ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14 16:07:43
+02'00'
ИНДУСТРИИ"
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы экономики организации
2024 г.
1
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего
профессионального образования (далее – СПО) по специальности 23.02.07
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
13
4.
КОНТРОЛЬ
15
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики организации
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины
является
частью
основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
1.2.
Место
дисциплины
образовательной
в
структуре
программы:
основной
профессиональной
общепрофессиональная
дисциплина,
входящая в профессиональный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППССЗ).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь:
1. оформлять первичные документы по учету рабочего времени,
выработки, заработной платы, простоев;
2. рассчитывать
основные
технико-экономические
показатели
деятельности подразделения (организации);
3. разрабатывать бизнес-план;
знать:
1. действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие
производственно-хозяйственную деятельность;
2. материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и
организации, показатели их эффективного использования;
3. методики расчета основных технико-экономических показателей
деятельности организации;
4. методику разработки бизнес-плана;
5. механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты
труда в современных условиях;
4
6. основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы
делового общения;
7. основы организации работы коллектива исполнителей;
8. основы планирования, финансирования и кредитования организации;
9. особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
10.производственную и организационную структуру предприятия.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
ОК
11
–
Планировать
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере.
ОК
10
–
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языке.
ОК
09
–
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 05 – Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК
04
-
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 03 - Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 02 – Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 01 - Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
5
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
Самостоятельная работа
Объем часов
124
4
120
Обязательная учебная нагрузка
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного
зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы экономики организации
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
1
2
Раздел 1. Экономика и экономическая наука
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Введение
1
Содержание и задачи дисциплины
2
Отрасль в системе национальной экономики
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические работы (не предусмотрены)
Содержание учебного материала
Тема 1.2
Роль и сущность
1
Понятие экономики. Экономические потребности общества
экономики.
2
Главные вопросы экономики
Экономические
3
Свободные и экономические блага общества
основы
4
Факторы современного производства
функционирования
5
Экономические отношения в обществе
организации
6
Основные показатели роста и динамики национального хозяйства
7
Правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
8
Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольная работа (не предусмотрена)
Содержание учебного материала
Тема 1.3
Отраслевые
1 Сущность организации как основного звена экономики отраслей
особенности
2 Основные принципы построения экономической системы организации
организации в
3 Основные организационно-правовые формы хозяйствования
рыночной экономике 4 Характеристика и принципы функционирования основных организационно-правовых форм
хозяйствования
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольная работа (не предусмотрена)
Содержание учебного материала
Тема 1.4
Производственная
1
Производственная структура организации и её элементы.
структура
2
Совершенствование производственной структуры организации в современных условиях
организации
3
Организация производственного и технологического процесса
Уровень
освоения
3
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
32
Осваиваемые
элементы
компетенций
5
ОК 01-05, 09-11
8
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
Объем
часов
8
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
8
ОК 01-05, 09-11
8
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
7
4
Разработка производственной структуры предприятия
Контрольная работа: «Основы функционирования организации. Производственная структура»
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- систематическая проработка теоретического материала (по вопросам параграфов);
- подготовка сообщения «Совершенствование производственной структуры организации в современных
условиях»
Раздел 2. Материально-техническая база организации
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Основные средства
1
Понятие основных средств, их сущность и значение.
2
Классификация элементов основных средств и их структура.
3
Оценка, износ и амортизация основных средств.
4
Принципы и методы управления основными средствами
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
- расчёт структуры стоимости и амортизации основных фондов
Контрольная работа (не предусмотрена)
Содержание учебного материала
Тема 2.2
Оборотные средства
1
Понятие оборотных средств. Состав и структура
2
Принципы и методы управления оборотными средствами. Определение потребности в оборотных
средствах
3
Оценка эффективности применения оборотных средств
4
Способы экономии ресурсов, основные энергосберегающие технологии
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
- расчёт показателей эффективности использования оборотных средств
Содержание учебного материала
Тема 2.3
Финансовые ресурсы 1
Понятие финансов организации, их значение, сущность
организации
2
Принципы организации финансов.
3
Финансовый механизм
Контрольная работа по теме «Основные и оборотные средства»
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка теоретического материала (по вопросам параграфов);
- подготовка информационного сообщения на тему: «Финансовые ресурсы организации»
Раздел 3. Кадры предприятия и оплата труда
Содержание учебного материала
Тема 3.1
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
1
21
1
2
2
2
7
ОК 01-05, 09-11
1
2
2
2
1
2
2
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
7
7
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
1
7
7
8
1
Понятие трудовых ресурсов организации
2
Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами
3
Производительность труда.
4
Методы и показатели измерения производительности труда
5
Трансформация системы оплаты труда в современных условиях
6
Формы и системы оплаты труда
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
- расчёт производительности труда, анализ фонда оплаты труда, анализ движения контингента на
предприятии, оформление табеля по учету рабочего времени
Контрольная работа (не предусмотрена)
Раздел 4. Основные технико-экономические показатели деятельности организации
Содержание учебного материала
Тема 4.1
Издержки
1
Понятие состава издержек производства и обращения
производства и
2
Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
реализации
3
Калькуляция себестоимости и её значение
продукции по статьям 4
Методы калькулирования
и элементам затрат
5
Значение себестоимости
6
Пути оптимизации себестоимости
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
- анализ состава издержек организации в динамике за ряд лет
- разработка калькуляции продукции
Контрольная работа (не предусмотрена)
Содержание учебного материала
Тема 4.2
Ценообразование
1
Ценовая политика организации
2
Цели и этапы ценообразования
3
Ценообразующие факторы
4
Методы формирования цен, этапы процессов ценообразования
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Контрольная работа (не предусмотрена)
Содержание учебного материала
Тема 4.3
Прибыль и
1
Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности
рентабельность
2
Сущность прибыли, её источники и виды
3
Факторы, влияющие на величину прибыли
4
Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
Кадры предприятия и
производительность
труда
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
1
2
2
2
2
2
21
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
7
7
7
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
9
- анализ прибыли и рентабельности предприятия;
- распределение прибыли по фондам
Контрольная работа: не предусмотрена
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка теоретического материала (по вопросам параграфов);
- подготовка к практическим занятиям по теме: «Прибыль и рентабельность»
Раздел 5. Планирование хозяйственной деятельности предприятия
Содержание учебного материала
Тема 5.1
Методы
1
Методы планирования: балансовый, расчётно-аналитический, программно-целевой
планирования. Виды 2
Виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное
планов
3
Бизнес-план
4
Основные разделы бизнес-плана, методика разработки
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
- разработка бизнес-плана организации
Контрольная работа (не предусмотрена)
Содержание учебного материала
Тема 5.2
Маркетинговая
1
Маркетинг как экономическая категория. Основные понятия маркетинга
деятельность на
2
Принципы и функции маркетинга
предприятии
3
Цели и стратегии маркетинга
4
Комплекс маркетинга
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
- выполнение практическое работы «Составление плана маркетинга на предприятии»
Контрольная работа (не предусмотрена)
Раздел 6. Основы менеджмента
Содержание учебного материала
Тема 6.1
Сущность и
1
Цели и задачи менеджмента
характерные черты
2
Принципы управления. Объекты и субъекты управления
современного
3
Функции менеджмента в рыночной экономике – планирование, организация, координация, мотивация и
менеджмента
контроль деятельности субъекта
4
Система методов управления
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Контрольная работа: (не предусмотрена)
Содержание учебного материала
Тема 6.2
Деловое общение
1
Принципы, законы и приёмы делового общения
1
16
1
1
3
3
1
2
2
2
8
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
8
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
14
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
1
2
2
7
ОК 01-05, 09-11
2
2
ОК 01-05, 09-11
7
ОК 01-05, 09-11
10
2
Корпоративная культура и деловой этикет
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия:
- выполнение дифференцированного задания «Барьеры общения и пути их устранения»
Контрольная работа (не предусмотрена)
Самостоятельная работа обучающихся:
- систематическая проработка теоретического материала (по вопросам параграфов);
- составление конспекта по дидактическим единицам;
- подготовка к практическому занятию;
- подготовка информационного сообщения «Искусство делового общения»
Раздел 7
Основы организации работы коллектива исполнителей
Содержание учебного материала
Тема 7.1
Организация работы 1
Современные методы руководства работой производственного участка. Основные принципы
коллектива
2
Своевременная подготовка производства
исполнителей
3
Осуществление контроля за соблюдением технологического процесса
4
Правильность и своевременность оформления первичных документов
Дифференцированный зачет
Практические занятия (не предусмотрены)
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
2
1
7
1
2
2
2
Всего:
7
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
ОК 01-05, 09-11
2
124
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
менеджмента и экономики
Оборудование учебного кабинета:
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
комплект законодательных документов;
комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- интерактивное оборудование: компьютер, экран, колонки, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Филиппова О.И. Основы экономики и предпринимательства : раб. тетрадь :
учеб. Пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
1. Зюзин А.В. Экономика автотранспортного предприятия : учеб. – метод.
пособие / А.В. Зюзин. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та,
2012.
2. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учеб. пособие - М. : Издательский
центр «Академия», 2012.
3. Косьмин А.Д. Менеджмент : практикум для студ. учреждения СПО – М. :
Издательский центр «Академия», 2012.
12
4. Барышев А.Ф. Маркетинг : учеб. пособие для студ. учреждений СПО – М. :
Издательский центр «Академия», 2012.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.zakonrf.Info
– Кодексы и законы РФ (правовая навигационная
система) – не требует регистрации, доступ не ограничен)
2. http://www.roszakon.narod.ru – Законы, Кодексы, Конституция – не требует
регистрации, доступ не ограничен.
3. http://www.consultant.ru – официальный сайт компании «Консультант Плюс» справочная правовая система.
4. http://economist-info.ru – информационный портал, доступ не ограничен, не
требует регистрации
5.
http://konspekts.ru/knigi-economistu/ - информационный портал: рубрики
«Экономика»,
«Бизнес»,
«Предпринимательство»,
«Менеджмент»,
«Бухгалтерский учет и аудит», «Деньги, кредиты, банки», «Forex» - доступ не
ограничен, не требует регистрации.
6. http://fingram39.ru/ - Проект Минфина России «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации», полезные методические материалы, проекты - доступ не
ограничен, не требует регистрации.
3.3. Организация образовательного процесса
Изучение дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
должно предшествовать изучение общеобразовательной дисциплины БД.07
«Обществознание
(включая
экономику
и
право)»,
ОП.11
«Основы
предпринимательской деятельности».
13
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров
Квалификация
педагогических
учебной дисциплины
работников
реализующих
программы
должна отвечать квалификационным требованиям,
указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах (при наличии): наличия высшего профессионального образования,
соответствующего
профилю
дисциплины;
получение
дополнительного
профессионального образования по программам повышения квалификации, в том
в том числе в профильных организациях, не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы экономики
организации»
осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Промежуточным контролем освоения обучающимися дисциплины
является
дифференцированный экзамен
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
оформлять первичные документы по Экспертная
оценка
выполнения
учету рабочего времени, выработки, индивидуальных домашних заданий, в
заработной платы, простоев
рамках текущего контроля на практических
занятиях в рамках зачетных мероприятий по
дисциплине. Экспертная оценка в процессе
защиты рефератов, презентаций
рассчитывать
основные
технико- Экспертное
наблюдение
и
оценка
экономические показатели деятельности деятельности обучающегося в процессе
подразделения (организации)
освоения образовательной программы на
практических занятиях, при выполнении
домашних работ
разрабатывать бизнес-план
Экспертная оценка в процессе защиты
проекта
14
Мониторинг роста самостоятельности и
экономической грамотности обучающихся
Знания:
Действующие
законодательные
и
нормативные
акты,
регулирующие
производственно-хозяйственную
деятельность
материально-технические, трудовые и
финансовые
ресурсы
отрасли
и
организации (предприятия), показатели их
эффективного использования
методики расчета основных техникоэкономических показателей деятельности
организации
методику разработки бизнес-плана
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля выполнения домашних заданий в
форме фронтального опроса
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий, в
рамках текущего контроля на практических
занятиях в рамках зачетных мероприятий по
дисциплине. Экспертная оценка в процессе
защиты рефератов, презентаций
Экспертное наблюдение и оценка
выполнения практических занятий, оценка
выполнения самостоятельной работы
Экспертная оценка в процессе защиты
проекта
Мониторинг роста самостоятельности и
экономической грамотности обучающихся
механизмы
ценообразования
на
продукцию (услуги), формы оплаты труда
в современных условиях
основы маркетинговой деятельности, Экспертная оценка в рамках зачетных
менеджмента и принципы делового мероприятий по дисциплине
общения
Экспертное
наблюдение
деятельности
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы,
при
выполнении домашних работ
Оценка
результатов
выполнения
практической работы
основы организации работы коллектива Экспертное наблюдение и оценка
исполнителей
выполнения практических занятий, оценка
выполнения самостоятельной работы
основы планирования, финансирования и Экспертное наблюдение и
оценка
кредитования организации
выполнения контрольной работы
особенности менеджмента в области Экспертная оценка в рамках зачетных
профессиональной деятельности
мероприятий по дисциплине
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля выполнения домашних заданий в
форме фронтального опроса
производственную и организационную Мониторинг роста самостоятельности и
структуру организации
экономической грамотности обучающихся
15