организация работы структурного подразделения
наличие высшего профессионального образования, соответствующего
профилю модуля с обязательным повышением квалификации не реже одного
раза в пять лет.
Требования
к
квалификации
педагогических
кадров,
осуществляющих
руководство
практикой:
наличие
высшего
профессионального образования. Опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере является обязательным.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты –
преподаватели междисциплинарного курса «Управление структурным
подразделением организации», дипломированные специалисты профильных
12
предприятий.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным, стажировка в профильных организациях не
реже 1-го раза в 3 года.
13
5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы контроля
и оценки
ПК4.1.Участвовать в
планировании основных
показателей производства
- организация рабочего места в
соответствии с должностными
инструкциями;
- работа с нормативно-технической
документацией, регламентирующей
деятельность предприятия
(структурного подразделения);
- составление краткосрочных планов
работы подразделения в соответствии
с целями и задачами предприятия;
- принятие и реализация
управленческих решений в
соответствии с правовыми и
нормативными актами
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
производственной
практики;
Квалификационный
экзамен по модулю.
ПК 4.2. Планировать
выполнение работ
исполнителями.
- проверка качества выполняемых
работ;
- оценка экономической
эффективности производственной
деятельности;
- проверка качества выполненных
работ;
- анализ результатов
производственной деятельности
участка;
- обеспечение правильности и
своевременности оформления
первичных
документов;
- расчет по принятой методологии
основных технико-экономических
показателей производственной
деятельности;
- знание и применение положений
действующей системы
менеджмента качества;
- применение методы
нормирования труда;
- расчет заработной платы по
существующим формам оплаты
труда;
- осуществление управленческого
учета;
- обеспечение безопасности труда
на производственном участке;
- осуществление
производственного инструктажа
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
производственной
практики;
Тестирование
Квалификационный
экзамен по модулю.
ПК 4.3. Организовывать
работу трудового
коллектива.
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
14
ПК 4.4. Контролировать
ход и оценивать
результаты выполнения
работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести
утвержденную учетноотчетную документацию.
рабочих;
- организация работы по
повышению квалификации
рабочих;
- применение правила охраны
труда, противопожарной и
экологической безопасности,
- проведение и оформление
инструктажа
производственной
практики;
Квалификационный
экзамен по модулю.
- участие в расчете основных
экономических показателей работы
структурного подразделения,
- участие в расчете
производительности установки и
выхода готового продукта,
- участие в расчете цеховой и полной
себестоимости готовой продукции,
- принятие и реализация
управленческих решений в
соответствии с правовыми и
нормативными актами
- оформлять документы на
различные операции с сырьем,
полуфабрикатами и готовой
продукцией;
- знать формы документов, порядок
их заполнения
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
производственной
практики;
Квалификационный
экзамен по модулю.
Экспертная оценка на
практических занятиях;
Экспертная оценка
результатов прохождения
производственной
практики;
Квалификационный
экзамен по модулю.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
Основные показатели оценки
результата
демонстрация интереса к
будущей профессии через:
- повышение качества обучения
по ПМ;
- участие в олимпиадах;
- участие в органах
студенческого самоуправления.
- выбор и применение способов
и методов решения
профессиональных задач в
области управления
коллективом исполнителей;
- оценка эффективности и
качества решения
Формы и методы
контроля и оценки
Наблюдение,
мониторинг.
Мониторинг
и
рейтинг выполнения
работ
по
производственной
практике.
15
профессиональных задач.
ОК3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
- решение стандартных и
нестандартных
профессиональных задач в
области управления
коллективом исполнителей.
ОК4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
- получение необходимой
информации, с использованием
различных источников, включая
электронные.
ОК5. Использовать
информационнокоммуникационные технологии
в профессиональной
деятельности.
- оформление результатов
самостоятельной работы с
использованием ИКТ;
- работа с Интернет.
ОК6. Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями.
- взаимодействие с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения и практики;
- умение работать в группе;
- наличие лидерских качеств;
- участие в студенческом
самоуправлении;
- участие в спортивных и
культурно-массовых
мероприятиях.
- проявление ответственности за
работу подчиненных, результат
выполнения задания;
- самоанализ и корректировка
результатов собственной
работы.
ОК7. Брать на себя
ответственность за работу членов
команды
(подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно
планировать повышение
квалификации.
- организация самостоятельных
занятий при изучении ПМ;
- самостоятельный
профессиональноориентированный выбор
тематики выполняемых работ
(рефератов, докладов,
творческих работ, курсовых
Практические
задания
на
моделирование
и
решение
нестандартных
ситуаций
Подготовка
докладов, рефератов,
творческих работ и
курсовых работ с
использованием
электронных
источников.
Наблюдение
за
навыками работы в
глобальных,
корпоративных
и
локальных
информационных
сетях.
Наблюдение за речью
обучающихся
в
группе.
- Деловые игры –
моделирование
социальных
и
профессиональных
ситуаций;
Мониторинг
развития личностнопрофессиональных
качеств
обучающихся.
Открытые защиты
творческих работ и
курсовых работ.
16
ОК9. Ориентироваться в
условиях частой смены
технологий
в профессиональной
деятельности.
работ);
- составление резюме;
- посещение дополнительных
занятий.
- анализ инноваций в области
разработки мотов управления
коллективом исполнителей.
Семинары, конкурсы,
олимпиады.
17