32. ОП.06.02 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

ГОСУДАРСТВЕННО
Подписано цифровой
Е БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЛИНИНГРАДСКО БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Й ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Я ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14
ПИЩЕВОЙ
16:40:04 +02'00'
ИНДУСТРИИ"

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06.02 Социальная адаптация и основы социально-правовых
знаний

2024 г.

Программа

учебной

государственного

дисциплины

образовательного

разработана
стандарта

на
(далее

основе
-

Федерального

ФГОС)

среднего

профессионального образования (далее СПО) по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело
Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»

Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
2.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

9

4.

КОНТРОЛЬ

10

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: входит в состав адаптационного цикла, в
число адаптационных дисциплин.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
Использовать нормы позитивного социального поведения;
Использовать свои права адекватно законодательству;
Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной
помощью;
Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки
зрения конкретных условий их реализации;
Составлять необходимые заявительные документы;
Использовать приобретенные знания и умения в различных
жизненных ситуациях.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
Механизмы социальной адаптации;
Основополагающие международные документы по правам
человека;
Основы гражданского и семейного законодательства;
Основы трудового законодательства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
учебной дисциплины: обязательной аудиторной учебной нагрузки
обучающегося 50 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

50

в том числе:
теоретическое обучение

40

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

8

самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

1
Раздел 1. Социальная адаптация
Тема 1.1. Основы
социальной адаптации

Тема 1.2. Механизмы защиты
прав человека.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
2
Содержание учебного материала
Понятие «социальная адаптация»; виды (полная социальная, физиологическая,
психологическая, организационная, экономическая и др.), этапы и стадии
социализации (адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ
на вызов среды).
Механизмы социальной адаптации
(добровольный,
вынужденный).
Дезадаптация: понятие, причины.
Основополагающие международные документы по правам человека (Всеобщая
декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина,
Конвенция о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов и др.).

Объем
часов

Уровень
усвоения

3
14

4

1
7
2

2
7

Механизм защиты прав человека в РФ (конституционная, государственная,
судебная, собственная). Гарантии основных прав и свобод.
Раздел
2.
Основы
российского законодательства
Тема 2.1. Конституционное право Содержание учебного материала
Основы конституционного строя РФ: структура органов государственной власти,
принцип разделения властей, суверенитета и т.п.
Конституционные права и
свободы
граждан:
политические,
экономические, социальные, культурные.

2

32
2
8
2

6

Тема 2.2.
Основы
гражданского законодательства

Гражданский кодекс РФ. Правоспособность и дееспособность граждан.
Понятие гражданско-правового договора.

Основы наследственного права (понятие «наследование», основания
наследования, наследование по закону и по завещанию, приобретение
наследства, право на отказ от наследования и т.п).
Практическая
работа.
Решение
ситуационных
задач по
основам
наследственного права.
Практическая работа
Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты
защиты прав потребителей.
Практическая работа. Решение ситуационных задач (по защите прав
потребителей), составление претензии
Тема 2.3. Основы семейного права Содержание учебного материала
Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака.

Тема 2.4. Основы трудового права

Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Практическая работа. Решение ситуационных задач (заключение и
прекращение брака, права и обязанности супругов, брачный договор).
Практическая работа. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные
обязательства членов семьи.
Практическая работа (Права и обязанности родителей и детей.
Алиментные обязательства членов семьи).
Содержание учебного материала

8
1
2

3

2

3
8
2
2
3
3
3
8

Понятие «трудовой договор». Содержание и сроки заключения трудового
договора.

2

Заключение трудового договора

1

Изменение и прекращение трудового договора

2

Практическая работа. Решение ситуационных задач по вопросам
заключения и расторжения трудового договора.

3

7

Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность рабочего
времени, сокращенная продолжительность рабочего времени, работа за
пределами нормальной продолжительности рабочего времени,
ненормированный рабочий день; понятие и виды времени отдыха,
ежегодный оплачиваемый отпуск и др).
Практическая работа. Решение ситуационных задач по вопросам
рабочего времени и времени отдыха работника.
Трудовой
распорядок Дисциплина труда. (Правила
внутреннего
трудового распорядка, поощрения за труд, дисциплинарные взыскания,
порядок наложения взысканий, снятие дисциплинарного взыскания).
Практическая работа. Решение ситуационных задач по вопросам
применения дисциплинарных взысканий.
Особенности регулирования отдельных категорий граждан (особенности
регулирования труда женщин, инвалидов несовершеннолетних и т.п.)
Заработная плата. Гарантии и компенсации
Практическая работа. Решение ситуационных задач по вопросам
регулирования труда отдельных категорий работников.
Решение трудовых споров. Рассмотрение и решение коллективных и
индивидуальных трудовых споров. Забастовка. Формы самозащиты прав
работника. Запрещение локаута.
Самостоятельная работа
Дифференцированный зачет
Всего:

2

3
2

3
2

3
2

2
2
50

3

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов
социально-экономических дисциплин;
Оборудование учебного кабинета:
 Автоматизированное рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
 комплект законодательных документов;
 комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивное оборудование: компьютер, экран, колонки, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Конституция РФ.
2. Трудовой кодекс РФ.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Конвенция ООН о правах инвалидов.
6. Конвенция о правах ребенка.
Дополнительные источники:
1. Основы правоведения, учебник для учреждений НПО/ А.Я. Яковлева
–
Москва, «Академия, 2007 год».
2. Основы права, учебник для учреждений НПО/ В.В. Румынина –
Москва, «Форум-инфра-М», 2007.
Интернет ресурсы:
1. http://www.consultant.ru/ - законодательство РФ, кодексы и законы в
последней редакции. Удобный поиск законов, кодексов, приказов и других
документов. Не требует регистрации, доступ свободный.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

-

-

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен уметь:
Использовать нормы позитивного
социального поведения;
Использовать свои права адекватно
законодательству;
Обращаться в надлежащие органы за
квалифицированной помощью;
Анализировать и осознанно применять
нормы закона с точки зрения конкретных
условий их реализации;
Составлять необходимые заявительные
документы;
Использовать приобретенные знания и
умения в различных жизненных ситуациях

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы и методы контроля определяются с
учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.
- Устный опрос;
- Письменный опрос (тестирование, работа
по карточкам, самодиктанты, разбор
ситуаций, вопросы для самоконтроля,
письменные ответы на вопросы,
выполнение практических работ, и др.);
- Проверка ведения тетрадей;
- Внеаудиторная самостоятельная работа;
- Дифференцированный зачет.

В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен знать:
Механизмы социальной адаптации;
Основополагающие международные
документы по правам человека;
Основы гражданского и семейного
законодательства;
Основы трудового законодательства.

10

персоналом;
-применять
экономические
и
правовые
знания
в
конкретных
производственных ситуациях;
-защищать свои права в
рамках
действующего
законодательства РФ.

-Точность оценки
-Соответствие
требованиям инструкций,
регламентов
-Рациональность действий
и т.д.

-Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
-Точность оценки
-Соответствие
требованиям инструкций,
регламентов
-Рациональность действий
и т.д.
Правильное выполнение
заданий в полном объеме

11

Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете/экзамене


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».