ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:50:21
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
2024 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности 19.02.12
Технология продуктов питания животного происхождения.
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Мастюгин Юрий Викторович, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
стр.
4
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
6
ПРОГРАММЫ
11
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
СОДЕРЖАНИЕ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины
является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по
специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного
происхождения.
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки)
в сфере мясоперерабатывающего
производства, в программах по профессиональной подготовке рабочих:
Изготовитель полуфабрикатов из мяса птицы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина, входящая
в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1) определять топографическое положение органов и частей тела
сельскохозяйственных животных (в том числе птицы и кроликов);
2) использовать особенности строения организмов животных и
физиологических процессов для получения продуктов заданного качества
и свойств;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1) морфологию,
строение
и
функции
органов
и
тканей
сельскохозяйственных животных;
2) строение и функцию клеток, тканей, общие закономерности строения и
развития органов животного;
3) строение, топографию и физиологические функции органов движения;
4) строение и физиологические функции кожного покрова и его
производных;
5) строение, топографию и физиологические функции систем внутренних
органов;
6) строение, топографию и физиологические функции органов крово- и
лимфообращения;
7) строение, топографию и физиологические функции желез внутренней
секреции;
8) строение, топографию и физиологические функции нервной системы и
анализаторов
4
Результатом освоения программы является освоение обучающимися общих
компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
84
4
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ;
- подготовка ответов на вопросы к практическим
занятиям;
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной
80
литературы;
- зарисовка иллюстраций к дидактическим единицам тем;
- подготовка и оформление рефератов (компьютерных
презентаций) по темам
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1. 1. Понятие
о клетке, тканях и
организме
Раздел 2.
Тема 2.1. Костная
система
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
2
Понятие о клетке, тканях и организме
Содержание учебного материала
1 Понятие о клетке, тканях и организме
2 Типы тканей
Лабораторные работы
1. Микроскоп, его устройство, правила работы с ним. Техника микрокопирования
2. Изучение под микроскопом гистологического строения клетки
3. Техника изготовления гистологических препаратов
4. Гистологическое строение тканей организма животных
Самостоятельная работа обучающихся
- составление конспекта по теме «Основные проявления жизни животного»
- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- подготовка и оформление рефератов (компьютерных презентаций) по темам:
«Основные проявления жизни животного», «Строение животного»
- зарисовка иллюстраций в альбоме «Ультрамикроскопическое строение клетки
животных»
Система органов движения
Содержание учебного материала
1 Понятие о скелете и закономерностях его строения
2 Строение кости как органа
3 Осевой скелет
4 Периферический скелет
5 Соединение костей
Лабораторные работы
1.Изучение осевого скелета
2.Изучение периферического скелета
3.Изучение суставов и их видов
Объем
часов
3
8
Уровень
освоения
4
Осваиваемые
элементы
компетенций
5
2
2
ОК 1-9
ОК 1-9
2
1
2
2
2
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
8
-
15
7
7
Практические занятия
1.Деление костей по форме и функции
2.Изучение видов сращения
Контрольная работа по разделу 1, 2
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Мышечная система 1 Мышца как целостный орган
2 Основные физиологические свойства скелетных мышц
3 Вспомогательные органы мышц
4 Мышцы туловища
5 Мышцы конечностей
Практические занятия
1. Изучение главнейших мышц млекопитающих животных
2. Изучение мышечной системы птиц
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка отчетов по результатам лабораторной работы;
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям;
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы,
- подготовка и оформление рефератов (компьютерных презентаций) по темам:
«Мышцы туловища», «Мышцы конечностей», «Физиологические свойства мышц»
- зарисовка иллюстраций в альбоме «Строение мышцы как органа», «Типы
строения перистых мышц», «Вспомогательные органы мышцы», «Поверхностные
мышцы»
Раздел 3.
Кожный покров и его производные
Тема 3.1. Кожный
Содержание учебного материала
покров и
1 Кожа
производные
2 Производные кожного покрова
3 Изменения структуры кожи и ее производных в процессе технологической
обработки
Лабораторные работы
1.Изучение под микроскопом гистологических препаратов (кожа без волоса, кожа с
волосом, молочная железа)
2.Изучение анатомических препаратов производных кожных покровов: копыта ,
рога
Практические занятия
1.Изучение особенностей строения кожного покрова и его производных у птиц
7
2
2
2
2
2
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
2
2
2
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
1
8
8
8
2.Изучение различных видов пера птиц
Раздел 4.
Тема 4.1.
Пищеварительная
система
Тема 4.2. Система
органов дыхания
Тема 4.3.
Мочеполовая
система
Тема 4.4. Система
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
- зарисовка иллюстраций в альбоме «Кожа», «Схема строения молочной железы
коровы», «Строение пера птиц»
Системы внутренних органов
Содержание учебного материала
1 Органы ротовой полости
2 Глотка, пищевод, желудок
3 Тонкий кишечник, толстый кишечник
4 Печень и поджелудочная железа
Практические занятия
1.Изучение топографии органов системы пищеварения по плакатам
2.Изучение особенностей строения органов пищеварения птиц
Содержание учебного материала
1 Носовая полость, гортань
2 Трахея, легкие
Лабораторные работы
1.Изучение анатомических препаратов: продольного распила головы коровы;
комплексного препарата гортани с трахеей и легкими крупного рогатого скота
Практические занятия
1.Изучение органов дыхания птиц: изучение плакатов
Содержание учебного материала
1 Органы мочевыделения
2 Органы размножения
Лабораторные работы
1.Изучениеанатомических комплексных препаратов органов мочевыделения
животных
Практические занятия
1.Изучение плакатов, схем органов мочевыделения животных, в том числе птиц
2.Изучение особенностей строения органов строения мочевыделения птиц
Содержание учебного материала
-
33
8
2
2
2
2
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
2
2
ОК 1-9
ОК 1-9
2
2
ОК 1-9
ОК 1-9
8
8
8
9
органов крово- и
лимфообращения
Раздел 5.
Тема 5.1. Железы
внутренней
секреции
Раздел 6.
Тема 6.1. Нервная
система и
анализаторы
1 Кровеносная система
2 Лимфатическая система
3 Органы кроветворения и иммунной защиты
Лабораторные работы
1.Изучение анатомического препарата сердца крупного рогатого скота
Практические занятия
1.Изучение схемы большого и малого кругов кровообращения
2.Изучение схем и плакатов с топографией главных лимфатических узлов и сосудов
Контрольная работа по разделу 3, 4
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
- зарисовка иллюстраций в альбоме «Схема строения сердца коровы», «Сосудистая
система крупного рогатого скота», «Схема лимфатических узлов», «Схема
расположения лимфатических узлов и их корней»
Железы внутренней секреции
Содержание учебного материала
1 Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими
системами органов
2 Эндокринные железы, их строение и функции
Практические занятия
1.Топография желез внутренней секреции животного и их роль в организме
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
- заполнение таблицы «Экзокринные и эндокринные железы и их функции»
Нервная система и анализаторы
Содержание учебного материала
1 Центральная нервная система
2 Периферическая нервная система
3 Анализаторы
Практические занятия
1.Изучение топографии головного и спинного мозга, периферической нервной
системы
2
2
2
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
1
ОК 1-9
2
ОК 1-9
1
2
1
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
1
9
8
1
9
8
10
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
- подготовка и оформление рефератов (компьютерных презентаций) по темам:
«Спинной мозг», «Центральная нервная система», «Головной мозг»
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
1
2
84
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие лаборатории
микробиологии, санитарии и гигиены.
Оборудование лаборатории микробиологии, санитарии и гигиены:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
микроскоп;
предметные стекла;
покровные стекла;
гистологические препараты;
спиртовки;
препарировальные скальпели;
пипетки, пробирки, лупы;
капельницы с водой;
фильтрованная бумага;
материалы и реактивы;
разделочные доски;
разделочные ножи.
Технические средства обучения: компьютер
программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
с
лицензионным
Интернет-ресурсов,
Рекомендуемые учебные издания:
1. Н. В. Зеленевский, А. П. Васильев, Л. К. Логинова Анатомия и
физиология животных: Учебник для сред. проф. образования –
Академия, 2012.- 310с.
Дополнительная литература:
1. Писменская В.Н., Ленченко Е.М., Голицына Л.А. Анатомия и
физиология сельскохозяйственных животных: Учебник для средних
специальных учеб. заведений: Учеб. пособие для средних специальных
учеб. заведений – М.:КолосС, 2012.– 280 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://meatind.ru/archive/201111/ - информационный портал Журнал
«Мясная индустрия» – доступ не ограничен, не требует регистрации.
12
2. http://www.vniimp.ru/index.php - информационный портал ГНУ
ВНИИМП Россельхозакадемии им.В.М.Горбатова - доступ не
ограничен, не требует регистрации.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения
определять топографическое положение
органов
и
частей
тела
сельскохозяйственных животных (в том
числе птицы и кроликов);
использовать
особенности
строения
организмов животных и физиологических
процессов для получения продуктов
заданного качества и свойств;
Знания
морфологию, строение и функции органов
и
тканей
сельскохозяйственных
животных;
строение и функцию клеток, тканей,
общие закономерности строения и
развития органов животного;
строение, топографию и физиологические
функции органов движения;
строение и физиологические функции
кожного покрова и его производных;
строение, топографию и физиологические
функции систем внутренних органов;
строение, топографию и физиологические
функции
органов
кровои
лимфообращения;
строение, топографию и физиологические
функции желез внутренней секреции;
строение, топографию и физиологические
функции нервной системы и анализаторов
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная
оценка
выполнения
практических занятий, оценка выполнения
самостоятельной работы, оценка в процессе
выполнения (защиты) лабораторных работ
Экспертная
оценка
выполнения
практических занятий, оценка выполнения
самостоятельной работы
Оценка
работы
выполнения
Экспертная
оценка
практических занятий
самостоятельной
выполнения
Экспертная оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
Экспертная оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
Экспертная
оценка
выполнения
практических занятий
Оценка
выполнения
самостоятельной
работы
Экспертная
оценка
практических занятий
Экспертная
оценка
практических занятий
выполнения
выполнения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения,
направленных на сформированность общих компетенций.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
13
ОК1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество
ОК3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
ОК4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития
ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии
в профессиональной деятельности
ОК6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями
ОК7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения
заданий
ОК8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий
в профессиональной деятельности
Наблюдение, мониторинг
Мониторинг
и
рейтинг
практических заданий
выполнения
Практические задания на моделирование и
решение нестандартных ситуаций
Подготовка
докладов,
рефератов,
творческих работ, презентаций и проектов с
использованием электронных источников
Наблюдение за навыками работы в
глобальных, корпоративных и локальных
информационных сетях
Мониторинг
профессиональных
компетенций,
использование
профессиональной
терминологии,
наблюдение
за
коммуникацией
обучающихся в группе
- Выполнение производственных заданий –
моделирование
ситуаций,
процесса,
операций;
Мониторинг
развития
личностнопрофессиональных качеств обучающихся
Открытые защиты проектных работ
Семинары, конкурсы, экскурсии
14