28. ОП.02 Техническая механика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:04:17
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

2024 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного

образовательного

стандарта

(далее

–

ФГОС) среднего

профессионального образования (далее – СПО) по специальности

23.02.07

«Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»

Организация-разработчик:
Калининградской

области

государственное

профессиональная

«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Николаева Екатерина Александровна, методист

бюджетное

учреждение

образовательная

организация

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
2.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

13

4.

КОНТРОЛЬ

15

И

ОЦЕНКА

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

РЕЗУЛЬТАТОВ

1.

ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
общепрофессиональная дисциплина, входящая в
профессиональный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 производить расчеты механических передач и простейших сборочных
единиц;

 читать кинематические схемы;
 определять напряжения в конструкционных элементах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 основы технической механики;
 виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и
устойчивость
при различных видах деформации;


основы расчетов механических передач и простейших сборочных единиц
 общего назначения.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций :
Общие и
профессиональные
компетенции
ОК
01. Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно
к
различным
контекстам

Дескрипторы
сформированности
(действия)

Определяет
потребность
информации
предпринимает
усилия для её поиска.

ПК

1.1

Оценивать Проводит

оценку

Уметь
Знать
Распознавать задачу
Основные источники
и/или проблему в
информации и ресурсы
профессиональном
для решения задач и
и/или социальном
проблем в
контексте;
профессиональном и/или
Правильно выявлять и социальном контексте.
в эффективно искать
Методы работы в
информацию,
профессиональной и
и необходимую для
смежных сферах.
решения задачи и/или
проблемы;
Владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах.
и Распознавать и

Критерии

оценивания

качество
сырья,
материалов,
полуфабрикатов
и
комплектующих
изделий
на
соответствие
требованиям
нормативных
документов
и

анализ
качества
сырья,материалов,
полуфабрикатов
и
комплектующих
изделий
на
соответствие
требованиям
нормативных
документов
и

классифицировать
конструкционные и
сырьевые
материалы по
внешнему виду,
происхождению,
свойствам;

качества
сырья,
материалов,
полуфабрикатов
и
комплектующих
изделий:
Методы
измерения
параметров и свойств
материалов.

ПК 1.2
Определять
техническое
состояние
оборудования,
оснастки,
инструмента,
средств измерений и
сроки проведения их
поверки
на
соответствие
требованиям
нормативных
документов
и
технических условий

Определяет
техническое
состояние
оборудования
оснастки,
инструмента,
средств измерений и
сроки проведения их
поверки
на
соответствие
требованиям
нормативных
документов
и
технических условий

Определять критерии
и
показатели
и
технического
состояния
в
зависимости от вида
оборудования,
оснастки,
инструмента, средств
измерении;

Требования
к
техническому
состоянию
оснастки,
инструмента, средств
измерений и
сроков
проведения их поверки

ПК1.4
Оценивать
соответствие
готовой
продукции,
условий ее хранения и
транспортировки
требованиям
нормативных
документов
и
технических условий.

Оценивает
соответствие
готовой продукции,
условий ее хранения и
транспортировки
требованиям
нормативных
документов и
технических условий

выбирать методы и
способы
определения
значений технического
состояния
оборудования,
оснастки,
инструмента, средств
измерений.
Определять критерии
и
показатели
соответствия
готовой
продукции,
условий ее хранения и
транспортировки
на
основании
нормативной
и
технологической
документации

Методы и
средства
технического контроля
соответствия готовой
продукции,
условий ее
хранения
и
транспортировки

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
Самостоятельная работа
Обязательная учебная нагрузка
Консультации
Промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

Объем часов
120
4
116
6
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации
Уровень
разделов и тем
деятельности обучающихся
освоения
1
2
3
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Тема 1.
Основные Содержание учебного материала
понятия
и аксиомы
статистики
1. Материальная точка, абсолютно твёрдое тело. Сила,
система
сил.
Эквивалентные
системы
сил.
1
Равнодействующая и уравновешивающая силы.
Аксиомы статики. Связи и реакции связей. Определение
направления реакций идеальных связей.
Тема 2.
Плоская Содержание учебного материала
Уровень
система
сходящихся
освоения
сил
1. Параллельные силы в плоскости. Центр параллельных сил.
2
Центр тяжести плоских сечений (фигур). Пара сил и её
характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары.
Сложение пар. Условие равновесия системы пар. Момент
силы относительно точки. Условие равновесия рычага.
2. Условие равновесия плоской системы сходящихся сил
2
в геометрической (векторной) форме. Проекция силы на ось,
правило знаков. Проекция силы на две перпендикулярные
(координатные) оси. Уравнения равновесия; рациональный
выбор координатных осей.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №1. Определение равнодействующей плоской
системы сходящихся сил.

6

Объем
часов
4

Осваиваемые элементы
компетенций
5

46

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

5

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

5

Тема
3.
Параллельные силы
в плоскости.
Пара
сил. Момент
силы
относительно точки

Тема 4. Плоская
система произвольно
расположенных сил

Уровень
освоения
1.
Параллельные
силы
в
плоскости.
Центр 1
параллельных сил. Центр тяжести плоских сечений (фигур).
Пара сил и её характеристики. Момент пары.
Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия
системы пар. Момент силы относительно точки. Условие
равновесия рычага.

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа №1. Изучение дополнительного материала
по темам 1; 2; 3 для подготовки к тестированию.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1.
2
Приведение силы к данной точке. Приведение
плоской системы сил к данному центру. Главный вектор и
главный момент системы сил. Равновесие плоской системы
произвольно расположенных сил.
2.
Три вида уравнений равновесия. Условие равновесия
2
системы параллельных сил. Балочные системы.
Классификация нагрузок и виды опор. Определение реакций
опор и моментов защемления.

5

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

5

Тематика практических занятий и лабораторных работ
Тема 5.
Пространственная
система сил

Практическое занятие № 2. Определение опорных реакций балок.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1. Проекция силы на три взаимно перпендикулярные
2
оси. Равнодействующая пространственной системы
сходящихся сил. Равновесие пространственной системы
сходящихся сил. Момент силы относительно оси.
7

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1
5

Тема 6. Центр
тяжести тела.
Устойчивость
равновесия

Содержание учебного материала

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

Уровень
освоения

Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил.
2
Центр
тяжести тела. Положение центра тяжести тела,
имеющего плоскость или ось симметрии. Центры тяжести
простых геометрических тел, фигур и линий (без вывода).
Определение центра тяжести плоских составных фигур.

5

Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 3. Определение центра тяжести плоских
составных фигур.
Тема7. Основные
Содержание учебного материала
Уровень
понятия кинематики.
освоения
Кинематика точки
1.
Движение точки
(тела) в пространстве. Система 1
координат. Начало отсчёта. Относительность движения.
Основные понятия кинематики: траектория, путь, время,
скорость и ускорение.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4. Определение скорости и ускорения точки.
Тема 8. Простейшие
движения твёрдого
тела и сложное
движение точки

Содержание учебного материала

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

5

Уровень
освоения

1.
Поступательное
движение
твёрдого
тела. 2
Вращательное движение твёрдого тела вокруг неподвижной
оси. Угол поворота, угловая скорость, угловое ускорение,
Частота вращения. Частные случаи вращательного
движения. Линейная (окружная) скорость и ускорение точек
вращающегося тела.
Тематика практических занятий и лабораторных работ

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

5

Тема 9. Работа и
мощность. Трение

Практическое занятие № 5. Определение параметров движения
вращающегося тела.
Содержание учебного материала
Уровень
освоения
1.
Работа постоянной силы при
прямолинейном 1
движении. Работа равнодействующей силы. Работа силы
тяжести. Работа при вращательном движении.
Контрольная работа
Самостоятельная работа №2. Изучение дополнительного материала
по разделу 1 для подготовки к тестированию.

Раздел 2
СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
Тема 1.
Основные Содержание учебного материала
Уровень
положения
освоения
1.
Основные задачи
сопромата. Понятие о видах 1
расчётов в сопромате. Деформации упругие и пластические.
Классификация нагрузок. Силы внешние и внутренние.
Метод сечений. Определение внутренних силовых факторов
в поперечных сечениях. Напряжение полное, нормальное и
касательное.
Тема 2. Растяжение и
сжатие

Содержание учебного материала

Внутренние силовые факторы в поперечных сечениях при
растяжении и сжатии. Эпюры продольных сил. Нормальные
напряжения в поперечных сечениях. Эпюры нормальных
напряжений. Продольные и поперечные деформации при
растяжении и сжатии. Закон Гука. Определение осевых
перемещений поперечных сечений
бруса. Испытание

Уровень
освоения
2

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1
5

1
18

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

6

6

ПК 1.1, 1.2, 1.4,
ОК 1

материалов на растяжение и сжатие при статическом
нагружении. Механические характеристики материалов.
2.
Напряжения предельные, допускаемые, расчётные. 2
Коэффициент запаса прочности. Условие прочности.
Расчёты на прочность – проектные и проверочные.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторное занятие № 1. Испытание материалов на растяжение и
сжатие при статическом нагружении.
Уровень
Тема 3. Практические Содержание учебного материала
освоения
расчёты на срез и
смятие
1. Срез, основные
расчётные предпосылки, расчётные 1
формулы. Условие
прочности. Смятие. Условности
расчёта, расчётные
формулы,
Допускаемые напряжения.

РАЗДЕЛ 3

прочности.

ПК 1.1, 1.2, 1.4, ОК 1

6

ДЕТАЛИ МАШИН

Тема 1. Фрикционные Содержание учебного материала
передачи
и
вариаторы

условие

2

44

ПК 1.1, 1.2,
1.4, ОК 1

Уровень
освоения

1.
Основные характеристики фрикционной передачи. 1
Оценка фрикционных передач. Вариаторы.
Самостоятельная работа № 3. Применение фрикционных передач в
конструкциях изделий.
Конспектирование. Подготовка к устному
опросу.

6

-

Тема 2.

Зубчатые Содержание учебного материала

Уровень

передачи

ПК 1.1, 1.2,
1.4, ОК 1

освоения
1.
Классификация зубчатых передач. Геометрия и 2
кинематика зубчатых колес. Понятие о зубчатых колесах со
смещением. Материалы. КПД зубчатых передач. Причины
выхода из строя и критерии работоспособности передачи.
Силы в зацеплении зубчатых колес.

6

Самостоятельная работа № 4. Изучение дополнительного материала
по теме 2 для подготовки к устному опросу.

1

Тема 3.
Передача Содержание учебного материала
винт-гайка
Назначение передачи винт-гайка. Достоинства и
недостатки передачи. Конструктивные особенности винта
1.

ПК 1.1, 1.2,
1.4, ОК 1

Уровень
освоения
1

5

и гайки. Критерии работоспособности и расчет передачи.

Самостоятельная работа № 5. Применение передачи винт-гайка в
конструкциях
механизма.
Конспектирование. Подготовка
к
тестированию по теме 3.
Тема 4. Червячная
передача

Содержание учебного материала

Уровень
освоения

1.
Принцип работы и особенности рабочего процесса. 2
Причины выхода из строя и критерии работоспособности

1
ПК 1.1, 1.2,
1.4, ОК 1
5

Червячных передач. Геометрические и силовые
соотношения в червячных передачах. КПД передачи.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 6. Расчет на прочность червячной передачи.
Самостоятельная работа № 6. Достоинства и недостатки червячных
передач. Конспектирование. Подготовка к устному опросу по теме 4.
Тема 5
передачи

Уровень
освоения
1.
Типы
ремней
и шкивов. Геометрические 1
характеристики
ременных передач. Классификация
ременных передач. Силы натяжения в ремне. Достоинства

1

ПК 1.1, 1.2,
1.4, ОК 1

Ременные Содержание учебного материала

5

и недостатки ременной передачи.
Тема
6.
передачи

Цепные Содержание учебного материала

1.
Классификация цепных передач. Достоинства и 2
недостатки. Геометрические и кинематические параметры
цепной передачи.
Тема 7. Подшипники Содержание учебного материала
скольжения
и

Уровень
освоения

качения

1

1.
Классификация
подшипников
скольжения.
Достоинства и недостатки подшипников скольжения.
Виды разрушений и
критерии работоспособности
подшипников скольжения. Классификация подшипников
качения. Достоинства и недостатки. Шариковые и
роликовые подшипники.

ПК 1.1, 1.2,
1.4, ОК 1

Уровень
освоения
5

ПК 1.1, 1.2,
1.4, ОК 1

5

Тема 8. Разъемные и
неразъемные
соединения

Консультации
Экзамен

Всего:

Содержание учебного материала
1.
Резьбовые соединения. Крепежные резьбовые
соединения и их детали. Типы соединений стандартными
шпонками. Параметры, область применения шлицевых
соединений.

Уровень
освоения
1

5

ПК 1.1, 1.2,
1.4, ОК 1

6
6
120

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и
т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный
(самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Техническая механика»
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета
«Техническая механика» и лаборатории «Контроля и испытания продукции».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:


посадочные места по количеству обучающихся;


рабочее место преподавателя (стол, стул, компьютер);


интерактивная доска;


мультимедиапроектор;

принтер.
Оборудование лаборатории:

Разрывная машина электромеханическая РЭМ


3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Вереина, Л.И. Техническая механика. Учебник. 8-е изд./ Л.П.Вереина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
Вереина, Л.И. Основы технической механики.
Учебное пособие /
Л.П.Вереина, М.М.Краснов. – М.: издательский центр «Академия», 2016.
Основы технической механики: Рабочая тетрадь (3-е изд., стер.) учеб.
пособие 103113339 2016
Интернет-ресурсы.
1. Прикладная (техническая) механика, www.twirpx.com
2. Никитин Е.М. - Теоретическая механика для
техникумов
www.rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=386263
1
3. Техническая механика: Теоретическая
механика
www.fanknig.org/book.php?id=24152767
3.3.Организация образовательного процесса
При изучении учебного материала, выполнении практических и
самостоятельных работ обучающимся оказываются индивидуальные и
групповые консультации.
Параллельно освоению дисциплины «Техническая механика» осваивается
дисциплина «Инженерная графика» и «Материаловедение».
Обязательным условием допуска к сдаче экзамена является выполнение
практических и самостоятельных работ не менее 70% .

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров
Квалификация педагогических работников реализующих программы
учебной дисциплины

должна отвечать квалификационным требованиям,

указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах
образования,

(при

наличии):

соответствующего

наличия
профилю

высшего

профессионального

дисциплины

«Техническая

механика»; получение дополнительного профессионального образования по
программам повышения квалификации, в том в том числе в профильных
организациях, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
Результаты обучения
основы
технической
механики;
виды механизмов,
их

кинематические и динамические
характеристики;
методику
расчета

элементов
конструкций
на
прочность,
жесткость
и
устойчивость при
различных
видах деформации;
основы
расчетов

механических
передач
и
простейших сборочных единиц
общего назначения.
производить
расчеты

механических
передач
и
простейших сборочных единиц;

Критерии оценки



читать

91-100%
правильных
ответов
оценка
5
(отлично)
71-90%
правильных
ответов
оценка
4
(хорошо)
61-70%
правильных
ответов
оценка
3
(удовлетворительно)
Менее 60%
правильных аттестация:
ответов
оценка
2
Экспертная оценка
(неудовлетворительно)
сдаче экзамена
91-100%
решений
(отлично)

правильных Текущий
оценка
5 Экспертная

кинематические 71-90%
правильных
схемы;
решений
оценка
4
определять
напряжения
(хорошо)

в конструкционных элементах.
61-70%
правильных
решений
оценка
3
(удовлетворительно)


Формы и методы
оценки
Текущий
контроль:
Экспертная
оценка
практических
работ,
тестирования
и
по
результатам выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы.
Промежуточная
при

контроль:
оценка

практических
работ,
контрольной
работы и
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».