39. ОП.11 Основы предпринимательской деятельности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:08:04
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Основы предпринимательской деятельности

2024 г.

Программа

учебной

дисциплины

разработана

на

основе

Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»

Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
2.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10

4.

КОНТРОЛЬ

12

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы предпринимательской деятельности
1.1. Область применения программы
Программа

учебной

дисциплины

является

частью

основной

образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной

программы:

общепрофессиональная

дисциплина,

входящая в профессиональный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППССЗ).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;
 ставить

цели

в

соответствии

с

бизнес-идеями,

решать

организационные вопросы создания бизнеса;
 формировать пакет документов для получения государственной
поддержки малого бизнеса;
 начислять уплачиваемые налоги, заполнять налоговые декларации;
 оформлять в собственность имущество;
 формировать пакет документов для получения кредита;
 проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые
отношения;
 анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и
услуги;
 обосновывать ценовую политику;
 выбирать способ продвижения товаров и услуг на рынок;
4

 составлять

бизнес-план

на

основе

современных

программных

технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 понятие, функции и виды предпринимательства;
 особенности предпринимательской деятельности
 порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его
создания;
 правовой статус предпринимателя, организационно-правовые формы
юридического лица и этапы процесса его образования;
 правовые формы организации частного, коллективного и совместного
предпринимательства;
 порядок лицензирования отдельных видов деятельности;
 деятельность контрольно-надзорных органов, их права и обязанности;
 юридическую ответственность предпринимателя;
 нормативно-правовую

базу,

этапы

государственной

регистрации

субъектов малого предпринимательства;
 формы государственной поддержки малого бизнеса;
 систему

нормативного

регулирования

бухгалтерского

учета

на

предприятиях малого бизнеса и особенности его ведения;
 перечень,

содержание

и

порядок

формирования

бухгалтерской

финансовой и налоговой отчетности;
 системы

налогообложения,

применяемые

субъектами

малого

и

среднего бизнеса, порядок исчисления уплачиваемых налогов;
 порядок формирования имущественной основы предпринимательской
деятельности;
 виды и формы кредитования малого предпринимательства, программы
региональных

банков

по

кредитованию

субъектов

малого

предпринимательства;
5

 порядок отбора, подбора и оценки персонала, требования трудового
законодательства по работе с ним;
 ценовую политику в предпринимательстве;
 сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и
содержанию;
 методики составления бизнес-плана и оценки его эффективности.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
ОК

11

–

Планировать

предпринимательскую

деятельность

в

профессиональной сфере.
ОК

10

–

Пользоваться

профессиональной

документацией

на

государственном и иностранном языке.
ОК

09

–

Использовать

информационные

технологии

в

профессиональной деятельности.
ОК 05 – Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК

04

-

Работать

в

коллективе

и

команде,

эффективно

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 03 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 02 – Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 01 - Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

48

Самостоятельная работа

2

Обязательная учебная нагрузка

46

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного
зачета

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся.

Уровень
освоения

Объем
часов

1

2
Содержание учебного материала:
1. Понятие и функции предпринимательства.
2. Классификация предпринимательства, виды предпринимательства.
3. Виды предпринимательства.
4. Осуществление предпринимательской функции при ведении бизнеса в современной России.
5. Разработка миссии бизнеса.
6. Предпринимательские идеи и их превращение в бизнес-идеи.
7. Постановка целей и формулирование бизнес-идей.
8. Правовой статус предпринимателя.
9. Индивидуальное предпринимательство
10. Коллективное предпринимательство
11. Практическое занятие: работа с экономическим словарем, знание основных терминов
Содержание учебного материала:
12. Нормативно-правовая база регулирование предпринимательской деятельности.
13. Этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
14. Практическое занятие: составление перечня необходимых документов
для государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
Содержание учебного материала:
15. Формы государственной поддержки предпринимательства
16. Меры поддержки малого бизнеса
17. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого и
среднего бизнеса.
18. Особенности ведения бухгалтерского финансового учета.
19. Особенности ведения налогового учета.
20. Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса
21. Практическое занятие: Понятие и характеристика общего режима налогообложения

3

4

Осваиваемые
элементы
компетенций
5

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

11

ОК 01-05, 0911

Тема 1.
Основы предпринимательства

Тема 2. Правовое
регулирование
предпринимательской
деятельности

Тема 3. Маркетинг в
предпринимательской

Содержание учебного материала:
22. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
23. Собственность и предпринимательство.
24. Практическая работа: Оформление трудовых отношений
Содержание учебного материала:
25. Дисциплинарная и материальная ответственность работников.
26. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности.
27. Практическая работа: заполнение, оформление трудового договора
Содержание учебного материала:
28. Маркетинг. Принципы и функции маркетинга

ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 0911

2
2

2
2

ОК 01-05, 0911

2
2
2
2

11
ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 0911

2
2

ОК 01-05, 0911

2
2

2

11

ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 09-

8

деятельности

Тема 4.
Методы планирования. Виды
планов

Реклама и РR
Продвижение товаров и услуг на рынок. Каналы поставки
Комплекс маркетинга
Практическое занятие: поиск информации о маркетинговых исследованиях рынка (на
примере любой организации)
33. Практическое занятие: Составление плана маркетинга на предприятии
Содержание учебного материала:
34. Виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное
35. Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и
содержанию бизнес-плана.
36. Оценка эффективности бизнес-плана.
37. Практическое занятие: разработка бизнес-плана организации
29.
30.
31.
32.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка отчетов по практическим занятиям, составление таблиц, подготовка устных
сообщений, создание презентаций, подготовка презентаций к защите, разработка глоссария.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Классификация предпринимательства. Предприниматель. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Конкуренция и
конкурентоспособность, конкурентные преимущества.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
Всего:

11

2
2
2

ОК 01-05, 0911
2
2

11

ОК 01-05, 0911

2
ОК 01-05, 0911

2

2
48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
менеджмента и экономики
Оборудование учебного кабинета:
 Автоматизированное рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
 комплект законодательных документов;
 комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивное оборудование: компьютер, экран, колонки, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Филиппова О.И. Основы экономики и предпринимательства : раб. тетрадь
: учеб. Пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
1. Зюзин А.В. Экономика автотранспортного предприятия : учеб. – метод.
пособие / А.В. Зюзин. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. унта, 2012.
2. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учеб. пособие - М. :
Издательский центр «Академия», 2012.

10

3. Косьмин А.Д. Менеджмент : практикум для студ. учреждения СПО – М. :
Издательский центр «Академия», 2012.
4. Барышев А.Ф. Маркетинг : учеб. пособие для студ. учреждений СПО – М.
: Издательский центр «Академия», 2012.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.zakonrf.Info – Кодексы и законы РФ (правовая навигационная
система) – не требует регистрации, доступ не ограничен)
2. http://www.roszakon.narod.ru – Законы, Кодексы, Конституция – не требует
регистрации, доступ не ограничен.
3. http://www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант
Плюс» - справочная правовая система.
4. http://economist-info.ru – информационный портал, доступ не ограничен,
не требует регистрации
5. http://konspekts.ru/knigi-economistu/ - информационный портал: рубрики
«Экономика»,

«Бизнес»,

«Предпринимательство»,

«Менеджмент»,

«Бухгалтерский учет и аудит», «Деньги, кредиты, банки», «Forex» - доступ
не ограничен, не требует регистрации.
6. http://fingram39.ru/ - Проект Минфина России «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации», полезные методические материалы,
проекты - доступ не ограничен, не требует регистрации.
3.3. Организация образовательного процесса
Изучение дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
должно предшествовать изучение дисциплин БД.07 «Обществознание
(включая экономику и право)».
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров
Квалификация педагогических работников реализующих программы
учебной дисциплины

должна отвечать квалификационным требованиям,
11

указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах
образования,

(при

наличии):

наличия

соответствующего

дополнительного

высшего

профилю

профессионального

профессионального

дисциплины;

образования

получение

по

программам

повышения квалификации, в том в том числе в профильных организациях,
не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
4.КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль индивидуальных образовательных достижений –
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков

проводится

преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных домашних работ.
Обучение по учебной дисциплине завершается зачетом.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
разрабатывать и реализовывать
предпринимательские бизнес-идеи
ставить цели в соответствии с бизнес-идеями,
решать организационные вопросы создания
бизнеса
формировать пакет документов для получения
государственной поддержки малого бизнеса
начислять уплачиваемые налоги, заполнять
налоговые декларации
формировать пакет документов для получения
кредита
проводить отбор, подбор и оценку персонала,
оформлять трудовые отношения
анализировать рыночные потребности и спрос на
новые товары и услуги
составлять бизнес-план на основе современных
программных технологий

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения рефератов, докладов
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы – оформление пакета документов
для получения кредита
Оценка выполнения докладов, рефератов по
заданной теме
Оценка выполнения самостоятельной
работы – поиск информации анализа
рыночных потребностей и спрос на новые
товары и услуги
Оценка выполнения практического занятия.
Оценка выполнения самостоятельной
работы – пример составления бизнес-плана
на основе современных технологий

Знания:

12

понятие, функции и виды предпринимательства

Оценка выполнения практического занятия

порядок постановки целей бизнеса и
организационные вопросы его создания

Оценка выполнения практического занятия.
Оценка выполнения рефератов, докладов по
заданным темам
Оценка выполнения самостоятельной
работы

правовой статус предпринимателя,
организационно-правовые формы юридического
лица и этапы процесса его образования
правовые формы организации частного,
коллективного и совместного
предпринимательства
юридическую ответственность предпринимателя
нормативно-правовую базу, этапы государственной
регистрации субъектов малого
предпринимательства;
формы государственной поддержки малого бизнеса
систему нормативного регулирования
бухгалтерского учета на предприятиях малого
бизнеса и особенности его ведения
перечень, содержание и порядок формирования
бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности
виды и формы кредитования малого
предпринимательства, программы региональных
банков по кредитованию субъектов малого
предпринимательства
ценовую политику в предпринимательстве
способы продвижения на рынок товаров и услуг

сущность и назначение бизнес-плана, требования к
его структуре и содержанию
методики составления бизнес-плана и оценки его
эффективности

Оценка выполнения самостоятельной
работы
Оценка выполнения доклада
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения рефератов
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы – заполнение налоговых
деклараций, бухгалтерских документов
Оценка выполнения рефератов, докладов по
заданным темам
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы - представление результатов поиска
информации о маркетинговых
исследованиях рынка (на примере любой
организации)
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Зачет

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии с универсальной шкалой.
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
70 ÷ 89
50 ÷ 69
менее 50

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно
13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».