ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:06:01
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06.02 Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
2024 г.
Программа учебной дисциплины разработана на на основе Методических рекомендаций по
разработке
и
реализации
адаптированных
образовательных
программ
среднего
профессионального образования (утв. Департаментом государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г. N 06830вн)
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Чебанюк Людмила Николаевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
И
ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
УЧЕБНОЙ
6
ПРОГРАММЫ
12
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии» является обязательной частью профессионального
цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных
средств».
Учебная дисциплина «Адаптивные информационные и коммуникационные
технологии» входит в адаптационный учебный цикл дисциплин.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения Адаптивных информационных и коммуникационных
технологий обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья должен:
знать/понимать:
- основы современных информационных технологий переработки и
преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;
- современное состояние уровня и направлений развития технических и
программных средств универсального и специального назначения;
- приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (студенты
с нарушениями слуха);
- приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (студенты
с нарушениями зрения);
приемы
использования
компьютерной
техники,
оснащенной
альтернативными устройствами ввода-вывода информации (студенты с
нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее
подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.
уметь:
- работать с программными средствами универсального назначения,
соответствующими современным требованиям;
- использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую
аппаратуру (студенты с нарушениями слуха);
- использовать брайлевскую технику, видеоувеличители, программы
синтезаторы речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с
нарушениями зрения);
- использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные
устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты
с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- осуществлять выбор способа представления информации в
соответствии с учебными задачами;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств
информационных технологий;
- использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и
будущей профессиональной деятельности;
- использовать специальные информационные и коммуникационные
технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей
профессиональной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной
деятельности
для
эффективной
организации
индивидуального информационного пространства.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем
часов
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
36
Самостоятельная работа
-
Обязательная учебная нагрузка
36
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного
зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Адаптивные информационные и
коммуникационные технологии»
Содержание
учебного
материала
1
Тема 1.1.
Информационные
технологии для
людей с
ограниченными
возможностями
здоровья
Тема 1.2.
Тифлотехнические
средства
Тема 1.3.
Сурдотехнические
средства
Тема.1.4.
Адаптированная
компьютерная
техника
Содержание учебного материала, практические задания, самостоятельная работа
обучающихся.
2
Содержание учебного материала
1
Введение
Современное состояние уровня и направлений развития технических и программных средств
универсального и специального назначения.
2
Основы современных информационных технологий
Основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой,
табличной, графической и другой информации для людей с ограниченными возможностями
здоровья
Содержание учебного материала
3
Тифлотехнические средства реабилитации
Приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (для студентов с
нарушениями зрения)
4
Практическое занятие. Тифлотехнические средства реабилитации
Использование брайлевской техники, видеоувеличителей, программ синтезаторов речи,
программ невизуального доступа к информации.
Содержание учебного материала
5
Сурдотехнические средства реабилитации
Приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (для студентов с
нарушениями слуха)
6
Практическое занятие. Сурдотехнические средства реабилитации
Использование индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающую аппаратуру.
Содержание учебного материала
7
Адаптированная компьютерная техника
Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями
здоровья Специальные возможности ОС, для пользователей с ограниченными
возможностями.
Приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами
ввода-вывода информации (для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
объем
часов
3
Уровень
усвоения
4
2
4
2
3
4
3
4
3
2
4
2
7
Практическое занятие. Адаптированная компьютерная техника
Использование адаптивной компьютерной техники, альтернативных устройств ввода
информации, специального программного обеспечения и звукоусиливающую аппаратуру.
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Дистанционные
9
Дистанционное обучение.
образовательные
Интернет курсы. Интернет тестирование. Интернет олимпиады. Альтернативные средства
технологии
коммуникации
10 Практическое занятие. Альтернативные средства коммуникации
Использование альтернативных средств коммуникации в учебной и будущей
профессиональной деятельности.
Тема 1.6.
Содержание учебного материала
Информационные и 11 Информационные и коммуникационные технологии
коммуникационПрограммное и аппаратное обеспечение. Классификация ПО. Операционные системы и
ные
оболочки. Знакомство с техническими средствами телекоммуникационных технологий.
технологии как
Знакомство с программными средствами
средства
телекоммуникационных технологий
коммуникации
12 Практическое занятие. Информационные и коммуникационные технологии
Всемирная паутина. Поисковые системы. Поиск информации и преобразование ее в формат,
наиболее
подходящий для восприятия, с учетом ограничения здоровья. Работа с браузером. Примеры
работы с интернет – библиотекой. Знакомство с организацией коллективной деятельности
(видео и телеконференции). Создание почтового ящика.
13 Практическое занятие. Использование средств информационных технологий
Использование альтернативных средств коммуникации в учебной и будущей
профессиональной деятельности
Тема 1.7.
Содержание учебного материала
Технологии работы 14 Технологии работы с информацией
с информацией
Приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий для
восприятия с учетом ограничений здоровья.
15 Выбор способа представления информации
Осуществление выбора способа представления информации в соответствии с учебными
задачами.
Тема 1.8.
Содержание учебного материала
Использование
16 Адаптивные технологии в учебном процессе.
адаптивных
Иллюстрация учебных работ с использованием средств информационных технологий.
8
3
2
4
3
2
4
2
3
2
4
3
6
2
8
технологий в
учебном процессе
Практическое занятие. Эффективная организация индивидуального информационного
пространства
Работа с программными средствами универсального назначения, соответствующими
современным требованиям Использование адаптированной компьютерной техники
Использование устройств ввода и вывода информации
Использование специального программного обеспечения для студентов с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
Организация индивидуального информационного пространства
Использование специальных информационных и коммуникационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности
Использование приобретенных знаний и умений в учебной и будущей профессиональной
деятельности для эффективной организации индивидуального информационного
пространства.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Итого
17
3
2
36
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Информатика и ИКТ или Компьютерные технологии.
Оборудование учебного кабинета:
Настольные персональные компьютеры,
Комплекты специализированной компьютерной мебели (стол, стул),
Стол и стул для учителя,
Доска,
Проектор,
Экран,
Принтер,
Сканер,
Образцы устройств ввода и вывода информации,
Звуковые колонки.
Интерактивная доска
Программные средства
Операционная система.
Пакет офисных программ Open Office.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или
др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц.
10
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
литературы:
дополнительной
Основная литература
Макарова Н.В. Информатика 10 кл.: учебник. - СПб: Питер, 2016. - 256
с.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для Н и СПО. - М.:
Акаемия, 2013. - 240 с.
Дополнительная для учащихся
Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень/ под ред.
проф. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2008., 256 с.: ил.
Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень/ под ред.
проф. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2008., 224 с.: ил.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной
деятельности : учеб.пособие для студ.сред.проф.образования /
Е.В.Михеева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2007. – 384 с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в
профессиональной
деятельности
:
учеб.пособие
для
студ.сред.проф.образования / Е.В.Михеева. – 7-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.
Список электронных образовательных ресурсов:
Пестриков В.М., Петров Г.А., Подобед Д.Г. Информатика.
Персональные компьютеры. Уч. пособие,2011.
Толстяков Р.Р., Забавникова Т.Ю., Попова Т.В. Информатика. Уч.
пособие, 2011.
Баканова Н.Б., Катышева М.А., Кирюхин Ю.Г. и др. Информационные
технологии в документационном обеспечении управления. Уч. пособие,
2012
Интернет-ресурсы
http://www.edu.ru – Федеральный образовательный портал
http://www.uroki.net – для учителя информатики бесплатное поурочное
планирование и др. http://metod-kopilka.ru/ - методическая копилка
преподавателя информатики http://www.infojournal.ru/ - электронный
журнал «Информатика и образование»
http://it-n.ru/ - сеть творческий учителей
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в ходе проведения учебных занятий в процессе проведения текущего и
промежуточного контроля, а также выполнения обучающимися индивидуальных и/или
групповых внеаудиторных самостоятельных работ (ВСР)
Раздел
и/или тема
Результаты
освоения
дисциплины
ЗУН *
Вид контроля
Раздел 1
1,2
Текущий
Раздел 2
1,2
Текущий
Раздел 3
1,2
Текущий
Раздел 4
1,2
Текущий
Раздел 4
1,2
Текущий
Раздел 5
1,2
Текущий
Раздел 6
1,2
Текущий
Раздел 7
1,2
Текущий
Раздел 8
1,2
Текущий
Промежуточн 1,2
ый контроль
Промежуточн
ая
Форма и методы
контроля
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Тестирование
Устный опрос.
Выполнение реферата
Зачет
Индивидуальный.
Вид
оценочного
средства
Оценка
результатов
**
Задания для
текущего
контроля
Задания для
текущего
контроля
Задания для
текущего
контроля
Задания для
текущего
контроля
Задания для
текущего
контроля
Задания для
текущего
контроля
Задания для
текущего
контроля
Задания для
текущего
контроля
Задания для
текущего
контроля
Задания для
промежуточно
го контроля
Бальная
(2-5)
Бальная
(2-5)
Бальная
(2-5)
Бальная
(2-5)
Бальная
(2-5)
Бальная
(2-5)
Бальная
(2-5)
Бальная
(2-5)
Бальная
(2-5)
12