Подписан: ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПОО "КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
DN: INNLE=3913010741, E=mail@proftop39.ru,
INN=390402839539, SNILS=11059661540,
OGRN=1063913016166,
STREET=Коммунистическая 7, C=RU, S=39
Калининградская область, L=Светлый, O="
ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ""", T=Директор, G=Андрей
Валерьевич, SN=Даниленков, CN="ГБУ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Дата: 2022.06.17 15:33:49+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
2022 г.
Программа учебной дисциплины ОУД.08 «Астрономия» разработана в соответствии
с приказом Министерства образования и науки РФ № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от
17.05.2012 (ред. от 29.07.2017), на основании письма Министерства образования и науки РФ
от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета
"Астрономия", примерной
программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной
ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(протокол № 3 от 21.07.2015 г).
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Чалкина Любовь Александровна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
5
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
14
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
15
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
16
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Астрономия
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия»
предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего
звена.
Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в
соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования» от 17.05.2012 (ред. от 29.07.2017), на
основании письма Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. №
ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия",
примерной
программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Астрономия» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21.07.2015 г).
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования;
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы
подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение
следующих целей:
понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических
явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной,
получить представление о действии во Вселенной физических законов,
открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, - осознать
свое место в Солнечной системе и Галактике, ощутить связь своего
существования со всей историей эволюции Метагалактики, выработать
сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и
другим оккультным (эзотерическим) наукам;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные
знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и
физических явлений; практически использовать знания; оценивать
достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы,
использования достижений астрономии и физики на благо развития
человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе
совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента
при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды и
возможность;
применения знаний при решении задач, возникающих в последующей
профессиональной деятельности.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом обязательной
предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего
образования.
Учебная
дисциплина
«Астрономия»
изучается
в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение
содержания
учебной
дисциплины
«Астрономия»
обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки
умение использовать достижения современной науки и технологий для
повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого
доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения
астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения,
описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,
формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов,
формулирования выводов для изучения различных сторон физических
объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
умение использовать различные источники для получения физической
информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы
представляемой информации.
предметных:
формирование представлений о роли и месте астрономии в современной
научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во
Вселенной явлений;
владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
закономерностями, законами и теориями; уверенное использование
терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в
астрономии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость
между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
формирование умения решать задачи;
формирование умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и
для принятия практических решений в повседневной жизни;
формирование собственной позиции по отношению к информации,
получаемой из разных источников.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и
радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с
физикой и математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение
звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое
годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения
Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового
календарного стиля; — объяснять наблюдаемые невооруженным глазом
движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение
и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и
звезд.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и
условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел
в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел
под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение
искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной
системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их
размеры по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических
аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы.
Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и
кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее
спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые
тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды,
метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и
объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений
природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для
формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их
спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять
причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые
происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; —
объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и
способы ее предотвращения.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его
энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды —
далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость,
парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из
центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние
на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и
черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики.
Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой»
массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон
Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия»
и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной,
Большой взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав,
структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на
основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно
модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами
наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по
светимости Сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство
в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента
начала ее расширения — Большого взрыва; — интерпретировать
современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата
действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании. Предметные результаты позволяют: систематизировать
знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Астрономия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)
объем образовательной нагрузки обучающихся составляет – 36 часов.
Тематический план
Аудиторные занятия. Содержание обучения
1.Что изучает астрономия. Наблюдения
астрономии
2. Практические основы астрономии
3. Строение Солнечной системы
4. Природа тел Солнечной системы
5. Солнце и звезды
6. Строение и эволюция Вселенной
7. Жизнь и разум во Вселенной
Дифференцированный зачет
Итого
—
основа
Количество
часов
2
5
7
8
6
4
2
2
36
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Астрономия»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
физики.
Оборудование учебного кабинета:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
УМК учебной дисциплины (учебники, опорные конспекты лекций,
глоссарии, практикумы, видеофильмы, диагностические материалы,
контрольно-измерительные материалы).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран, колонки.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернетресурсов
1. Астрономия:
учеб.
для
студ.
учреждений
сред.
проф.
образования/[Е.В.Алексеева, П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова];
под ред. Т.С. Фещенко. – М. : Издательский центр «Академия», 2018
2. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А.ВоронцовВельяминов, Е.К.Страут. – М. : Дрофа, 2017.
3. Астрономия. 11 класс : метод. пособие / М.А.Кунаш. – М. : Дрофа, 2018.
4. Астрономия. 11 класс : технологические карты уроков / М.А.Кунаш. –
Ростов н/Д. : Дрофа, 2018.
5. Астрономические задачи с решениями / В.Г.Сурдин. – СПб. : Изд-во ЛКИ,
2017.
Интернет- ресурсы
астрономия.рф
http://www.astronet.ru
http://www.astronews.ru/
http://www.college.ru
http://www.cosmoworld.ru
http://www.izmiran.ru
http://www.menobr.ru
http://moglobi.ru/
http://www.planetarium-moscow.ru/
http://www.sai.msu.su
6.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИКА
№
Тема урока
урока
1
2
Введение
1-2
Что изучает астрономия.
Наблюдения — основа
астрономии
Самостоятельная
учебная работа
3
Представить графически (в виде
схемы) взаимосвязь астрономии с
другими науками, подчеркивая
самостоятельность астрономии как
науки и уникальность ее предмета.
Раздел 1. История развития астрономии
Практические основы
астрономии
-выполнение проектов;
3
Звездное небо. Эклиптика.
- решение задач;
4
Летоисчисление и его
- наблюдения невооруженным глазом
«Основные созвездия и наиболее
точность.
яркие звезды».
5
Оптическая астрономия.
Темы проектов (на выбор):
Изучение ближнего и
«Об истории возникновения названий
созвездий и звезд»;
дальнего космоса.
«История календаря»;
Практические занятия:
«Хранение и передача точного
6
№1 «Работа с ПКЗН.
Наблюдение звездного неба».
№2 «Измерение времени.
Определение географической
широты и долготы».
Раздел 2. Солнечная система
Строение
Солнечной
системы
7
8
9
10-11
12
13
14
Происхождение Солнечной
системы. Законы движения
планет.
Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной
системе.
Движение искусственных
спутников и космических
аппаратов (КА) в Солнечной
системе.
Практическое занятие
№3: «Практическая работа с
времени»;
«История происхождения названий
ярчайших объектов неба»;
«Прецессия земной оси и изменение
координат светил с течением
времени»;
«Системы координат в астрономии и
границы их применимости».
- работа с опорным конспектом;
-выполнение проектов;
- решение задач;
- наблюдения невооруженным глазом
«Звезды и созвездия. Изменение их
положения с
течением времени».
Темы проектов:
«Античные представления философов
о строении мира»;
«Точки Лагранжа»;
«Современные методы геодезических
измерений;
«Конструктивные особенности
советских и американских
космических аппаратов».
д/з
4
Астроно
мия под
редакцие
й
Т.С.Фещ
енко…
Стр.9-19
§1.1§1.3
§1.4
§1.5§1.6
Повтор
ить
гл.1
§2.1§2.2
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25-26
27
28
планом Солнечной системы.
Вычисление расстояний до
Солнца и планет Солнечной
системы различными
методами».
Природа тел Солнечной
системы.
Солнечная система как
комплекс тел, имеющих
общее происхождение.
Система Земля-Луна.
Природа Луны.
Природа планет земной
группы.
Планеты гиганты, их
спутники и кольца.
Малые тела Солнечной
системы (астероиды,
карликовые планеты и
кометы).
Метеоры, болиды,
метеориты.
Практическое занятие
№4: «Спутники планет.
Малые тела Солнечной
системы».
Солнце и звёзды
Солнце: его состав и
внутреннее строение.
Солнечная активность и ее
влияние на Землю.
Небесная механика.
Практическое занятие
№5: «Исследование
проблемы «Солнце-Земля».
- работа с опорным конспектом;
-выполнение проектов;
- решение задач;
- наблюдения невооруженным глазом
«Движение Луны и смена ее фаз».
Темы проектов:
«Полеты АМС к планетам Солнечной
системы»;
«Проекты по добыче полезных
ископаемых на Луне»;
«Самые высокие горы планет земной
группы»;
«Современные исследования планет
земной группы АМС»;
«Парниковый эффект: польза или
вред?».
31
Звездные системы. Наша
галактика-млечный путь.
Эволюция галактик и звезд.
§2.6
§2.7
§2.7
- работа с опорным конспектом;
-выполнение проектов;
- решение задач;
- наблюдения невооруженным глазом
«Наблюдения Солнца».
Темы проектов:
«Полярные сияния»;
«Самая тяжелая и яркая звезда во
Вселенной»;
«Экзопланеты»;
«Правда и вымысел: белые и серые
дыры»;
«История открытия и изучения
черных дыр».
Раздел 3. Строение и эволюция вселенной
Звезды и галактики
Физическая природа звезд.
- работа с опорным конспектом;
29
Расстояние до звезд.
30
§2.3§2.4
§2.5
-выполнение проектов (по группам);
- решение задач;
Темы проектов:
«Эволюция Земли и планет»;
«Эволюция Солнца и звезд»;
«Эволюция
метагалактик
и
§2.8
§2.9
§2.10
§3.1§3.2
§3.3§3.5
§3.6-
32
33
34
35-36
Другие галактики.
Практическое занятие №6
«Наша галактика».
Жизнь и разум во Вселенной
Существование жизни вне
Земли. Поиски жизни на
планетах Солнечной системы.
Перспективы развития
астрономии и космонавтики
для связи с другими
цивилизациями.
Дифференцированный зачёт
Метагалактики»;
«Гипотеза Оорта об источнике
образования комет».
§3.8
§3.9
§3.10