Подписан: ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПОО "КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
DN: INNLE=3913010741, E=mail@proftop39.ru,
INN=390402839539, SNILS=11059661540,
OGRN=1063913016166,
STREET=Коммунистическая 7, C=RU, S=39
Калининградская область, L=Светлый, O="
ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ""", T=Директор, G=Андрей
Валерьевич, SN=Даниленков, CN="ГБУ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Дата: 2022.06.17 15:39:41+02'00'
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03. Текущий ремонт различных видов автомобилей
2022 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального
образования (далее – СПО) по профессии
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей»
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Березко Владимир Юрьевич, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПРОГРАММЫ
4
2. СТРУКТУРА
И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ
7
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПРОГРАММЫ
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
20
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03. Текущий ремонт различных видов автомобилей
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности: «Техническое обслуживание автотранспорта» согласно требованиям
нормативно-технической документации и, соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 11.
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание
необходимого уровня физической подготовленности
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
1.1.2.Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 1
Производить текущий ремонт различных типов автомобилей в соответствии с
требованиями технологической документации
ПК 3.1.
Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2.
Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных
систем автомобилей.
ПК 3.3.
Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4.
Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления
автомобилей.
ПК 3.5.
Производить ремонт и окраску кузовов.
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
практический
опыт
Уметь
Подготовки автомобиля к ремонту.
Оформления первичной документации для ремонта.
Демонтажа и монтажа двигателя автомобиля; разборки и сборки его
механизмов и систем, замене его отдельных деталей.
Демонтажа и монтажа узлов и элементов электрических и электронных
систем, автомобиля, узлов и механизмов автомобильных трансмиссий,
ходовой части и систем управления автомобилей, элементов кузова,
кабины, платформы, их замены.
Проведения технических измерений с применением соответствующего
инструмента и оборудования.
Ремонта деталей, систем и механизмов двигателя, узлов и элементов
электрических и электронных систем, механизмов, узлов и деталей
автомобильных трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем
управления автомобилей. Восстановления деталей, узлов и кузова
автомобиля. Окраски кузова и деталей кузова автомобиля
Регулировки, испытания систем и механизмов двигателя, узлов и
элементов электрических и электронных систем, узлов и механизмов
ходовой части и систем управления, автомобильных трансмиссий после
ремонта.
Проверки состояния узлов и элементов электрических и электронных
систем соответствующим инструментом и приборами.
Оформлять учетную документацию.
Работать с каталогами деталей.
Использовать уборочно-моечное и технологическое оборудование.
Снимать и устанавливать узлы и детали механизмов и систем двигателя,
элементы электрооборудования, электрических и электронных систем
автомобиля, узлы и детали автомобильных трансмиссий, ходовой части и
систем управления, кузова, кабины, платформы; разбирать и собирать
двигатель.
Использовать специальный инструмент и оборудование при разборочносборочных работах.
Выполнять метрологическую поверку средств измерений.
Производить замеры деталей и параметров двигателя, кузова,
изнашиваемых деталей и изменяемых параметров ходовой части и систем
управления, деталей трансмиссий контрольно-измерительными приборами
и инструментами. Проверять комплектность ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
Проводить проверку работы двигателя, электрооборудования,
электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий, узлов
и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей, проверку
исправности узлов и элементов электрических и электронных систем
контрольно-измерительными приборами и инструментами.
Выбирать и использовать инструменты и приспособления для слесарных
работ, приборы и оборудование для контроля исправности узлов и
элементов электрических и электронных систем, ремонта кузова и его
деталей.
Определять неисправности и объем работ по их устранению, способы и
средства ремонта. Устранять выявленные неисправности.
Определять основные свойства материалов по маркам; выбирать
материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
Знать
Регулировать: механизмы двигателя и системы, параметры электрических
и электронных систем и их узлов, механизмы трансмиссий, параметры
установки деталей ходовой части и систем управления автомобилей в
соответствии с технологической документацией.
Соблюдать меры безопасности при работе с электрооборудованием и
электрическими инструментами, безопасные условия труда в
профессиональной деятельности.
Устройство и конструктивные особенности ремонтируемых
автомобильных двигателей, узлов и элементов электрических и
электронных систем, автомобильных трансмиссий, ходовой части и
механизмов рулевого управления, автомобильных кузовов и кабин
автомобилей.
Назначение и взаимодействие узлов и систем двигателей, элементов
электрических и электронных систем, узлов трансмиссии, ходовой части и
механизмов управления. Оборудование и технологию испытания
двигателей, автомобильных трансмиссий.
Формы и содержание учетной документации.
Назначение и структуру каталогов деталей.
Характеристики и правила эксплуатации вспомогательного оборудования,
специального инструмента, приспособлений и оборудования.
Средства метрологии, стандартизации и сертификации.
Технологические требования к контролю деталей и состоянию систем, к
контролю деталей и состоянию кузовов.
Порядок работы и использования контрольно-измерительных приборов и
инструментов.
Основные неисправности двигателя, его систем и механизмов, элементов и
узлов электрических и электронных систем, автомобильных трансмиссий,
их систем и механизмов, ходовой части автомобиля, систем управления,
кузова автомобиля; причины и способы устранения неисправностей.
Способы и средства ремонта и восстановления деталей двигателя, узлов и
элементов электрических и электронных систем, узлов автомобильных
трансмиссий, узлов и деталей ходовой части, систем управления и их
узлов, кузовов, кабин и его деталей, лакокрасочного покрытия кузова и его
деталей.
Технологические
процессы
разборки-сборки
узлов
и
систем
автомобильных двигателей, электрооборудования, узлов и элементов
электрических и электронных систем, узлов и систем автомобильных
трансмиссий, узлов и механизмов ходовой части и систем управления
автомобилей, кузова, кабины платформы.
Основные свойства, классификацию, характеристики, области применения
материалов. Специальные технологии окраски.
Технические условия на регулировку и испытания двигателя, его систем и
механизмов; узлов электрооборудования автомобиля, автомобильных
трансмиссий, узлов трансмиссии, узлов и механизмов ходовой части и
систем управления автомобилей. Технологические требования для
проверки исправности приборов и элементов электрических и
электронных систем.
Меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрическими
инструментами, правила техники безопасности и охраны труда в
профессиональной деятельности.
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов: 512 часов, из них:
на освоение МДК - 218 часов
на практики:
учебную - 108 часов
производственную - 180 часов
экзамен по модулю – 6 часов
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуляПМ.03.
Коды
професс
иональн
ых
общих
компете
нций
1
ПК 3.1.3.5.
ОК 01.11.
Наименования разделов
профессионального
модуля
Суммарн
ый объем
нагрузки,
час.
Объём модуля во взаимодействии с преподавателем, час.
Обучение по МДК
Практика
всего
лабораторные
учебная
производственна
работы и
я
практические
занятия
2
Раздел 1
МДК 03.01 Слесарное дело
и технические измерения
Раздел 2
МДК 03.02
Ремонт автомобилей
Экзамен по модулю
Всего:
3
72
4
64
434
6
512
5
Самостоятельная
работа
6
7
8
8
126
108
180
20
134
108
180
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.03.
Наименование разделов и
тем профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная учебная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Проведение ремонта различных типов автомобилей
МДК. 3. 1 Слесарное дело и технические измерения
Тема 1.1
Содержание
Технические измерения
Содержание предмета и его назначение в подготовке специалистов. Виды технических
измерений. Оборудование и технология проведения технических измерений
Тема 1.2
Разметка, резка металла
Тема 1.3
Рубка, правка и гибка
металла
Тема 1.4
Опиливание. Шабрение
Тема 1.5
Притирка. Доводка
Практические занятия
Измерение размеров детали
Содержание
Разметка и ее назначение. Инструменты и приспособления, применяемые при разметке.
Основные этапы разметки. Разметка по шаблонам, изделию, чертежам. Понятие о резке металлов.
Приёмы резки различных заготовок
Практические занятия
Разметка и резка заготовки
Содержание
Объем в
часах
Уровень
усвоения
Осваиваемые
элементы
компетенций
3
72
72
4
2
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
2
4
2
Рубка, правка и гибка металла. Инструменты и оборудование. Разновидности процессов правки
2
Практические занятия
Гибка заготовки
Содержание
Понятие об опиливании. Приемы и правила опиливания. Механизация опиловочных работ.
Шабрение различных плоскостей. Инструменты и приспособления. Контроль точности шабрения
6
Практические занятия
Зачистка заусенцев и кромок деталей
Содержание
Притирка и доводка. Их назначение и применение. Притиры и абразивные материалы.
Механизация притирки. Полировка
Практические занятия
Притирка поверхностей деталей
6
4
4
2
Тема 1.6
Слесарная обработка
отверстий. Нарезание
резьбы
Тема 1.7
Клепка
Тема 1.8
Паяние. Лужение
Тема 1.9 Механическая
обработка с
использованием
станочного оборудования
Содержание
Виды слесарной обработки отверстий. Инструменты и приспособления, применяемые при
обработке отверстий. Сверление и рассверливание. Зенкование, зенкерование, развертывание.
Понятие о резьбе и ее элементах. Виды и назначения резьбы. Подбор свёрл. Метчики и плашки
Практические занятия
Нарезание резьбы
Содержание
Понятие о клёпке. Виды заклёпок. Виды соединений. Приспособления и инструменты. Ручная и
механическая клёпка
Практические занятия
Соединение заготовок методом ручной клёпки
Содержание
Понятие о паянии и лужении. Припои, флюсы. Паяльник и паяльные лампы. Паяние мягкими и
твердыми припоями. Приёмы лужения
Практические занятия
Пайка проводов и разъемов
Содержание
Виды металлорежущего оборудования. Маркировка станков. Уровни автоматизации
Практические занятия
Определение оборудования для изготовления детали
Самостоятельная учебная работа обучающихся
МДК 03.02. Ремонт автомобилей
Тема 2.1
Содержание
Ремонт автомобильных
1. Техника безопасности. Организация и технология ремонта двигателей
двигателей
2. Технологии монтажа двигателя автомобиля, разборки и сборки его механизмов и систем,
замена его отдельных деталей
3. Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами
4. Технологии ремонта деталей механизмов и систем двигателя
5. Регулировка, испытание систем и механизмов двигателя после ремонта.
Практические занятия
1.Разборка, дефектовка и сборка узлов кривошипно-шатунного механизма.
2. Выполнение работ по ремонту газораспределительного механизма.
3. Ремонт системы смазки и охлаждения двигателя.
4. Ремонт узлов системы питания бензиновых двигателей.
5. Ремонт узлов системы питания дизельных двигателей
Содержание
Тема 2.2
Ремонт узлов и элементов
1. Технология монтажа узлов и элементов электрических и электронных систем, автомобиля, их
замена.
2
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
2
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
6
2
6
2
6
2
2
8
98
10
20
8
электрических и
электронных систем
автомобилей
Тема 2.3
Ремонт автомобильных
трансмиссий
Тема 2.4
Ремонт ходовой части и
механизмов управления
автомобилей
Тема 2.5
Ремонт и окраска
автомобильных кузовов
2. Проверка состояния узлов и элементов электрических и электронных систем.
3. Технологии ремонта узлов и элементов электрических и электронных систем.
4.Регулировка, испытание узлов и элементов электрических и электронных систем
Практические занятия
1. Выполнение работ по ремонту основных узлов электрооборудования.
2. Снятие и установка датчиков и реле.
3. Ремонт электрических цепей.
4. Выполнение работ по ремонту приборов освещения
Содержание
1. Технология монтажа и замены узлов и механизмов автомобильных трансмиссий.
2. Проведение технических измерений деталей узлов трансмиссий.
3. Технология ремонта механизмов, узлов и деталей автомобильных трансмиссий.
4. Технология ремонта автоматических коробок передач.
5. Регулировка и испытание автомобильных трансмиссий после ремонта
Практические занятия
1.Снятие и установка деталей механизмов трансмиссий.
2. Дефектовка деталей трансмиссий.
3. Выполнение работ по ремонту узлов трансмиссии.
4. Ремонт привода сцепления.
5. Выполнение работ по ремонту узлов автоматической трансмиссии
Содержание
1. Технологии монтажа и замены узлов и механизмов ходовой части и систем управления
автомобилей.
2. Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами.
3. Технология ремонта узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей.
4. Технология ремонта автомобильных колес и шин.
5. Регулировка, испытание узлов и механизмов ходовой части и систем управления автомобилей
Практические занятия
1.Разборка и сборка рулевого привода.
2. Разборка и сборка рулевого механизма.
3.Выполнение работ по ремонту тормозной системы.
4. Ремонт привода тормозной системы.
5. Ремонт узлов пневматической тормозной системы.
6. Дефектовка и ремонт автомобильных шин.
7. Регулировка углов установки колес.
Содержание
1. Технология монтажа и замены элементов кузова, кабины, платформы.
2.Проведение технических измерений с применением соответствующего инструмента и
оборудования.
3.Восстановление деталей, узлов и кузова автомобиля.
4. Окраска кузова и деталей кузова автомобиля.
ОК 01.-11.
16
10
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
3
ПК 3.1.-3.5.
ОК 01.-11.
10
10
18
10
5. Регулировка и контроль качества ремонта кузовов и кабин.
Практические занятия
1. Измерение зазоров элементов кузова.
2.Подбор цвета лакокрасочного покрытия.
3. Выполнение работ по окраске элементов кузова автомобиля.
4. Проверка качества ремонта элементов кузова автомобиля.
Самостоятельная учебная работа обучающихся
Учебная практика УП.03
Виды работ:
Выполнение метрологической поверки средств измерения.
Выбор и использование оборудования, приспособлений и инструмента для слесарных работ.
Снятие и установка; разборка и сборка; ремонт механизмов, узлов и систем двигателя.
Снятие и установка; разборка и сборка; ремонт узлов трансмиссии.
Ремонт электрооборудования и электронных систем.
Ремонт ходовой части и механизмов управления.
Регулировка и проверка работы систем, агрегатов и механизмов автомобилей в соответствии с технологической документацией.
Ремонт, окраска кузова и его деталей.
Производственная практика ПП.03
Виды работ:
Составление заявок на запасные части и материалы.
Ремонт деталей слесарными методами.
Текущий ремонт механизмов, узлов и систем автомобильных двигателей.
Текущий ремонт узлов и элементов электрооборудования.
Текущий ремонт узлов и механизмов трансмиссии.
Текущий ремонт ходовой части автомобиля.
Текущий ремонт механизмов управления и тормозной системы.
Текущий ремонт элементов и систем дополнительного оборудования.
Выполнение работ по замене и ремонту отдельных узлов и деталей кузова автомобиля.
Окраска деталей кузова автомобиля.
Промежуточная аттестация (экзамен по модулю)
Всего
14
20
108
180
6
512
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Оснащенное оборудование кабинета «Техническое обслуживание и ремонт
автомобилей»,
- рабочее место преподавателя,
- рабочие места обучающихся,
- комплекты учебных пособий по курсу «Техническое обслуживание и ремонт
автомобилей»;
- тематические стенды,
- узлы основных систем автомобиля: двигатели с навесным оборудованием,
трансмиссии, рулевое управление, тормозная система,
- основные приспособления и инструмент для освоения технологии ремонта
автомобилей.
Технические средства обучения:
- мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор,
акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным
обеспечением общего и профессионального назначения).
Оснащение лабораторий
Лаборатория диагностики электрических и электронных систем автомобиля
• рабочее место преподавателя,
• рабочие места обучающихся,
• комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации,
• приборы, инструменты и приспособления,
• демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей»,
• плакаты по темам лабораторно-практических занятий,
• стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»,
• стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»,
• осциллограф,
• мультиметр,
• комплект расходных материалов.
Лаборатория ремонта двигателей
• рабочее место преподавателя,
• рабочие места обучающихся,
• мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор,
акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным
обеспечением общего и профессионального назначения),
• двигатели внутреннего сгорания,
• стенд для позиционной работы с двигателем,
13
• наборы слесарных инструментов,
• набор контрольно-измерительного инструмента.
Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления
•верстаки с тисками (по количеству рабочих мест),
•стеллажи,
•стенды для позиционной работы с агрегатами,
•агрегаты и механизмы шасси автомобиля,
•наборы слесарных и измерительных инструментов,
•макеты агрегатов автомобиля в разрезе.
Оснащение мастерских:
Слесарная
• верстаки с тисками (по количеству рабочих мест),
• наборы слесарного инструмента,
• наборы измерительных инструментов,
• расходные материалы,
• отрезной инструмент,
• станки: сверлильный, заточной
Сварочная
• верстак металлический,
• экраны защитные,
• щетка металлическая,
• набор напильников,
• станок заточной,
• шлифовальный инструмент,
• отрезной инструмент,
• тумба инструментальная,
• сварочное оборудование (сварочные аппараты),
• расходные материалы,
• вытяжка местная,
• комплекты средств индивидуальной защиты,
• огнетушители
По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами):
- мойка
• расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки
автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья
стекол, полироль для интерьера автомобиля),
• микрофибра,
• пылесос,
• водосгон,
• моечный аппарат высокого давления с пеногенератором
14
- слесарно-механический
• подъемник,
• оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для
слива и откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный
нагнетатель),
• трансмиссионная стойка,
• инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт
пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей,
набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток,
набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
• переносная лампа,
• приточно-вытяжная вентиляция,
• вытяжка для отработавших газов,
• комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений
(набор приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник
универсальный, съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин),
• набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для
регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления
масла, прибор для измерения давления в топливной системе, штангенциркуль,
микрометр, нутромер, набор щупов),
• верстаки с тисками,
• стенд для регулировки углов установки колес,
• пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением),
• компрессор,
• подкатной домкрат
- диагностический
• подъемник,
• диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики
с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка,
мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп,
газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа
ультрафиолетовая, аппарат для заправки и проверки давления системы
кондиционера, термометр),
• инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт
пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей,
набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток,
набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
- кузовной
• стапель,
• тумба инструментальная (гайковерт пневматический, набор торцевых
головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор
шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток,
плоскогубцы, кусачки),
• набор инструмента для разборки деталей интерьера,
• набор инструмента для демонтажа и вклейки вклеиваемых стекол,
15
• сварочное оборудование (сварочный полуавтомат, сварочный
инвертор, экраны защитные, расходные материалы: сварочная проволока,
электроды, баллон со сварочной смесью),
• отрезной инструмент (пневматическая болгарка, ножовка по металлу,
пневмоотбойник),
• гидравлические растяжки,
• измерительная система геометрии кузова (линейка шаблонная,
толщиномер),
• споттер,
• набор инструмента для рихтовки (молотки, поддержки, набор
монтажных лопаток, рихтовочные пилы),
• набор струбцин,
• набор инструментов для нанесения шпатлевки (шпатели, расходные
материалы: шпатлёвка, отвердитель),
• шлифовальный инструмент (пневматическая угло-шлифовальная
машинка, эксцентриковая шлифовальная машинка, кузовной рубанок)
- окрасочный
• пост подбора краски (микс-машина, рабочий стол, колор-боксы, весы
электронные),
• пост подготовки автомобиля к окраске,
• шлифовальный инструмент ручной и электрический (эксцентриковые
шлифовальные машины, рубанки шлифовальные),
• краскопульты (краскопульты для нанесения грунтовок, базы и лака),
• расходные материалы для подготовки и окраски автомобилей (скотч
малярный и контурный, пленка маскировочная, грунтовка, краска, лак,
растворитель, салфетки безворсовые, материал шлифовальный),
• окрасочная камера
- агрегатный
• мойка агрегатов,
• комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений
(съемник универсальный 2/3 лапы, съемник масляных фильтров,
приспособление для снятия клапанов),
• верстаки с тисками,
• пресс гидравлический,
• набор контрольно-измерительного инструмента (штангенциркуль,
микрометр, нутромер, набор щупов),
• инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт
пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей,
набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток,
набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
• пневмолиния,
• пистолет продувочный,
• стенд для позиционной работы с агрегатами,
• плита для притирки ГБЦ,
• масленка,
16
• оправки для поршневых колец,
• переносная лампа,
• вытяжка местная,
• приточно-вытяжная вентиляция,
• поддон для технических жидкостей,
• стеллажи.
Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля
Для обучения вождению транспортных средств образовательная организация
(возможно с использованием сетевой формы) должна иметь автодром или закрытую
площадку обучения вождению, соответствующую требованиям примерных программ
профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих
категорий и подкатегорий, а также парк учебных автомобилей.
Оснащенные базы практики.
Практика является обязательным разделом программы подготовки по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на
формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе
выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью. При реализации программы подготовки по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей предусматриваются следующие виды практик:
учебная и производственная.
Базы практик должны обеспечивать прохождение практики всеми обучающимися в
соответствии с учебным планом.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО,
в том числе оборудования и инструментов (или их аналогов), используемых при
проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах конкурсной
документации WorldSkills по компетенциям: «Ремонт и обслуживание легковых
автомобилей», «Кузовной ремонт», «Автопокраска», «Обслуживание грузовой техники»
конкурсного движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills) (или их аналогов).
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Места
производственной практики должны обеспечить выполнение видов профессиональной
деятельности, предусмотренных программой, с использованием современных технологий,
материалов и оборудования под руководством высококвалифицированных специалистовнаставников. Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной
практики на предприятиях должно соответствовать содержанию деятельности,
направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и
компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
17
Для демонстрационных экзаменов по модулям оснащаются рабочие места, исходя
из выбранной образовательной организацией технологии их проведения и содержания
заданий.
ПМ.03. Текущий ремонт различных типов автомобилей
Общее оснащение рабочих мест обучающихся для демонстрации компетенций в
рамках модуля:
•
автомобиль;
•
подъемник;
•
пневмолиния или компрессор;
•
подкатной домкрат;
•
оборудование для замены эксплуатационных жидкостей;
•
трансмиссионная стойка;
•
инструментальная тележка с набором инструмента;
•
переносная лампа;
•
приточно-вытяжная вентиляция;
•
вытяжка для отработавших газов;
•
комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений;
•
набор контрольно-измерительного инструмента;
•
верстаки с тисками;
•
шиномонтажный станок;
•
балансировочный стенд;
•
стенд для регулировки углов установки колес;
•
оборудование и инструмент для кузовного ремонта (стапель, тумба
инструментальная, набор инструмента для разборки деталей интерьера, набор
инструмента для демонтажа вклеиваемых стекол, сварочное оборудование, отрезной
инструмент, гидравлические растяжки, измерительная система геометрии кузова,
толщиномер, набор щупов для замера зазоров, споттер, набор инструмента для рихтовки;
набор струбцин, набор инструмента для вклейки стекол, набор инструментов для
нанесения шпатлевки, шлифовальный инструмент).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Основные источники (печатные):
1. Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей/ В.М.
Виноградов. - М: Издательский центр «Академия», 2013. - 432с.;
2. Епифанов, Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей/ Л.И.
Епифанов. — М: Форум, ИНФРА-М, 2013. — 352 с.;
18
3. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей. СПО/ В. И. Карагодин. – М:
ОИЦ «Академия», 2015 – 495с.;
4. Кузнецов, А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист). НПО/ А.С.
Кузнецов. — М: ИЦ Академия, 2013. —304 с.;
5. Петросов, В.В. Ремонт автомобилей и двигателей/ В.В. Петросов. - М: ИЦ
«Академия», 2013. - 224с.
6. Покровский, Б.С. Основы слесарного дела/ Б.С. Покровский. - М.: ИЦ
«Академия», 2013. -320с.
7.Пузанков, А. Г. Автомобили. Устройство и техническое обслуживание: учебник
для СПО/ А. Г. Пузанков. - М: ИЦ «Академия», 2015. -640с.;
8. Селифонов, В.В. Устройство, техническое обслуживание грузовых автомобилей/
В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. - М: ИЦ «Академия», 2013. – 400 с.
9. Слон, Ю.М. Автомеханик. СПО. - М: Феникс, 2013. - 350 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://instrukciy.narod.ru
http://www.elektronik-chel.ru
http://www.skyflex.air.ru
http://www.turner.narod.ru
http://www.adonata.ru
http://www.modern-machines.com
http://www.twirpx.com
http://www.knuth.de
http://www.fi-com.ru
http://www.bibliotekar.ru
http://www.kovka-stanki.ru
http://www.ru.wikipedia.org
http://www.aspar.com.ua
http://www.weldzone.info
3.2.3. Дополнительные источники:
1. Доронкин В.Г. Ремонт автомобильных кузовов. Окраска/В.Г. Дронкин. - М:
Издательский центр «Академия», 2012. - 64с.
2. Кузнецов А.С. Ремонт двигателя внутреннего сгорания/А.С. Кузнецов. - М:
Издательский центр «Академия», 2011. - 64с.
3. Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта/ А.Н. Шишлов, С.В. Лебедев. – М.: КАТ №9, 2013.
19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных
компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 3.1. Производить
текущий ремонт
автомобильных
двигателей
Критерии оценки
Знания: Технологические процессы разборкисборки двигателя, его узлов, механизмов и
систем. Технологические требования к
контролю деталей и систем
Снятие, установка и замена узлов и механизмов
автомобильного двигателя в соответствии с
техническим заданием. Проведение замеров
деталей и параметров двигателя.
Разбирать, собирать узлы двигателя и устранять
неисправности. Ремонтировать системы,
механизмов и деталей двигателя, в том числе
осуществлять замену неисправных узлов и
деталей. Регулировка механизмов двигателя и
систем в соответствии с технологической
документацией.
ПК 3.2. Производить Знания: Технологические процессы разборкитекущий ремонт узлов сборки электрооборудования, узлов и элементов
электрических и электронных систем. Основные
и элементов
неисправности элементов и узлов электрических
электрических и
и электронных систем, причины и способы
электронных систем
устранения. Способы ремонта узлов и элементов
автомобилей
электрических и электронных систем
Снятие, установка и замена узлов и элементов
электрических и электронных систем
Разборка и сборка основных узлов
электрооборудования. Определение
неисправностей и объем работ по их
устранению. Определение способов и средств
ремонта. Устранение выявленных
неисправностей. Регулировка, испытание узлов
и элементов электрических и электронных
систем.
ПК 3.3. Производить Знания: Технологические процессы разборкитекущий ремонт
сборки автомобильных трансмиссий.
автомобильных
Определение способов и средств ремонта.
трансмиссий
Технологические процессы разборки-сборки
узлов и систем автомобильных трансмиссий.
Технические условия на регулировку и
испытания автомобильных трансмиссий, узлов
трансмиссии
20
Методы оценки
Опрос. Оценка
результатов
выполнения тестовых
заданий (70%
правильных ответов)
Практическая работа
(Экспертное
наблюдение и оценка
результатов
практических работ)
Опрос. Оценка
результатов
выполнения тестовых
заданий (70%
правильных ответов)
Практическая работа
(Экспертное
наблюдение и оценка
результатов
практических работ)
Опрос. Оценка
результатов
выполнения тестовых
заданий (70%
правильных ответов)
ПК 3.4. Производить
текущий ремонт
ходовой части и
механизмов
управления
автомобилей
ПК 3.5. Производить
ремонт и окраску
кузовов
Умения: Снятие, установка и замена узлов и
механизмов автомобильных трансмиссий.
Проведение замеров износов деталей
трансмиссий. Разбирать и собирать механизмы и
узлы трансмиссий в ходе ремонта. Определение
неисправности и объема работ по их
устранению. Регулировка механизмов
трансмиссий в соответствии с технологической
документацией
Знания: Технологические процессы снятия и
установки разборки-сборки узлов и механизмов
ходовой части и систем управления
автомобилей. Технологические требования к
контролю деталей, состоянию узлов систем и
параметрам систем управления автомобиля и
ходовой части. Способы ремонта и
восстановления узлов и деталей ходовой части,
систем управления и их узлов. Технология
выполнения регулировок узлов ходовой части и
контроль технического состояния систем
управления автомобилей
Умения: Снятие, установка и замена узлов и
механизмов ходовой части и систем управления
автомобилей. Проведение технических
измерений. Ремонт узлов и механизмов ходовой
части и систем управления автомобилей, с
заменой изношенных деталей и узлов.
Регулировка, испытание узлов и механизмов
ходовой части и систем управления
автомобилей
Знания: Технологические процессы разборкисборки кузова, кабины, платформы. Способы
ремонта и восстановления кузова и его
деталей. Технологические процессы окраски
кузова автомобиля. Требования к контролю
лакокрасочного покрытия.
Умения: Снятие, установка и замена элементов
кузова, кабины, платформы. Восстановление
деталей, узлов и элементов кузова автомобиля.
Окраска кузова и деталей кузова автомобиля.
Замена деталей. Контроль качества ремонта
кузова. Использовать оборудование для окраски
кузова автомобиля. Проверять качество
лакокрасочного покрытия.
ОК 01. Выбирать способы
решения задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОП 02.Осуществлять поиск,
Практическая работа
(Экспертное
наблюдение и оценка
результатов
практических работ)
Опрос. Оценка
результатов
выполнения тестовых
заданий (70%
правильных ответов)
Практическая работа
(Экспертное
наблюдение и оценка
результатов
практических работ)
Опрос. Оценка
результатов
выполнения тестовых
заданий (70%
правильных ответов)
Практическая работа
(Экспертное
наблюдение и оценка
результатов
практических работ)
обоснованность постановки цели, выбора
и применения методов и способов решения
профессиональных задач;
- адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества выполнения
профессиональных задач
- использование различных источников,
21
Интерпретация
результатов
анализ и интерпретацию
информации, необходимой для
выполнения задач
профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом
особенностей социального и
культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях.
ОК 08. Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной
деятельности и поддержание
необходимого уровня физической
подготовленности.
ОК 09. Использовать
информационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться
профессиональной документацией
на государственном и
иностранном языке.
ОК 11. Планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере
включая электронные ресурсы, медиа
ресурсы, Интернет-ресурсы, периодические
издания по профессии для решения
профессиональных задач
- демонстрация ответственности за принятые
решения
- обоснованность самоанализа и коррекция
результатов собственной работы;
- взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе
обучения, с руководителями учебной и
производственной практик;
- обоснованность анализа работы членов
команды (подчиненных)
-грамотность устной и письменной речи,
- ясность формулирования и изложения
мыслей
- соблюдение норм поведения во время
учебных занятий и прохождения учебной и
производственной практик,
- эффективность выполнения правил ТБ во
время учебных занятий, при прохождении
учебной и производственной практик;
- знание и использование
ресурсосберегающих технологий
- эффективность использования средств
физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
- эффективность использования
информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности согласно формируемым
умениям и получаемому практическому
опыту;
- эффективность использования в
профессиональной деятельности
необходимой технической документации, в
том числе на английском языке.
эффективность развития и использования
предпринимательских способностей в
профессиональной сфере
22
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы
Экспертное
наблюдение и
оценка на
лабораторно практических
занятиях, при
выполнении работ
по учебной и
производственной
практикам
Экзамен
квалификационный