ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:08:04
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Основы предпринимательской деятельности
2024 г.
Программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
10
4.
КОНТРОЛЬ
12
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы предпринимательской деятельности
1.1. Область применения программы
Программа
учебной
дисциплины
является
частью
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
программы:
общепрофессиональная
дисциплина,
входящая в профессиональный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППССЗ).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;
ставить
цели
в
соответствии
с
бизнес-идеями,
решать
организационные вопросы создания бизнеса;
формировать пакет документов для получения государственной
поддержки малого бизнеса;
начислять уплачиваемые налоги, заполнять налоговые декларации;
оформлять в собственность имущество;
формировать пакет документов для получения кредита;
проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые
отношения;
анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и
услуги;
обосновывать ценовую политику;
выбирать способ продвижения товаров и услуг на рынок;
4
составлять
бизнес-план
на
основе
современных
программных
технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие, функции и виды предпринимательства;
особенности предпринимательской деятельности
порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его
создания;
правовой статус предпринимателя, организационно-правовые формы
юридического лица и этапы процесса его образования;
правовые формы организации частного, коллективного и совместного
предпринимательства;
порядок лицензирования отдельных видов деятельности;
деятельность контрольно-надзорных органов, их права и обязанности;
юридическую ответственность предпринимателя;
нормативно-правовую
базу,
этапы
государственной
регистрации
субъектов малого предпринимательства;
формы государственной поддержки малого бизнеса;
систему
нормативного
регулирования
бухгалтерского
учета
на
предприятиях малого бизнеса и особенности его ведения;
перечень,
содержание
и
порядок
формирования
бухгалтерской
финансовой и налоговой отчетности;
системы
налогообложения,
применяемые
субъектами
малого
и
среднего бизнеса, порядок исчисления уплачиваемых налогов;
порядок формирования имущественной основы предпринимательской
деятельности;
виды и формы кредитования малого предпринимательства, программы
региональных
банков
по
кредитованию
субъектов
малого
предпринимательства;
5
порядок отбора, подбора и оценки персонала, требования трудового
законодательства по работе с ним;
ценовую политику в предпринимательстве;
сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и
содержанию;
методики составления бизнес-плана и оценки его эффективности.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
ОК
11
–
Планировать
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере.
ОК
10
–
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языке.
ОК
09
–
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 05 – Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК
04
-
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 03 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 02 – Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 01 - Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
48
Самостоятельная работа
2
Обязательная учебная нагрузка
46
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного
зачета
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся.
Уровень
освоения
Объем
часов
1
2
Содержание учебного материала:
1. Понятие и функции предпринимательства.
2. Классификация предпринимательства, виды предпринимательства.
3. Виды предпринимательства.
4. Осуществление предпринимательской функции при ведении бизнеса в современной России.
5. Разработка миссии бизнеса.
6. Предпринимательские идеи и их превращение в бизнес-идеи.
7. Постановка целей и формулирование бизнес-идей.
8. Правовой статус предпринимателя.
9. Индивидуальное предпринимательство
10. Коллективное предпринимательство
11. Практическое занятие: работа с экономическим словарем, знание основных терминов
Содержание учебного материала:
12. Нормативно-правовая база регулирование предпринимательской деятельности.
13. Этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
14. Практическое занятие: составление перечня необходимых документов
для государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
Содержание учебного материала:
15. Формы государственной поддержки предпринимательства
16. Меры поддержки малого бизнеса
17. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого и
среднего бизнеса.
18. Особенности ведения бухгалтерского финансового учета.
19. Особенности ведения налогового учета.
20. Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса
21. Практическое занятие: Понятие и характеристика общего режима налогообложения
3
4
Осваиваемые
элементы
компетенций
5
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
11
ОК 01-05, 0911
Тема 1.
Основы предпринимательства
Тема 2. Правовое
регулирование
предпринимательской
деятельности
Тема 3. Маркетинг в
предпринимательской
Содержание учебного материала:
22. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
23. Собственность и предпринимательство.
24. Практическая работа: Оформление трудовых отношений
Содержание учебного материала:
25. Дисциплинарная и материальная ответственность работников.
26. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности.
27. Практическая работа: заполнение, оформление трудового договора
Содержание учебного материала:
28. Маркетинг. Принципы и функции маркетинга
ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 0911
2
2
2
2
ОК 01-05, 0911
2
2
2
2
11
ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 0911
2
2
ОК 01-05, 0911
2
2
2
11
ОК 01-05, 0911
ОК 01-05, 09-
8
деятельности
Тема 4.
Методы планирования. Виды
планов
Реклама и РR
Продвижение товаров и услуг на рынок. Каналы поставки
Комплекс маркетинга
Практическое занятие: поиск информации о маркетинговых исследованиях рынка (на
примере любой организации)
33. Практическое занятие: Составление плана маркетинга на предприятии
Содержание учебного материала:
34. Виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное
35. Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и
содержанию бизнес-плана.
36. Оценка эффективности бизнес-плана.
37. Практическое занятие: разработка бизнес-плана организации
29.
30.
31.
32.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка отчетов по практическим занятиям, составление таблиц, подготовка устных
сообщений, создание презентаций, подготовка презентаций к защите, разработка глоссария.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Классификация предпринимательства. Предприниматель. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Конкуренция и
конкурентоспособность, конкурентные преимущества.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
Всего:
11
2
2
2
ОК 01-05, 0911
2
2
11
ОК 01-05, 0911
2
ОК 01-05, 0911
2
2
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
менеджмента и экономики
Оборудование учебного кабинета:
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект законодательных документов;
комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивное оборудование: компьютер, экран, колонки, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Филиппова О.И. Основы экономики и предпринимательства : раб. тетрадь
: учеб. Пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
1. Зюзин А.В. Экономика автотранспортного предприятия : учеб. – метод.
пособие / А.В. Зюзин. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. унта, 2012.
2. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учеб. пособие - М. :
Издательский центр «Академия», 2012.
10
3. Косьмин А.Д. Менеджмент : практикум для студ. учреждения СПО – М. :
Издательский центр «Академия», 2012.
4. Барышев А.Ф. Маркетинг : учеб. пособие для студ. учреждений СПО – М.
: Издательский центр «Академия», 2012.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.zakonrf.Info – Кодексы и законы РФ (правовая навигационная
система) – не требует регистрации, доступ не ограничен)
2. http://www.roszakon.narod.ru – Законы, Кодексы, Конституция – не требует
регистрации, доступ не ограничен.
3. http://www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант
Плюс» - справочная правовая система.
4. http://economist-info.ru – информационный портал, доступ не ограничен,
не требует регистрации
5. http://konspekts.ru/knigi-economistu/ - информационный портал: рубрики
«Экономика»,
«Бизнес»,
«Предпринимательство»,
«Менеджмент»,
«Бухгалтерский учет и аудит», «Деньги, кредиты, банки», «Forex» - доступ
не ограничен, не требует регистрации.
6. http://fingram39.ru/ - Проект Минфина России «Содействие повышению
уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации», полезные методические материалы,
проекты - доступ не ограничен, не требует регистрации.
3.3. Организация образовательного процесса
Изучение дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
должно предшествовать изучение дисциплин БД.07 «Обществознание
(включая экономику и право)».
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров
Квалификация педагогических работников реализующих программы
учебной дисциплины
должна отвечать квалификационным требованиям,
11
указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах
образования,
(при
наличии):
наличия
соответствующего
дополнительного
высшего
профилю
профессионального
профессионального
дисциплины;
образования
получение
по
программам
повышения квалификации, в том в том числе в профильных организациях,
не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
4.КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль индивидуальных образовательных достижений –
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков
проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных домашних работ.
Обучение по учебной дисциплине завершается зачетом.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
разрабатывать и реализовывать
предпринимательские бизнес-идеи
ставить цели в соответствии с бизнес-идеями,
решать организационные вопросы создания
бизнеса
формировать пакет документов для получения
государственной поддержки малого бизнеса
начислять уплачиваемые налоги, заполнять
налоговые декларации
формировать пакет документов для получения
кредита
проводить отбор, подбор и оценку персонала,
оформлять трудовые отношения
анализировать рыночные потребности и спрос на
новые товары и услуги
составлять бизнес-план на основе современных
программных технологий
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения рефератов, докладов
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы – оформление пакета документов
для получения кредита
Оценка выполнения докладов, рефератов по
заданной теме
Оценка выполнения самостоятельной
работы – поиск информации анализа
рыночных потребностей и спрос на новые
товары и услуги
Оценка выполнения практического занятия.
Оценка выполнения самостоятельной
работы – пример составления бизнес-плана
на основе современных технологий
Знания:
12
понятие, функции и виды предпринимательства
Оценка выполнения практического занятия
порядок постановки целей бизнеса и
организационные вопросы его создания
Оценка выполнения практического занятия.
Оценка выполнения рефератов, докладов по
заданным темам
Оценка выполнения самостоятельной
работы
правовой статус предпринимателя,
организационно-правовые формы юридического
лица и этапы процесса его образования
правовые формы организации частного,
коллективного и совместного
предпринимательства
юридическую ответственность предпринимателя
нормативно-правовую базу, этапы государственной
регистрации субъектов малого
предпринимательства;
формы государственной поддержки малого бизнеса
систему нормативного регулирования
бухгалтерского учета на предприятиях малого
бизнеса и особенности его ведения
перечень, содержание и порядок формирования
бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности
виды и формы кредитования малого
предпринимательства, программы региональных
банков по кредитованию субъектов малого
предпринимательства
ценовую политику в предпринимательстве
способы продвижения на рынок товаров и услуг
сущность и назначение бизнес-плана, требования к
его структуре и содержанию
методики составления бизнес-плана и оценки его
эффективности
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Оценка выполнения доклада
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения рефератов
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы – заполнение налоговых
деклараций, бухгалтерских документов
Оценка выполнения рефератов, докладов по
заданным темам
Оценка выполнения практического занятия
Оценка выполнения самостоятельной
работы - представление результатов поиска
информации о маркетинговых
исследованиях рынка (на примере любой
организации)
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Оценка выполнения самостоятельной
работы
Зачет
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего контроля и промежуточной аттестации производится в
соответствии с универсальной шкалой.
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
70 ÷ 89
50 ÷ 69
менее 50
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно
13