ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14
16:03:38 +02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03 ЭКОЛОГИЯ
2024 г.
Программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; на основе Примерной
программы общеобразовательной дисциплины «Экология» для профессиональных
образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным
автономным учреждением "Федеральный институт развития образования", протокол № 3
от 21 июля 2015 г.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской
области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии»
Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, методист
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
5
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
9
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
10
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
специальности
23.02.07
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
автотранспортных средств».
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология»
предназначена для изучения в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования
в
пределах
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и
специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №
413; на основе Примерной программы общеобразовательной дисциплины
«Экология» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
"Федеральный институт развития образования", протокол № 3 от 21 июля
2015 г.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС,
ППССЗ).
Содержание программы «Экология»
направлено на достижение
следующих целей:
получение фундаментальных знаний об экологических системах и
особенностях их функционирования в условиях нарастающей
антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии
как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в
формировании картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
экологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; определять состояние экологических систем
в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить
наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью
их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
4
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей
развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными
источниками информации;
воспитание
убежденности
в
необходимости
рационального
природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и
окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил
поведения в природе.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом обязательной
предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего
образования.
Учебная
дисциплина
«Экология»
изучается
в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности, используя полученные
экологические знания;
-объективное осознание значимости компетенций в области экологии
для человека и общества;
-умения проанализировать техногенные последствия для окружающей
среды, бытовой и производственной деятельности человека;
-готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения
экологической направленности, используя для этого доступные
источники информации;
-умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
-умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
-овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
5
-применение основных методов познания (описания, наблюдения,
эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного
воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их
достижения на практике;
-умение использовать различные источники для получения сведений
экологической направленности и оценивать ее достоверность для
достижения поставленных целей и задач;
предметных:
-сформированность представлений об экологической культуре как
условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития
общества и природы, экологических связях в системе «человек—
общество — природа»;
-сформированность экологического мышления и способности
учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах
деятельности;
-владение умениями применять экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
-владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах
сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
-сформированность личностного отношения к экологическим
ценностям, моральной ответственности за экологические последствия
своих действий в окружающей среде;
-сформированность способности к выполнению проектов экологически
ориентированной
социальной
деятельности,
связанных
с
экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и
повышением их экологической культуры.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История
развития
экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль
экологии в
формировании современной картины мира и в практической деятельности
людей.
Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
1. Экология как научная дисциплина
Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности
действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.
6
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда,
окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы
экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие
«загрязнение среды».
Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и
глобальные.
Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные
способы
решения глобальных экологических проблем.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Практическое занятие
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах
местности, окружающей обучающегося.
2. Среда обитания человека и экологическая безопасность
Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты.
Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Основные экологические требования к компонентам окружающей человека
среды.
Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической
безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и
вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к
организации строительства в городе. Материалы, используемые в
строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая
безопасность. Контроль за качеством строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к
дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при
дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность.
Контроль за качеством
строительства дорог.
Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе.
Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы
переработки
промышленных и бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской
местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути
решения экологических проблем сельского хозяйства.
Демонстрация
Схема агроэкосистемы.
Практическое занятие
Описание жилища человека как искусственной экосистемы.
3. Концепция устойчивого развития
7
Возникновение
концепции
устойчивого
развития.
Глобальные
экологические проблемы и способы их решения. Возникновение
экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция
взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и
развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в
рамках
концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный,
культурный
и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.
Экологические след и индекс человеческого развития.
Демонстрации
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Практическое занятие
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
4. Охрана природы
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы
организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники,
национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные
территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и
экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты
экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических
проблем.
Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России.
Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.
Возможности управления экологическими системами (на примере лесных
биогеоценозов и водных биоценозов).
Демонстрации
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Особо охраняемые природные территории России.
Практическое занятие
Сравнительное
описание
естественных
природных
систем
и
агроэкосистемы.
Экскурсия
Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего
обучающегося.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
При
реализации
содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины «Экология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
8
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - 36 часов,
самостоятельная работа студентов - 2 часа.
Тематический план
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
Экология как научная
дисциплина
Среда обитания человека и экологическая безопасность
Концепция устойчивого развития
Охрана природы
самостоятельная работа
ИТОГО
Дифференцированный зачет
Количество
часов
2
6
12
8
6
2
36
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
экологических основ природопользования, библиотеки, читального зала с
выходом в сеть Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
Рабочие места обучающихся;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Интернет-ресурсов,
9
Валова В.Д. Экология. — М., 2012.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы
природопользования. — М., 2014.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М.,
2013.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый
уровень). 10 —11 классы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена
человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый
уровень). 10 — 11 классы. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы
экологии России).
10
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
№
урока
1
1-2
3-4
Тема урока
Самостоятельная
внеаудиторная работа
2
3
- постановка личных целей
Введение
и задач при изучении
(2 часа)
экологии;
- составление плана
самостоятельной работы
для изучения экологии.
1 Раздел. Экология как научная дисциплина (6 часов)
Общая экология
-составление конспекта по
дидактическим единицам;
д/з
4
план
самостоятель
ной работы
Опорный
конспект
лекций
-систематическая
Опорный
проработка учебной
конспект
литературы (по вопросам к
лекций
параграфам);
7-8
Прикладная экология
-систематическая
Подготовка
проработка
учебной
докладов
литературы (по вопросам к
параграфам);
2 Раздел. Среда обитания человека и экологическая безопасность (12 часов)
9-11
Среда обитания человека
-систематическая
Опорный
проработка учебной
конспект
литературы (по вопросам к
лекций
параграфам);
12-14
Городская среда
- составление таблиц;
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
15-17
Сельская среда
составление конспекта по
Опорный
дидактическим единицам;
конспект
лекций
18-20
Практические занятия
Анализ результатов ПЗ
Подготовка
1. Описание антропогенных
ответов на
изменений в естественных
вопросы ПЗ
природных ландшафтах
местности, окружающей
обучающегося.
3 Раздел. Концепция устойчивого развития (8 часов)
21-22
2. Описание жилища человека как Анализ результатов ПЗ
Подготовка
искусственной экосистемы.
ответов на
вопросы ПЗ
23-24
Возникновение концепции
Подготовка
устойчивого развития
докладов
25-26
Устойчивость и развитие
систематическая
Опорный
проработка учебной
конспект
литературы (по вопросам к
лекций
параграфам);
5-6
Социальная экология
11
27-28
29-31
Практические занятия
Анализ результатов ПЗ
1.Решение экологических задач на
устойчивость и развитие
4 Раздел. Охрана природы (6 часов)
Природоохранная деятельность
составление конспекта по
дидактическим единицам;
32-34
Самостоятельная работа
35-36
Дифференцированный зачет
- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)
Анализ результатов ДЗ
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Опорный
конспект
лекций
конспект
12