ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:00:51
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
2024 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Малинина Ирина Алексеевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
10
ОСВОЕНИЯ
11
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Программа учебной дисциплины «История» может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации
программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. Опыт работы не
требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина
является частью общего
гуманитарного и социально – экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цели и задачи дисциплины:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими
исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических
доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений
и процессов современного мира, определять собственную позицию по
отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и
принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного
анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и
личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и
культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков
(XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития ведущих государств и
регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления
их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных
и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения
Результатом освоения программы является освоение обучающимися
общих компетенций (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языке.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов.
программы
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Объем часов
48
48
2
-
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1 Развитие
СССР и его место в
мире в 1980-е
Тема 1.1.
Введение
Тема 1.2.
II Мировая война.
Внешняя политика
в послевоенный
период
Тема 1.3.
Основные
тенденции
развития СССР к
1980-м годам
Раздел 2. Развитие
СССР и его место в
мире в 1980-е
Тема 2.1
Дезинтеграционные
процессы в России
и Европе во второй
половине 80-х гг.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Объем часов
3
12
Содержание учебного материала
1 История в системе гуманитарных наук.
2
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольная работа : (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся :
Содержание учебного материала
1 Вторая мировая война § 22,23,24,25,26
2 «Холодная война» § 27.28,29
3 Внешняя политика в 50-60 гг. 20 века § 28
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольная работа : (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся :
- составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
Содержание учебного материала
1 Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг § 30,31
2 Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя
политика СССР. § 34
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся :
-составление конспекта по дидактическим единицам;
6
Содержание учебного материала
1 Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. § 32,38
2 Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. §
37.38
3 Распад СССР и образование СНГ. 40
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Контрольная работа по 1 и 2 разделам
6
4
Уровень
освоения
4
1
1
2
1
1
1
8
2
1
1
2
7
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3 Россия и
мир в конце XX начале XXI века.
Тема 3..1.
Содержание учебного материала
1 Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в
Постсоветское
1990-е гг. § 40
пространство в 90-е 2
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на
гг. XX века.
постсоветском
пространстве.
3 Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая
конкуренция и
экономическое сотрудничество.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
1 Россия на постсоветском пространстве. Внутренняя политика России на Северном
Укрепление
Кавказе § 41,42, 43
влияния России на Лабораторные работы (не предусмотрены)
постсоветском
Практические занятия: (не предусмотрены)
пространстве
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Россия и мировые 1 Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа
интеграционные
НАТО и
политические ориентиры России
процессы
2 Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и
отдельных регионах мира.
Участие России в этом процессе.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Развитие культуры 1 Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой
культуры
в России
2 Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода
совести» в России.
3 Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия ( не предусмотрены)
30
6
1
1
1
2
4
1
2
1
6
1
1
-
2
8
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.5.
Содержание учебного материала
1 Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе
Перспективы
2 Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов
развития РФ в
– главное условие
современном мире.
политического развития
3 Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике
4 Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод
человека – основа развития
культуры в РФ
5 Дифференцированный зачёт
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Контрольная работа по теме:» Россия и мир в конце XX - начале XXI века».
Самостоятельная работа обучающихся:
Примерная тематика курсовой работы (не предусмотрена)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (не предусмотрена)
Всего:
10
2
1
1
1
2
48
1
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета истории:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, А.И.Уткин,
А.В.Филиппов. – М.: Просвещение, 2010.
2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И.
Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Л.Н.
Алексашкина. – М.: Просвещение, 2009. - 432 с.
Дополнительные источники:
1. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. / З.Бжезинский. - М.:
Международные отношения, 1998.
2. Ванюков, Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века.
/Д.А. Ванюков. - М.: Мир книги, 2007.
3. Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России
: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М.:
Юристъ, 2005.
4. Дроздов, Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.:
Артстиль-полиграфия, 2009.
5. Изосимов, Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум,
1998.
6. Кузык, Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.:
Институт экономических стратегий, 2006.
7. Леонов, Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008.
8. Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в современном мире.
/Н.А.Нарочницкая. - М.: Алгоритм, 2009.
10.Печенев, В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (19852003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В.
Печенев. - М.: Норма, 2004.
10
9.Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат,
2008.
10.Сурков, В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит.
университет, 2007.
11.Шубин, А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:
Европа, 2005.
Интернет ресурсы:
http://school-collection.edu.ruинформационно-познавательный портал:
Всемирная история в Интернете, доступ не ограничен, не требует
регистрации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Промежуточным контролем освоения обучающимися дисциплины является
дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных,
региональных, мировых социальноэкономических, политических и
культурных проблем;
Знания:
основные направления развития
ключевых регионов мира на рубеже веков
(XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы при
выполнении домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля. Экспертная оценка в рамках
зачетных мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы при
выполнении домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
11
основные процессы (интеграционные,
поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития
ведущих государств и регионов мира;
о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
* о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
содержание и назначение важнейших
правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения
контроля на занятиях. Экспертная оценка в
рамках
зачетных
мероприятий
по
дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
реферата.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы при
выполнении домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на занятиях. Экспертная оценка в
рамках
зачетных
мероприятий
по
дисциплине.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
занятиях, при выполнении домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на занятиях. Экспертная оценка в
рамках
зачетных
мероприятий
по
дисциплине.
Формы и методы контроля и оценки результатов
направленных на сформированность общих компетенций.
Код и наименование
профессиональных
и общих
компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
Критерии оценки
Умения:
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию, необходимую
обучения,
Методы
оценки
Практические
занятия
Ситуационные
задания
12
контекстам
для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника).
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
ОК 02. Осуществлять Умения:
поиск, анализ и
определять задачи поиска информации;
интерпретацию
определять необходимые источники информации;
информации,
планировать процесс поиска;
необходимой для
структурировать получаемую информацию;
выполнения задач
выделять наиболее значимое в перечне
профессиональной
информации;
деятельности
оценивать практическую значимость результатов
поиска;
оформлять результаты поиска
Знания:
номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска
информации
ОК 03. Планировать и Умения:
реализовывать
определять актуальность нормативно-правовой
собственное
документации в профессиональной деятельности;
профессиональное и
выстраивать траектории профессионального и
личностное развитие. личностного развития
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
ОК 04. Работать в
Умения:
коллективе и
организовывать работу коллектива и команды;
команде, эффективно взаимодействоватьс коллегами, руководством,
взаимодействовать с
клиентами
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Деловая игра
13
коллегами,
руководством,
клиентами.
ОК 05. Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.
Знания:
психология коллектива;
психология личности;
основы проектной деятельности
Умения:
излагать свои мысли на государственном языке;
оформлять документы.
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Знания:
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов.
Умения:
применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
использовать современное программное
обеспечение
Знания:
современные средства и устройства
информатизации;
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности.
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие
и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности;
особенности произношения;
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Практические
занятия
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Деловая игра
Тестирование
Собеседование
Экзамен
14
правила чтения текстов проф. направленности
15