ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКО БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Й ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬН ОБЛАСТИ
АЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14
ПИЩЕВОЙ
16:37:27 +02'00'
ИНДУСТРИИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2024 г.
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской
области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии»
Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15
Поварское и кондитерское дело, относящейся к укрупненной группе профессий,
специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к математическому и общему
естественнонаучному учебному циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
ПК 6.36.4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 11
Умения
Знания
анализировать и прогнозировать
экологические
последствия
различных видов деятельности;
-использовать
в
профессиональной деятельности
представления о взаимосвязи
организмов и среды обитания;
-соблюдать в профессиональной
деятельности
регламенты
экологической безопасности
принципы
взаимодействия
живых
организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия общества и
природы,
основные
источники
техногенного
взаимодействия
на
окружающую среду;
-об
условиях
устойчивого
развития
экосистем
и
возможных
причинах
возникновения экологического кризиса;
-принципы и методы рационального
природопользования;
-методы экологического регулирования;
-принципы
размещения
производств
различного типа;
-основные группы отходов их источники и
масштабы образования;
-понятия
и
принципы
мониторинга
окружающей среды;
-правовые
и
социальные
вопросы
природопользования
и
экологической
безопасности;
-принципы и правила международного
сотрудничества
области
природопользования и охраны окружающей
среды;
-природоресурсный потенциал Российской
Федерации;
-охраняемые природные территории.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем часов
38
в том числе:
теоретическое обучение
36
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
практические занятия (если предусмотрено)
-
контрольная работа
-
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Природоохранный
Формы взаимодействия природы и общества. Экологические последствия различных
потенциал
видов человеческой деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Условия
устойчивого состояния экосистем и возможные причины возникновения
экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии (разрушение озонового слоя,
истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др.) и пути их решения.
Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии. Содействие
сохранению окружающей среды.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Природные ресурсы и Природные ресурсы и их классификация. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы
рациональное
использования и воспроизводства природных ресурсов. Генная инженерия и
природопользование генетически модифицированные объекты. Понятие и принципы рационального
природопользования. Охраняемые природные территории.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Загрязнение
Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Основные
окружающей среды
загрязнители, их классификация. Пути миграции и накопления в биосфере токсичных
и радиоактивных веществ. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений
биосферы. «Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль
применения удобрений и пестицидов. Основные загрязнители продуктов питания и их
влияние на здоровье человека. Способы ликвидации последствий загрязнения
токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Основные задачи
мониторинга окружающей среды. Концепция предельно – допустимой концентрации
(ПДК). Методы контроля за состоянием загрязнения природных вод, почв,
атмосферного воздуха.
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 1:
1. Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по
вопросам, составленным преподавателем).
2. Сбор информации, в том числе с использованием сети Интернет, ее анализ, подготовка сообщений и
Объем
часов
3
21
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 2
ОК 4-7
ОК 11
6
ОК 2
ОК 4-7
7
ОК 2
ОК 4-7
7
1
6
компьютерных презентаций по темам раздела.
3. Освоение учебного материала тем с помощью ЭОР, в том числе с использованием федеральных
цифровых информационно-образовательных ресурсов.
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Хозяйственные и
Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России.
общественные
Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
мероприятия по
Органы управления и надзора по охране природы. Государственные и общественные
предотвращению
мероприятия по охране окружающей среды.
разрушающих
Международное сотрудничество, международные организации, международные
воздействий на
соглашения, конвенции, договоры, по охране окружающей среды и их роль в
природу.
обеспечении экологической безопасности.
Природоохранный
надзор
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Юридическая и
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
экономическая
Экологическая оценка деятельности предприятий. Организация деятельности
ответственность
предприятий в соответствии с экологическими нормами общества.
предприятий,
загрязняющих
окружающую среду
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 2:
4. Систематическая проработка конспектов учебных занятий, учебной и специальной литературы (по
вопросам, составленным преподавателем).
5. Сбор информации, в том числе с использованием сети Интернет, ее анализ, подготовка сообщений и
компьютерных презентаций по темам раздела.
6. Освоение учебного материала тем с помощью ЭОР, в том числе с использованием федеральных
цифровых информационно-образовательных ресурсов.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
15
ОК 2-3
7
ПК 6.3-6.4
ОК 3- 7
ОК 11
7
1
2
38
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный оборудованием:
доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу
обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного
дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами
аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1.
Печатные издания:
1. Саенко О.Е. Экологические основы природопользования : учебник / О.Е.
Саенко, Т.П. Трушина. — Москва : КНОРУС, 2017. — 214 с. — (Среднее
профессиональное образование)
2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – 5-е
изд., стер. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2012 – 347 стр.
3. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, учебник для
колледжей и средне - специальных учебных заведений, 5-е издание переработанное,
Ростов на Дону: «Феникс», 2012.
4. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]:
Федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999
г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.].
5. Федеральный закон России «О мелиорации земель.»1996
6. Постановление правительства России «О мониторинге земель.»1992г.
7. Закон «Об охране окружающей среды»10.01.2002г.
8. ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение»
9. ГОСТ 18294-2004 «Вода питьевая.»
10. ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и
улучшения использования природных ресурсов».
11. ГОСТ 17.1.3.05—82. «Охрана природы. Гидросфера»
12. СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях«
13. СанПиН 2.3.6.1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них
пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 08 нояб. 2001 г. № 31: в ред. от 31
марта 2011
3.2.2.
Электронные издания:
1. priroda.ru – национальный портал природы (Природные ресурсы и охрана
окружающей среды)
2. anriintern.com/ecology/spisok.htm - ссылки на множество экологических сайтов.
3. www.myland.org.ua - земельные ресурсы
4. http://ecoportal.ru/ - мощный экологический портал
5. list.priroda.ru – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам.
6. http://ecobez.narod.ru/organisations.html - список основных международных
организаций.
7. www.eco-net.dk/english – Eco-Network – международная сеть экологического
образования, воспитания и практики; размещается информация об организациях,
работающих в области экологического образования.
8. http://zapovednik.cwx.ru/
9. http://www.geosite.com.ru/pageid-375-1.html
10. http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_prava/html/ch15.html
3.2.3. Дополнительные источники:
Журналы:
1. «Экология и жизнь», научно-популярный и образовательный журнал, Россия,
Москва.
2.«Экология производства», ежемесячный научно-практический журнал, Россия,
Москва.
3.«Экология и жизнь» периодический журнал, Россия, Москва.
9
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
-принципы взаимодействия
живых организмов и среды
обитания.
-особенности взаимодействия
общества и природы, основные
источники техногенного
взаимодействия на
окружающую среду
-об условиях устойчивого
развития экосистем и
возможных причинах
возникновения экологического
кризиса;
-принципы и методы
рационального
природопользования;
-методы экологического
регулирования;
-принципы размещения
производств различного типа;
-основные группы отходов их
источники и масштабы
образования;
-понятия и принципы
мониторинга окружающей
среды;
-правовые и социальные
вопросы природопользования и
экологической безопасности;
-принципы и правила
международного
сотрудничества области
природопользования и охраны
окружающей среды;
-природоресурсный потенциал
Российской Федерации;
-охраняемые природные
территории.
Критерии оценки
Полнота ответов, точность
формулировок, не менее
75% правильных ответов.
Не менее 75% правильных
ответов.
Актуальность темы,
адекватность результатов
поставленным целям,
полнота ответов, точность
формулировок,
адекватность применения
терминологии
Формы и методы
оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования
10