15. ДУП.01 Введение в специальность Родной язык

ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:43:45
ПИЩЕВОЙ
+02'00'
ИНДУСТРИИ"

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУП.01 Введение в специальность/Родной язык

2024 г.
1

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред.
12.08.2022) и Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой
специальности ППССЗ 19.02.12 Технология продуктов питания животного
происхождения
Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик: Мезина Алла Сергеевна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

5

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

10

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного
происхождения.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому
родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
содержание учебного предмета «Родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Родной язык».
Содержание программы направлено на достижение следующих
целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культу- рам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких
явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
4

нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина «Русский родной язык»
является учебным предметом обязательной предметной области
«Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебная
дисциплина «Русский родной язык» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский родной язык»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностные результаты:
–
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
–
формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
–
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
5

–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности.
• метапредметные результаты:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
6

–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
• предметные результаты:
–
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
–
использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
–
создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных
жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
–
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа
текста и выбранного профиля обучения;
–
правильно использовать лексические и грамматические средства
связи предложений при построении текста;
–
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства
языка при создании текста;
–
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
про- смотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования
7

(с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
–
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
–
извлекать необходимую информацию из различных источников и
переводить ее в текстовый формат;
–
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
–
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для
публичного выступления;
–
соблюдать культуру публичной речи;
–
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
–
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия
языковым нормам;
–
использовать основные нормативные словари и справочники для
оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Язык и культура
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и
история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном
мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе
языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее
представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об
активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум»
– рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся
в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и
ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение
произносительных
вариантов
в
современных
орфоэпических словарях.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
8

литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Нормы
употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов
грамматической
нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии,
Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте
истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы
речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория:
мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной
речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции
метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора.
Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение
спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого
общения. Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в
публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология
ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи.
Морфологи- ческие и синтаксические особенности научного стиля.
9

Терминологические эн- циклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового
стиля:
точность,
неличный
характер,
стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер.
Резюме, автобиография.
Разговорная
речь.
Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологиче- ские, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия.
Использова- ние учащимися средств публицистического стиля в
собственной речи.
Язык
художественной
литературы.
Источники
богатства
и
выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование
мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на
возможностях русского синтаксиса.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ),
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
•
Жанр интервью в современных газетах
•
Искусство вести беседу
•
Телевидение и литература: что окажется сильнее
•
Как влияют социальные сети на язык.
•
Край родной в легендах и преданиях.
•
Научные открытия А.А. Шахматова.
•
Причины заимствования в современном русском языке.
•
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
•
Синтаксическая
синонимия
как
источник
богатства
и
выразительности русской речи.
•
Структурные особенности русских метафор.
•
Средства речевой выразительности в различных типах политического
текста (на материале предвыборных публикаций).
•
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
•
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в
современных СМИ.
•
Сетевой знак @ в разных языках.
•
Слоганы в языке современной рекламы.
•
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
•
Роль "ников" в интернете.
•
Язык как отражение национального характера.
•
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
•
Языковой портрет ученика нашей школы.
•
Как влияют социальные сети на язык?
•
Особенности языка СМС сообщений.
10

•

Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При
реализации
содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины «Русский родной язык» в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ) объем образовательной нагрузки
обучающихся составляет – 80 часов.
Тематический план
Учебная нагрузка обучающегося во взаимодействии с
преподавателем
Язык и культура
Культура речи
Речевая деятельность.
Текст.
Дифференцированный зачет
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки

Количество
часов
22
36
18
2
78
2
80

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Русский язык и литература», библиотеки, читального зала с выходом в сеть
Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «русский язык и
литература»:
рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением.
библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет; актового зала.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернетресурсов
Учебные издания для обучающихся:
1.
Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для
школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
2.
Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах.
Санкт- Петербург. Литера. 2009 г.
11

3.
Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в
таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
4.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.:
Новое зна- ние, 2002.
5.
Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
6.
Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к
успеху. – СПб., 2004.
7.
Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку.
Москва. Эксмо. 2010 г.
8.
Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в
таб- лицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
9.
Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7
классы. Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Для преподавателей:
1.
Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для
учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.
Интернет ресурсы:
1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
2. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка –
информационно-справочная система, основанная на собрании
русских текстов в электронной форме).
3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
4. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
5. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»).
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
№ урока

Тема
урока

Колво часов

1

2

3

1-3
4-7
8-10

11-13

Язык и культура (22 часа)
Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире
Система русского языка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление
Основные тенденции активных процессов в
современном русском языке. «Неологический бум»
русского языка в 21 веке, его причины
Изменение значений и переосмысление
имеющихся в русском языке слов, их
стилистическая переоценка

1
1
2

2

12

Творческая работа «Неологизмы в жизни
современного общества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие
современного русского языка»
Анализ контрольной работы
Культура речи (36 часов)
Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Речевая избыточность
и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.

2

30-32

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости

2

33-35

Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка
Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных
предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие
нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет- полемики.

2

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.
Сочинение-рассуждение «Что такое культура
речи?»
Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Речь. Речевая деятельность. Тест (18 часов)
Понятие речевого (риторического) идеала,
эффективности речевого общения.
Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Средства речевой
выразительности: «цветы красноречия». Риторика
остроумия

1

Категория монолога и диалога как формы речевого
общения

2

14-16
17-19
20-22
23-25

26-29

36-38
39-42

43-45

46-48
49-52
53-55

56-58
59-60
61-62
63-64

65-67

1
1
2

2

2
2

1

2
1

1
2
2
2

13

Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика
Публичное выступление (практическое занятие)

2

72-73

Функциональные разновидности языка.
Публицистический, научный, официально-деловой
стили речи

2

74-76

Язык художественной литературы. Разговорная
речь
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа

2

68-69
70-71

77-78
79-80

2

2

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».