30. ОП.12 Экологические основы природопользования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:24:27
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Экологические основы природопользования

2024 г.

Программа
государственного

учебной

дисциплины

образовательного

разработана

стандарта

на

(далее

основе
-

Федерального

ФГОС)

среднего

профессионального образования (далее СПО) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

5

ПРОГРАММЫ

11

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: входит
математический и общий
естественно-научный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
- оценивать качество окружающей среды;
- определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и определения природопользования;
- современное состояние окружающей среды России и мира;
Способы охраны биосферы от антропогенных выбросов;
Основные направления рационального природопользования
Результатом освоения программы является освоение обучающимися
общих компетенций (ОК):
ОК
6.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих
ценностей.
ОК
7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины: 36 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки
в том числе:
учебные занятия
самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
36
36
-

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

1

2
Раздел 1.
Содержание учебного материала
Экологически неблагополучные региона России, причины. Карта
загрязнения региона.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблиц для систематизации учебного материала. решение задач
по образцу
Содержание учебного материала
Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие
«охрана природы» и его составляющие.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Локальные,
региональные и глобальные проблемы экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
Определение экологического кризиса. Основные причины экологического
кризиса. Прогнозирование.
Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.
Анализ литературы по теме занятия
Работа с материалами конспекта.
Содержание учебного материала
Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и
воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением
производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и

Тема 1.1. Современное
состояние окружающей
среды в России

Тема
Антропогенное
воздействие
природу.
Экологические
кризисы
катастрофы.

1.2.
на
и

Тема 1.3. Природные
ресурсы
и
рациональное
природопользование

Объем
часов
3
19

Уровень
освоения
4

Коды
осваиваемых
компетенций
5

2
ОК 6,7

2

2

ОК 6,7

2

-

2
3

ОК 6,7

6

Тема 1.4. Принципы
рационального
природопользования и
охраны окружающей
среды

Тема 1.5. Мониторинг
окружающей среды.

производства сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Практические занятия
Определение жесткости природной воды.
Составление таблиц систематизации учебного материала. решение задач по
образцу
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблиц систематизации учебного материала. решение задач по
образцу.
Содержание учебного материала
Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны
природы. Принципы и правила охраны природы.
Ресурсные циклы. Система управления отходами.
Практические работы
1.Семинар: Организация ресурсных циклов.
2.Семинар: Принципы охраны природы.
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.
Анализ литературы по теме занятия.
Работа с материалами конспекта.
Содержание учебного материала
Мониторинг окружающей среды: понятие, основные задачи, виды
мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы,
гидросферы и земельных ресурсов.
Практическая работа
Оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Организация мониторинга.
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.

3

2
ОК 6,7
3

-

2
ОК 6,7
3

7

Содержание учебного материала
Естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы,
гидросферы и земельных степени загрязнения.
Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения.
Практическая работа
1.Анализ основных источников загрязнения
2.Семинар: Естественные и антропогенные источники загрязнения
атмосферы
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Решение задач по образцу.
Тема 1.7. Физическое Содержание учебного материала
загрязнение
Физическое загрязнение: шумовое, электромагнитное, тепловое, световое,
радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации
последствия заражения токсичными и радиоактивными веществами
окружающей среды. Понятие экологического риска.
Практические занятия
1.Определение уровня шумового загрязнения.
2.Определение уровня электромагнитного загрязнения среды.
Контрольная работа
Физические загрязнения
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.
Раздел 2.
Тема 2.1. Рациональное Содержание учебного материала
использование
и
охрана атмосферы.
Рациональное использование и охрана атмосферы.
Лабораторная работа
Определение основных параметров санитарного состояния воздуха.
Тема 1.6. Источники
загрязнения, основные
группы загрязняющих
веществ в природных
средах.

2
ОК 6,7
3

2
ОК 6,7
3

-

12
3
3

ОК 6,7

8

Тема 2.2. Рациональное
использование
и
охрана
водных
ресурсов.

Тема 2.3. Рациональное
использование
и
охрана недр.

Тема 2.4. Рациональное
использование
и
охрана
земельных
ресурсов.

Тема
3.1.
ландшафтов.

Охрана

Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.
Анализ литературы по теме занятия.
Работа с материалами конспекта.
Содержание учебного материала
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Лабораторная работа
Определение основных параметров санитарного состояния воды
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Решение задач по образцу.
Содержание учебного материала
Почва, ее состав и строение. Роль почву в круговороте веществ в природе.
Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв.
Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты
антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ литературы по теме занятия. Работа с материалами конспекта.
Содержание учебного материала
Ландшафт. Классификация. Особо охраняемые территории. Антропогенные
формы ландшафтов, их охрана.
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ литературы по теме занятия.
Работа с материалами конспекта
Раздел 3. Мероприятия по защите планеты.
Содержание учебного материала
Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий.
Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных
предприятий. Контроль и регулирование рационального использования
природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти,

-

3
ОК 6,7

3

2
ОК 6,7
3

3
ОК 6,7

3

3
3
ОК 6,7
3

9

отвечающие
за
рациональное
природопользование.
рационального природопользования в России.
Самостоятельная работа
Составление таблиц для систематизации учебного материала
Решение задач по образцу.
Дифференцированный зачет

Организация

Всего

2
36

10

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета.
Оборудование лаборатории и рабочих мест:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с
лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделам
программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой
информации;
комплект
учебно-наглядных пособий
«Экологические основы
природопользования».
Технические средства обучения:
- Мультимедиапроектор;
- экран
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Валова В.Д. Экология. — М., 2018.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы
природопользования. — М., 2014.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М.,
2013.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый
уровень). 10 —11 классы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена
человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
Интернет-ресурсы:
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы
экологии России).

11

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоение умения,
усвоенные знания)
Уметь:
-осознавать взаимосвязь организмов и
среды обитания;
определять
условия
устойчивого
состояния
экосистем
и
причины
возникновения экологического кризиса;
Знать:
правовые
вопросы
экологической
безопасности;
об
экологических
принципах
рационального природопользования;
Задачи и цели природоохранных органов
управления и надзора.

Формы и методы контроля результатов
обучения.
Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов по
дисциплине (ежемесячно).
Промежуточный контроль:
- Рубежный тестовый контроль по темам
разделов 1, 2, 3. Реферативная работа
студентов по предлагаемой тематике;
Итоговый контроль:
- аудиторная контрольная работа.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».