ОГСЭ05 Психология общения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

2022 г.

Программа учебной дисциплины «Психология общения» разработана на основе
федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального

образования (ФГОС СПО) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело, относящейся к укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00
Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому
учебному циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 3,
ОК 4,
ОК 5,
ОК 9

применять техники и
приемы
эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности;
использовать
приемы
саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного
общения;

взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных
взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения
беседы, убеждения; этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
приемы саморегуляции в процессе общения.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
36
32
10

4

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
Содержание учебного материала
Тема 1. Общение – 1. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная
роль.
основа
человеческого
2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства
бытия.
общения
3. Единство общения и деятельности.
Тема 2.
Содержание учебного материала
Общение
как 1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
восприятие
Искажения в процессе восприятия.
людьми друг друга 2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие
(перцептивная
человека.
сторона общения)
Тема 3.
Содержание учебного материала
Общение
как 1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в
взаимодействие
русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
(интерактивная
2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
сторона общения)
Тема 4.
Содержание учебного материала
Общение
как 1.
Основные
элементы
коммуникации.
Вербальная
коммуникация.
обмен
Коммуникативные барьеры.
информацией
2. Невербальная коммуникация.
(коммуникативная 3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники
сторона общения)
слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.

Объем часов

3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

4

ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК 9

4

ОК 3, ОК 4, ОК
5, ОК 9

2

ОК 3, ОК 4, ОК
5, ОК 9

2

ОК 3, ОК 4, ОК
5, ОК 9

5

Тема 5.
Формы
делового
общения
и
их
характеристики
Тема 6.
Конфликт:
его
сущность
и
основные
характеристики

Содержание учебного материала
1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
выступлений. Аргументация
Содержание учебного материала
1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта.
Стратегия разрешения конфликтов

Тематика практических занятий
Коммуникативные тренинги
Тема 7.
Содержание учебного материала
Эмоциональное
1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия.
реагирование
в Разрядка эмоций.
конфликтах
и 2. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение
саморегуляция
конфликтной ситуации.
Тематика практических занятий
Коммуникативные тренинги
Тема 8.
Содержание учебного материала
Общие сведения об 1. Понятие: этика и мораль. Категории этики. Нормы морали. Моральные принципы
этической
и нормы как основа эффективного общения
культуре
2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета
и этики деловых отношений
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка
ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной литературой по
параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Дифференцированный зачет:
Всего:
.

4

2

ОК 3, ОК 4, ОК
5, ОК 9

ОК 3, ОК 4, ОК
5, ОК 9

2

4

ОК 3, ОК 4, ОК
5, ОК 9

2

2

ОК 3, ОК 4, ОК
5, ОК 9

4
2
2
36

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Психологии»,
техническими средствами обучения: компьютер, оргтехника, мультимедийная
доска, проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Психология общения [Текст] : учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования / М. Н. Жарова. - М. : Издательский центр "Академия",
2014. - 256 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-6755-1.
2. Коноваленко, М. Ю. Психология общения : учебник для СПО / М. Ю.
Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 468 с.
https://www.biblio-online.ru/viewer/CEDDEA43-487E-4BDB-B4AA-D1F6CE06FF8D#page/1
3. Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для СПО / В. С.
Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. —
209
с.
https://www.biblio-online.ru/viewer/5D5ABB2E-892A-4A9B-B8943AC2FC97A471#page/1
4. Лавриненко, В. Н. Психология общения : учебник и практикум для СПО / В. Н.
Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. — 350 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/E18CFC86-DBD14B7F-ABA2-0A3DC7678291#page/1
5. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Г. В.
Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Издательство Юрайт,
2017.
—
463
с.
https://www.biblio-online.ru/viewer/17E15D39-446E-4D42-9C60E5345C07660A#page/1
6. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Н. А.
Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 437
с. https://www.biblio-online.ru/viewer/58574FAE-8EC8-4A02-A773-AF6F1BC2147B#page/1
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Психология общения. Практикум по психологии : Учебное пособие / Ефимова
Наталия Сергеевна. - Москва ; Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" : ООО "Научноиздательский центр ИНФРА-М", 2014. - 192 с. - для учащихся ПТУ и студентов средних
специальных
учебных
заведений.
ISBN
978-5-8199-0249http://znanium.com/go.php?id=410246
3.2.3. Дополнительные источники
1.. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Изд. 22-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2009. – 671 с.
2. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум. – Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс,
2008. – 686 с.
3. Столяренко, Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности: учебное пособие – Изд. 2-е. –
Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 575 с.
7

4.КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

Результаты обучения
Перечень
знаний,
осваиваемых
в
рамках
дисциплины
взаимосвязь общения и
деятельности;
цели, функции, виды и
уровни общения;
роли и ролевые ожидания в
общении; виды социальных
взаимодействий;
механизмы
взаимопонимания
в
общении;
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы,
убеждения;
этические
принципы
общения;
источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов;
приемы саморегуляции в
процессе общения.
Перечень
умений,
осваиваемых
в
рамках
дисциплины
применять
техники
и
приемы
эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности; использовать
приемы
саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного общения;

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки
Полнота ответов, точность
формулировок, не менее
75% правильных ответов.
Не менее 75% правильных
ответов.
Актуальность
темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,
полнота ответов, точность
формулировок, адекватность
применения
профессиональной
терминологии

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценки
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
рефератов,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в
форме
дифференцированного
зачета в виде:
-письменных/
устных
ответов,
-тестирования

Правильность,
полнота
выполнения
заданий,
точность
формулировок,
точность
расчетов,
соответствие требованиям
Адекватность,
оптимальность
выбора
способов действий, методов,
техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность
оценки,
самооценки выполнения
Соответствие требованиям
инструкций, регламентов
Рациональность действий и
т.д.

Текущий контроль:
экспертная
оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых
действий,
защите
отчетов
по
практическим занятиям;
- оценка заданий для
самостоятельной работы,
Промежуточная
аттестация:
экспертная
оценка
выполнения практических
заданий на зачете

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».