ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:05:21
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
2024 г.
1
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и
ремонт автотранспортных средств».
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Николаева Екатерина Александровна, методист
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
5
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и
сертификация» является обязательной частью профессионального цикла
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности
23.02.07
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
автотранспортных средств».
Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация»
наряду с другими учебными дисциплинами обеспечивает формирование
профессиональных компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
Умения
ПК 1.4
ПК 2.2
Применять соответствующие
методики контроля, испытаний и
диагностики оборудования
мехатронных систем;
Производить диагностику
оборудования мехатронных
систем и определение его
ресурсов;
Оформлять документацию по
результатам диагностики и
ремонта мехатронных систем
Знания
Нормативные требования по монтажу,
наладке и ремонту мехатронных систем
Алгоритмы поиска неисправностей;
виды и методы контроля и испытаний,
методику их проведения и
сопроводительную документацию;
Стандарты, положения, методические и
другие нормативные материалы по
аттестации, испытаниям, эксплуатации
и ремонту оборудования мехатронных
систем;
Методы диагностирования,
неразрушающие методы контроля;
Порядок проведения стандартных и
сертифицированных испытаний
Методы повышения долговечности
оборудования
ПК 5.1
ПК 5.4
Установка и регулировка
физических настроек всей
линейки датчиков с целью
выявления неисправностей
Анализ реального применения
мобильного робота для определения
конкретных рабочих возможностей
робота и их соответствия выполняемой
работе
Определения основных мехатронных
величин, понимая их смысл и значение
для методов робототехники при
диагностировании неисправностей в
мобильной робототехнике
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем часов
60
в том числе:
теоретическое обучение
58
самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Тема 1.1
Основы теории
измерений
Тема 1.2.
Концевые меры длины.
Гладкие калибры
Тема 1.3.
Штангенинструменты и
микрометры
Тема 1.4.
Рычажные приборы
Раздел I. Метрология
Содержание учебного материала
1. Основы теории измерений. Измерения прямые и косвенные, абсолютные и
относительные, методы измерений. Погрешности измерений, эталоны.
Содержание учебного материала
1. Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД). Наборы ПКМД. Правила
составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров и их
назначение. Щупы и их назначение.
Тематика практических работ
1. Составление размеров деталей с помощью концевых мер длины.
Содержание учебного материала
1. Штангенинструменты: штангенциркуль и штангенглубиномер, штангенрейсмус.
Устройство нониуса. Правила измерения и чтения размера. Микрометрические
инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический
нутромер. Цена деления барабана и стебля. Стопорное устройство. Чтение
показаний, правила измерений.
Тематика практических работ
1. Измерение величины износа соединений.
Содержание учебного материала
1. Классификация рычажно-механических приборов. Устройство индикатора
часового типа, индикаторного нутромера. Цена деления шкалы индикатора.
Рычажные скобы и рычажные микрометры. Приборы с пружинной передачей:
микрокаторы, микаторы, миникаторы.
Тематика практических работ
Поверка средств измерения.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Объем
часов
Осваиваемые
элементы
компетенций
3
4
8
2
ПК 1.4
ПК 1.4
2
ПК 1.4
ПК 1.4, ПК 2.2
2
ПК 1.4, ПК 2.2
ПК 1.4, ПК 2.2
2
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4
6
Тема 2.1.
Государственная система
стандартизации.
Взаимозаменяемость.
Тема 2.2. Основные
понятия о допусках и
посадках.
Тема 2.3. Допуски и
посадки гладких
цилиндрических
соединений
Тема 2.4.
Допуски и посадки
подшипников качения
Тема 2.5.
Нормы геометрической
точности.
Допуски форм и
расположения
поверхностей.
Тема 2.6. Шероховатость
поверхностей. Размерные
цепи.
2. Подготовка к лабораторным работам.
Раздел 2. Стандартизация
Содержание учебного материала
1. Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Взаимозаменяемость, ее виды и принципы. Ряд предпочтительных чисел.
Содержание учебного материала
1. Размеры номинальные и действительные. Отклонения. Допуск и поле допуска.
Виды посадок. Условные обозначения полей допусков. Квалитеты.
Содержание учебного материала
1. Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических
соединений. Посадки в системе отверстия и в системе вала, графическое
изображение полей допусков. Рекомендации по выбору допусков и посадок. Единая
система допусков и посадок (ЕСДП).
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок гладких цилиндрических соединений.
Содержание учебного материала
1. Подшипники качения. Основные посадочные размеры. Классы точности
подшипников качения. Расположение полей допусков наружного и внутреннего
колец подшипников качения. Выбор посадок. Обозначение посадок на чертежах
деталей.
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок подшипников качения.
Содержание учебного материала
1. Отклонения формы поверхности или профиля и причины их возникновения.
Отклонения формы цилиндрических поверхностей, отклонение формы плоских
поверхностей. Обозначение на чертежах допусков формы и расположение
поверхностей деталей согласно ГОСТ 2. 308 – 79.
Содержание учебного материала
1. Параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости поверхностей.
Размерные цепи. Виды размерных цепей. Расчет размерных цепей.
Тематика практических занятий
1. Расчёт размерных цепей методом «максимум-минимум».
31
3
3
ПК 1.4, ПК 5.1
ПК 1.4, ПК 5.1
ПК 1.4, ПК 5.1
3
ПК 1.4
ПК 1.4, ПК 2.2
3
ПК 1.4, ПК 2.2
ПК 1.4
3
ПК 1.4
3
ПК 1.4
7
Тема 2.7.
Методы и средства
измерения углов.
Допуски угловых
размеров.
Тема 2.8.
Допуски резьбовых
соединений.
Тема 2.9.
Допуски на зубчатые
колеса и соединения.
Тема 2.10.
Допуски и посадки
шпоночных и шлицевых
соединений
Содержание учебного материала
1. Методы измерения углов. Инструменты для проверки углов: угловые плитки,
шаблоны, угольники. Угломеры универсальные. Независимые и зависимые угловые
размеры. Допуск угла, допуск угла конуса. Степени точности угловых размеров в
зависимости от назначения.
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок конических соединений.
Содержание учебного материала
1. Основные типы и параметры резьб. Общие принципы взаимозаменяемости
цилиндрических резьб. Допуски метрических резьб. Посадки с зазором, натягом и
переходные. Стандарт СТСЭВ 640-77 - «Резьба метрическая».
Содержание учебного материала
1. Допуски и посадки на зубчатые колеса и соединения, общие сведения. Основные
показатели нормы кинематической точности, нормы плавности работы, нормы
контакта зубьев в передаче. Выбор степени точности зубчатых колес.
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок зубчатых соединений.
Содержание учебного материала
1. Виды шпоночных соединений, их применение. Три вида шпоночных соединений с
призматическими шпонками. Образование посадок шпоночных соединений за счет
полей допусков шпонки, паза вала и паза втулки. Выбор шпонок и основные
размеры соединения по СТСЭВ 189-75. Способы центрирования прямобочных
шлицевых соединений и рекомендуемые посадки.
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединений.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Направления развития национальной системы стандартизации (подготовка
презентации).
2. Область применения посадок - (подготовка к презентации).
3. Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей
допусков для соединения типа «вал-втулка» (индивидуальная расчетная работа).
4. Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей
допусков для соединений типа «вал-подшипник» (индивидуальная расчетная
работа).
ПК 1.4, ПК 2.2
3
ПК 1.4
3
3
ПК 1.4
ПК 1.4, ПК
2.2, , ПК 5.4
ПК 1.4, ПК 2.2
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4
3
ПК 1.4
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4
1
8
5. Зависимые и независимые допуски формы и расположения поверхностей
(подготовка презентации).
6. Шероховатость поверхности и ее влияние на износостойкость (подготовка
презентации).
7. Измерение с помощью синусной линейки (подготовка презентации).
8. Примеры обозначения полей допусков (подготовка презентации).
9. Область применения посадок зубчатых колес в автомобильном транспорте:
(подготовка презентации).
10. Подготовка к тестированию.
Тема 3.1.
Показатели качества
продукции и методы их
оценки.
Тема 3.2.
Испытания и контроль
продукции. Системы
качества.
Тема 4.1.
Основные определения в
области сертификации.
Системы сертификации.
Тема 4.2.
Порядок и правила
сертификации. Схемы
Раздел 3. Качество продукции
Содержание учебного материала
1. Качество продукции, показатели качества продукции, классификация и
номенклатура показателей качества. Общий подход и методы работы по качеству.
Методы оценки уровня качества однородной продукции.
Тематика практических работ
1. Контроль качества продукции.
Содержание учебного материала
1. Классификация видов контроля качества продукции. Входной, оперативный и
приемочный контроль.
Понятие поэтапного контроля качества. Системный подход к управлению качеством
продукции на отечественных предприятиях. Комплексная система управления
качеством продукции (КСУКП).
Самостоятельная работа обучающихся
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2. Подготовка к лабораторным работам.
Раздел 4. Сертификация
Содержание учебного материала
1. Сертификация продукции. Цели сертификации. Объекты сертификации. Системы
сертификации: система обязательной сертификации, система сертификации для
определенного вида продукции.
Содержание учебного материала
1. Примерная типовая последовательность работ и состав участников при
сертификации продукции. Добровольная и обязательная сертификация. Схемы
10
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4
5
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4
4
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4
1
9
5
4
ПК 2.2
ПК 2.2
9
сертификации.
сертификации.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Структура системы сертификации России.
2. Процесс сертификации услуг
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
Всего:
ПК 2.2
2
60
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы учебной дисциплины
наличие следующих специальных помещений:
учебная лаборатория.
предусматривает
Оборудование кабинета Метрологии, стандартизации и сертификации:
посадочные места по количеству обучающихся;
образцы различных деталей автомобилей;
меры длины концевые плоскопараллельные;
гладкие калибры для контроля резьбы;
микрометры
штангенинструменты;
нутромеры;
кольца;
призмы поверочные;
штативы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Зайцев С.А. , Толстов А.Н. , Грибанов Д.Д. , Куранов А.Д. Метрология,
стандартизация и сертификация в машиностроении. М.: Академия, 2015 –
288 с.
2. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник / Я.
М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт,
2012. - 813 с.
3. Метрология, стандартизация, сертификация : учебник / И.П. Кошевая, А.А.
Канке. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 415 с.
11
4. Качурина Т.А. Метрология и стандартизация. М.: Академия, 2016 – 128 с.
5. Зворыкина Т. И. Метрология, стандартизация и сертификация. М.:
Академия, 2014 – 208 с.
6. Аристов А.И. , Карпов Л.И. , Приходько В.М. , и др. Метрология,
стандартизация и сертификация. М.: Академия, 2013 – 416 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. www.gost.ru - «Информация о процедуре сертификации, сертификат
соответствия ГОСТ Р.»
2. www.docload.ru/Basesdoc/5/5737/index.htm - ГОСТ 25346-89
3. http://k-a-t.ru/metrologia/metrologia_1/index.shtml
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
умение применять
соответствующие методики
контроля, испытаний и
диагностики оборудования
мехатронных систем;
Своевременность и
точность применения
соответствующих методик
контроля, испытаний и
диагностики оборудования
мехатронных систем
умение производить диагностику Скорость и техничность
оборудования мехатронных
проведения диагностики
систем и определение его
оборудования
ресурсов;
мехатронных систем и
определение его ресурсов
умение оформлять
Правильность оформления
документацию по результатам
документации по
диагностики и ремонта
результатам диагностики и
мехатронных систем;
ремонта мехатронных
систем
умение устанавливать и
Скорость и техничность
регулировать физические
установления и
настройки всей линейки
регулировки физических
датчиков с целью выявления
настроек всей линейки
неисправностей.
датчиков с целью
выявления неисправностей
знание нормативных требований Применение нормативных
по монтажу, наладке и ремонту
требований по монтажу,
мехатронных систем;
наладке и ремонту
мехатронных систем
знание алгоритмов поиска
неисправностей;
Применение алгоритмов
поиска неисправностей
Формы и методы
оценки
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
13
знание видов и методов контроля
и испытаний, методики их
проведения и сопроводительную
документацию;
Правильный выбор и
применение видов и
методов контроля и
испытаний, методики их
проведения и
сопроводительную
документацию
знание стандартов, положений,
методических и других
нормативных материалов по
аттестации, испытаниям,
эксплуатации и ремонту
оборудования мехатронных
систем;
Применение стандартов,
положений, методических
и других нормативных
материалов по аттестации,
испытаниям, эксплуатации
и ремонту оборудования
мехатронных систем
знание методов
диагностирования,
неразрушающих методы
контроля;
Правильный выбор и
применение методов
диагностирования,
неразрушающих методы
контроля
знания порядка проведения
стандартных и
сертифицированных испытаний;
Учет при работе порядка
проведения стандартных и
сертифицированных
испытаний
знания методов повышения
долговечности оборудования;
Использование при работе
методов повышения
долговечности
оборудования
анализ реального применения
мобильного робота для
определения конкретных
рабочих возможностей робота и
их соответствия выполняемой
Использование при работе
анализ реального
применения мобильного
робота для определения
конкретных рабочих
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
14
работе;
знание определений основных
мехатронных величин,
понимание их смысла и значения
для методов робототехники при
диагностировании
неисправностей в мобильной
робототехнике.
возможностей робота и их
соответствия выполняемой
работе
Применение основных
мехатронных величин
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
15