18. ОГСЭ.02 История

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 16:00:51
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

2024 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) специальности среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».

Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»

Разработчики:
Малинина Ирина Алексеевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

10

ОСВОЕНИЯ

11

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Программа учебной дисциплины «История» может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации
программ переподготовки кадров в учреждениях СПО. Опыт работы не
требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина
является частью общего
гуманитарного и социально – экономического цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цели и задачи дисциплины:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими
исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических
доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений
и процессов современного мира, определять собственную позицию по
отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и
принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного
анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и
личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.

4

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и
культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков
(XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и
иные) политического и экономического развития ведущих государств и
регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления
их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных
и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения
Результатом освоения программы является освоение обучающимися
общих компетенций (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языке.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов.

программы

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем часов
48
48
2
-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1 Развитие
СССР и его место в
мире в 1980-е
Тема 1.1.
Введение

Тема 1.2.
II Мировая война.
Внешняя политика
в послевоенный
период

Тема 1.3.
Основные
тенденции
развития СССР к
1980-м годам
Раздел 2. Развитие
СССР и его место в
мире в 1980-е
Тема 2.1
Дезинтеграционные
процессы в России
и Европе во второй
половине 80-х гг.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2

Объем часов
3
12

Содержание учебного материала
1 История в системе гуманитарных наук.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольная работа : (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся :
Содержание учебного материала
1 Вторая мировая война § 22,23,24,25,26
2 «Холодная война» § 27.28,29
3 Внешняя политика в 50-60 гг. 20 века § 28
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольная работа : (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся :
- составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
Содержание учебного материала
1 Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг § 30,31
2 Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя
политика СССР. § 34
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся :
-составление конспекта по дидактическим единицам;

6

Содержание учебного материала
1 Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. § 32,38
2 Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. §
37.38
3 Распад СССР и образование СНГ. 40
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Контрольная работа по 1 и 2 разделам

6

4

Уровень
освоения
4

1

1
2
1

1
1

8

2

1
1
2

7

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3 Россия и
мир в конце XX начале XXI века.
Тема 3..1.
Содержание учебного материала
1 Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в
Постсоветское
1990-е гг. § 40
пространство в 90-е 2
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на
гг. XX века.
постсоветском
пространстве.
3 Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая
конкуренция и
экономическое сотрудничество.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
1 Россия на постсоветском пространстве. Внутренняя политика России на Северном
Укрепление
Кавказе § 41,42, 43
влияния России на Лабораторные работы (не предусмотрены)
постсоветском
Практические занятия: (не предусмотрены)
пространстве
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Россия и мировые 1 Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа
интеграционные
НАТО и
политические ориентиры России
процессы
2 Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и
отдельных регионах мира.
Участие России в этом процессе.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Развитие культуры 1 Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой
культуры
в России
2 Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода
совести» в России.
3 Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия ( не предусмотрены)

30

6

1
1

1
2
4

1

2
1

6

1
1

-

2

8

Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 3.5.
Содержание учебного материала
1 Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе
Перспективы
2 Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов
развития РФ в
– главное условие
современном мире.
политического развития
3 Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике
4 Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод
человека – основа развития
культуры в РФ
5 Дифференцированный зачёт
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия: (не предусмотрены)
Контрольная работа по теме:» Россия и мир в конце XX - начале XXI века».
Самостоятельная работа обучающихся:
Примерная тематика курсовой работы (не предусмотрена)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (не предусмотрена)
Всего:

10

2
1
1
1

2
48

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета истории:
 рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, А.И.Уткин,
А.В.Филиппов. – М.: Просвещение, 2010.
2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И.
Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Л.Н.
Алексашкина. – М.: Просвещение, 2009. - 432 с.
Дополнительные источники:
1. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. / З.Бжезинский. - М.:
Международные отношения, 1998.
2. Ванюков, Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века.
/Д.А. Ванюков. - М.: Мир книги, 2007.
3. Дегтев, Г.В. Становление и развитие института президентства в России
: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М.:
Юристъ, 2005.
4. Дроздов, Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.:
Артстиль-полиграфия, 2009.
5. Изосимов, Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум,
1998.
6. Кузык, Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.:
Институт экономических стратегий, 2006.
7. Леонов, Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008.
8. Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в современном мире.
/Н.А.Нарочницкая. - М.: Алгоритм, 2009.
10.Печенев, В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (19852003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В.
Печенев. - М.: Норма, 2004.
10

9.Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат,
2008.
10.Сурков, В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит.
университет, 2007.
11.Шубин, А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:
Европа, 2005.
Интернет ресурсы:
http://school-collection.edu.ruинформационно-познавательный портал:
Всемирная история в Интернете, доступ не ограничен, не требует
регистрации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Промежуточным контролем освоения обучающимися дисциплины является
дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных,
региональных, мировых социальноэкономических, политических и
культурных проблем;
Знания:
основные направления развития
ключевых регионов мира на рубеже веков
(XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы при
выполнении домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля. Экспертная оценка в рамках
зачетных мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы при
выполнении домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
11

основные процессы (интеграционные,
поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития
ведущих государств и регионов мира;

о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;

* о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;

содержание и назначение важнейших
правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения

контроля на занятиях. Экспертная оценка в
рамках
зачетных
мероприятий
по
дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
реферата.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы при
выполнении домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на занятиях. Экспертная оценка в
рамках
зачетных
мероприятий
по
дисциплине.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на контрольных работах.
Экспертное
наблюдение
и
оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы на
занятиях, при выполнении домашних работ.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных домашних заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на занятиях. Экспертная оценка в
рамках
зачетных
мероприятий
по
дисциплине.

Формы и методы контроля и оценки результатов
направленных на сформированность общих компетенций.
Код и наименование
профессиональных
и общих
компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным

Критерии оценки

Умения:
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию, необходимую

обучения,

Методы
оценки

Практические
занятия
Ситуационные
задания

12

контекстам

для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника).
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
ОК 02. Осуществлять Умения:
поиск, анализ и
определять задачи поиска информации;
интерпретацию
определять необходимые источники информации;
информации,
планировать процесс поиска;
необходимой для
структурировать получаемую информацию;
выполнения задач
выделять наиболее значимое в перечне
профессиональной
информации;
деятельности
оценивать практическую значимость результатов
поиска;
оформлять результаты поиска
Знания:
номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска
информации
ОК 03. Планировать и Умения:
реализовывать
определять актуальность нормативно-правовой
собственное
документации в профессиональной деятельности;
профессиональное и
выстраивать траектории профессионального и
личностное развитие. личностного развития
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная научная и профессиональная
терминология;
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
ОК 04. Работать в
Умения:
коллективе и
организовывать работу коллектива и команды;
команде, эффективно взаимодействоватьс коллегами, руководством,
взаимодействовать с
клиентами

Тестирование
Собеседование
Экзамен

Практические
занятия

Тестирование
Собеседование
Экзамен

Практические
занятия

Тестирование
Собеседование
Экзамен

Практические
занятия
Деловая игра

13

коллегами,
руководством,
клиентами.

ОК 05. Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

ОК 09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке.

Знания:
психология коллектива;
психология личности;
основы проектной деятельности
Умения:
излагать свои мысли на государственном языке;
оформлять документы.

Тестирование
Собеседование
Экзамен

Знания:
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов.
Умения:
применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
использовать современное программное
обеспечение
Знания:
современные средства и устройства
информатизации;
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности.
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие
и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности;
особенности произношения;

Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия

Практические
занятия

Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Деловая игра

Тестирование
Собеседование
Экзамен

14

правила чтения текстов проф. направленности

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».