16. ДУП.02 Основы проектной деятельности

ГОСУДАРСТВЕНН Подписано цифровой
ОЕ БЮДЖЕТНОЕ подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСК УЧРЕЖДЕНИЕ
ОЙ ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬН ОРГАНИЗАЦИЯ
АЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
"КОЛЛЕДЖ
ПИЩЕВОЙ
МЕХАТРОНИКИ И ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14
16:19:05 +02'00'
ИНДУСТРИИ"

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУП.02 Основы проектной деятельности

2024 г.

Нормативную правовую основу программы по учебной дисциплине составляют
следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- приказ Минобрнауки Росси от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России
07.06.2012 г. № 24480) (далее – ФГОС СОО);
- приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России
06.10.2020 г. № 60252);
- приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным

программам

среднего

профессионального

образования»

(зарегистрирован

21.09.2022 г. № 70167) (вступает в силу с 01.03.2023 г.);
- приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 г. № 71763)
Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик: Николаева Екатерина Александровна, методист

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

5

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

11

6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

12

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основы проектной деятельности
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности 43.01.09 Повар, кондитер.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы проектной деятельности».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные методические
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Основы проектной деятельности».
Содержание программы «Основы проектной деятельности» направлено на достижение следующих целей:
- формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности с ее последующей презентацией, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и
их творческой самореализации;
- формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
- формирование у обучающихся умений видеть проблему, применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем планирования своей деятельности;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной,
деятельности;
- владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств
образовательных и социальных коммуникаций.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Родной язык» является учебным предметом
дополнительной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего
образования. Учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и
строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;



предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.



личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

5

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
6

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов
и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
7


сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года обучения, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования
или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» обучащиеся должны знать:

основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Проектная деятельность» обучащиеся должны уметь:

формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность;

составлять индивидуальный план проектной работы;

выделять объект и предмет проектной работы;

определять цель и задачи проектной работы;

работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,
грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной
работы;

рецензировать чужую проектную работу;

наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;

проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;

проводить измерения с помощью различных приборов;

выполнять письменные инструкции правил безопасности;

оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся должны
владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследова8

ния, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии.

3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Основные понятия проектной деятельности
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования. Особенности и
структура проекта.
2. Виды проектов
Виды проектов. Информационный проект. Творческий проект. Ролевой проект.
Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Планирование проекта. Проекты в современном мире.
3. Этапы создания проекта.
Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде.
Учимся сотрудничеству.
Обучающиеся должны знать:
 основные понятия проектирования;
 этапы создания проектов.
Обучающиеся должны уметь:
 работать в команде.
4. Подготовка к выполнению проекта
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Определять проблему. Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта. Лист планирования и продвижения по заданию. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки
информации. Гипотеза и доказательства.
Обучающиеся должны знать:
 отличие цели от задач;
 понятие гипотезы, актуальности.
Обучающиеся должны уметь:
 правильно формулировать цели и задачи;
 распределять этапы проектов;
9

 искать и структурировать информацию.
5. Работа над проектом.
Основы риторики. Публичное выступление. Работа над проектом. Особенности
краткосрочных и долгосрочных проектов
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Планирование. Принятие решения. Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта.
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word.
Подготовка к защите проекта.Самооценка.
Обучающиеся должны знать:
 правила публичного выступления;
 правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
 структурировать полученные данные;
 строить грамотную речь защиты.
 проводить оформлять презентацию;
 самооценку.
6. Подведение итогов
4.
№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1.
Основные понятия проектной деятельности
1.
Основные понятия
2.
Особенности и структура проекта.
Раздел 2.
Виды проектов
3.
Виды проектов. Информационный проект.
4.
Творческий проект.
5.
Ролевой проект.
6.
Практико-ориентированный проект
7.
Исследовательский проект.
8.
Планирование проекта.
Раздел 3.
Этапы создания проекта.
9.
Этапы создания проекта.
Сотрудничество. Развитие навыков работы в ко10.
манде. Учимся сотрудничеству.
Раздел 4.
Подготовка к выполнению проекта
Основные правила делового общения и ведения
11.
дискуссий.
Учимся определять проблему. Постановка пробле12.
мы. От проблемы к цели.
13. Лист планирования и продвижения по заданию.
14. Работа со справочной литературой.
15. Способы первичной обработки информации
10

2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
2
7
1
1
1
1
1

16. Поиск информации в интернете
17. Гипотеза и доказательства
Раздел 5. Работа над проектом.
18. Основы риторики. Публичное выступление.
Работа над проектом (У каждого ученика своя тема
19.
проекта)
Особенности краткосрочных и долгосрочных про20.
ектов
Определение темы, уточнение целей, определение
21.
проблемы, исходного положения
22. Планирование.
23. Принятие решения.
24. Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального про25.
екта
26. Оформление проекта в программе Мicrosoft Word
27. Подготовка к защите проекта.
28. Защита проекта. Презентация проекта
29. Самооценка
Раздел 6. Подведение итогов
Тестирование по вопросам проектной деятельности
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Конкурс мини-проектов
Конкурс мини-проектов
Обработка результатов
Дифференцированный зачет
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки

1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
36
36
72

5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8 М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:
АРКТИ, 2014.
Дополнительные источники:
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2013.

11

2. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 2014.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности:
методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной
основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература»,
Издательский дом «Федоров» 2013.
Интернет-ресурсы:
http://eor.edu.ru,
http://school-collection.edu.ru,
6.

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1.
Основные понятия проектной деятельности (2 часа)
Основные понятия
1
Особенности и структура проекта.
1
Раздел 2.
Виды проектов (6 часов)
Виды проектов. Информационный проект.
1
Творческий проект.
1
Ролевой проект.
1
Практико-ориентированный проект
1
Исследовательский проект.
1
Планирование проекта.
1
Раздел 3.
Этапы создания проекта (3 часа)
Этапы создания проекта.
1
Сотрудничество. Развитие навыков работы в ко2
манде. Учимся сотрудничеству.
Раздел 4.
Подготовка к выполнению проекта (7 часов)
Основные правила делового общения и ведения
1
дискуссий.
Учимся определять проблему. Постановка пробле1
мы. От проблемы к цели.
Лист планирования и продвижения по заданию.
1
Работа со справочной литературой.
1
Способы первичной обработки информации
1
Поиск информации в интернете
1
Гипотеза и доказательства
1
Раздел 5. Работа над проектом (12 часов)
Основы риторики. Публичное выступление.
1
Работа над проектом (У каждого ученика своя тема
1
проекта)
Особенности краткосрочных и долгосрочных про1
ектов
Определение темы, уточнение целей, определение
1
проблемы, исходного положения
12

23
24
27
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35-36
37-72

Планирование.
Принятие решения.
Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта. Презентация проекта
Самооценка
Раздел 6. Подведение итогов (4 часов)
Тестирование по вопросам проектной деятельности
Конкурс мини-проектов
Конкурс мини-проектов
Обработка результатов
Дифференцированный зачет
Самостоятельная учебная работа

13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».