23. ОП.07 Элементы технической механики_подписано

Подписан: ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПОО "КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
DN: INNLE=3913010741, E=mail@proftop39.ru,
INN=390402839539, SNILS=11059661540,
OGRN=1063913016166,
STREET=Коммунистическая 7, C=RU, S=39
Калининградская область, L=Светлый, O="
ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ""", T=Директор, G=Андрей
Валерьевич, SN=Даниленков, CN="ГБУ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Дата: 2022.06.17 15:36:37+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Элементы технической механики

2022 г.

Программа
государственного

учебной

дисциплины

образовательного

разработана

стандарта

на

основе

(далее

Федерального

ФГОС)

среднего

профессионального образования (далее СПО) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту
и обслуживанию автомобилей.

Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение

Калининградской

области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии»

Разработчик:
Чалкина Любовь Александровна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

10

ОСВОЕНИЯ

11

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Элементы технической механики
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать кинематические схемы;
проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего
назначения;
проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером
соединений деталей и сборочных единиц;
определять напряжения в конструкционных элементах;
производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и
устойчивость;
определять передаточное отношение;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и
динамические характеристики;
типы кинематических пар;
типы соединений деталей и машин;
основные сборочные единицы и детали;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки,
условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и
устойчивость при различных видах деформации.
Результатом освоения программы является освоение обучающимися
общих компетенций (ОК): ОК 01-07, 09-10.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины: 36 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
учебные занятия
Самостоятельная учебная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

Объем
часов
36
36
-

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Элементы технической механики
Наименован
ие разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

1
2
Раздел 1. Понятие о технической механике
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Статика
1
Основные понятия статики. Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Сила и ее
векторные изображения
2
Элементы теории трения. Коэффициент трения.
3
Определение центра тяжести
Лабораторные работы ( не предусмотрены)
Практические занятия
-определение центра тяжести фигур и тел
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Динамика 1
Основные законы динамики. Системы единиц.
2
Работа, мощность и энергия. Закон сохранения энергии
3
Коэффициент полезного действия.
Практические занятия
-расчет работы постоянной силы на прямолинейном пути;
-расчет работы переменной силы на криволинейном пути;
-расчет кинетической энергии движущегося твердого тела
Раздел 2. Работоспособность и надежность деталей машин.
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Основы
1
Общие сведения. Основные виды деформаций.
сопротивле 2
Классификация нагрузок.
ния
3
Понятие о рабочих, предельных и допускаемых напряжениях
материалов 4
Механические свойства металлов. Понятие о надежности, прочности и жесткости
Практические занятия
-определение продольных сил и нормальных напряжений;
-определение напряжения и деформации при растяжении исжатии;
-расчеты на прочность при срезе;

Объем
часов

3
10
3

Уровен
ь
освоени
я
4

Осваиваемы
е элементы
компетенций

2

ОК 01-07,
09-10

2
3
1

-

3
2
2
2

ОК 01-07,
09-10

2
2
3
3

ОК 01-07,
09-10

3

8
4

4

6

-расчет ы на прчность при смятии
Раздел 3. Детали и механизмы машин.
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Основные 1
Машины и их основные элементы. Детали машины и требования к ним
сведения о 2
Соединения деталей (разъемные и неразъемные
деталях
3
Детали и сборочные единицы вращательного движения (оси, валы и муфты)
машин
4
Подшипники
Практические занятия
-чтение и составление кинематических схем;
-определение основных критериев работоспособности машин;
Содержание учебного материала
Тема 3.2
Основные
сведения о
1
Кинематические схемы и кинематические пары механизмов
механизмах
2
Классификация механических передач.
и машинах
3
Зубчатые и червячные передачи
4
Передачи «винт-гайка»
5
Ременные и цепные передачи
6
КШМ
Практические занятия
чтение и составление кинематических схем
-расчет деталей машин по основным критериям работоспособности машин;
-расчет передаточных отношений передач

14
4
2
2
2

ОК 01-07,
09-10

3
3
3
3
3
3

ОК 01-07,
09-10

2

6

4

Дифференцированный зачет
Всего:

2
36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технических
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета технических дисциплин
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект технических справочников, ГОСТов;
- комплект учебно-методических материалов;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
обеспечением

программным

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
Вереина, Л.И. Основы технической механики. Учебное пособие / Л.П.Вереина,
М.М.Краснов. – М.: издательский центр «Академия», 2016.
Дополнительные источники:
Вереина, Л.И. Техническая механика. Учебник. 8-е изд./ Л.П.Вереина. - М.:
Издательский
центр
«Академия»,
2016.
Основы технической механики: Рабочая тетрадь (3-е изд., стер.) учеб. пособие
103113339 2016
Интернет-ресурсы.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым
контролем
освоения
обучающими
дисциплины
является
дифференцированный зачет.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:

читать кинематические схемы;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
8

проводить расчет и проектировать детали
и
сборочные
единицы
общего
назначения

проводить сборочно-разборочные работы
в соответствии с характером соединений
деталей и сборочных единиц

определять
напряжения
конструкционных элементах

в

производить
расчеты
элементов
конструкций на прочность, жесткость и
устойчивость

определять передаточное отношение

деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
9

практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Знания:
виды машин и механизмов, принцип Экспертная оценка в рамках зачетных
действия,
кинематические
и мероприятий по дисциплине.
динамические характеристики
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
типы кинематических пар
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
типы соединений деталей и машин
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
основные сборочные единицы и детали
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
характер соединения деталей и сборочных Экспертная оценка в рамках зачетных
единиц
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
10

принцип взаимозаменяемости;

виды движений
и
движения механизмы

преобразующие

виды передач; их устройство, назначение,
преимущества и недостатки, условные
обозначения на схемах

передаточное отношение и число

методику расчета элементов конструкций
на прочность, жесткость и устойчивость
при различных видах деформации.

домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».