Подписано цифровой
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
ОРГАНИЗАЦИЯ
МЕХАТРОНИКИ И
"КОЛЛЕДЖ
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
МЕХАТРОНИКИ И
Дата: 2024.05.14 16:24:08
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ" +02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Основы предпринимательской деятельности
2024 г.
Программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
среднего
профессионального образования (далее – СПО) по профессии
43.01.09 Повар, кондитер.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
10
4.
КОНТРОЛЬ
12
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы предпринимательской деятельности
1.1. Область применения программы
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии
43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
программы:
общепрофессиональная
дисциплина,
входящая в профессиональный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППССЗ).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;
ставить
цели
в
соответствии
с
бизнес-идеями,
решать
организационные вопросы создания бизнеса;
формировать пакет документов для получения государственной
поддержки малого бизнеса;
начислять уплачиваемые налоги, заполнять налоговые декларации;
оформлять в собственность имущество;
формировать пакет документов для получения кредита;
проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые
отношения;
анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и
услуги;
обосновывать ценовую политику;
выбирать способ продвижения товаров и услуг на рынок;
4
составлять
бизнес-план
на
основе
современных
программных
технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие, функции и виды предпринимательства;
особенности предпринимательской деятельности
порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его
создания;
правовой статус предпринимателя, организационно-правовые формы
юридического лица и этапы процесса его образования;
правовые формы организации частного, коллективного и совместного
предпринимательства;
порядок лицензирования отдельных видов деятельности;
деятельность контрольно-надзорных органов, их права и обязанности;
юридическую ответственность предпринимателя;
нормативно-правовую
базу,
этапы
государственной
регистрации
субъектов малого предпринимательства;
формы государственной поддержки малого бизнеса;
систему
нормативного
регулирования
бухгалтерского
учета
на
предприятиях малого бизнеса и особенности его ведения;
перечень,
содержание
и
порядок
формирования
бухгалтерской
финансовой и налоговой отчетности;
системы
налогообложения,
применяемые
субъектами
малого
и
среднего бизнеса, порядок исчисления уплачиваемых налогов;
порядок формирования имущественной основы предпринимательской
деятельности;
виды и формы кредитования малого предпринимательства, программы
региональных
банков
по
кредитованию
субъектов
малого
предпринимательства;
5
порядок отбора, подбора и оценки персонала, требования трудового
законодательства по работе с ним;
ценовую политику в предпринимательстве;
сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и
содержанию;
методики составления бизнес-плана и оценки его эффективности.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
ОК
11
–
Планировать
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере.
ОК
10
–
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языке.
ОК
09
–
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 05 – Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК
04
-
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 03 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 02 – Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 01 - Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем учебной дисциплины
Объем часов
62
в том числе:
Учебные занятия
56
Самостоятельная учебная работа
6
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся.
Уровень
освоения
Объем
часов
1
2
Содержание учебного материала:
1. Понятие и функции предпринимательства.
2. Классификация предпринимательства, виды предпринимательства.
3. Виды предпринимательства.
4. Осуществление предпринимательской функции при ведении бизнеса в современной России.
5. Разработка миссии бизнеса.
6. Предпринимательские идеи и их превращение в бизнес-идеи.
7. Постановка целей и формулирование бизнес-идей.
8. Правовой статус предпринимателя.
9. Индивидуальное предпринимательство
10. Коллективное предпринимательство
11. Практическое занятие: работа с экономическим словарем, знание основных терминов
Содержание учебного материала:
12. Нормативно-правовая база регулирование предпринимательской деятельности.
13. Этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
14. Практическое занятие: составление перечня необходимых документов
для государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
Содержание учебного материала:
15. Формы государственной поддержки предпринимательства
16. Меры поддержки малого бизнеса
17. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого и
среднего бизнеса.
18. Особенности ведения бухгалтерского финансового учета.
19. Особенности ведения налогового учета.
20. Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса
Содержание учебного материала:
21. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
22. Собственность и предпринимательство.
23. Практическая работа: Оформление трудовых отношений
Содержание учебного материала:
24. Дисциплинарная и материальная ответственность работников.
25. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности.
26. Практическая работа: заполнение, оформление трудового договора
Содержание учебного материала:
27. Маркетинг. Принципы и функции маркетинга
28. Реклама и РR
3
4
Осваиваемые
элементы
компетенций
5
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
13
ОК 01-05, 0911
Тема 1.
Основы предпринимательства
Тема 2. Правовое
регулирование
предпринимательской
деятельности
Тема 3. Маркетинг в
предпринимательской
деятельности
ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 0911
2
2
2
2
ОК 01-05, 0911
2
2
2
2
14
ОК 01-05, 0911
2
2
ОК 01-05, 0911
2
2
1
1
14
ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 0911
8
Тема 4.
Методы планирования. Виды
планов
29. Продвижение товаров и услуг на рынок. Каналы поставки
30. Комплекс маркетинга
31. Практическое занятие: поиск информации о маркетинговых исследованиях рынка (на
примере любой организации)
32. Практическое занятие: Составление плана маркетинга на предприятии
Содержание учебного материала:
33. Виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное
34. Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и
содержанию бизнес-плана.
35. Практическое занятие: разработка бизнес-плана организации
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка отчетов по практическим занятиям, составление таблиц, подготовка устных
сообщений, создание презентаций, подготовка презентаций к защите, разработка глоссария.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Классификация предпринимательства. Предприниматель. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Конкуренция и
конкурентоспособность, конкурентные преимущества.
Дифференцированный зачет
Всего:
2
2
ОК 01-05, 0911
2
2
13
ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 0911
6
2
62
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект законодательных документов;
комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивное оборудование: компьютер, экран, колонки, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Филиппова О.И. Основы экономики и предпринимательства : раб. тетрадь
: учеб. Пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
2. Зюзин А.В. Экономика автотранспортного предприятия : учеб. – метод.
пособие / А.В. Зюзин. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. унта, 2015.
Дополнительные источники:
3. Косьмин А.Д. Менеджмент : практикум для студ. учреждения СПО – М. :
Издательский центр «Академия», 2012.
10
4. Барышев А.Ф. Маркетинг : учеб. пособие для студ. учреждений СПО – М.
: Издательский центр «Академия», 2012.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.zakonrf.Info – Кодексы и законы РФ (правовая навигационная
система) – не требует регистрации, доступ не ограничен)
2. http://www.roszakon.narod.ru – Законы, Кодексы, Конституция – не требует
регистрации, доступ не ограничен.
3. http://www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант
Плюс» - справочная правовая система.
4. http://economist-info.ru – информационный портал, доступ не ограничен,
не требует регистрации
5. http://konspekts.ru/knigi-economistu/ - информационный портал: рубрики
«Экономика»,
«Бизнес»,
«Предпринимательство»,
«Менеджмент»,
«Бухгалтерский учет и аудит», «Деньги, кредиты, банки», «Forex» - доступ
не ограничен, не требует регистрации.
6. http://fingram39.ru/ - Проект Минфина России «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации», полезные методические материалы,
проекты - доступ не ограничен, не требует регистрации.
11
4.КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль индивидуальных образовательных достижений –
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков
проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных домашних работ.
Обучение по учебной дисциплине завершается зачетом.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
разрабатывать и реализовывать
предпринимательские бизнес-идеи
ставить цели в соответствии с бизнес-идеями,
решать организационные вопросы создания
бизнеса
формировать пакет документов для получения
государственной поддержки малого бизнеса
начислять уплачиваемые налоги, заполнять
налоговые декларации
формировать пакет документов для получения
кредита
проводить отбор, подбор и оценку персонала,
оформлять трудовые отношения
анализировать рыночные потребности и спрос на
новые товары и услуги
составлять бизнес-план на основе современных
программных технологий
Знания:
понятие, функции и виды предпринимательства
порядок постановки целей бизнеса и
организационные вопросы его создания
правовой статус предпринимателя,
организационно-правовые формы юридического
лица и этапы процесса его образования
правовые формы организации частного,
коллективного и совместного
предпринимательства
юридическую ответственность предпринимателя
нормативно-правовую базу, этапы государственной
регистрации субъектов малого
предпринимательства;
формы государственной поддержки малого бизнеса
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения рефератов, докладов
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы – оформление пакета документов
для получения кредита
Оценка выполнения докладов, рефератов по
заданной теме
Оценка выполнения самостоятельной
работы – поиск информации анализа
рыночных потребностей и спрос на новые
товары и услуги
Оценка выполнения практического занятия.
Оценка выполнения самостоятельной
работы – пример составления бизнес-плана
на основе современных технологий
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения практического занятия.
Оценка выполнения рефератов, докладов по
заданным темам
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Оценка выполнения доклада
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения рефератов
12
систему нормативного регулирования
бухгалтерского учета на предприятиях малого
бизнеса и особенности его ведения
перечень, содержание и порядок формирования
бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности
виды и формы кредитования малого
предпринимательства, программы региональных
банков по кредитованию субъектов малого
предпринимательства
ценовую политику в предпринимательстве
способы продвижения на рынок товаров и услуг
сущность и назначение бизнес-плана, требования к
его структуре и содержанию
методики составления бизнес-плана и оценки его
эффективности
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы – заполнение налоговых
деклараций, бухгалтерских документов
Оценка выполнения рефератов, докладов по
заданным темам
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы - представление результатов поиска
информации о маркетинговых
исследованиях рынка (на примере любой
организации)
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Зачет
13