ГОСУДАРСТВЕНН Подписано цифровой
ОЕ БЮДЖЕТНОЕ подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСК УЧРЕЖДЕНИЕ
ОЙ ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬН ОРГАНИЗАЦИЯ
АЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
"КОЛЛЕДЖ
ПИЩЕВОЙ
МЕХАТРОНИКИ И ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14
16:19:05 +02'00'
ИНДУСТРИИ"
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУП.02 Основы проектной деятельности
2024 г.
Нормативную правовую основу программы по учебной дисциплине составляют
следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- приказ Минобрнауки Росси от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России
07.06.2012 г. № 24480) (далее – ФГОС СОО);
- приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России
06.10.2020 г. № 60252);
- приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам
среднего
профессионального
образования»
(зарегистрирован
21.09.2022 г. № 70167) (вступает в силу с 01.03.2023 г.);
- приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 г. № 71763)
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик: Николаева Екатерина Александровна, методист
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
5
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
11
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
12
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основы проектной деятельности
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности 43.01.09 Повар, кондитер.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы проектной деятельности».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные методические
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Основы проектной деятельности».
Содержание программы «Основы проектной деятельности» направлено на достижение следующих целей:
- формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности с ее последующей презентацией, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и
их творческой самореализации;
- формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
- формирование у обучающихся умений видеть проблему, применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем планирования своей деятельности;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной,
деятельности;
- владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств
образовательных и социальных коммуникаций.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Родной язык» является учебным предметом
дополнительной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего
образования. Учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном
цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и
строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
6
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов
и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
7
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года обучения, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования
или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» обучащиеся должны знать:
основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Проектная деятельность» обучащиеся должны уметь:
формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность;
составлять индивидуальный план проектной работы;
выделять объект и предмет проектной работы;
определять цель и задачи проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками,
грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты проектной
работы;
рецензировать чужую проектную работу;
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
проводить измерения с помощью различных приборов;
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся должны
владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследова8
ния, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии.
3.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Основные понятия проектной деятельности
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования. Особенности и
структура проекта.
2. Виды проектов
Виды проектов. Информационный проект. Творческий проект. Ролевой проект.
Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Планирование проекта. Проекты в современном мире.
3. Этапы создания проекта.
Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде.
Учимся сотрудничеству.
Обучающиеся должны знать:
основные понятия проектирования;
этапы создания проектов.
Обучающиеся должны уметь:
работать в команде.
4. Подготовка к выполнению проекта
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Определять проблему. Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта. Лист планирования и продвижения по заданию. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки
информации. Гипотеза и доказательства.
Обучающиеся должны знать:
отличие цели от задач;
понятие гипотезы, актуальности.
Обучающиеся должны уметь:
правильно формулировать цели и задачи;
распределять этапы проектов;
9
искать и структурировать информацию.
5. Работа над проектом.
Основы риторики. Публичное выступление. Работа над проектом. Особенности
краткосрочных и долгосрочных проектов
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Планирование. Принятие решения. Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта.
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word.
Подготовка к защите проекта.Самооценка.
Обучающиеся должны знать:
правила публичного выступления;
правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
структурировать полученные данные;
строить грамотную речь защиты.
проводить оформлять презентацию;
самооценку.
6. Подведение итогов
4.
№
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
Кол-во часов
Раздел 1.
Основные понятия проектной деятельности
1.
Основные понятия
2.
Особенности и структура проекта.
Раздел 2.
Виды проектов
3.
Виды проектов. Информационный проект.
4.
Творческий проект.
5.
Ролевой проект.
6.
Практико-ориентированный проект
7.
Исследовательский проект.
8.
Планирование проекта.
Раздел 3.
Этапы создания проекта.
9.
Этапы создания проекта.
Сотрудничество. Развитие навыков работы в ко10.
манде. Учимся сотрудничеству.
Раздел 4.
Подготовка к выполнению проекта
Основные правила делового общения и ведения
11.
дискуссий.
Учимся определять проблему. Постановка пробле12.
мы. От проблемы к цели.
13. Лист планирования и продвижения по заданию.
14. Работа со справочной литературой.
15. Способы первичной обработки информации
10
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
2
7
1
1
1
1
1
16. Поиск информации в интернете
17. Гипотеза и доказательства
Раздел 5. Работа над проектом.
18. Основы риторики. Публичное выступление.
Работа над проектом (У каждого ученика своя тема
19.
проекта)
Особенности краткосрочных и долгосрочных про20.
ектов
Определение темы, уточнение целей, определение
21.
проблемы, исходного положения
22. Планирование.
23. Принятие решения.
24. Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального про25.
екта
26. Оформление проекта в программе Мicrosoft Word
27. Подготовка к защите проекта.
28. Защита проекта. Презентация проекта
29. Самооценка
Раздел 6. Подведение итогов
Тестирование по вопросам проектной деятельности
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Конкурс мини-проектов
Конкурс мини-проектов
Обработка результатов
Дифференцированный зачет
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
36
36
72
5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8 М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:
АРКТИ, 2014.
Дополнительные источники:
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2013.
11
2. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 2014.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности:
методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной
основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература»,
Издательский дом «Федоров» 2013.
Интернет-ресурсы:
http://eor.edu.ru,
http://school-collection.edu.ru,
6.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема занятия
Кол-во часов
Раздел 1.
Основные понятия проектной деятельности (2 часа)
Основные понятия
1
Особенности и структура проекта.
1
Раздел 2.
Виды проектов (6 часов)
Виды проектов. Информационный проект.
1
Творческий проект.
1
Ролевой проект.
1
Практико-ориентированный проект
1
Исследовательский проект.
1
Планирование проекта.
1
Раздел 3.
Этапы создания проекта (3 часа)
Этапы создания проекта.
1
Сотрудничество. Развитие навыков работы в ко2
манде. Учимся сотрудничеству.
Раздел 4.
Подготовка к выполнению проекта (7 часов)
Основные правила делового общения и ведения
1
дискуссий.
Учимся определять проблему. Постановка пробле1
мы. От проблемы к цели.
Лист планирования и продвижения по заданию.
1
Работа со справочной литературой.
1
Способы первичной обработки информации
1
Поиск информации в интернете
1
Гипотеза и доказательства
1
Раздел 5. Работа над проектом (12 часов)
Основы риторики. Публичное выступление.
1
Работа над проектом (У каждого ученика своя тема
1
проекта)
Особенности краткосрочных и долгосрочных про1
ектов
Определение темы, уточнение целей, определение
1
проблемы, исходного положения
12
23
24
27
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35-36
37-72
Планирование.
Принятие решения.
Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта. Презентация проекта
Самооценка
Раздел 6. Подведение итогов (4 часов)
Тестирование по вопросам проектной деятельности
Конкурс мини-проектов
Конкурс мини-проектов
Обработка результатов
Дифференцированный зачет
Самостоятельная учебная работа
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
36