Подписан: ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПОО "КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
DN: INNLE=3913010741, E=mail@proftop39.ru,
INN=390402839539, SNILS=11059661540,
OGRN=1063913016166,
STREET=Коммунистическая 7, C=RU, S=39
Калининградская область, L=Светлый, O="
ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ""", T=Директор, G=Андрей
Валерьевич, SN=Даниленков, CN="ГБУ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Дата: 2022.06.17 15:35:28+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03. Материаловедение
2022г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования
(далее – СПО) по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Инкина Галина Васильевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
5
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Материаловедение
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Учебная дисциплина «Материаловедение» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
Умения
- использовать материалы в профессиональОК 1-10
ной деятельности;
ПК 2.1– 2.5 - определять основные свойства материалов
ПК 3.1 - 3.5 по маркам;
- выбирать материалы на основе анализа их
свойств для конкретного применения.
Знания
- основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- характеристики лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем учебной дисциплины
Объем часов
52
в том числе:
Учебные занятия
50
Самостоятельная учебная работа
2
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1.
Металлы и
сплавы
Тема 1.1.
Строение и
свойства
металлов
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем в часах
2
3
32
Содержание учебного материала:
1. Понятие о металлах и сплавах. Кристаллические решетки металлов. Аллотропические превращения металлов
8
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1. – ПК 3.3
2. Типы связей. Кристаллизация металлов. Строение слитка. Основы теории сплавов
Практические занятия
1. Изучение микроструктуры металлов и сплавов
Тема 1.2.
Железоуглеродистые сплавы
Коды компетенций,
формированию которых способствует элемент программы
4
2. Определение твердости, пластичности, ударной вязкости металлов
3. Построение диаграммы состояния сплавов первого рода
Содержание учебного материала:
1. Технология термической обработки сталей: отжиг, нормализация, закалка, отпуск,
старение
2. Классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали, их свойства.
Инструментальные стали. Маркировка сталей
3. Классификация чугунов. Структура и свойства чугунов. Белые, серые, ковкие, высокопрочные, легированные, антифрикционные чугуны
Практические занятия:
1. Анализ диаграммы «железо - углерод»
2. Сравнение свойств стали до и после закалки
3.Определение состава легированных сталей и чугуна
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 – ПК 3.5
12
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5
ОК 01. – ОК 10.
ОК 01. – ОК 10.
12
2
2
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3; ПК 3.4
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
6
ОК 01. – ОК 10.
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3 – ПК 3.4
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3 – ПК 3.5
Тема 1.3.
Цветные
металлы и
сплавы
Раздел 2.
Неметаллические
материалы
Тема 2.1
Полимерные материалы
Содержание учебного материала:
1. Сплавы на основе меди, алюминия, титана: свойства, применение
4
Практические занятия:
1. Изучение состава сплавов цветных металлов
4
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
ОК 01. – ОК 10.
16
Содержание учебного материала:
1. Состав и строение полимеров. Пластические массы
8
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.5
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.5
2. Резины. Клеящие материалы. Лакокрасочные материалы
Практические занятия:
1. Технологические свойства пластических масс
8
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.5
ОК 01. – ОК 10.
ПК 2.1
2.Определение качества бензина
Дифференцированный зачет
Всего:
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки
2
50
2
52
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы учебной дисциплины предусматривает наличие
следующих специальных помещений:
Кабинет «Материаловедение»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические
- техническими средствами обучения: компьютер, проектор, экран, колонки.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
предусматривает
печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Арисова, В. Н. Материаловедение : учеб. пособие / В. Н. Арисова, Л. М. Гуревич, 1.
А. Ф. Трудов, Д. В. Проничев ; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015.
2. Соколова Е. Н.,Борисова А. О.: Материаловедение.Лабораторный практикум.
Учебное пособие, 2-е изд - М.: «Академия», 2014
3.2.2. Электронные издания
1. http://www.emipipe.ru/met/content.html Справочные материалы: металлы и сплавы / доступ без регистрации
2. http://www.alfametal.ru/?id=manual Справочник и ГОСТы по цветным сплавам и полуфабрикатам из них
3.2.3. Дополнительные источники
1. В.М. Никифоров. Технология металлов и других конструкционных материалов
[Электронный ресурс] : учебник для техникумов/ - 10-е изд., стер.
СПб.:Политехника,2015. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785732509595.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
знать:
- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- марки и модели автомобилей, их
технические характеристики и
особенности конструкции;
- характеристики лакокрасочных
покрытий автомобильных кузовов;
- оборудование и материалы для
ремонта кузова;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
Демонстрировать знания основных свойств, характеристик
материалов, применяемых в
профессиональной деятельности
- свойства горючих и смазочных материалов
- области применения материалов
- методов электрических измерений;
- марки и модели автомобилей,
их технические характеристики
и особенности конструкции
- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных
кузовов;
- оборудование и материалы
для ремонта кузова;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
уметь:
- использовать эксплуатационные
материалы в профессиональной
деятельности;
- определять основные свойства
материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе
анализа их свойств, для конкретного применения
Использование эксплуатационных материалов в соответствии
с поставленной задачей, и основными свойствами.
Формы и методы
оценки
Тестирование
Экспертная
оценка
результатов деятельности студентов при
выполнении и защите
лабораторных и практических занятий
9