ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:02:57
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 Математика
2024 г.
Программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных
средств».
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Глинская Ольга Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
5
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Математика» является обязательной
частью математического и общего естественнонаучного цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Учебная дисциплина «Математика» наряду с другими учебными
дисциплинами обеспечивает формирование общих и профессиональных
компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Общие и
профессиональ
ные
компетенции
Уметь
Знать
ОК 1, ОК 2
решать прикладные задачи в
области профессиональной
деятельности
основные математические методы
решения прикладных задач в области
профессиональной деятельности
решать прикладные задачи в
области профессиональной
деятельности
основные понятия и методы теории
вероятностей и математической
статистики
решать прикладные задачи в
области профессиональной
деятельности
основные математические методы
решения прикладных задач в области
профессиональной деятельности;
ПК 1.2.
основы интегрального и
дифференциального исчисления;
решать прикладные задачи в
области профессиональной
деятельности
основные математические методы
решения прикладных задач в области
профессиональной деятельности
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
62
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем
60
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
1
Раздел 1
Тема 1.1
Комплексные
числа и
действия над
ними
Раздел 2.
Тема 2.1
Матрицы,
определители
Тема 2.2
Системы
линейных
уравнений
Раздел 3.
Тема 3.1
Прямая на
2
Основы теории комплексных чисел
Содержание учебного материала
1
Комплексные числа и действия над ними. Геометрическая
интерпретация комплексных чисел.
2
Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа
Основы линейной алгебры
Объем часов
Осваиваемые
элементы
компетенций
3
4
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
8
Содержание учебного материала
1
Матрицы. Виды матриц. Действия над матрицами, их свойства
2
Определители и их вычисление. Свойства определителей
3
Миноры, алгебраические дополнения. Обратная матрица.
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
8
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
Содержание учебного материала
1
Системы n- линейных уравнений с двумя и более переменными.
2
Решение систем уравнений по формулам Крамера и методом Гаусса
3
Решение систем линейных уравнений матричным методом
Основы аналитической геометрии
Содержание учебного материала
1
Уравнение линии. Прямая. Параметрические уравнения прямой.
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
8
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
6
Каноническое уравнение прямой.
2
Уравнение прямой, проходящей через две точки. Уравнение прямой с
угловым коэффициентом
3
Общее уравнение прямой и его исследование. Условие параллельности
и перпендикулярности прямых
Содержание учебного материала
Тема 3.2
Кривые второго
1
Понятие о кривых второго порядка. Окружность
порядка
2
Эллипс. Его уравнение
плоскости и её
уравнение
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
Раздел 4.
Тема 4.1
Теория
пределов
Тема 4.2
Производная и
дифференциал
Тема 4.3
Неопределённы
й интеграл
3
Гипербола и её уравнение
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
Парабола и её уравнение
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
Основы математического анализа
Содержание учебного материала
1
Функции одной переменной. Понятие предела функции в точке и его
свойства. Непрерывность функции
2
Предел функции на бесконечности. Первый и второй замечательные
пределы
Содержание учебного материала
1
Понятие производной, её геометрический и механический смысл.
Понятие дифференциала функции
2
Правила и формулы дифференцирования. Производные высшего
порядка
3
Исследование функции с помощью производной и построение её
графика
Содержание учебного материала
1
Понятие неопределённого интеграла. Непосредственное
интегрирование
2
Интегрирование методом замены переменной и по частям
20
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
7
Тема 4.4
Определённый
интеграл
Содержание учебного материала
1
Определённый интеграл и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница.
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
Замена переменной и интегрирование по частям в определённом
интеграле
Содержание учебного материала
1
Дифференциальные уравнения. Основные понятия. Задача Коши.
Уравнения с разделяющими переменными
2
Линейные дифференциальные уравнения первого порядка
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
2
Тема 4.5
Дифференциаль
ные уравнения
3
4
Раздел 5.
Тема 5.1
Множества.
Отношения
Раздел 6.
Тема 6.1
Элементы
теории
вероятностей
Дифференциальные уравнения высших порядков, допускающие
понижение порядка
Линейные однородные дифференциальные уравнения высших порядков
с постоянными коэффициентами
Основы дискретной математики
Содержание учебного материала
1
Понятие множества. Операции над множествами. Отношения и их
свойства
Основы теории вероятностей и математической статистики.
Содержание учебного материала
1
Понятие события и вероятность события.
2
Теоремы сложения и умножения вероятностей.
Содержание учебного материала
Тема 6.2
Элементы
1
Случайная
величина. Дискретная случайная величина, закон её
математической
распределения. Числовые характеристики дискретной случайной
статистики
величины
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
6
6
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
8
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
4
8
Основные численные методы
Раздел 7.
Содержание учебного материала
Тема 7.1
Приближенные
1
Точные и приближенные числа. Значащие цифры числа. Абсолютная
числа и
и относительная погрешности приближенных чисел.
действия с ними
Самостоятельная работа
4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2
Всего
62
4
ОК 1 ОК 2, ПК 1.2
2
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Математика»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающихся (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- учебно-наглядные пособия
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Дадаян А.А. Математика: учебник. – М., ФОРУМ,
2013.http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=397662
2. ББашмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. —М., Академия ИЦ, 2014.
3. ББашмаков М.И. Математика. Задачник: учебное пособие. – М.: Академия
ИЦ, 2014
3.3. Организация образовательного процесса
Перед изучением дисциплины «Математика» студент должен:
- иметь практический опыт в самостоятельном принятии решений; в
организации своего рабочего места; в работе с учебной и справочной
литературой.
- уметь организовывать и планировать собственную деятельность;
- знатьосновы алгебры и начала математического анализа;
- уметь пользоваться информационными технологиями.
Для проведения занятий учебный кабинет «Математика» должен:
представлять
собой учебные аудитории соответствующие
правилам техники безопасности и санитарно-гигиеническим
нормам для проведения учебных занятий всех типов,
предусмотренных образовательной программой, в том числе
10
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля
и промежуточной аттестации, а также помещения для
самостоятельной
работы,
оснащенными
оборудованием,
техническими
средствами
обучения
и
материалами,
учитывающими требования международных стандартов.
быть
оснащен компьютерной техникой с возможностью
подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в
электронную
информационно-образовательную
среду
образовательной
организации,
обеспечен
комплектом
лицензионного программного обеспечения.
быть обеспечен учебниками, справочниками, дидактическими
материалами, раздаточными материалами в соответствии с
разделами программы..
иметь в наличие стендовый материал помогающий студентам в их
учебной деятельности, в развития умений и навыков, в организации и
выполнении самостоятельной и домашней работы.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров.
Квалификация преподавателей «Математика» должна отвечать
квалификационным требованиям, указанным в действующих
квалификационных справочниках, и (или) профессиональных
стандартах (при наличии).
Указанные
преподаватели
получают
дополнительное
профессиональное
образование
по
программам
повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление
деятельности
которых
соответствует
области
профессиональной деятельности преподавателя, не реже 1 раза в 3 года
с учетом спектра профессиональных компетенций.
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
«Математика» осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
Результаты
ответов
определяются оценками «отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Текущий контроль:
Интерпретация
решать прикладные
результатов
задачи вобласти
наблюдения за
профессиональной
деятельностью
Ответ
оценивается
отметкой обучающихся в
деятельности.
«отлично», если обучающийся:
процессе групповой
Знать:
- полно раскрыл содержание материала дискуссии
в
объеме,
предусмотренном
значение
программой и учебником;
Оценка выполненных
математики в
- изложил материал грамотным языком, самостоятельных
профессиональной
точно
используя
математическую работ
деятельности и при
терминологию
и
символику,
в
освоении ППССЗ;
определенной
логической Оценка выполненных
домашних работ
последовательности;
основные
- правильно выполнил
рисунки,
математические
Оценка выполненных
чертежи,
графики,
сопутствующие
методы решения
самостоятельных
ответу;
прикладных задач в
работ
- показал умение иллюстрировать
области
теорию
конкретными
примерами, Оценка результатов
профессиональной
применять
ее
в
новой
ситуации
при устных опросов
деятельности;
выполнении практического задания;
основные понятия и
- продемонстрировал знание теории Промежуточный
методы
ранее изученных сопутствующих тем, контроль:
математического
сформированность и устойчивость Оценка в ходе
анализа,
используемых при ответе умений и проведения и защиты
дискретной
практических работ
навыков;
математики,
-отвечал
самостоятельно,
без
Оценка
линейной алгебры,
наводящих вопросов преподавателя;
теории
- возможны одна – две неточности при теоретической части
вероятностей и
освещение второстепенных вопросов зачетного задания по
математической
или в выкладках, которые обучающийся дисциплине
статистики,
легко исправил после замечания Оценка практической
основные
преподавателя.
части зачетного
численные методы
Ответ
оценивается
отметкой задания по
решения
«хорошо»,
если
удовлетворяет
в дисциплине
прикладных задач;
основном требованиям на оценку
«отлично», но при этом имеет некоторые Оценка результатов
основы
из недостатков:
проверочных работ
интегрального и
Уметь:
12
дифференциального
исчисления.
- в изложении допущены небольшие
пробелы,
не
исказившее Итоговый контроль:
математическое содержание ответа;
дифференцированный
- допущены один – два недочета при зачет.
освещении
основного
содержания
ответа, исправленные после замечания
преподавателя;
- допущены ошибка или более двух
недочетов
при
освещении
второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные после
замечания преподавателя.
Отметка
«удовлетворительно»
ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание
материала
(содержание
изложено
фрагментарно,
не
всегда
последовательно), но показано общее
понимание
вопроса
и
продемонстрированы
умения,
достаточные
для
усвоения
программного материала (определены
«Требованиями
к
математической
подготовке учащихся» в настоящей
программе по математике);
- имелись затруднения или допущены
ошибки в определении математической
терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные
после
нескольких
наводящих вопросов преподавателя;
- обучающийся не справился с
применением теории в новой ситуации
при
выполнении
практического
задания,
но
выполнил
задания
обязательного уровня сложности по
данной теме;
при
достаточном
знании
теоретического материала выявлена
недостаточная
сформированность
основных умений и навыков.
Отметка «неудовлетворительно»
ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание
учебного материала;
- обнаружено незнание обучающимся
большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении
понятий,
при
использовании
математической
терминологии,
в
рисунках, чертежах или графиках, в
выкладках, которые не исправлены
13
после нескольких наводящих вопросов
преподавателя.
14