27. ОП.03 Процессы и аппараты

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:47:57
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ

2024 г.

1

Программа учебной дисциплины «Процессы и аппараты пищевых
производств»

разработана

образовательного

стандарта

на

основе

среднего

федерального

государственного

профессионального

образования

(ФГОС СПО) по специальности 19.02.12 Технология продуктов питания
животного происхождения.
Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Николаева Екатерина Александровна, методист

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

9

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Процессы и аппараты пищевых производств»
является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код 1
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02

Умения
Уметь:
проводить расчеты процессов и
аппаратов,
выбирать оптимальные условия
проведения технологических
процессов,
выбирать рациональную
конструкцию аппарата,
анализировать условия и режимы
работы оборудования.

Знания
Знать:
основные законы процессов
пищевой технологии;
физические свойства сырья и
полуфабрикатов пищевых
производств;
механические и гидравлические
процессы,
тепловые и массообменные
процессы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
108

в т. ч.:
теоретическое обучение

42

практические занятия

40

Самостоятельная работа
14
Консультации
6
Экзамен
6
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

4

1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, ак. ч / в
том числе в
форме
практической
подготовки, ак.
ч

1

2

3

Введение

Содержание учебного материала
Содержание дисциплины «Процессы и аппараты», ее цели и задачи.
Раздел 1. Гидромеханические процессы
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
1. Основные понятия гидродинамики, элементы потока жидкости. Виды
Гидродинамика
движения жидкости. Уравнение неразрывности потока. Режимы движения
жидкость. Перемещение жидкостей и газов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Расчет критерия Рейнольдса и определение режима
движения жидкости
Практическое занятие 2. Исследование процесса истечения жидкости через
отверстия и насадки.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
1. Основные законы гидростатики. Понятие абсолютного, избыточного давления
Гидростатика
и вакуума. Основное уравнение гидростатики. Свойства гидростатического
давления.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 3. Расчет силы гидростатического давления.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
1. Классификация неоднородных систем. Разделение неоднородных систем.
Разделение
жидких и газовых Осаждение под действием центробежных сил и сил тяжести. Закономерности
осаждения. Фильтрование.
систем
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 1. Определение скорости осаждения.

Коды компетенций
и личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4

2
26
ОК 01
ОК 02

5

ОК 01
ОК 02
7

ОК 01
ОК 02
7

Практическое занятие 4. Изучение устройства отстойника, расчет его
производительности.
Практическое занятие 5. Изучение устройства оборудования для разделения
суспензий и эмульсий: сепараторы.
Практическое занятие 6. Изучение устройства оборудования для фильтрования:
фильтры и центрифуги.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Перемешивание в 1. Механическое перемешивание, Типы мешалок: лопастные пропеллерные,
турбинные. Закономерности процесса перемешивания пластичных и сыпучих
жидкой среде,
материалов.
смешивание
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 7. Изучение закономерностей процесса перемешивания
жидкостей с различной вязкостью, перемешивания сыпучих материалов,
псевдоожижения. и устройств для перемешивания.
Практическое занятие 8. Изучение устройства смесителей.
Раздел 2. Механические процессы
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
1. Классификация и характеристика способов измельчения. Измельчающие
Основные
машины.
механические
процессы
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 2. Исследование основных характеристик измельчения.
Практическое занятие 9. Изучение устройства машин для измельчения,
сортирования, прессования.
Раздел 3. Массообменные процессы
Тема 3.1.
Теоретические
основы процесса
массопередачи
Тема 3.2.
Кристаллизация

Содержание учебного материала
Виды массообменных процессов. Материальный баланс. Движущая сила
массообмена. Адсорбция, абсорбция, перегонка, ректификация, экстракция.
Содержание учебного материала
1. Кристаллизация. Стадии кристаллизации. Классификация массообменных
процессов. Диффузия. Конвективный перенос вещества. Кристаллизаторы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 10. Изучение процесса кристаллизации и работы
кристаллизаторов.

ОК 01
ОК 02

7

5
ОК 01
ОК 02
5

21
7

ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02

7

6

Содержание учебного материала
1. Классификация видов сушки. Сушилки. Конвективная сушка. Контактная
сушка. Материальный и тепловой баланс сушильной установки
2. Классификация сушилок. Схемы сушильных установок.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 10. Определение количества сухого воздуха необходимого
для процесса сушки.
Раздел 4. Тепловые процессы
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
1. Способы переноса теплоты. Движущая сила тепловых процессов. Тепловое
Основы
излучение. Основное уравнение теплопередачи.
теплопередачи
2. Конвекция. Закон теплоотдачи Ньютона. Процесс передачи тепла через
плоскую стенку. Основное уравнение теплопроводности.
В том числе практических занятий
Практическое занятие 11. Расчет тепловых сопротивлений.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
1. Закон сохранения массы и энергии. Уравнения материального и теплового
Тепловой баланс
балансов. Схемы массовых и энергетических потоков в аппарате. Средняя
разность температур.
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
1. Теплообменные аппараты. Классификация теплообменных аппаратов.
Тепловые
Кожухотрубные теплообменные аппараты.
аппараты,
2. Теплообменник «труба в трубе». Змеевиковый теплообменный аппарат.
основные виды
Спиральный теплообменник. Пластинчатый теплообменник.
Тема 4.4.
Содержание учебного материала
1. Основные типы выпарных аппаратов. Конструкции выпарных аппаратов.
Выпаривание
Простая выпарка, однократное и многократное выпаривание.
Вторичный пар. Материальный и тепловой баланс выпарных установок
2. Материальный и тепловой баланс выпарных установок
Самостоятельная работа

ОК 01
ОК 02

Тема 3.3.
Сушка

Консультации
Экзамен
Всего:

7

28
ОК 01
ОК 02
7

7

ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02

7
ОК 01
ОК 02
7

14
6
6
108
7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Процессы и аппараты пищевых производств», оснащенный
оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- техническими средствами обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийный экран;
- комплект видеоматериалов по темам дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гнездилова, А.И. Процессы и аппараты пищевых производств: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / А.И. Гнездилова. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
2. Процессы и аппараты пищевых производств и биотехнологии: учебное пособие
для среднего профессионального образования / Д. М. Бородулин, М. Т. Шулбаева, Е. А.
Сафонова, Е. А. Вагайцева. — Санкт-Петербург Лань, 2020. — 292 с. — ISBN 978-5-81146452-4.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Пелевина, Л. Ф. Процессы и аппараты / Л. Ф. Пелевина, Н. И. Пилипенко. — 2-е
изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 332 с. — ISBN 978-5-8114-4617-9. — Текст:
электронный. — URL: https://e.lanbook.com/book/148214.
2. Вобликова, Т. В. Процессы и аппараты пищевых производств: учебное пособие
для спо / Т. В. Вобликова, С. Н. Шлыков, А. В. Пермяков. — Санкт-Петербург: Лань,
2020. — 204 с. — ISBN 978-5-8114-6442-5. — Текст: электронный. — URL:
https://e.lanbook.com/book/147345.
3. Бредихин, С. А. Процессы и аппараты пищевой технологии / С. А. Бредихин, А.
С. Бредихин; Под. ред.: Бредихин С. А. — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 544
с.
—
ISBN
978-5-8114-9705-8
—
Текст:
электронный.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/202136.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Баранов Д.А. Процессы и аппараты химической технологии: учебное пособие
для СПО / Д.А. Баранов. – 4-е изд. стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 408 с.
2. Процессы и аппараты биотехнологических производств: учебное пособие для
среднего профессионального образования / И.А. Евдокимов (и др.); под редакцией И.А.
Евдокимова. –Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
8

4.
КОНТРОЛЬ
И
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Результаты обучения3
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
Уровень правильных ответов при Тестирование
основные
законы тестовом письменном и устном Экспертная оценка
процессов
пищевой контроле. Быстрота ориентации в выполнения
технологии
материале, быстрота реакции на практических
физические свойства сырья вопросы.
заданий
и
полуфабрикатов Правильность, полнота выполнения Тестирование
пищевых
заданий,
точность
расчетов. Экспертная оценка
производств
Рациональность действий.
выполнения
механические
и Уровень правильных ответов при практических и
гидравлические процессы
тестовом письменном и устном лабораторных
тепловые и массообменные контроле. Быстрота ориентации в заданий
процессы
материале, быстрота реакции на Тестирование
вопросы.
Правильность, полнота выполнения
заданий,
точность
расчетов.
Рациональность действий.
Уровень правильных ответов при
тестовом
контроле.
Быстрота
ориентации в материале, быстрота
реакции на вопросы.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
проводить
расчеты
процессов и аппаратов
выбирать
оптимальные
условия проведения
технологических процессов
выбирать
рациональную
конструкцию аппарата
анализировать условия и
режимы
работы
оборудования

3

Правильность, полнота выполнения
заданий,
точность
расчетов.
Адекватность, оптимальность выбора
последовательности
действий.
Быстрота
ориентации
в
представляемом материале.
Уровень правильных ответов при
тестовом контроле.
Правильность, полнота выполнения
заданий, соответствие требованиям
безопасности.
Уровень правильных ответов при
тестовом письменном и устном
контроле.
Правильность, полнота выполнения
заданий, точность расчетов. Качество
и
техническая
грамотность
составленных рефератов, четкость
изложения материала. Быстрота
ориентации
в
представляемом
материале. Уровень правильных
ответов при тестовом контроле.
Соответствие
требованиям

Экспертная оценка
выполнения
практических
заданий
Тестирование
Экспертная оценка
выполнения
практических
заданий
Тестирование
Экспертная оценка
выполнения
практических и
лабораторных
заданий
Тестирование
Экспертная оценка
выполнения
практических и
лабораторных
заданий
Тестирование

Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения учебной
дисциплины.

9

инструкций,
регламентов.
Рациональность действий.
Уровень правильных ответов при
тестовом письменном и устном
контроле.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».