ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:59:45
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУП.01 Введение в специальность/Родной язык
2024 г.
1
Нормативную правовую основу программы по учебной дисциплине «Введение в
специальность/Родной язык» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- приказ Минобрнауки Росси от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте
России 07.06.2012 г. № 24480) (далее – ФГОС СОО);
-
приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России
06.10.2020 г. № 60252);
- приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении
Порядка
организации
образовательным
и
осуществления
программам
среднего
образовательной
деятельности
профессионального
по
образования»
(зарегистрирован 21.09.2022 г. № 70167) (вступает в силу с 01.03.2023 г.);
- приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении
федеральной
образовательной
программы
среднего
общего
образования»
бюджетное
учреждение
(зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 г. № 71763)
Организация-разработчик:
государственное
Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж
мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик: Мезина Алла Сергеевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
стр.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/РОДНОЙ ЯЗЫК»
9
10
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский родной язык
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 «Техническое
обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому родному языку на
личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета
«Русский родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные методические
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Русский родной язык».
Содержание программы «Русский родной язык» направлено на достижение
следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культу- рам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина «Русский родной язык» является учебным предметом
обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего
образования. Учебная дисциплина
«Русский
родной
язык» изучается в
4
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский родной язык» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностные результаты:
–
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
–
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность,
креативность,
готовность
и
способность
к
личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего
на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию
в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
–
приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
• метапредметные результаты:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
5
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
• предметные результаты:
–
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
–
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
–
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
–
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
–
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
–
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
6
–
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
–
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
–
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
–
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
–
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
–
соблюдать культуру публичной речи;
–
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
–
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
–
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных
и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Язык и культура
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и
межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Развитие языка как
объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах
языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов,
их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Нормы
употребления
причастных
и
деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
7
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики.
Этикетное
речевое поведение
в ситуациях
делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской
культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие
эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи.
Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры,
сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение.
Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения.
Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной
речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологи- ческие и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические эн- циклопедии,
словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля:
точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения
текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологиче- ские,
синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения.
Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использова- ние
учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской
речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
•
•
•
•
•
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРОЕКТОВ
Жанр интервью в современных газетах
Искусство вести беседу
Телевидение и литература: что окажется сильнее
Как влияют социальные сети на язык.
Край родной в легендах и преданиях.
8
•
Научные открытия А.А. Шахматова.
•
Причины заимствования в современном русском языке.
•
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
•
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской
речи.
•
Структурные особенности русских метафор.
•
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на
материале предвыборных публикаций).
•
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
•
Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных
СМИ.
•
Сетевой знак @ в разных языках.
•
Слоганы в языке современной рекламы.
•
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
•
Роль "ников" в интернете.
•
Язык как отражение национального характера.
•
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
•
Языковой портрет ученика нашей школы.
•
Как влияют социальные сети на язык?
•
Особенности языка СМС сообщений.
•
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Русский
родной язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) объем образовательной
нагрузки обучающихся составляет – 80 часов.
Тематический план
Учебная нагрузка обучающегося во взаимодействии с
преподавателем
Язык и культура
Культура речи
Речевая деятельность.
Текст.
Дифференцированный зачет
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки
Количество
часов
22
36
18
2
78
2
80
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ
РОДНОЙ ЯЗЫК»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и
литература», библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «русский язык и литература»:
рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
9
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением.
библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет; актового зала.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Учебные издания для обучающихся:
1.
Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для
школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
2.
Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах. СанктПетербург. Литера. 2009 г.
3.
Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах.
Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
4.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое зна- ние,
2002.
5.
Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
6.
Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к успеху. – СПб.,
2004.
7.
Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку. Москва. Эксмо.
2010 г.
8.
Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в таб- лицах и
схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
9.
Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7 классы. Ростовна-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Для преподавателей:
1. Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и школьников. –
М.: «Издательство АСТ», 2018.
Интернет ресурсы:
1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
2. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка – информационносправочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной
форме).
3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
4. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
5. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для
учителей «Я иду на урок русского языка».
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
№ урока
Тема
урока
Колво часов
1
2
3
1-3
4-7
8-10
Язык и культура (22 часа)
Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире
Система русского языка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление
Основные тенденции активных процессов в
современном русском языке. «Неологический бум»
русского языка в 21 веке, его причины
1
1
2
10
11-13
14-16
17-19
20-22
23-25
26-29
30-32
33-35
36-38
39-42
43-45
46-48
49-52
53-55
56-58
59-60
61-62
Изменение значений и переосмысление
имеющихся в русском языке слов, их
стилистическая переоценка
Творческая работа «Неологизмы в жизни
современного общества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие
современного русского языка»
Анализ контрольной работы
Культура речи (36 часов)
Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Речевая избыточность
и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
2
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка
Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных
предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие
нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет- полемики.
2
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.
Сочинение-рассуждение «Что такое культура
речи?»
Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Речь. Речевая деятельность. Тест (18 часов)
Понятие речевого (риторического) идеала,
эффективности речевого общения.
Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.
1
2
1
1
2
2
2
2
2
1
2
1
1
2
2
11
63-64
Техника импровизированной речи. Средства речевой
выразительности: «цветы красноречия». Риторика
остроумия
2
65-67
Категория монолога и диалога как формы речевого
общения
Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика
Публичное выступление (практическое занятие)
2
68-69
70-71
2
2
72-73
Функциональные разновидности языка.
Публицистический, научный, официально-деловой
стили речи
2
74-76
Язык художественной литературы. Разговорная
речь
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа
2
77-78
79-80
2
12