30. ОП.04 Материаловедение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКО БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Й ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
НАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Я ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:05:01
ПИЩЕВОЙ
+02'00'
ИНДУСТРИИ"

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

2024 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего
профессионального образования (далее – СПО) по специальности

23.02.07

«Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»

Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Николаева Екатерина Александровна, методист

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
2.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

13

4.

КОНТРОЛЬ

15

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1.

ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа

учебной

дисциплины

является

частью

основной

образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина, входящая в
профессиональный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного
применения при производстве, ремонте и модернизации автомобилей;
- выбирать способы соединения материалов и деталей;
- назначать способы и режимы упрочения деталей и способы их
восстановления, при ремонте автомобиля, исходя из их эксплуатационного
назначения;
- обрабатывать детали из основных материалов;
- проводить расчеты режимов резания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- строение и свойства машиностроительных материалов;
- методы оценки свойств машиностроительных материалов;
- области применения материалов;
-классификацию и маркировку основных материалов, применяемых для
изготовления деталей автомобиля и ремонта;
- методы защиты от коррозии автомобиля и его деталей;
- способы обработки материалов;
- инструменты и станки для обработки металлов резанием, методику
расчета режимов резания;
4

- инструменты для слесарных работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
ПК 1.1 –подбирать материалы требуемого качества и количества в
соответствии с технической документацией.
ПК 1.2 - подбирать материалы требуемого качества и количества в
соответствии с технической документацией определять тип и количество
необходимых

эксплуатационных

материалов

для

обеспечения

работоспособности двигателя в соответствии с технической документацией.
Производить замену эксплуатационных жидкостей и агрегатов двигателя
согласно его пробегу и моторесурсу опираясь на техническую документацию.
ПК 1.3 - подбирать материалы требуемого качества и количества в
соответствии с технологической документацией. Подобрать оборудование для
ремонта двигателя.
ПК 3.2 - подбирать эксплуатационные материалы, требуемого качества и
количества в соответствии с технической документацией:
- моторные и трансмиссионные масла,
- технические жидкости.
ПК 3.3 - применять эксплуатационные материалы, требуемого качества и
количества в соответствии с технической документацией:
- трансмиссионные масла и смазки,
- жидкости для ГУР и АКП.
ПК 4.1 - пользоваться измерительным оборудованием, приспособлениями
и инструментом
ПК 4.2 - обрабатывать замененные элементы кузова и скрытые полости
защитными материалами.
ПК 4.3 - подбирать материалы для защиты элементов кузова от коррозии.
Подбирать цвета ремонтных красок элементов кузова. Наносить лаки на
элементы кузова.
5

ПК 6.2 - подбирать правильный измерительный инструмент. Правильно
выбирать наилучший вариант в расчете «цена-качество» из широкого спектра
запасных частей представленных различными производителями на рынке.
ПК 6.3 - определять необходимый объем используемого материала.
Определять качество используемого сырья. Наносить краску и пластидип.
Наносить аэрографию.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

60

Самостоятельная работа

2

58
Обязательная учебная нагрузка
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного
зачета

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности Уровень
обучающихся
освоения

1
2
3
Раздел 1. Металловедение
Тема 1.1. Строение и Содержание учебного материала
Уровень
свойства
освоения
машиностроительных Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов.
2
материалов
Анизотропность и ее значение в технике. Аллотропические превращения
в металлах.
Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические,
физические, химические, технологические свойства металлов.
Понятие о сплаве, компоненте. Типы сплавов: механические смеси,
твердые растворы, химические соединения. Зависимость свойств сплавов
от их состава и строения. Диаграммы I II III IV типа.
Тематика практических занятий
Практическая работа Методы оценки свойств машиностроительных материалов:
определение твердости металлов: по Бринеллю, по Роквеллу, по Виккерсу.
Тема 1.2. Сплавы Содержание учебного материала
Уровень
железа с углеродом .
освоения
1. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.
1
Виды чугунов, их классификация, маркировка и область применения.
Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и
область применения углеродистых сталей.
Легированные стали. Классификация, маркировка и область применения
легированных сталей.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практические занятия. Исследование структуры железоуглеродистых сплавов,
находящихся в равновесном состоянии.
Расшифровка различных марок сталей и чугунов.

Объем
часов
4
23

Осваиваемые
элементы
компетенций
5

ПК1.1
ПК1.2

4

ПК1.1
ПК1.2
6

8

Выбор марок сталей на основе анализа из свойств для изготовления деталей машин.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
Способы обработки материалов. Основы термической обработки
1
металлов. Классификация видов термической обработки металлов.
Превращения при нагревании и охлаждении стали.
Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование,
цианирование и хромирование.
Тема 1.4 Цветные Содержание учебного материала
Уровень
металлы и сплавы
освоения
Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе, сплавы на основе
1
алюминия и титана. Маркировка, свойства и применение.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их
основе.
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Неметаллические материалы
Тема 2.1. Пластмассы, Содержание учебного материала
Уровень
антифрикционные,
освоения
композитные
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы.
1
материалы.
Способы переработки пластмасс и их области применения в
автомобилестроении и ремонтном производстве
Характеристика и область применения антифрикционных материалов.
Композитные материалы. Применение, область применения
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа Определение видов пластмасс и их ремонтопригодности.
Определение строения и свойств композитных материалов
Тема
2.2. Содержание учебного материала
Уровень
Автомобильные
освоения
эксплуатационные
Автомобильные бензины и дизельные топлива.
1
материалы
Характеристика и классификация автомобильных топлив.
Тема 1.3 Обработка
деталей из основных
материалов
.

6

ПК1.2
ПК1.3

ПК1.3
6

1
31
ПК1.2
ПК;.1-ПК4.3
6

6

ПК 1.1
ПК 1.2
9

Тема 2.3 Обивочные,
прокладочные,
уплотнительные
и
электроизоляционные
материалы

Тема 2.4. Резиновые
материалы

Тема
Лакокрасочные
материалы

2.5.

Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных
масел.
Автомобильные специальные жидкости.
Классификация и применение специальных жидкостей.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа Определение марки бензинов.
Определение марки автомобильных масел.
Практическая работа Определение качества бензина, дизельного топлива.
Определение качества пластичной смазки.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
Назначение
и
область
применения
обивочных
материалов.
1
Классификация обивочных материалов.
Назначение и область применения прокладочных и уплотнительных
материалов. Классификация прокладочных и
уплотнительных
материалов
Назначение и область применения электроизоляционных материалов.
Классификация электроизоляционных материалов
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
Каучук строение, свойства, область применения.
1
Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические
свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от
температуры, от контакта с жидкостями.
Организация экономного использования автомобильных шин.
Увеличение срока службы шин за счет своевременного и качественного
ремонта
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных
1
материалов.
Требования к лакокрасочным материалам.

6

ПК1.3
ПК3.2
ПК6.2-ПК6.3

ПК3.2
ПК6.2-ПК6.3
6

6

ПК4.1-ПК4.3

10

Маркировка, способы приготовления красок и нанесение их на
поверхности.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Обработка деталей на метало-режущих станках
Тема 3.1 Способы Содержание учебного материала
Уровень
обработки
освоения
материалов.
Виды и способы обработки материалов.
1
Инструменты для выполнения слесарных работ.
Оборудование и инструменты для механической обработки металлов.
Выбор режимов резания.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практические занятия. Расчет режимов резания при механической обработке
металлов на различных станках.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
Всего:

1
6
ПК1.2
ПК3.3
6

2
60

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
техническая механика
Оборудование учебного кабинета:
 рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- коллекции металлов и сплавов;
- образцы смазочных материалов;
- прибор для определения сопротивления материалов;
- прибор для определения прочности материалов;
- оборудование для лабораторных, практических работ
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- обучающие видеофильмы по профилю

3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.
Арисова, В. Н. Материаловедение : учеб. пособие / В. Н. Арисова, Л. М.
Гуревич, 1. А. Ф. Трудов, Д. В. Проничев ; ВолгГТУ. – Волгоград, 2015.
2.
Соколова Е. Н.,Борисова А. О.: Материаловедение.Лабораторный
практикум. Учебное пособие, 2-е изд - М.: «Академия», 2014
Дополнительные источники:
1.
В.М. Никифоров. Технология металлов и других конструкционных
материалов [Электронный ресурс] : учебник для техникумов/ - 10-е изд., стер.
СПб.:Политехника,2015. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785732509595.
html
Интернет-ресурсы:
1.
http://www.emipipe.ru/met/content.html Справочные материалы: металлы и
сплавы / доступ без регистрации
2.
http://www.alfametal.ru/?id=manual Справочник и ГОСТы по цветным
сплавам и полуфабрикатам из них

12

3.3. Организация образовательного процесса
Изучение дисциплины

«Материаловедение» должно предшествовать

изучение общеобразовательной дисциплины «Химия»
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров
Квалификация педагогических работников реализующих программы
учебной дисциплины

должна отвечать квалификационным требованиям,

указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах (при наличии): наличия высшего профессионального образования,
соответствующего профилю дисциплины «Материаловедение»; получение
дополнительного профессионального образования по программам повышения
квалификации, в том в том числе в профильных организациях, не реже 1 раза в
3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

13

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы
оценки

Перечень
знаний,
осваиваемых в рамках
дисциплины
строение
и
свойства
машиностроительных
материалов
методы оценки свойств
машиностроительных
материалов

Перечислены
все
свойства
машиностроительных материалов
и указано правильное их строение
Метод
оценки
свойств
машиностроительных материалов
выбран в соответствии
с
поставленной задачей
применения Область применения материалов
соответствует
техническим
условиям материалов

области
материалов
классификацию
маркировку
материалов
методы
коррозии
способы
материалов

и Классификация
и маркировка
основных соответствуют
ГОСТу на
использование материалов

защиты

от Перечислены
все
основные
методы защиты от коррозии и
дана их краткая характеристика

обработки Соответствие способа обработки
назначению материала

Перечень
умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины
выбирать материалы на
основе анализа их свойств
для
конкретного
применения
выбирать
способы
соединения материалов
обрабатывать детали
основных материалов

Выбор материала
соответствии
со
материалов

и

методы

контрольная
работа,
тестовый контроль
устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа
устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа
устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа
устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа
практические
и
лабораторные работы,
устный опрос, тестовый
контроль

проведен в практические работы,
свойствами самостоятельная работа,
тестовый контроль

Выбор материала проведен в
соответствии
со
свойствами
материалов
из Выбор метода обработки детали
соответствует типу и свойствам
материала

лабораторные
и
практические работы,
самостоятельная работа
лабораторные работы,
самостоятельная работа

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».