10. ОУП.09 Обществознание

Подписано цифровой

ГОСУДАРСТВЕННОЕ подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14 15:41:51
ИНДУСТРИИ"
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

2024 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред. 12.08.2022) и Федеральной
образовательной
программы
среднего
общего
образования
(Приказ
Минпросвещения России от 18.05.2023 №371), предъявляемых к структуре,
содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой
специальности ППССЗ
19.02.12 Технология продуктов питания животного
происхождения
Организация-разработчик:
государственное
Калининградской области профессиональная
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»

бюджетное
образовательная

учреждение
организация

Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

5

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

14

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего
звена в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами среднего профессионального образования по специальности 19.02.12
Технология продуктов питания животного происхождения.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»
предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; на
основе
Примерной
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
"Федеральный институт развития образования", протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Программа
может
использоваться
другими
профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования;
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы
подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Содержание программы «Обществознание (включая экономику и право)»
направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам
Российской Федерации;

развитие личности на стадии начальной социализации, становление
правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и
духовно-нравственной культуры подростка;

углубление интереса к изучению социально-экономических и политикоправовых дисциплин;

умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний
об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах
регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

формирование мотивации к общественно полезной деятельности,
повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общественной жизни.
4

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной
предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
•
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
5

целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках
исторической
информации,
критически
ее
оценивать
и
интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный
аппарат обществознания;
•
предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений
и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.

6

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их
изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.
1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,
личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в
учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности.
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и
профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл
человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих
знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного
мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее
ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны
общества).
Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и
взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.
Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной
среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и
элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты
общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций:
аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на
природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное,
индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его
причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества.
Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и
гуманитарные аспекты глобальных проблем.

7

2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в
общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура —
продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.
Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы,
поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии
свободы доступа к культурным ценностям.
2.2. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда
ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед
обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в
жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования.
Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении
образования. Профессиональное образование.
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и
совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в
современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской
Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы
экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность
ресурсов.
Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем:
традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы
предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и
несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.
Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.
Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок.
Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль
Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды,
причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной
политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в
экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие.
8

Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный
бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
3.3. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.
Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный
потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и
номинальный доход. Сбережения.
3.4. Основные проблемы экономики России.
Элементы международной экономики. Становление современной рыночной
экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические
институты.
Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая
политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация
международной торговли. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные экономические проблемы.
4. Финансы в жизни и карьере
4.1. Семейный бюджет и личный финансовый план
Понятие бюджет, бюджетирование. Виды и способы оптимизации активов и
пассивов. Значение личного финансового планирования. Алгоритм составления
финансового плана.
4.2. Денежные сбережения. Банки и вклады.
Понятие и значение сбережений. Банки: понятие, деятельность,
классификация услуг. Банковские депозиты: понятие, виды, преимущества и
недостатки. Золотые счета и другие варианты инвестирования в золото. Возможные
риски вкладчиков.
4.3. Налоги.
Сущность, виды и структура налогов. Функции налогов в современном
обществе. Принципы налогообложения. Налоговые вычеты.
4.4. Законодательство РФ в области защиты прав потребителей
финансовых услуг.
Формы криминальных проявлений в современной кредитно-финансовой сфере
РФ. Мошенничество: понятие. Осторожно: финансовые пирамиды. Мошенничества
в телекоммуникационной среде. Мошенничество с пластиковыми картами. Понятие
«финансовая услуга», потребитель финансовых услуг. Виды финансовых услуг.
Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Механизм защиты прав потребителей финансовых услуг (порядок решения споров,
способы защиты, организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке)
4.5. Кредиты.
Понятие «кредит», виды и формы кредитов. Преимущества и недостатки
кредитов. Условия оформления и правила погашения кредитов. Расчет суммы
переплаты по кредиту по разным кредитным предложениям и способам погашения

9

5. Социальные отношения
5.1. Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие
социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и
трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
5.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм
девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма.
Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный
конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути
разрешения социальных конфликтов.
5.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации
в современной
России.
Демографические,
профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в
Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные
правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия
заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
6. Политика
6.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное
явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный
суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального
назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование
надгосударственных институтов — основные особенности развития современной
политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное
устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и
традиций. Правовое государство, понятие и признаки.

10

6.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое
участие
и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее
формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его
причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политические партии движения, их классификация. Современные идейнополитические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль
средств массовой информации в политической жизни общества.
7. Право
7.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система
права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные
формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия
и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во
времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура.
Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.
Юридическая ответственность и ее задачи.
7.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов
Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт
президентства.
Местное
самоуправление. Правоохранительные
органы
Российской
Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в
РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на
благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания
отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени.
7.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица.
Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование
предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на
движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную
собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена,
наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство,
имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и
11

трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и
трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой
договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование
трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов
в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная
плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное
право
и
административные
правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право.
Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления.
Уголовная
ответственность.
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Дифференцированный зачет
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) объем
образовательной нагрузки обучающихся составляет - 94 часа.
Тематический план
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
1. Человек и общество
2. Духовная культура человека и общества
3. Экономика
4. Финансы в жизни и карьере
5. Социальные отношения
5. Политика
6. Право
Дифференцированный зачет
ИТОГО
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки

Количество
часов
2
16
9
11
21
14
6
9
2
90
4
94

12

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
социально-экономических дисциплин, библиотеки, читального зала с выходом в
сеть Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
 рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением, проектор, экран, колонки.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и
сред. проф. образования /А.Г.Важенин. – М.: «Академия», 2012.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.tom.ru/ - информационно-познавательный портал: Сайт авторитетной
социологической службы фонд «Общественное мнение» – доступ не ограничен, не
требует регистрации.
2. http://social.narod.ru./ - общественно-научный портал «INFOCLOBUS» - доступ не
ограничен, не требует регистрации.
3. http://gtrubnik.narod.ru/ ucontents.htm. - информационно-познавательный портал:
Пособие Г.Трубникова по обществознанию для 10 – 11 классов – доступ не
ограничен, не требует регистрации.

13

6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
№
урока
1

Тема урока

Самостоятельная
внеаудиторная работа
2
3
Введение (2 часа)
1-2
Обществознание в системе
- постановка личных целей
гуманитарных наук. Человек как
и задач при изучении
продукт биологической и
обществознания;
социальной эволюции
-составление плана
самостоятельной работы
для изучения
обществознания.
1. Человек и общество (16 часов)
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
3-4
Человек, индивид, личность.
-составление конспекта по
Бытие человека. Соотношение
дидактическим единицам;
бытия и сознания
-систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);

д/з
4
Глава 1, §
1.1

Глава 1, §
1.2-1.3

5-6

Познание. Духовный мир
человека.

- составление таблицы:
«Многообразие
сущностных черт человека
и
комплекс
научных
дисциплин, изучающих эти
черты»;

Глава 1, §
1.4 -1.5

7-8

Деятельность человека. Общение,
виды общения

- составление таблицы:
«Особенности деятельности
человека».

Глава 1, §
1.3-1.4

9-10

Самостоятельная работа на тему
«Цель и смысл жизни человека».

подготовка эссе

1.2. Общество как сложная система.
11-12
Понятие общества. Сферы
общества.

подготовка
ответов на
вопросы
семинар.

составление конспекта по
дидактическим единицам;
- составление таблиц:
«Общественные науки»;

Глава 2, §
2.1 -2.2

Глава 2, §
2.3 -2.4

13-14

Общество и природа. Культура и
цивилизация.

- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

15-16

Семинар на тему «Развитие

анализ результатов

подготовка
14

17-18

общества».

семинара.

Типология обществ. Глобальные
проблемы современности.

- составление таблиц:
«Общественные науки»;

2. Духовная культура человека и общества (9 часов)
2.1. Духовная культура личности и общества
19
Культура и мораль.
-составление конспекта по
дидактическим единицам;
- составление таблицы:
«Функции культуры»;
20
Наука и образование. Мораль и
систематическая
религия.
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
21

Круглый стол с обсуждением
актуальных проблем развития
духовной культуры современной
России.

- подготовка эссе по
определённой субкультуре.

22

Семинар: «Субкультуры
современной России»

анализ результатов
семинара.

2.2 Наука и образование в современном мире.
23
Феномен науки Естественные и
- подготовка эссе по теме
социально-гуманитарные науки
«Наука в Средневековье».
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
24
Этика. Мораль и право. Религия и - систематическая
толерантность
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
- подготовка эссе по
представителю
современного искусства;

ответов на
вопросы
семинар.
Глава 2, §
2.5-2.6

Глава 3, §
3.1-3.2
Глава 3, §
3.3-3.4

Глава 3.

подготовка
ответов на
вопросы
семинар.
Глава 3. §
3.3
Глава 3. §
3.4

25

Мировые религии. Искусство.

- составление таблицы:
«Мировые религии»;

26

Круглый стол с обсуждением
актуальных проблем развития
религий современной России

- подготовка к контрольной
работе по теме «Духовная
культура».

Глава 3.

27

Самостоятельная работа по теме
«Духовная культура»

составление конспекта по
дидактическим единицам;

Глава 3.

3. Экономика (11 часов)
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы.
28
Понятие экономики.
- систематическая
Экономические потребности
проработка учебной

Глава 3. §
3.5-3.6

Глава 4. §
4.1-4.2
15

общества
29

Главные вопросы экономики.
Свободные и экономические блага
общества
Факторы современного
производства. Факторные доходы

литературы (по вопросам к
параграфам);
составление таблицы
«Классификация благ».

- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
31
Предприятие в рыночной
составление таблицы
экономической системе.
«Классификация
Классификация предприятий
предприятий».
32
Типы экономических систем. Роль составление таблицы
государства в экономике.
«Сравнительный анализ
рыночной и командной
экономик».
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.
33
составление конспекта по
Рынок. Рыночное равновесие.
дидактическим единицам;
Закон спроса и предложения
- подготовка реферата по
экономической сфере
жизни общества.
34
Подготовка ответов на
ПЗ Решение задач с построением
вопросы ПЗ
кривых спроса и предложения
30

Глава 4. §
4.4
Глава 4. §
4.1-4.2
Глава 4. §
4.8

Глава 4. §
4.2-4.3

3.3. Рынок труда и безработица
35
Рынок труда и безработица.
-составление конспекта по
Глава 4. §
Характеристика трудовых
дидактическим единицам;
4.6-4.7
ресурсов
36
Решение задач по определению
Подготовка ответов на
эффективности использования
вопросы ПЗ
трудовых ресурсов: расчет
численности рабочих,
производительности труда,
выработки, фактической
технологической трудоемкости
годовой программы,
эффективности использования
рабочего времени
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
37
Особенности экономики России.
составление конспекта по
Глава 4. §
Становление экономики России.
дидактическим единицам;
4.7
систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)
4. Финансы в жизни и карьере (21 час)
4.1. Семейный бюджет и личный финансовый план
39
Понятие бюджет,
составление конспекта по
бюджетирование. Виды и способы дидактическим единицам;
оптимизации активов и пассивов
38

Элементы международной
экономики

Глава 4.

конспект

16

40

Значение личного финансового
планирования. Алгоритм
составления финансового плана

41

Составление упрощенного
финансового плана

4.2. Денежные сбережения. Банки и вклады.
42
Понятие и значение сбережений.
Банки: понятие, деятельность,
классификация услуг
43
Банковские депозиты: понятие,
виды, преимущества и недостатки

44

45

Принципы налогообложения.
Налоговые вычеты

конспект

Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
составление конспекта по
дидактическим единицам;

конспект

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

конспект

Золотые счета и другие варианты
инвестирования в золото.
Возможные риски вкладчиков
Командная игра «Банковские
вклады»

4.3. Налоги
46
Сущность, виды и структура
налогов. Функции налогов в
современном обществе
47

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Анализ
результатов
игры
систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)
составление конспекта по
дидактическим единицам;

конспект

конспект

ПЗ Соотнесение налогов по видам
Подготовка
классификации. Расчет сумм
ответов на
налоговых вычетов
вопросы ПЗ
4.4. Законодательство РФ в области защиты прав потребителей финансовых услуг
49
Формы криминальных проявлений систематическая
конспект
в современной кредитнопроработка учебной
финансовой сфере РФ.
литературы (по вопросам к
Мошенничество: понятие.
параграфам)
Осторожно: финансовые
пирамиды
50
Мошенничества в
систематическая
конспект
телекоммуникационной среде.
проработка учебной
Мошенничество с пластиковыми
литературы (по вопросам к
картами
параграфам)
51
ПЗ Разработка серии
Анализ
рекомендаций, правил безопасного
результатов
поведения на финансовом рынке
ПЗ
52
Понятие «финансовая услуга»,
составление
потребитель финансовых услуг.
конспекта по
Виды финансовых услуг
дидактическ
им единицам
53
Законодательство РФ в сфере
систематическая
конспект
защиты прав потребителей
проработка учебной
48

17

финансовых услуг

литературы (по вопросам к
параграфам)

Механизм защиты прав
потребителей финансовых услуг
(порядок решения споров, способы
защиты, организации,
ответственные за защиту прав на
финансовом рынке)
55
ПЗ Анализ типичных нарушений
прав потребителей банковских
услуг. Ознакомление с практикой
применения Законодательства РФ
в сфере защиты прав потребителей
финансовых услуг
4.5. Кредиты
56
Понятие «кредит», виды и формы
систематическая
кредитов. Преимущества и
проработка учебной
недостатки кредитов
литературы
57
Условия оформления и правила
погашения кредитов
58
ПЗ Расчет суммы переплаты по
кредиту по разным кредитным
предложениям и способам
погашения
59
Интерактивная финансовая
викторина
54

5. Социальные отношения (14 часов)
5.1.Социальная роль и стратификация.
60-61
Социальная стратификация.
составление конспекта по
Социальное поведение.
дидактическим единицам;
Этнические общности
62-63
Семья. Молодёжь.
- подготовка к семинару
«Социальные роли».
64-65
Семинар по теме «Социальные
-Анализ результатов
роли и отношения»
семинара
-подготовка к семинару
«Легко ли быть молодым»
66-67
Семинар «Легко ли быть
Анализ результатов
молодым»
семинара

5.2.Социальные нормы и конфликты.
68
Социальные нормы.

69

Значение ЗОЖ Конфликты и
способы их разрешения.

составление
конспекта по
дидактическ
им единицам
Анализ
результатов
ПЗ

конспект
конспект
Анализ
результатов
ПЗ
Анализ
результатов
викторины
Глава 5. §
5.2-5.3
Глава 5.
подготовка
ответов на
вопросы
семинар.
подготовка
ответов на
вопросы
семинар

составление конспекта по
дидактическим единицам;

Глава 5. §
5.4

- подготовка к ролевой игре
«ЗОЖ»;
- составление таблицы:
«виды норм».

Глава 5. §
5.5

18

70

Ролевая игра «ЗОЖ».

- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);

5.3 Важнейшие социальные общности и группы.
71
- составление схемы:
Социальная стратификация
«социальная стратификация
современной России. Этнос и
Калининградской области».
нация.
72
составление конспекта по
Этнос и нация.
дидактическим единицам;

Глава 5. §
5.1
Глава 5. §
5.3

- подготовка к контрольной
работе по теме «Семейное
право»;
6. Политика (6 часов)
6.1. Политика и власть. Государство в политической системе.
74-75
составление конспекта по
Политическая система. Признаки
дидактическим единицам;
государства.

Глава 5. §
5.4

- составление таблицы:
Функции государства. Формы
«Функции государства».
государственного устройства.
6.2. Участники политического процесса.
78-79
составление конспекта по
Личность и государство Понятие
дидактическим единицам;
экстремизма Политической
лидерство. Теория элит.
Гражданское общество.
Политические партии.
7. Право (9 часов)
7.1. Правовое регулирование общественных отношений.
80-88
Особенности права. Формы права. систематическая
Правоохранительные органы.
проработка учебной
Права и обязанности гражданина.
литературы
89-90
Дифференцированный зачет

Глава 6. §
6.2

73

Семья. Семейное право.

76-77

91-94

Самостоятельная работа,
повторение, подготовка к ДЗ

Глава 6. §
6.1

Глава 6. §
6.3

Глава 7. §
7.1 Глава 7.
§ 7.4-7-5
Анализ
результатов
ДЗ
подготовка к
ДЗ

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».