ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:34:53
+02'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
2024 г.
Программа
федерального
учебной
дисциплины
государственного
«Основы
образовательного
философии»
стандарта
разработана
среднего
на
основе
профессионального
образования (ФГОС СПО) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Королева Тамара Владимировна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело, относящейся к укрупненной группе профессий, специальностей 43.00.00
Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому
учебному циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК.2,
ОК.3,
ОК.5,
ОК.6,
ОК.9
Ориентироваться
в
наиболее
общих
философских проблемах
бытия,
познания,
ценностей, свободы и
смысла
жизни
как
основах
формирования
культуры гражданина и
будущего специалиста;
выстраивать общение на
основе общечеловеческих
ценностей.
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин
мира;
об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с
развитием и использованием достижений науки, техники
и технологий по выбранному профилю профессиональной
деятельности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
Объем часов
50
Самостоятельная работа
48
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Предмет философии и ее история
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основные
1. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность,
понятия и
логичность, рефлективность.
предмет
2. Предмет и определение философии.
философии
Содержание учебного материала
Тема 1.2
1. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
Философия
Древнего мира и 2. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон.
средневековая
Аристотель.
философия
3. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика
Содержание учебного материала
Тема 1.3
1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени:
Философия
рационализм и эмпиризм в теории познания.
Возрождения и
Нового времени 2. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
Содержание учебного материала
Тема 1.4
1. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
Современная
2.Философия бессознательного.
философия
3. Особенности русской философии. Русская идея.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на
вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной литературой по параграфам, главам учебных
пособий, указанным преподавателем).
Объем
часов
3
22
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
4
ОК.2, ОК. 3,
ОК.5, ОК.6, ОК.9
6
ОК.2, ОК. 3,
ОК.5, ОК.6, ОК.9
6
ОК.2, ОК. 3,
ОК.5, ОК.6, ОК.9
6
ОК.2, ОК. 3,
ОК.5, ОК.6, ОК.9
1
5
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Содержание учебного материала
Тема 2.1
1. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины
Методы
мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ
философии и ее
век).
внутреннее
2. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и
строение
др. Строение философии и ее основные направления
Содержание учебного материала
1. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные
Тема 2.2
онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.
Учение о бытии
2. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины
и теория
познания
3. Соотношение философской, религиозной и научной истин.
4.Методология научного познания.
Содержание учебного материала
1. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая
Тема 2.3
цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу.
Этика и
2.Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и
социальная
технологий.
философия
3.Влияние природы на общество.
4. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная
динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы
современности
Содержание учебного материала
Тема 2.4
1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от
Место
искусства, религии, науки и идеологии.
философии в
духовной
2. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение.
культуре и ее
Философия и смысл жизни.
значение
3.Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее
философии.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на
вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной литературой по параграфам, главам учебных
24
6
ОК.2, ОК. 3,
ОК.5, ОК.6, ОК.9
6
ОК.2, ОК. 3,
ОК.5, ОК.6, ОК.9
6
ОК.2, ОК. 3,
ОК.5, ОК.6, ОК.9
6
ОК.2, ОК. 3,
ОК.5, ОК.6, ОК.9
1
6
пособий, указанным преподавателем).
Дифференцированный зачет
Всего:
2
50
.
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин»,
оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами,
стульями (по числу обучающихся), техническими средствами (компьютером, средствами
аудиовизуализации, наглядными пособиями).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 300 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. - 288
с. (Профессиональное образование)
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Основы философии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.Г. Тальнишних. - М. :
НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2014. - 312 с. - (Среднее профессиональное образование). - URL. ISBN 978-5-16-009885-2.
http://www.znanium.com/catalog.php?bookinfo=460750
2. Основы философии : Учебник / Волкогонова Ольга Дмитриевна, Наталья Мартэновна. Москва ; Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М",
2014. - 480 с. - ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПТУ И СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ. - ISBN 978-5-8199-0258-5. http://znanium.com/go.php?id=444308
3. Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для СПО / С. Н. Кочеров, Л. П.
Сидорова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с. https://www.biblioonline.ru/viewer/3AFFB197-B187-46A5-9D4F-E7E8061A6CDB#page/1
4. Лавриненко, В. Н. Основы философии : учебник и практикум для СПО / В. Н.
Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2017. — 374 с.
https://www.biblio-online.ru/viewer/50CBD562-3B7E-4673-AB77B0E2200DCB03#page/1
5. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для СПО / А. Г. Спиркин. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. — 392 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/481AFB51-3B57-4AA48B81-3458B2A8FD99#page/1
6. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. — 478 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/89AD78FC-5E94-4E369684-4ABE1DD93B28#page/1
7. Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для СПО / О. Н. Стрельник. — М. :
Издательство Юрайт, 2016. — 312 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/72D0F529-6B59-4E43A1FD-8835C632FE75#page/1
8. Тюгашев, Е. А. Основы философии : учебник для СПО / Е. А. Тюгашев. — М. :
Издательство Юрайт, 2017. — 252 с. https://www.biblio-online.ru/viewer/249AAAAC-3035-4AE9B6A0-D9651A77977F#page/1
3.2.3. Дополнительные источники
1. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
2. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ:
НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 480 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN
978-5-8199-0258-5
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль.
1986. – 574 с.
4. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
5. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
6. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991.- 480 с.
7. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
8. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в Полнота ответов, точность
рамках дисциплины
формулировок, не менее 75%
основные категории и понятия правильных ответов.
философии;
Не менее 75% правильных
роль философии в жизни человека и ответов.
общества;
основы философского учения о Актуальность
темы,
бытии;
адекватность
результатов
сущность процесса познания;
поставленным целям,
основы научной, философской и полнота ответов, точность
религиозной картин мира;
формулировок, адекватность
об
условиях
формирования применения терминологии
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
о
социальных
и
этических
проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки,
техники
и
технологий
по
выбранному
профилю
профессиональной деятельности;
общечеловеческие ценности, как
основа поведения в коллективе,
команде.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины
Ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и
смысла
жизни
как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста,
социокультурный
контекст;
выстраивать общение на основе
общечеловеческих ценностей.
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
Методы оценки
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценки
результатов
самостоятельной
работы
(докладов,
рефератов,
теоретической
части
проектов,
учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в
форме
дифференцированного
зачета в виде:
-письменных/
устных
ответов,
-тестирования и т.д.