34. ОП.10 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:50:21
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных

2024 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего
профессионального образования (далее СПО) по специальности 19.02.12
Технология продуктов питания животного происхождения.
Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Мастюгин Юрий Викторович, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

6

ПРОГРАММЫ

11

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины
является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по
специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного
происхождения.
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки)
в сфере мясоперерабатывающего
производства, в программах по профессиональной подготовке рабочих:
Изготовитель полуфабрикатов из мяса птицы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина, входящая
в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1) определять топографическое положение органов и частей тела
сельскохозяйственных животных (в том числе птицы и кроликов);
2) использовать особенности строения организмов животных и
физиологических процессов для получения продуктов заданного качества
и свойств;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1) морфологию,
строение
и
функции
органов
и
тканей
сельскохозяйственных животных;
2) строение и функцию клеток, тканей, общие закономерности строения и
развития органов животного;
3) строение, топографию и физиологические функции органов движения;
4) строение и физиологические функции кожного покрова и его
производных;
5) строение, топографию и физиологические функции систем внутренних
органов;
6) строение, топографию и физиологические функции органов крово- и
лимфообращения;
7) строение, топографию и физиологические функции желез внутренней
секреции;
8) строение, топографию и физиологические функции нервной системы и
анализаторов
4

Результатом освоения программы является освоение обучающимися общих
компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
часов
84
4

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ;
- подготовка ответов на вопросы к практическим
занятиям;
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной
80
литературы;
- зарисовка иллюстраций к дидактическим единицам тем;
- подготовка и оформление рефератов (компьютерных
презентаций) по темам
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1. 1. Понятие
о клетке, тканях и
организме

Раздел 2.
Тема 2.1. Костная
система

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
2
Понятие о клетке, тканях и организме
Содержание учебного материала
1 Понятие о клетке, тканях и организме
2 Типы тканей
Лабораторные работы
1. Микроскоп, его устройство, правила работы с ним. Техника микрокопирования
2. Изучение под микроскопом гистологического строения клетки
3. Техника изготовления гистологических препаратов
4. Гистологическое строение тканей организма животных
Самостоятельная работа обучающихся
- составление конспекта по теме «Основные проявления жизни животного»
- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- подготовка и оформление рефератов (компьютерных презентаций) по темам:
«Основные проявления жизни животного», «Строение животного»
- зарисовка иллюстраций в альбоме «Ультрамикроскопическое строение клетки
животных»
Система органов движения
Содержание учебного материала
1 Понятие о скелете и закономерностях его строения
2 Строение кости как органа
3 Осевой скелет
4 Периферический скелет
5 Соединение костей
Лабораторные работы
1.Изучение осевого скелета
2.Изучение периферического скелета
3.Изучение суставов и их видов

Объем
часов
3
8

Уровень
освоения
4

Осваиваемые
элементы
компетенций
5

2
2

ОК 1-9
ОК 1-9

2
1
2
2
2

ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9

8

-

15

7

7

Практические занятия
1.Деление костей по форме и функции
2.Изучение видов сращения
Контрольная работа по разделу 1, 2
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Мышечная система 1 Мышца как целостный орган
2 Основные физиологические свойства скелетных мышц
3 Вспомогательные органы мышц
4 Мышцы туловища
5 Мышцы конечностей
Практические занятия
1. Изучение главнейших мышц млекопитающих животных
2. Изучение мышечной системы птиц
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка отчетов по результатам лабораторной работы;
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям;
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы,
- подготовка и оформление рефератов (компьютерных презентаций) по темам:
«Мышцы туловища», «Мышцы конечностей», «Физиологические свойства мышц»
- зарисовка иллюстраций в альбоме «Строение мышцы как органа», «Типы
строения перистых мышц», «Вспомогательные органы мышцы», «Поверхностные
мышцы»
Раздел 3.
Кожный покров и его производные
Тема 3.1. Кожный
Содержание учебного материала
покров и
1 Кожа
производные
2 Производные кожного покрова
3 Изменения структуры кожи и ее производных в процессе технологической
обработки
Лабораторные работы
1.Изучение под микроскопом гистологических препаратов (кожа без волоса, кожа с
волосом, молочная железа)
2.Изучение анатомических препаратов производных кожных покровов: копыта ,
рога
Практические занятия
1.Изучение особенностей строения кожного покрова и его производных у птиц

7

2
2
2
2
2

ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9

2
2
2

ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9

1

8

8

8

2.Изучение различных видов пера птиц

Раздел 4.
Тема 4.1.
Пищеварительная
система

Тема 4.2. Система
органов дыхания

Тема 4.3.
Мочеполовая
система

Тема 4.4. Система

Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
- зарисовка иллюстраций в альбоме «Кожа», «Схема строения молочной железы
коровы», «Строение пера птиц»
Системы внутренних органов
Содержание учебного материала
1 Органы ротовой полости
2 Глотка, пищевод, желудок
3 Тонкий кишечник, толстый кишечник
4 Печень и поджелудочная железа
Практические занятия
1.Изучение топографии органов системы пищеварения по плакатам
2.Изучение особенностей строения органов пищеварения птиц
Содержание учебного материала
1 Носовая полость, гортань
2 Трахея, легкие
Лабораторные работы
1.Изучение анатомических препаратов: продольного распила головы коровы;
комплексного препарата гортани с трахеей и легкими крупного рогатого скота
Практические занятия
1.Изучение органов дыхания птиц: изучение плакатов
Содержание учебного материала
1 Органы мочевыделения
2 Органы размножения
Лабораторные работы
1.Изучениеанатомических комплексных препаратов органов мочевыделения
животных
Практические занятия
1.Изучение плакатов, схем органов мочевыделения животных, в том числе птиц
2.Изучение особенностей строения органов строения мочевыделения птиц
Содержание учебного материала

-

33

8

2
2
2
2

ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9

2
2

ОК 1-9
ОК 1-9

2
2

ОК 1-9
ОК 1-9

8

8

8
9

органов крово- и
лимфообращения

Раздел 5.
Тема 5.1. Железы
внутренней
секреции

Раздел 6.
Тема 6.1. Нервная
система и
анализаторы

1 Кровеносная система
2 Лимфатическая система
3 Органы кроветворения и иммунной защиты
Лабораторные работы
1.Изучение анатомического препарата сердца крупного рогатого скота
Практические занятия
1.Изучение схемы большого и малого кругов кровообращения
2.Изучение схем и плакатов с топографией главных лимфатических узлов и сосудов
Контрольная работа по разделу 3, 4
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
- зарисовка иллюстраций в альбоме «Схема строения сердца коровы», «Сосудистая
система крупного рогатого скота», «Схема лимфатических узлов», «Схема
расположения лимфатических узлов и их корней»
Железы внутренней секреции
Содержание учебного материала
1 Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими
системами органов
2 Эндокринные железы, их строение и функции
Практические занятия
1.Топография желез внутренней секреции животного и их роль в организме
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
- заполнение таблицы «Экзокринные и эндокринные железы и их функции»
Нервная система и анализаторы
Содержание учебного материала
1 Центральная нервная система
2 Периферическая нервная система
3 Анализаторы
Практические занятия
1.Изучение топографии головного и спинного мозга, периферической нервной
системы

2
2
2

ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9

1

ОК 1-9

2

ОК 1-9

1
2
1

ОК 1-9
ОК 1-9
ОК 1-9

1

9

8

1
9

8

10

Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка ответов на вопросы к практическим занятиям
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы
- подготовка и оформление рефератов (компьютерных презентаций) по темам:
«Спинной мозг», «Центральная нервная система», «Головной мозг»
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

1

2
84

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие лаборатории
микробиологии, санитарии и гигиены.
Оборудование лаборатории микробиологии, санитарии и гигиены:
 автоматизированное рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
 микроскоп;
 предметные стекла;
 покровные стекла;
 гистологические препараты;
 спиртовки;
 препарировальные скальпели;
 пипетки, пробирки, лупы;
 капельницы с водой;
 фильтрованная бумага;
 материалы и реактивы;
 разделочные доски;
 разделочные ножи.
Технические средства обучения: компьютер
программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

с

лицензионным

Интернет-ресурсов,

Рекомендуемые учебные издания:
1. Н. В. Зеленевский, А. П. Васильев, Л. К. Логинова Анатомия и
физиология животных: Учебник для сред. проф. образования –
Академия, 2012.- 310с.
Дополнительная литература:
1. Писменская В.Н., Ленченко Е.М., Голицына Л.А. Анатомия и
физиология сельскохозяйственных животных: Учебник для средних
специальных учеб. заведений: Учеб. пособие для средних специальных
учеб. заведений – М.:КолосС, 2012.– 280 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://meatind.ru/archive/201111/ - информационный портал Журнал
«Мясная индустрия» – доступ не ограничен, не требует регистрации.

12

2. http://www.vniimp.ru/index.php - информационный портал ГНУ
ВНИИМП Россельхозакадемии им.В.М.Горбатова - доступ не
ограничен, не требует регистрации.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения
определять топографическое положение
органов
и
частей
тела
сельскохозяйственных животных (в том
числе птицы и кроликов);
использовать
особенности
строения
организмов животных и физиологических
процессов для получения продуктов
заданного качества и свойств;
Знания
морфологию, строение и функции органов
и
тканей
сельскохозяйственных
животных;
строение и функцию клеток, тканей,
общие закономерности строения и
развития органов животного;
строение, топографию и физиологические
функции органов движения;
строение и физиологические функции
кожного покрова и его производных;
строение, топографию и физиологические
функции систем внутренних органов;
строение, топографию и физиологические
функции
органов
кровои
лимфообращения;
строение, топографию и физиологические
функции желез внутренней секреции;
строение, топографию и физиологические
функции нервной системы и анализаторов

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная
оценка
выполнения
практических занятий, оценка выполнения
самостоятельной работы, оценка в процессе
выполнения (защиты) лабораторных работ
Экспертная
оценка
выполнения
практических занятий, оценка выполнения
самостоятельной работы
Оценка
работы

выполнения

Экспертная
оценка
практических занятий

самостоятельной
выполнения

Экспертная оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
Экспертная оценка в процессе выполнения
(защиты) лабораторных работ
Экспертная
оценка
выполнения
практических занятий
Оценка
выполнения
самостоятельной
работы
Экспертная
оценка
практических занятий
Экспертная
оценка
практических занятий

выполнения
выполнения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения,
направленных на сформированность общих компетенций.
Результаты
(освоенные общие компетенции)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
13

ОК1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество
ОК3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
ОК4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития
ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии
в профессиональной деятельности
ОК6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями
ОК7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения
заданий
ОК8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий
в профессиональной деятельности

Наблюдение, мониторинг
Мониторинг
и
рейтинг
практических заданий

выполнения

Практические задания на моделирование и
решение нестандартных ситуаций
Подготовка
докладов,
рефератов,
творческих работ, презентаций и проектов с
использованием электронных источников

Наблюдение за навыками работы в
глобальных, корпоративных и локальных
информационных сетях
Мониторинг
профессиональных
компетенций,
использование
профессиональной
терминологии,
наблюдение
за
коммуникацией
обучающихся в группе
- Выполнение производственных заданий –
моделирование
ситуаций,
процесса,
операций;
Мониторинг
развития
личностнопрофессиональных качеств обучающихся
Открытые защиты проектных работ

Семинары, конкурсы, экскурсии

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».