ОГСЭ ОМРК

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

2022 г.

Программа учебной дисциплины "Основы мировых религиозных культур" разработана в
соответствии

со Стратегией

государственной национальной

политики Российской

Федерации на период до 2025 года.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение

Калининградской

области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии»
Разработчики:
Глинская Ольга Николаевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

9

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ
ОСВОЕНИЯ

11

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы мировых религиозных культур
1.1. Область применения программы
Программа
общеобразовательной учебной дисциплины «Основы
мировых религиозных культур» предназначена для профессиональных
образовательных организаций, реализующих основную профессиональную
образовательную программу СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования с одновременным получением среднего общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего
звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Основы мировых религиозных культур» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Основополагающей целью программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Основы мировых религиозных культур» является
формирование у обучающихся значимых личностных, предметных и
метапредметных результатов обучения, что предполагает:
- формирование
научно обоснованного представления о характере и
специфике христианско-антропологической модели образования;
- обеспечение овладения базовыми знаниями и пониманием достижений
отечественного и зарубежного опыта в области мирового религиозного
наследия, стратегий разрешения межрелигиозных и межкультурных
конфликтов, религиозных истоков в мировой художественной культуре;
- формирование способности ориентироваться в аксиологических
системах мировых религиозных культур.
Задачами программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы
мировых религиозных культур» являются:
- ознакомление обучающихся с предметом, содержанием и ключевыми
понятиями о религии и мировых религиозных культурах;
- формирование представления о мировых религиях, религиозных
культурах и религиозных культах как культурообразующей составляющей
мировых цивилизаций;
- ознакомление с историей религиозных культур;
4

- изучение примеров созидательной деятельности доисторического,
исторического и внеисторического человека в мировой истории, примеров
деятельности отдельных харизматических личностей в истории религиозных
культур;
- приобретение базовых навыков исторического и культурологического
анализа;
- формирование у обучающихся навыков самостоятельного изучения
учебной и научной литературы;
- определение области практического применения приобретенных в
процессе изучения общеобразовательной учебной дисциплины знаний,
умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной
профессиональной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования: программы подготовки
квалифицированных
рабочих,
служащих,
программы
подготовки
специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Результатом освоения программы является освоение обучающимися
общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

38
Максимальная учебная нагрузка (всего)
36
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы мировых религиозных культур»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем
часов

Уровень
освоения

1
Раздел 1. История
религии
Тема 1.1.
Введение

2

3
22

4

Тема 1.2
Религия как
всечеловеческое
явление

Раздел 2. Виды
религий
Тема 2.1.
Характеристика
основных мировых
религий

Содержание учебного материала
1 Религия как предмет изучения
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- постановка личных целей и задач при изучении мировых религий;
-составление плана самостоятельной работы для изучения мировых религий
Содержание учебного материала
1 Поиск Бога: вопросы человека о Боге
2 Религии и общество
3 Религиозный фанатизм и религиозная свобода
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
- Число религий в мире и их распределение по континентам. Оценка и число адептов великих религий;
- Следствия религиозного фанатизма;
- Главная проблема человека.
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- -составление конспекта по дидактическим единицам;
- подготовка к практическим работам;
- составление реферата «Эволюция верований в доисторическую эпоху»

1

Элементы
осваиваемых
компетенций

1

ОК 1,2,4,6,7,8

1
1
1

ОК 1,2,4,6,7,8

1
1
2
2
2

ОК 1,2,4,6,7,8

2

9

-

35
Содержание учебного материала
1 Иудаизм, Индуизм, Буддизм: доктрина, исповедание
2 Ислам. Принципы ислама
3 Конфуцианство, даосизм, синтоизм
4 Псевдохристианские, псевдовосточные и синкретические культы. Новые культы
5 Христианство: Иисус Христос и Его учение
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
- Ислам сегодня;
- Опасность новых культов для личности и общества;
- Христианство и общество;
- Бог и человек.
Контрольные работа по теме (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
-составление конспекта по дидактическим единицам;

5

10

1

7

- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
- составление реферата «Человеческая судьба в индуизме»
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Вера и знание
1 Отношение человека к Богу и знаниям
2 Атеизм
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
- Атеизм Фейербаха и Маркса, Ницше и Фрейда;
- Вера как верность и доверие, универсальность веры.
Контрольные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка презентации по теме «Духовная жизнь человека»
- анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины;
- анализ выполнения плана самостоятельной работы.
Подготовка к дифференцированному зачету по дисциплине
Дифференцированный зачет
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

2
1
1

ОК 1,2,4,6,7,8

5
1

Всего:

2
38

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
общеобразовательных дисциплин.
Оборудование
учебного
кабинета
и
рабочих
мест
кабинета
общеобразовательных дисциплин:
 рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1.
Васильев, Л. С.Васильев, Л. С. История Востока: учеб. для магистров
: в 2 т./ Л. С. Васильев ; Высш. шк. экономики, Национ. исследоват. ун-т. - 6-е
изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2012 - . - Лицензия до 01.12.2017 г. Т. 1. 722 с. эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-9916-1327-9.
2.
Все религии мира/ [под общ. ред. Е. В. Кузьминой]. - М.: АСТ; СПб.:
Сова, 2013 - 351 с.; 21. - Библиогр.: с. 346-348. - ISBN 978-5-37-045604-8.
3. Христианство и религии мира. – 2-е изд. – М.: Про-Пресс 2013. – 224 с.
б) Дополнительная литература:
4. Барт, А.
Религии Индии. Ведийские религии. Брахманизм. Буддизм.
Джайнизм. Индуизм/ А. Барт ; пер. на рус. яз. под ред. и с предисл. С. Н.
Трубецкого. - Изд. стер.[Репр. воспроизведение изд. 2014 г.]. - Москва:
Либроком; Москва: УРСС, 2014. - VIII, 337, [1] с. - (Академия
фундаментальных исследований: мифология, религия, атеизм). - Текст
старорус.. - ISBN 978-5-397-04437-0.
5. Богомолов, А. И.
Религии мира: новейший слов./ А. И. Богомолов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 667,[5] с. - (Словари). - ISBN 5-222-06804-8.
6. Дворкин А. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического
исследования. Нижний Новгород, 2013.
7. История древнего Востока. От ранних государственных образований до
древних империй/ под ред. А. В. Седова; [редкол. Г. М. Бонгард-Левин
(пред.) [и др.] ; РАН, Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит. РАН, 2014. - 895
с., [14 л. ил.]: ил., карты. - Библиогр.: с. 815-828.
8. Козлов М., протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и
христианской жизни. М.: Издание Сретенского монастыря, 2014.
9. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших
древне-русских слов и выражений): всего сл. объяснено ок. 30 000 : пособие/
сост. Григорий Дьяченко (Протоиерей). - [Репр. воспроизведение изд. 1900
г.]. - М.: Отчий дом, 2015. - 1120 с. - ISBN 5-86809-048-9.
9

10. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2013.
11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2014.
12. Религии мира. История и современность: сборник/ Редкол.:Г.М.БонгардЛевин [и др.];РАН,науч.совет"Роль религий в истории",Ин-т всеобщей ист.. М.: Наука, 2013. - 309 с. - ISBN 5-02-008886-2.
13. Религии мира: учеб. пособие [студентам, учителям, школьникам]/ С.Петерб. гос. ун-т; под ред. М. М. Шахнович. - 3-е изд.. - СПб.: Изд-во С.Петерб. гос. ун-та, 2014. - 288,[4] с. - (Религиоведение). - Библиогр.: с.281287 . - ISBN 5-288-03879-1.
14. Церпицкая, О. Л.
Мировые религии в контексте мировой политики:
учебно-метод. пособие/ О. Л. Церпицкая; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак.
междунар. отношений. - СПб.: СПбГУ, 2013.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1.
«Национальная электронная библиотека» (http://xn--90ax2c.xn--p1ai/).
2.
Библиотека православного христианина. [Электронный ресурс]. URL
: http://www.wco.ru/biblio/
3.
Василиадис Н. Библия и археология. – Свято-Троицкая Сергиева
Лавра,
2013.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://rddkcaun.freeblog.hu/archives/2012/10/07/25024113/#
4.
Вертьянов
С.
Происхождение
жизни:
факты,
гипотезы,
доказательства. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/natur/nat048.htm (дата
обращения 27.05.2013).
5.
Время и вера. Религиозные ценности и современная система
образования. [Электронный ресурс]. URL : http://www.verav.ru/
6.
Завет.Ru – Православное чтение. Информационно-просветительский
проект. [Электронный ресурс]. URL : http://www.zavet.ru/books.htm
7.
Игумен Георгий (Шестун). Православные традиции духовнонравственного становления личности (историко-теоретический аспект).
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора
педагогических наук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://izhoroik.ortox.ru/users/98/1100698/editor_files/file/Шестун%20Авторефер
ат.pdf – Загл. с экрана.
8.
Научная
электронная
библиотека
eLIBRARY.RU
(http://elibrary.ru/defaultx.asp).
9.
Образовательный портал Учебного комитета Русской Православной
Церкви: Богослов.Ru [Электронный ресурс]. URL : http://www.bogoslov.ru/
10.
ОРКСЭ – интернет-ресурсы. [Электронный ресурс]. URL :
http://sudogdaobrazovanie.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id
=36&Itemid=53
11.
Официальный сайт Русской Православной Церкви. [Электронный
ресурс]. URL : http://www.patriarchia.ru/
12.
Православие. Ru [Электронный ресурс]. URL : http://pravoslavie.ru/
10

13.
Православная библиотека. [Электронный ресурс]. URL :
http://ekklezia.ru/175-biblioteka.html
14.
Православное христианство: Каталог православных ресурсов в сети
интернет. [Электронный ресурс]. URL : http://www.hristianstvo.ru/
15.
Православный
мир.
[Электронный
ресурс].
URL
:
http://www.pravmir.ru/
16.
Предание.Ru [Электронный ресурс]. URL : http://predanie.ru/
17.
Радиостанция «София». Христианский общественно-церковный
канал. [Электронный ресурс]. URL : http://radiosofia.ru/about.html
18.
Сайт Отдела религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL : http://www.otdelro.ru/
19.
Семинарская и святоотеческая библиотеки. [Электронный ресурс].
URL : http://otechnik.narod.ru/dopmater.html
20.
Слово. Православный образовательный портал. [Электронный
ресурс]. URL : http://www.portal-slovo.ru/
21.
ЭБС «IPRbooks» (http://www.iprbookshop.ru/)/
22.
ЭБС «Айбукс.ру/ibooks.ru» (http://ibooks.ru/).
23.
ЭБС «Лань» (http://e.lanbook.com/).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является
дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
1) раскрывать сущность основных
понятий, явлений и ведущих идей,
входящих в содержание дисциплины;
2) применять на практике формируемые
результаты обучения;
3) ориентироваться в аксиологических
системах мировых религиозных культур и
использовать данные знания в своей
будущей профессиональной деятельности;
Знать:
1) особенности и специфику объекта
изучения основ мировых религиозных
культур;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных
самостоятельных
заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля в рамках практических занятий.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.

Экспертное наблюдение и оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы в
рамках практических занятий.
11

2) основные термины и понятия,
непосредственно связанные с содержанием
религиозных культур, историю
религиозных культур;
3) основные подходы к изучению
достижений отечественного и зарубежного
науковедения в области мирового
религиозного наследия

Осознавать:
1) специфику деятельности в контексте
ознакомления с представлениями о
мировых религиях и религиозных
культурах;
2) роль и место примеров созидательной
деятельности доисторического,
исторического и внеисторического человека
в мировой истории, примеров деятельности
отдельных харизматических личностей в
истории религиозных культур.

Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных
самостоятельных
заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на практических работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
реферата.
Экспертная оценка в процессе защиты
презентации.
Экспертное наблюдение и оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы в
рамках практических занятий.

Формы и методы контроля и оценки результатов
направленных на сформированность общих компетенций.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
ОК4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития
ОК6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями
ОК7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения
заданий
ОК8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации

обучения,

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Наблюдение, мониторинг
Практические задания на моделирование и
решение нестандартных ситуаций
Подготовка
докладов,
рефератов,
творческих
работ
и
проектов
с
использованием электронных источников

Мониторинг
роста
экономической
грамотности
обучающихся,
владение
профессиональным сленгом, наблюдение за
коммуникацией обучающихся в группе
- Деловые игры
– моделирование
социальных и профессиональных ситуаций;
Мониторинг
развития
личностнопрофессиональных качеств обучающихся
Открытые защиты творческих работ и
проектных работ

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».