ГОСУДАРСТВЕННО
Подписано цифровой
Е БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЛИНИНГРАДСКО БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Й ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Я ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14
ПИЩЕВОЙ
16:14:50 +02'00'
ИНДУСТРИИ"
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.07 БИОЛОГИЯ
2024 г.
Нормативную правовую основу программы по учебной дисциплине «Русский язык»
составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон об образовании);
- приказ Минобрнауки Росси от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 г. №
24480) (далее – ФГОС СОО);
-
приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2020 г. № 60252);
- приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования» (зарегистрирован 21.09.2022 г. № 70167) (вступает в
силу с 01.03.2023 г.);
- приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России
22.12.2022 г. № 71763)
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
5
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
15
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего
звена в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами среднего профессионального образования по специальности 43.01.09
Повар, кондитер.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»
предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Биология»
разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; на
основе Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для
профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным
государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития
образования", протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Программа
может
использоваться
другими
профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования;
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы
подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих
целей:
Получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке;
роли биологической науки в формировании современной естественно-научной
картины мира; методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых
объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
4
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к
природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения
к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью
других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер
профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах,
соблюдение правил поведения в природе.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом обязательной
предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования (ППКРС, ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
-понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния
на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и
этическую сферы деятельности человека;
-способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
-владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору
путей ее достижения в профессиональной сфере;
-способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию
с коллегами, работе в коллективе;
-готовность использовать основные методы защиты от возможных
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
5
-обладание
навыками
безопасной
работы
во
время
проектноисследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании
лабораторного оборудования;
-способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
-осознание социальной значимости своей профессии/специальности,
обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
-способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
-способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
-умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; -определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
-способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
-способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
-способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
-сформированность представлений о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
-владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
-владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
-сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
6
-сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их
многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы
познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в
формировании современной естественно-научной картины мира и практической
деятельности людей.
Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема,
биосфера.
Царства живой природы.
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и
основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая
история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки
и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в
клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными
заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический
обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.
Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации
Строение и структура белка.
Строение молекул ДНК и РНК.
Репликация ДНК.
Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений
и животных.
Строение вируса.
Фотографии схем строения хромосом.
Схема строения гена.
7
Митоз.
Практические занятия
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ
Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов.
Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое
размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные
стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство
их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия
влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие
человека.
Демонстрации
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки.
Митоз.
Бесполое размножение организмов.
Образование половых клеток.
Мейоз.
Оплодотворение у растений.
Индивидуальное развитие организма.
Типы постэмбрионального развития животных.
Практическое занятия
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других
позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о
закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель —
основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное
скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и
медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности
изменчивости.
Наследственная,
или
генотипическая,
изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика
человека.
8
Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости.
Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика —
теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание
культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы
селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения
современной селекции культурных растений, домашних животных и
микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты
некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы
клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Сцепленное наследование.
Мутации.
Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.
Гибридизация.
Искусственный отбор.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Решение генетических задач.
Анализ фенотипической изменчивости.
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их
влияния на организм.
4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы
происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения,
развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в
процессе эволюции.
Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка
в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной
естественно-научной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция —
структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая
теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании
(С. С. Четвериков, И. И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и
9
прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления
эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации
Критерии вида.
Структура популяции.
Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.
Эволюционное древо растительного мира.
Эволюционное древо животного мира.
Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практические занятия
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземновоздушной, почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении
человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы
эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика
расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных.
Черты сходства человека и приматов.
Происхождение человека.
Человеческие расы.
Практическое занятие
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и
окружающей
средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические
системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи,
круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые
взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества
— агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль
живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных
элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека
в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую
среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и
пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны
природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
10
Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их
сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Экологические пирамиды.
Схема экосистемы.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Биосфера.
Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.
Схема агроэкосистемы.
Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей
местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса)
и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной
экосистеме и в агроценозе.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный
аквариум). Решение экологических задач.
7. БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение
бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и
их использования для создания совершенных технических систем и устройств по
аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в
хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации
растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.
Трубчатые структуры в живой природе и технике.
Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.
Экскурсии
Многообразие видов.
Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы
их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная
выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
• Драматические страницы в истории развития генетики.
11
• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
• Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка
различных гипотез происхождения
• Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
• Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого
общества.
• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на
эмбриональное развитие ребенка.
• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их
недостатке и избытке.
• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной
экосистеме — биосфере.
• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических
системах.
• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их
ступени.
• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
• Роль правительственных и общественных экологических организаций в
современных развитых странах.
• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов
(на конкретных примерах).
• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные
дожди, смоги и их предотвращение.
• Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их
возникновения.
12
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Биология»
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)
максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет – 46 часов.
Тематический план
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
1. Учение о клетке
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие
организмов
3. Основы генетики и селекции
4. Происхождение и развитие жизни на Земле.
Эволюционное учение
5. Происхождение человека
6. Основы экологии
7. Бионика
Дифференцированный зачет
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки
Количество
часов
2
6
8
6
6
6
6
2
2
44
2
46
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
экологических основ природопользования, библиотеки, читального зала с выходом в
сеть Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
Рабочие места обучающихся;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
13
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень).
10 класс. — М., 2014.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М.,
2014. Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии:
учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева А.В. Биология для профессий и
специальностей технического и естественно-научного профиля ОИЦ «Академия»
2016.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ.
учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
Дополнительные источники:
Интернет – ресурсы:
Интернет-ресурсы:
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета
по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по биологии
— экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,
разработанного в Московском государственном открытом университете).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического
центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
«Зоология», «Человек»).
14
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
№
урока
1
1-2
1.
Тема урока
2
Введение (2 часа)
Учение о клетке (6 часов)
3-4
Химическая организация клетки
5
Строение и функции клетки
6
Обмен веществ и превращение
энергии в клетке
7
Жизненный цикл клетки
Практические занятия
1. Наблюдение клеток растении и
животных под микроскопом на
готовых микро препаратах,
описание их.
2. Приготовление и описание
микропрепаратов клеток растении.
3. Сравнение строения клеток
растений и животных по готовым
микропрепаратам
2.
Организм. Размножение и
индивидуальное развитие организма (8
часов)
9-10
Размножение организмов
8
Самостоятельная
внеаудиторная работа
3
- постановка личных целей
и задач при изучении
биологии;
- составление плана
самостоятельной работы
для изучения биологии.
3 часа
-составление конспекта по
дидактическим единицам;
-систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
-систематическая
проработка
учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
-систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
Анализ результатов ПЗ
д/з
4
план
самостоятел
ьной работы
Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций
Подготовка
докладов
Опорный
конспект
лекций
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
4 часа
составление конспекта по
дидактическим единицам;
11-12
Индивидуальное развитие
организма
- составление таблиц;
13-14
Индивидуальное развитие
человека
систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций
15
15-16
3.
часов)
17-18
Практические занятия
1. Выявление и описание
признаков сходства зародышей
человека и других позвоночных
как доказательство их
эволюционного родства.
Основы генетики и селекции (6
Закономерности изменчивости
21
Основы селекции растений,
животных и микроорганизмов
Практические занятия
1. Составление простейших схем
моногибридного и дигибридного
скрещивания.
2. Решение генетических задач.
3. Анализ фенотипической
изменчивости.
4. Выявление мутагенов в
окружающей среде и косвенная
оценка возможного их влияния на
организм
4.
Происхождение и развитие жизни
на земле. Эволюционное учение (6 часов)
23-24
Происхождение и начальные
этапы развития жизни на Земле
22
27
История развития эволюционных
идей
Микроэволюция и макроэволюция
систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
составление конспекта по
дидактическим единицам;
Анализ результатов ПЗ
Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
3 часа
- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
Анализ результатов ЛР
Практические занятия
Анализ результатов ПЗ
1. Описание особей одного вида по
морфологическому критерию.
2. Приспособление организмов к
разным средам обитания (водной,
наземно-воздушной, почвенной).
3. Анализ и оценка различных
гипотез происхождения жизни на
земле
5.
Происхождение человека (6 часов)
3 часа
29-30
Антропогенез
- систематическая
28
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
3 часа
Основы учения о
наследственности и изменчивости
19-20
25-26
Анализ результатов ПЗ
конспект
конспект
конспект
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
конспект
16
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)
Человеческие расы
Практические занятия
1. Анализ и оценка различных
гипотез о происхождении
человека.
6.
Основы экологии (6 часов)
35-36
Экология- наука о
взаимоотношении организмов
между собой и окружающей
средой
37-38
Биосфера- глобальная экосистема
31-32
33-34
39
3 часа
составление конспекта по
дидактическим единицам
систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)
Биосфера и человек
Практические занятия
1. Описание антропогенных
изменений в естественных
природных ландшафтах своей
местности.
2. Сравнительное описание одной
из естественных природных
систем (например, леса) и какойнибудь агроэкосистемы
(например, пшеничного поля).
3 .Составление схем передачи
веществ и энергии по цепям
питания в природной экосистеме и
в агроценозе.
4. Описание и практическое
создание искусственной
экосистемы (пресноводный аквариум).
5. Решение экологических задач
7.
Бионика (2 часа)
41-42
Бионика как одно из направлений
биологии и кибернетики
43-44
Дифференцированный зачёт
40
45-46
Анализ результатов ПЗ
конспект
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
конспект
конспект
конспект
Анализ результатов ПЗ
1 час
составление конспекта по
дидактическим единицам
Подготовка к
дифференцированный
зачёту
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
конспект
Самостоятельная учебная работа
17