РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОХРАНА ТРУДА
2022 г.
Программа учебной дисциплины «Охрана труда» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (ФГОС СПО) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской
области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии»
Разработчик:
Копин Олег Михайлович, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело, относящейся к укрупненной группе профессий,
специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к общепрофессиональному
учебному циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.7
ПК 4.1-4.6
ПК 5.1-5.6
ПК 6.1-6.4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 10
Умения
Знания
-выявлять
опасные
и
вредные
производственные
факторы и соответствующие им
риски, связанные с прошлыми,
настоящими или планируемыми
видами
профессиональной
деятельности;
-использовать
средства
коллективной и индивидуальной
защиты
в
соответствии
с
характером
выполняемой
профессиональной деятельности;
-участвовать в аттестации
рабочих мест по условиям труда, в
т. ч. оценивать условия труда и
уровень травмобезопасности;
-проводить
вводный
инструктаж
подчиненных
работников
(персонала),
инструктировать их по вопросам
техники безопасности на рабочем
месте с
учетом
специфики
выполняемых работ;
-разъяснять подчиненным
работникам
(персоналу)
содержание
установленных
требований охраны труда;
-вырабатывать
и
контролировать
навыки,
необходимые для достижения
требуемого уровня безопасности
труда;
-вести
документацию
-системы управления охраной
труда в организации;
-законы и иные нормативные
правовые
акты,
содержащие
государственные
нормативные
требования
охраны
труда,
распространяющиеся
на
деятельность организации;
-обязанности работников в
области охраны труда;
-фактические
или
потенциальные
последствия
собственной деятельности (или
бездействия) и их влияние на
уровень безопасности труда;
-возможные
последствия
несоблюдения
технологических
процессов
и
производственных
инструкций
подчиненными
работниками (персоналом);
-порядок и периодичность
инструктирования
подчиненных
работников (персонала);
− -порядок хранения и
использования средств
коллективной и индивидуальной
защиты
4
установленного образца по
охране труда, соблюдать сроки
ее заполнения и условия
хранения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Объем образовательной программы
36
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
34
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Введение
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
2
Содержание учебного материала
Основные понятия в области охраны труда. Предмет, цели и задачи дисциплины.
Межпредметные связи с другими дисциплинами. Роль знаний по охране труда в
профессиональной деятельности. Состояние охраны труда в отрасли
Раздел 1. Нормативно - правовая база охраны труда
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Законодательство в
Нормативно-правовая база охраны труда: понятие, назначение. Федеральные законы в
области охраны
области охраны труда: Конституция Российской Федерации, «Об основах охраны
труда
труда в Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации (гл. 33-36).
Основные нормы, регламентирующие этими законами, сферами их применения
Основные направления государственной политики в области охраны труда.
Полномочия органов государственной власти России и субъектов РФ, а также
местного самоуправления в области охраны труда. Государственные нормативные
требования охраны труда (Трудовой кодекс РФ, ст. 211).
Система стандартов по технике безопасности: назначение, объекты. Межотраслевые
правила по охране труда, назначение, содержание, порядок действия
Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях:
назначение, содержание
Тематика практических работ
Оформление нормативно-технических документов, в соответствии действующими
Федеральными Законами в области охраны труда
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Обеспечение охраны Обеспечение охраны труда: понятие, назначение. Государственное управление
труда
охраной труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране
труда. Органы надзора и контроля за охраной труда. Федеральные инспекции труда:
назначение, задачи, функции. Права государственных инспекторов труда.
Государственные технические инспекции (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор,
Объем
часов
3
2
11
2
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 1-7, ОК
9,10
ОК 1-7, ОК
9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5
4
4
2
ОК 1-7, ОК
9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
6
Госсанинспекция, Государственная пожарная инспекция и др.), их назначение и
функции
Административный, общественный, личный контроль за охраной труда. Права и
обязанности профсоюзов по вопросам охраны труда. Правовые акты, регулирующие
взаимные обязательства сторон по условиям и охране труда (Коллективный договор,
соглашение по охране труда). Ответственность за нарушение требований охраны
труда: административная, дисциплинарная, уголовная
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Организация
Служба охраны труда на предприятии: назначение, основные задачи, права,
охраны труда в
функциональные обязанности. Основание для заключения договоров со
предприятиях
специалистами или организациями, оказывающими услугу по охране труда. Комитеты
(комиссии) по охране труда: состав, назначение
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Соответствие производственных процессов и продукции требования охраны труда.
Обязанности работника по соблюдению норм и правил по охране труда. Санитарнобытовые и лечебно-профилактическое обслуживание работников. Обеспечение прав
работников на охрану труда. Дополнительные гарантии по охране труда отдельных
категорий работников
Обеспечение и профессиональная подготовка в области охраны труда. Инструктажи
по охране и технике безопасности (вводный, первичный, повторный, внеплановый,
текущий), характеристика, оформление документации
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и
содержание домашних заданий)
Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение
нормативных материалов. Систематизация учебного материала при составлении
таблиц по видам ответственности за правонарушения. Оформление документации по
инструктажам по охране труда и технике безопасности.
Раздел 2. Условия труда на предприятиях общественного питания
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Основы понятия
Основные понятия: условия труда, их виды. Основные метеорологические параметры
условия труда.
(производственный микроклимат) и их влияние на организм человека. Санитарные
Опасные и вредные
нормы условий труда. Мероприятия по поддерживанию установленных норм
производственные
Вредные производственные факторы: понятие, классификация. Краткая
факторы
характеристика отдельных видов вредных производственных факторов (шум,
ПК 6.3-6.5
2
ОК 1-7, ОК
9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5
1
12
4
ОК 1-7, ОК
9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
7
вибрация, тепловое излучение, электромагнитные поля и т.д.), их воздействие на
человека
Допустимые параметры опасных и вредных производственных факторов,
свойственных производственным процессам в общественном питании. Понятие о
ПДК (предельно-допустимых концентрациях) вредных факторов. Способы и средства
защиты от вредных производственных факторов
Тематика практических занятий
Исследование метеорологических характеристик помещений, проверка их
соответствия установленным нормам
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Производственный
Производственный травматизм и профессиональные заболевания: понятия, причины и
травматизм и
их анализ. Травмоопасные производственные факторы в предприятиях общественного
профессиональные
питания. Изучение травматизма: методы, документальное оформление, отчетность.
заболевания
Первая помощь при механических травмах (переломах, вывихах, ушибах и д.т.), при
поражениях холодильными агентами и др. основные мероприятия по
предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний
Несчастные случаи: понятия, классификация. Порядок расследования и
документального оформления и учета несчастных случаев в организациях. Порядок
возмещения работодателями вреда, причиненного здоровью работников в связи с
несчастными случаями. Доврачебная помощь пострадавшим от несчастного случая
Тематика практических занятий
Анализ причин производственного травматизма на предприятии. Определение
коэффициентов травматизма: общего, частоты, тяжести, оформление актов
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и
содержание домашних заданий)
Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение
нормативных материалов. Подготовка сообщений по межотраслевым правилам
охраны труда. Подготовка сообщений по теме «Производственный травматизм»,
«Виды профессиональных заболеваний в системе общественного питания»
Раздел 3. Электробезопасность и пожарная безопасность
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Электробезопасность Электробезопасность: понятие, последствия поражения человека электрическим
током. Условия возникновения электротравм, их классификация. Факторы, влияющие
на тяжесть электротравм (параметры тока, время воздействия, особенности состояния
организма)
ПК 6.3-6.5
2
2
2
ОК 1-7, ОК
9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5
2
2
-
11
2
ОК 1-7, ОК
9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
8
Тема 3.2
Пожарная
безопасность
Классификация условий работы по степени электробезопасности. Опасные узлы и
зоны машин. Требования электробезопасности, предъявляемые к конструкции
технологического оборудования
Защита от поражения электрическим током. Технические способы защиты (защитное
заземление и зануление, защитное отключение, изоляция и ограждение токоведущих
частей), понятие, назначение. Порядок и сроки проверки заземляющих устройств, и
сопротивление изоляции. Индивидуальные средства защиты от поражения
электрическим током, их виды, назначение, сроки проверки, правила эксплуатации и
хранения
Статистическое электричество: понятие, способы защиты от его воздействия
Технические и организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности
на предприятиях общественного питания
Содержание учебного материала
Пожарная безопасность: понятие, последствия ее несоблюдения. Правовая база: ФЗ
«О пожарной безопасности», стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной
безопасности. Организация пожарной охраны в предприятиях. Пожарная безопасность
зданий и сооружений (СниП 21-01-97). Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ
01-99). Обязанности и ответственность должностных лиц за обеспечением пожарной
безопасности в предприятиях. Государственная служба пожарной безопасности:
назначение, структура, область компетенции
Противопожарный инструктаж: понятие, назначение, виды, порядок, сроки
проведения и документальное оформление. Противопожарный режим содержания
территории предприятия, его помещений и оборудования. Действия администрации и
работников предприятия при возникновении пожаров. Эвакуация людей из
помещений, охваченных пожаров
Факторы пожарной опасности отраслевых объектов. Основные причины
возникновения пожаров в предприятиях, способы предупреждения и тушения
пожаров. Огнетушители: назначение, типы, устройство, принцип действия, правила
хранения и применения
Пожарный инвентарь. Противопожарное водоснабжение, его виды, особенности
устройства и применения. Средства пожарной сигнализации и связь, их типы,
назначение
Организация эвакуации людей при пожаре на предприятии общественного питания
Тематика практических занятий
Изучение устройства и овладения приемами эксплуатации средств тушения пожаров,
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5
4
ОК 1-7, ОК
9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5
2
9
Тема 3.3
Требования
безопасности к
производственному
оборудованию
пожарной сигнализации и связи. Составление плана эвакуации людей при пожаре в
предприятии общественного питания
Содержание учебного материала
Нормативная база: стандарты ССБТ, правила и инструкции по технике безопасности
Общие требования безопасности, предъявляемые к торгово-технологическому
оборудованию (к материалам, конструкции, эксплуатации, элементам защиты,
монтажу и т.д.). Опасные зоны технологического оборудования
Специальные требования безопасности при эксплуатации различных типов торговотехнологического оборудования: механического, торгового, измерительного,
холодильного, подъемно-транспортного и др
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и
содержание домашних заданий)
Составление конспектов с использованием нормативных документов по
электробезопасности.
Составление
плана
мероприятий
по
обеспечению
электробезопасности
в
горячем
цехе
предприятия
общественного
питания.Составление плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в
производственных цехах предприятий общественного питания.Работа над учебным
материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных документов.
Решение ситуационных задач по безопасной эксплуатации торгово-технологического
оборудования
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
2
ОК 1-7, ОК
9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ПК 6.3-6.5
1
2
36
10
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»,
оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя,
столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами обучения
(компьютером,
средствами
аудиовизуализации,
мультимедийным
проектором;
наглядными пособиями и т.д.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
Нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.constitution.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://base.garant.ru/10164072/
3. Трудовой кодекс Российской федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:1
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
5. 5. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://base.garant.ru/10108000/
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваниях».
7. 8. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «С санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
8. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
9. Федеральный закон от 31 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности».
10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», № 967 от
15.12.2000.
11. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении
правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и
другими средствами индивидуальной защиты» от 18.12.1998 г.
12. ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного
питания. Классификация и общие требования
13. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного
питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и
продовольственного сырья. СП 2.3.6.1079-01 от 06.11.2001г (в ред. 31.03.2011г.)
Основная литература:
1. Арустамов Э.А. Охрана труда в торговле: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования – 2-е изд.стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2015.– 160с.
11
1. Бурашников Ю.М., Максимов А.С. Охрана труда в пищевой
промышленности,
общественном питании и торговле: учебное пособие– 8-е
изд.стер. – М. Издательский центр «Академия», 2014.–320с.
2.
Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для учреждений
сред.проф.образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова –М. :
Издательский центр «Академия», 2014
3.2.2. Электронные издания
1. Иванов А.А. Открытый урок «Электробезопасность на предприятии общественного
питания». 2011.
[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://festival.allbest.ru
/articles/55682, свободный Информационный портал «Охрана труда в России
[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru
2. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии Росстандарт [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.gost.ru
3.2.3. Дополнительная литература:
1. Охрана труда в торговле. Практикум. Учебное пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования – 2-е изд.стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2014.–
160с.
12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знание:
-системы
управления
охраной труда в организации;
-законы
и
иные
нормативные правовые акты,
содержащие государственные
нормативные
требования
охраны
труда,
распространяющиеся
на
деятельность организации;
-обязанности
работников в области охраны
труда;
-фактические
или
потенциальные
последствия
собственной деятельности (или
бездействия) и их влияние на
уровень безопасности труда;
-возможные
последствия
несоблюдения
технологических процессов и
производственных инструкций
подчиненными
работниками
(персоналом);
-порядок
и
периодичность
инструктирования
подчиненных
работников
(персонала);
-порядок хранения и
использования
средств
коллективной
и
индивидуальной защиты
Умения:
-выявлять опасные и
вредные
производственные
факторы и соответствующие
им
риски,
связанные
с
прошлыми, настоящими или
планируемыми
видами
профессиональной
деятельности;
-использовать средства
коллективной
и
индивидуальной защиты в
соответствии с характером
выполняемой
Критерии оценки
Полнота ответов,
точность формулировок,
не менее 75%
правильных ответов.
Не менее 75%
правильных ответов.
Актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
полнота ответов,
точность формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии
Формы и методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценки результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования
Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность формулировок,
точность расчетов,
соответствие
требованиям
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки,
самооценки выполнения
Соответствие
Текущий контроль:
- экспертная оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий,
защите отчетов по
практическим занятиям;
- оценка заданий для
самостоятельной работы,
Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете
профессиональной
деятельности;
-участвовать
в
аттестации рабочих мест по
условиям труда, в т. ч.
оценивать условия труда и
уровень травмобезопасности;
-проводить
вводный
инструктаж
подчиненных
работников
(персонала),
инструктировать
их
по
вопросам
техники
безопасности на рабочем месте
с
учетом
специфики
выполняемых работ;
-разъяснять
подчиненным
работникам
(персоналу)
содержание
установленных
требований
охраны труда;
-вырабатывать
и
контролировать
навыки,
необходимые для достижения
требуемого
уровня
безопасности труда;
-вести
документацию
установленного образца по
охране труда, соблюдать сроки
ее заполнения и условия
хранения
требованиям
инструкций, регламентов
Рациональность
действий и т.д.
14