11. ОУД.08 Астрономия_подписано

Подписан: ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПОО "КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
DN: INNLE=3913010741, E=mail@proftop39.ru,
INN=390402839539, SNILS=11059661540,
OGRN=1063913016166,
STREET=Коммунистическая 7, C=RU, S=39
Калининградская область, L=Светлый, O="
ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ""", T=Директор, G=Андрей
Валерьевич, SN=Даниленков, CN="ГБУ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Дата: 2022.06.17 15:33:49+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия

2022 г.

Программа учебной дисциплины ОУД.08 «Астрономия» разработана в соответствии
с приказом Министерства образования и науки РФ № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от
17.05.2012 (ред. от 29.07.2017), на основании письма Министерства образования и науки РФ
от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета
"Астрономия", примерной
программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной
ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(протокол № 3 от 21.07.2015 г).

Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Чалкина Любовь Александровна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

5

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

14

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

15

6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

16

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Астрономия
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»
предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего
звена.
Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в
соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» от 17.05.2012 (ред. от 29.07.2017), на
основании письма Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. №
ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия",
примерной
программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Астрономия» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21.07.2015 г).
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования;
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы
подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение
следующих целей:
 понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических
явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной,
получить представление о действии во Вселенной физических законов,
открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, - осознать
свое место в Солнечной системе и Галактике, ощутить связь своего
существования со всей историей эволюции Метагалактики, выработать
сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и
другим оккультным (эзотерическим) наукам;

 овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные
знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и
физических явлений; практически использовать знания; оценивать
достоверность естественнонаучной информации;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
 воспитание убежденности в возможности познания законов природы,
использования достижений астрономии и физики на благо развития
человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе
совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента
при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
 использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды и
возможность;
 применения знаний при решении задач, возникающих в последующей
профессиональной деятельности.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом обязательной
предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего
образования.
Учебная
дисциплина
«Астрономия»
изучается
в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение
содержания
учебной
дисциплины
«Астрономия»
обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
 чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки
 умение использовать достижения современной науки и технологий для
повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
 умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого
доступные источники информации;

 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач;
 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
метапредметных:
 использование различных видов познавательной деятельности для решения
астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,
формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов,
формулирования выводов для изучения различных сторон физических
объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
 умение использовать различные источники для получения физической
информации, оценивать ее достоверность;
 умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
 умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы
представляемой информации.
предметных:
 формирование представлений о роли и месте астрономии в современной
научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во
Вселенной явлений;
 владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
закономерностями, законами и теориями; уверенное использование
терминологии и символики;
 владение основными методами научного познания, используемыми в
астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
 умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость
между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
 формирование умения решать задачи;
 формирование умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и
для принятия практических решений в повседневной жизни;
 формирование собственной позиции по отношению к информации,
получаемой из разных источников.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и
радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с
физикой и математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение
звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое
годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового
календарного стиля; — объяснять наблюдаемые невооруженным глазом
движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение
и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и
звезд.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и
условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел
в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел
под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение
искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной
системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их
размеры по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических
аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы.
Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и
кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее
спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые
тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды,
метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и
объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений
природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для
формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их
спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять
причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые
происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; —
объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и
способы ее предотвращения.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его
энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды —
далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура

различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость,
парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из
центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние
на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и
черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики.
Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой»
массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон
Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия»
и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной,
Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав,
структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на
основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно
модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами
наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;

— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по
светимости Сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство
в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента
начала ее расширения — Большого взрыва; — интерпретировать
современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата
действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании. Предметные результаты позволяют: систематизировать
знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Астрономия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)
объем образовательной нагрузки обучающихся составляет – 36 часов.
Тематический план
Аудиторные занятия. Содержание обучения
1.Что изучает астрономия. Наблюдения
астрономии
2. Практические основы астрономии
3. Строение Солнечной системы
4. Природа тел Солнечной системы
5. Солнце и звезды
6. Строение и эволюция Вселенной
7. Жизнь и разум во Вселенной
Дифференцированный зачет
Итого

—

основа

Количество
часов
2
5
7
8
6
4
2
2
36

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Астрономия»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
физики.
Оборудование учебного кабинета:
 автоматизированное рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
 УМК учебной дисциплины (учебники, опорные конспекты лекций,
глоссарии, практикумы, видеофильмы, диагностические материалы,
контрольно-измерительные материалы).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран, колонки.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернетресурсов
1. Астрономия:
учеб.
для
студ.
учреждений
сред.
проф.
образования/[Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова];
под ред. Т.С. Фещенко. – М. : Издательский центр «Академия», 2018
2. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А.ВоронцовВельяминов, Е.К.Страут. – М. : Дрофа, 2017.
3. Астрономия. 11 класс : метод. пособие / М.А.Кунаш. – М. : Дрофа, 2018.
4. Астрономия. 11 класс : технологические карты уроков / М.А.Кунаш. –
Ростов н/Д. : Дрофа, 2018.
5. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. – СПб. : Изд-во ЛКИ,
2017.
Интернет- ресурсы
астрономия.рф
http://www.astronet.ru
http://www.astronews.ru/
http://www.college.ru
http://www.cosmoworld.ru
http://www.izmiran.ru
http://www.menobr.ru
http://moglobi.ru/
http://www.planetarium-moscow.ru/
http://www.sai.msu.su

6.

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИКА

№
Тема урока
урока
1
2
Введение
1-2
Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа
астрономии

Самостоятельная
учебная работа
3
Представить графически (в виде
схемы) взаимосвязь астрономии с
другими науками, подчеркивая
самостоятельность астрономии как
науки и уникальность ее предмета.

Раздел 1. История развития астрономии
Практические основы
астрономии
-выполнение проектов;
3
Звездное небо. Эклиптика.
- решение задач;
4
Летоисчисление и его
- наблюдения невооруженным глазом
«Основные созвездия и наиболее
точность.
яркие звезды».
5
Оптическая астрономия.
Темы проектов (на выбор):
Изучение ближнего и
«Об истории возникновения названий
созвездий и звезд»;
дальнего космоса.
«История календаря»;
Практические занятия:
«Хранение и передача точного
6

№1 «Работа с ПКЗН.
Наблюдение звездного неба».

№2 «Измерение времени.
Определение географической
широты и долготы».
Раздел 2. Солнечная система
Строение
Солнечной
системы
7

8
9
10-11

12

13
14

Происхождение Солнечной
системы. Законы движения
планет.
Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной
системе.
Движение искусственных
спутников и космических
аппаратов (КА) в Солнечной
системе.
Практическое занятие
№3: «Практическая работа с

времени»;
«История происхождения названий
ярчайших объектов неба»;
«Прецессия земной оси и изменение
координат светил с течением
времени»;
«Системы координат в астрономии и
границы их применимости».

- работа с опорным конспектом;
-выполнение проектов;
- решение задач;
- наблюдения невооруженным глазом
«Звезды и созвездия. Изменение их
положения с
течением времени».
Темы проектов:
«Античные представления философов
о строении мира»;
«Точки Лагранжа»;
«Современные методы геодезических
измерений;
«Конструктивные особенности
советских и американских
космических аппаратов».

д/з
4
Астроно
мия под
редакцие
й
Т.С.Фещ
енко…
Стр.9-19

§1.1§1.3
§1.4
§1.5§1.6
Повтор
ить
гл.1

§2.1§2.2

15
16
17
18
19
20

21
22

23
24
25-26
27
28

планом Солнечной системы.
Вычисление расстояний до
Солнца и планет Солнечной
системы различными
методами».
Природа тел Солнечной
системы.
Солнечная система как
комплекс тел, имеющих
общее происхождение.
Система Земля-Луна.
Природа Луны.
Природа планет земной
группы.
Планеты гиганты, их
спутники и кольца.
Малые тела Солнечной
системы (астероиды,
карликовые планеты и
кометы).
Метеоры, болиды,
метеориты.
Практическое занятие
№4: «Спутники планет.
Малые тела Солнечной
системы».
Солнце и звёзды
Солнце: его состав и
внутреннее строение.
Солнечная активность и ее
влияние на Землю.
Небесная механика.
Практическое занятие
№5: «Исследование
проблемы «Солнце-Земля».

- работа с опорным конспектом;
-выполнение проектов;
- решение задач;
- наблюдения невооруженным глазом
«Движение Луны и смена ее фаз».
Темы проектов:
«Полеты АМС к планетам Солнечной
системы»;
«Проекты по добыче полезных
ископаемых на Луне»;
«Самые высокие горы планет земной
группы»;
«Современные исследования планет
земной группы АМС»;
«Парниковый эффект: польза или
вред?».

31

Звездные системы. Наша
галактика-млечный путь.
Эволюция галактик и звезд.

§2.6
§2.7

§2.7

- работа с опорным конспектом;
-выполнение проектов;
- решение задач;
- наблюдения невооруженным глазом
«Наблюдения Солнца».
Темы проектов:
«Полярные сияния»;
«Самая тяжелая и яркая звезда во
Вселенной»;
«Экзопланеты»;
«Правда и вымысел: белые и серые
дыры»;
«История открытия и изучения
черных дыр».

Раздел 3. Строение и эволюция вселенной
Звезды и галактики
Физическая природа звезд.
- работа с опорным конспектом;
29
Расстояние до звезд.
30

§2.3§2.4
§2.5

-выполнение проектов (по группам);
- решение задач;
Темы проектов:
«Эволюция Земли и планет»;
«Эволюция Солнца и звезд»;
«Эволюция
метагалактик
и

§2.8
§2.9
§2.10

§3.1§3.2
§3.3§3.5
§3.6-

32

33

34

35-36

Другие галактики.
Практическое занятие №6
«Наша галактика».
Жизнь и разум во Вселенной
Существование жизни вне
Земли. Поиски жизни на
планетах Солнечной системы.
Перспективы развития
астрономии и космонавтики
для связи с другими
цивилизациями.
Дифференцированный зачёт

Метагалактики»;
«Гипотеза Оорта об источнике
образования комет».

§3.8

§3.9
§3.10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».