20. ОП.05 Экономические и правовые основы производственной деятельности_подписано

Подписан: ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПОО "КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
DN: INNLE=3913010741, E=mail@proftop39.ru,
INN=390402839539, SNILS=11059661540,
OGRN=1063913016166,
STREET=Коммунистическая 7, C=RU, S=39
Калининградская область, L=Светлый, O="
ГБУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ""", T=Директор, G=Андрей
Валерьевич, SN=Даниленков, CN="ГБУ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОО ""
КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"""
Основание: я подтверждаю этот документ
Дата: 2022.06.17 15:35:57+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономические и правовые основы производственной деятельности

2022 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее
СПО) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской
области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и пищевой
индустрии»

Разработчики:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
2.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

4.

КОНТРОЛЬ

13

И

ОЦЕНКА

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

1.

ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина, входящая в
профессиональный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-проводить анализ состояния рынка товаров и услуг в области
профессиональной деятельности;
-ориентироваться в общих вопросах основ экономики организации
питания;
-определять потребность в материальных, трудовых ресурсах;
-применять нормы трудового права при взаимодействии
с
подчиненным персоналом;
-применять экономические и правовые знания в конкретных
производственных ситуациях;
-защищать свои права в рамках действующего законодательства РФ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-принципы рыночной экономики;
-организационно-правовые формы организаций;
-основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- способы ресурсосбережения в организации;
-понятие, виды предпринимательства;
-виды предпринимательских рисков, способы их предотвращения и
минимизации;
-нормативно - правовые документы, регулирующие хозяйственные
отношения;
-основные положения законодательства, регулирующего трудовые
отношения;
-формы и системы оплаты труда;
-механизм формирования заработной платы;
-виды гарантий, компенсаций и удержаний из заработной платы.
Осваиваемые элементы компетенций - ОК 01-05, 07, 09-11.

В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
Формируемые
компетенции
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.

ОК 02.
Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

Название раздела
Действия
Умения
(дескрипторы)
Распознавание
Распознавать задачу
сложных
и/или проблему в
проблемных
профессиональном
ситуаций в
и/или социальном
различных
контексте.
контекстах.
Анализировать
Проведение
задачу и/или
анализа
проблему и
сложных ситуаций выделять её
при решении задач составные части.
профессиональной Правильно выявлять
деятельности.
и эффективно
Определение
искать
этапов
информацию,
решения задачи.
необходимую для
Определение
решения задачи
потребности в
и/или проблемы.
информации.
Составить план
Осуществление
действия.
эффективного
Определять
поиска.
необходимые
Выделение всех
ресурсы.
возможных
Владеть
источников
актуальными
нужных
методами работы в
ресурсов, в том
профессиональной и
числе
смежных сферах.
неочевидных.
Реализовать
Разработка
составленный план.
детального плана
Оценивать
действий.
результат и
Оценка рисков на
последствия своих
каждом шагу.
действий
Оценка плюсов и
(самостоятельно или
минусов
с помощью
полученного
наставника).
результата, своего
плана и его
реализации,
определение
критериев оценки и
рекомендаций по
улучшению плана.
Планирование
Определять задачи
информационного
поиска информации
поиска из широкого Определять
набора источников, необходимые
необходимого
источники
для выполнения
информации
профессиональных
Планировать
задач;
процесс поиска
Проведение анализа Структурировать
полученной
получаемую

Знания
Актуальный
профессиональный и
социальный контекст,
в котором приходится
работать и жить.
Основные источники
информации и
ресурсы для решения
задач и проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте.
Алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной и
смежных областях.
Методы работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Структура плана для
решения задач.
Порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности
Приемы
структурирования
информации

информации,
выделяет в ней
главные аспекты;
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами
поиска;
Интерпретация
полученной
информации
в контексте
профессиональной
деятельности
Использование
ОК 03.
актуальной
Планировать и
нормативнореализовывать
правовой
собственное
профессиональное и документацию по
профессии
личностное
(специальности)
развитие.
Применение
современной
научной
профессиональной
терминологии
Определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования
Участие в деловом
ОК 04.
общении для
Работать в
эффективного
коллективе и
решения деловых
команде,
задач
эффективно
взаимодействовать с Планирование
профессиональной
коллегами,
деятельность
руководством,
клиентами.
Грамотно устно и
ОК 05.
письменно излагать
Осуществлять
свои мысли по
устную и
профессиональной
письменную
коммуникацию на тематике на
государственном
государственном
языке.
языке с учетом
Проявление
особенностей
толерантность в
социального и
рабочем коллективе
культурного
контекста.
Соблюдение
ОК 07.
правил
Содействовать
экологической
сохранению
окружающей среды, безопасности при
ресурсосбережению, ведении
профессиональной
эффективно
деятельности;
действовать в

информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации
Оценивать
практическую
значимость
результатов поиска
Оформлять
результаты поиска

Формат оформления
результатов поиска
информации

Определять
актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональной
деятельности
Выстраивать
траектории
профессионального
и личностного
развития

Содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации
Современная научная
и профессиональная
терминология
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования

Организовывать
работу коллектива и
команды
Взаимодействовать
с коллегами,
руководством,
клиентами.

Психология
коллектива
Психология личности
Основы проектной
деятельности

Излагать свои
мысли на
государственном
языке
Оформлять
документы

Особенности
социального и
культурного
контекста
Правила оформления
документов.

Соблюдать нормы
экологической
безопасности
Определять
направления
ресурсосбережения
в рамках

Правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
Основные ресурсы

чрезвычайных
ситуациях

Обеспечивать
профессиональной
Ресурсосбережение деятельности по
на рабочем месте
профессии
(специальности)

Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач
Использовать
современное
программное
обеспечение
Применение в
Понимать общий
ОК 10.
профессиональной
смысл четко
Пользоваться
произнесенных
профессиональной деятельности
инструкций
на
высказываний
документацией на
государственном
и
на известные
государственном и
иностранном
языке.
темы
иностранном языке.
Ведение общения на (профессиональные
профессиональные
и бытовые),
темы
понимать тексты на
базовые
профессиональные
темы участвовать
в диалогах
на знакомые
общие и
профессиональные
темы строить
простые
высказывания о себе
и о своей
профессиональной
деятельности
кратко обосновывать
и объяснить свои
действия (текущие и
планируемые)
писать простые
связные сообщения
на знакомые
или интересующие
профессиональные
темы
Определение
Выявлять
ОК 11.
инвестиционную
достоинства и
Планировать
недостатки
предприниматель- привлекательность
коммерческих
идей
коммерческой идеи
скую деятельность в
в
рамках
Презентовать идеи
профессиональной
профессиональной
открытия
сфере.
деятельности
собственного дела в
Составлять бизнес
профессиональной
план
деятельности
ОК 09.
Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.

Применение
средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности

задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбережения.
Современные
средства и устройства
информатизации
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности
Правила построения
Простых и сложных
предложений
на
профессиональные
темы основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая
и профессиональная
лексика) лексический
минимум, относящийся
к описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности
особенности
произношения
правила чтения текстов
профессиональной
направленности

Основы
предпринимательской
деятельности
Основы финансовой
грамотности
Правила разработки
бизнес-планов
Порядок
выстраивания

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки

34

в том числе:
Самостоятельная учебная работа

-

Учебных занятий
Промежуточная
аттестация
дифференцированного зачета

34
проводится

в

форме

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Экономические и правовые основы производственной деятельности
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1. Понятие экономики и права. Цели, задачи и структура
1,2
Принципы
рыночной
дисциплины, связь с другими дисциплинами. Основные
экономики
направления социально-экономического развития России.
Производство как процесс создания полезного продукта. Факторы
производства, их классификация. Производственные возможности
общества и ограниченность ресурсов
2. Основные понятия рыночной экономики. Рынок, понятие и виды,
1,2
инфраструктура и конъюнктура рынка, элементы рыночного
механизма (спрос и предложение, рыночные цены, конкуренция).
Монополия, антимонопольное законодательство. Закон спроса и
предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1. Сущность предпринимательства, его виды. Субъекты
Предприятие
1,2
(организация) как предпринимательской деятельности, и их правовое положение
субъект
Значение малого бизнеса для экономики страны, меры
хозяйствования. господдержки малому бизнесу. Виды предпринимательских рисков
и способы их предотвращения и минимизации.
2. Виды экономической деятельности (отрасли народного
1,2
хозяйства). Признаки отрасли общественного питания, ее роль и

Объем
часов

Осваиваемые
элементы
компетенций

3
4
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11

6
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11

значение в экономике страны. Понятие организации, краткая
характеристика, классификация, цели и задачи деятельности.
Ресурсы предприятий. Пути ресурсосбережения в организации.
3. Организационно-правовые формы предприятий,
1,2
установленные ГК РФ, виды и особенности, достоинства и
недостатки. Правовое регулирование хозяйственных отношений.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практические занятия:
Определение организационно-правовых форм и видов
коммерческих и некоммерческих организаций, особенностей правового регулирования их
деятельности. (Решение ситуационных задач)
Расчет показателей эффективности использования материальных
ресурсов
Решение задач по определению эффективности использования
трудовых ресурсов: расчет численности рабочих,
производительности труда, выработки, фактической
технологической трудоемкости годовой программы, эффективности
использования рабочего времени
Порядок оформления табеля учета рабочего времени
Анализ фонда оплаты труда
Решение задач по определению эффективности использования
издержек производства и расчету себестоимости продукции
Определение оптовой, отпускной и розничной цены одного изделия
Определение плановой прибыли организации. Определение
показателей рентабельности
Раздел 2. Основы трудового права и формы оплаты труда
Тема 2.1
Содержание учебного материала
1.Основные понятия трудового законодательства. Правовое
Основные
положения
регулирование трудовых отношений. Трудовой договор. Рабочее
законодательства, время и время отдыха. Дисциплина труда и трудовой распорядок.
Материальная ответственность сторон трудового договора.
регулирующие
Договор о материальной ответственности. Защита трудовых прав
трудовые
работников
отношения
Тематика практических занятий и лабораторных работ

Уровень освоения
2,3

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11
8
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11

2
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11
2

Тема 2.2.
Механизм
формирования и
формы оплаты
труда

Практические занятия:
Порядок заключения, расторжения, изменения условий трудового договора
Практические занятия:
Определение материальной ответственности работодателей и
работников. Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1. Политика государства в области оплаты труда.
2,3
Механизм формирования оплаты труда по трудовому
законодательству. Формы и системы заработной платы
Формирование фонда оплаты труда в организации,
определение средней заработной платы.
2.Мотивация труда, виды и способы. Техническое
2,3
нормирование труда.
3.Гарантии и компенсации при оплате труда. Удержания из
заработной платы, их виды. Права предприятий и
организаций по защите интересов трудящихся
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практические занятия
Правила оформления трудовой книжки
Описание причин и порядка перевода на другую работу
Примеры и обоснование случаев отстранения от работы
Примеры случаев предоставления гарантий и компенсаций

Дифференцированный зачет
Всего:

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11
6
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11

ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11
ОК 1-ОК5, ОК7, ОК9,
ОК10,ОК11

2,3
4

2
34

ПК 1.1-1.4, 2.1-2.8, 3.13.6, 4.1-4.5, 5.1-5.5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов
социально-экономических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета:
 Автоматизированное рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
 комплект законодательных документов;
 комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивное оборудование: компьютер, экран, колонки, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники (печатные издания):
1. Зюзин А.В. Экономика автотранспортного предприятия : учеб. – метод.
пособие / А.В. Зюзин. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. унта, 2016.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
учебник для студентов сред.проф. Учеб. Заведений / В.В. Румынина. – 5-е
изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016г.
Дополнительная литература:
1. Управление персоналом: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования / Т.Ю. Базаров. – 10-е изд., стер. – М. : Издательский центр
«Академия», 2012. - 224 с.
2. Менеджмент : практикум : учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. – 3-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.consultant.ru/ - законодательство РФ, кодексы и законы в
последней редакции. Удобный поиск законов, кодексов, приказов и других
документов. Не требует регистрации, доступ свободный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

-принципы
рыночной
экономики;
-организационноправовые формы организаций;
-основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной
деятельности;
- способы
ресурсосбережения в
организации;
-понятие, виды
предпринимательства;
-виды
предпринимательских рисков,
способы их предотвращения и
минимизации;
-нормативно - правовые
документы, регулирующие
хозяйственные отношения;
-основные
положения
законодательства,
регулирующего
трудовые
отношения;
-формы и системы оплаты
труда;
-механизм формирования
заработной платы;
-виды гарантий, компенсаций и
удержаний из заработной платы

Полнота ответов,
точность формулировок, не
менее 70% правильных
ответов.
Не менее 75% правильных
ответов.

Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;

Актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
полнота ответов, точность
формулировок,
адекватность применения
профессиональной
терминологии
Полнота ответов,
точность формулировок, не
менее 70% правильных
ответов.
Не менее 75% правильных
ответов

-проводить
анализ
состояния рынка товаров и услуг Правильность, полнота
в области
профессиональной
деятельности;
-ориентироваться
в
общих
вопросах
основ
экономики
организации
питания;
-определять
потребность
в
материальных,
трудовых
ресурсах;
-применять
нормы
трудового
права
при
взаимодействии с подчиненным

выполнения заданий,
точность формулировок,
точность расчетов,
соответствие требованиям

-Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.

-тестирования;
-оценки результатов
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета/ экзамена по МДК в
виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования.

Текущий контроль:
- защита отчетов по
практическим/
лабораторным
занятиям;
- оценка заданий для
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
- экспертная оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий в
процессе
практических/лабораторных
занятий

персоналом;
-применять
экономические
и
правовые
знания
в
конкретных
производственных ситуациях;
-защищать свои права в
рамках
действующего
законодательства РФ.

-Точность оценки
-Соответствие
требованиям инструкций,
регламентов
-Рациональность действий
и т.д.

-Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
-Точность оценки
-Соответствие
требованиям инструкций,
регламентов
-Рациональность действий
и т.д.
Правильное выполнение
заданий в полном объеме

Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете/экзамене


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».