29. ОП.05 Автоматизация технологических процессов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
Я
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14
ИНДУСТРИИ"
15:48:36 +02'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

2024 г.

1

Программа учебной дисциплины
процессов»

разработана

на

основе

«Автоматизация технологических
федерального

государственного

образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) по специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного
происхождения.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж мехатроники и пищевой индустрии»

Разработчик:
Николаева Екатерина Александровна, методист

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Автоматизация технологических процессов» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.12 Технология
продуктов питания животного происхождения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,
ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2

Умения

Знания

Уметь:
использовать в производственной деятельности средства механизации и автоматизации
технологических процессов.
проектировать,
производить
настройку и сборку систем автоматизации, выбирать параметры режима работы оборудования, подлежащего регулированию.
проводить настройку приборов
автоматики на заданный режим.
владеть навыком их обслуживания, осуществлять контроль измерительных приборов при
монтаже, технологическом обслуживании и ремонте оборудования.
обеспечивать
сопровождение
производства продуктов питания из молочного и мясного сырья на автоматизированных
технологических линиях в соответствии с технологическими
инструкциями.

Знать:
понятие о механизации и автоматизации производства, их задачи;
принципы измерения, регулирование, контроля и
автоматического управления параметрами технологического процесса;
основные понятия автоматизированной обработки
информации.
классификацию автоматических систем и средств
измерений.
общие сведения об автоматизированных системах
управления (АСУ) и системах автоматического
управления (САУ).
классификацию технических средств автоматизации.
измерительные устройства (датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства), область их
применения.
типовые средства измерений, область их применения;
типовые системы автоматического регулирования
технологических процессов, область их применения.
особенности производства продуктов питания из
молочного и мясного сырья на автоматизированных технологических линиях в соответствии с
технологическими инструкциями.

1.3 Личностные результаты освоения образовательной программы
4

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориЛР 2
альном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субЛР 3
культур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формироваЛР 4
нию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой роЛР 5
дине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
ЛР 6
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
ЛР 7
всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
ЛР 8
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных
ЛР 9
игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безЛР 10
опасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий осЛР 11
новами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода
ЛР 12
от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми
требованиями к деловым качествам личности
5

Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
ЛР 13
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деяЛР 14
тельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных,
ЛР 15
государственных, общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
ЛР 16
современному уровню экологического мышления, применяющий
опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной
деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к кульЛР 17
туре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные министерством образования и науки Калужской области
Осознающий состояние социально-экономического и культурноисторического развития потенциала Калужской области и содейЛР 18
ствующий его развитию.
Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда.
ЛР 19
Демонстрирующий готовность к участию в инновационной деятельЛР 20
ности Калужского региона.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми
работодателями
Осознающий необходимость самообразования и стремящийся к проЛР 21
фессиональному развитию по выбранной специальности.
Использующий грамотно профессиональную документацию.
ЛР 22
Демонстрирующий готовность поддерживать партнерские отношеЛР 23
ния с коллегами, работать в команде
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами
образовательного процесса
Демонстрирующий готовность к эффективной деятельности в рамках
ЛР 24
выбранной профессии, обладающий наличием трудовых навыков
Соблюдающий Устав и правила внутреннего распорядка, сохраняющий и преумножающий традиции и уклад образовательного учреЛР 25
ждения, владеющий знаниями об истории колледжа, умеющий транслировать положительный опыт собственного обучения
Соблюдающий этические нормы общения
ЛР 26

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Консультации
Экзамен

Объем в часах
100
44
34
10
6
6

Промежуточная аттестация в форме экзамен

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, ак. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, ак. ч

1

2

3

Раздел 1. Автоматизация производства
Тема 1.1. Автоматизация производства
и технический прогресс

Тема 1.2.
Алгоритмы автоматизации производства

Тема 1.3. Программ-

Содержание учебного материала
1. Автоматизация производственных процессов. Основные термины и определения. Системы автоматизации технологических процессов. Принципы измерения, регулирования,
контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса.
2. Технический прогресс. Технический прогресс, исторические аспекты, эффективность.
Основные направления технического прогресса. Прогнозирование и планирование научнотехнического прогресса на предприятии.
3. Структура автоматизированной системы управления (АСУ), принципы построения АСУ, первичные средства автоматизации. Элементарные звенья (АСУ). Назначение элементов систем автоматизации. Области применения элементов систем автоматизации. Жизненный цикл системы. Законы автоматического управления. Системы автоматического контроля (САК). Структура САК. Системы пассивного контроля. Системы активного контроля. Критерии проектирования системы управления. Блок-схема цепи управления. Обозначение элементов схемы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №1. Графическое представление записи алгоритма.
Содержание учебного материала
Алгоритмы автоматизации. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №2. Написание линейного алгоритма.
Практическая работа №3. Написание циклического алгоритма.
Содержание учебного материала

Коды компетенций
и личностных
результатов
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

33
ОК 01
ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2

10

10

ОК 01
ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2

10

ОК 01

8

Программирование. Понятие о программном обеспечении систем управления. Математическое и программное обеспечение микро-ЭВМ: термины, определения, применение.
Числовое программное управление: терминология, классификация. Средства программирования промышленных контроллеров. Языки программирования стандарта МЭК 61131-3.
Критерии выбора современного программного обеспечения для моделирования элементов
систем автоматизации.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №4. Расчет основных экономических показателей. Решение ситуационных задач в рамках числового программирования технологических процессов производства мясных и молочных продуктов.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Сбор и обработка информации, в том числе с использованием Интернет, о программировании, подготовка сообщений.
2. Подготовка презентационного материала.
Раздел 2. Методы измерения средств автоматического контроля технологических процессов
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Системы автоматиТерминология, классификация, назначение, применение. Элементы систем автоматичеческого управления
ского управления: термины, определения, классификация.
В том числе практических и лабораторных работ
Практическая работа №5. Анализ показаний контрольно-измерительных приборов.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Первичные преобра- Термины, определения, назначение, классификация, характеристика, способы представзователи (датчики)
ления информации, преимущества, недостатки, эксплуатация. Датчики технологических
параметров.
В том числе практических и лабораторных работ
Практическая работа №6. Изучение конструкции датчика температуры.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Цифровые устрой1. Цифровые устройства. Цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи.
ства и исполнитель2. Исполнительные механизмы. Виды исполнительных механизмов. Электромеханиченые механизмы
ские, электропневматические и электрогидравлические исполнительные механизмы.
В том числе практических и лабораторных работ
Практическая работа №7. Изучение конструкции датчика деформации.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Сбор и обработка информации, в том числе с использованием Интернет, о цифровых
устройствах и исполнительных механизмах, подготовка сообщений.
2. Подготовка презентационного материала.

ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2

ное обеспечение систем управления

3
33

10

ОК 01
ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2

10

ОК 01
ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2

10

ОК 01
ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2

3

9

Раздел 3. Цифровая трансформация производства
Содержание учебного материала
1. Автоматизация в отраслях пищевой промышленности. Использование автоматизиТема 3.1. Своременрованных систем управления технологических процессов при производстве пищевой проные аспекты произдукции. Общие сведения о построении автоматизированных систем управления техноловодства пищевых
гических процессов.
продуктов
2. Системы индустриального IOT. Переход на стратегию цифрового производства. Типовая структура IOT/IIOT системы. Виджеты визуализации. 3D виджеты. 2D виджеты.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №8. Проектирование и сборка систем автоматизации технологических процессов.
Практическая работа №9. Оценка электрических схем управления технологическим оборудованием.
Тема 3.2. РобототехСодержание учебного материала
ника и гибкие авто1. Робототехника. Терминология, классификация, структура, технические показатели,
матизированные
перспективы развития. Системы управления промышленными роботами: назначение, класпроизводства
сификация, применение, безопасность труда. Роботизация промышленного производства.
2. Гибкие автоматизированные производства. Автоматизация трудовых ресурсов. Комплексная автоматизация. Экономическая гибкость.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа №10. Работа с программным обеспечением на ЭВМ.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Сбор и обработка информации, в том числе с использованием Интернет, о робототехнике и гибких автоматизированных производствах, подготовка сообщений.
2. Подготовка презентационного материала.

22

Консультации
Экзамен

6
6

Всего:

ОК 01
ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2
9

9

ОК 01
ОК 02
ПК 1.2
ПК 3.2

4

100

.

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет
«Автоматизация
систем
управления
технологическими
процессами», оснащенный оборудованием:
термометры, манометры, реле давления, гигрометр психрометрический,
вискозиметр, логометр, весы и дозаторы, щиты управления, техническими
средствами обучения: компьютерное и видеопроекционное оборудование для
презентаций, интерактивная доска, лицензионное программное обеспечение
Microsoft Office, Adobe Reader, Adobe Acrobat, Internet браузеры (Internet Explorer,
Google Chrome).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается
не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или)
электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Мишанин Ю.Ф. Рациональная переработка мясного и рыбного сырья:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю.Ф. Мишанин,
Г.И. Касьянов, А.А. Запорожский. – Москва: Издательство Лань. 2020. 720 с.
ISBN 978-5-8114-7460-8.
2. Рачков, М.Ю. Автоматизация производства: учебник для среднего профессионального образования / М.Ю. Рачков. 2-е изд., испр. и доп.  Москва: Издательство Юрайт. 2021. 182 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5-53412973-1.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бородин, И.Ф. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления: учебник для среднего профессионального образования / И. Ф. Бородин, С. А. Андреев. 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство
Юрайт. 2019. 386 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-08655-3.
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/425998 (дата
обращения: 05.08.2021).
2. Бородин, И. Ф. Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления: учебник для среднего профессионального образования / И.Ф. Бородин, С.А. Андреев. 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство
Юрайт. 2018. 356 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-04656-4.
11

Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/415406 (дата
обращения: 05.08.2021).
3. Основы автоматизации технологических процессов: учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. В. Щагин, В. И. Демкин, В. Ю. Кононов, А. Б. Кабанова. Москва: Издательство Юрайт. 2019. 163 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-03848-4. Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/431607 (дата обращения: 05.08.2021).
4. Технология обработки сырья: мясо, молоко, рыба, овощи: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.В. Антипова, О.П. Дворянинова; под научной редакцией Л.В. Антиповой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва:
Издательство Юрайт. 2021. 204 с. (Профессиональное образование). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/474136 (дата обращения:
23.07.2021).
5. Технология мяса и мясных продуктов: Учебное пособие [Электронный
ресурс] / Н. А. Величко [и др.]; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск. 2019. 270
с. URL: http://www.kgau.ru/new/student/43/content/63.pdf (дата обращения:
23.07.2021).
6. Алексеев, В. А. Компьютерное моделирование автоматизации технологических процессов и производств. Практикум: учебное пособие для спо / В. А.
Алексеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 160 с. — ISBN 978-5-8114-76084. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/176873 (дата обращения: 24.06.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Электронно-библиотечная система «Лань». Издательство Лань. Режим
доступа: https://e.lanbook.com/.
2. Электронно-библиотечная система «ЮРАЙТ». Режим доступа:
https://biblio-online.ru/.
3. Электронно-библиотечная система IPRbooks, ООО «Ай Пи Эр Медиа».Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
4. Селевцов, Л.И. Автоматизация технологических процессов: учебник для
студентов учреждений среднего профессионального образования / Л.И. Селевцов,
А.Л. Селевцов.  Москва: Издательство: Академия. 2016. 351 с. (Профессиональное образование). ISBN 978-5-4468-3071-8.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
вы«Отлично»  теоретическое Оценка
полнения
практиче понятие о механизации и автомати- содержание курса освоено
зации производства, их задачи.
полностью, без пробелов, ского задания, ре принципы измерения, регулирова- умения сформированы, все шение ситуационние, контроля и автоматического управ- предусмотренные програм- ной задачи, прове12

ления параметрами технологического
процесса.
 основные понятия автоматизированной обработки информации.
 классификацию
автоматических
систем и средств измерений.
 общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и
системах автоматического управления
(САУ).
 классификацию
технических
средств автоматизации.
 измерительные устройства (датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства), область их применения.
 типовые средства измерений, область их применения; типовые системы
автоматического регулирования технологических процессов, область их применения.
 особенности производства продуктов питания из молочного и мясного сырья на автоматизированных технологических линиях в соответствии с технологическими инструкциями.

мой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.
«Хорошо» 
теоретическое содержание
курса освоено полностью,
без пробелов, некоторые
знания сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены,
некоторые виды заданий
выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно»

теоретическое содержание
курса освоено частично, но,
необходимые знания сформированы,
большинство
предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно»
 теоретическое содержание
курса не освоено, необходимые знания не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

дение
дискуссий,
мозгового штурма,
решение ситуационных задач, кейсов,
выполнение
творческопоисковых заданий,
составление таблиц
и схем, ведение
простых расчетов
построения
алгоритмов автоматизации.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
«Отлично»  теоретическое Экспертное наблю использовать в производственной содержание курса освоено дение за ходом выдеятельности средства механизации и полностью, без пробелов, полнения практичеавтоматизации технологических процес- умения сформированы, все ской работы, сосхесов.
предусмотренные програм- ставление
мыконспекта.
под проектировать,
производить мой учебные задания вынастройку и сборку систем автоматиза- полнены, качество их вы- готовка терминологического словаря.
ции, выбирать параметры режима рабо- полнения оценено высоко.
ты оборудования, подлежащего регули- «Хорошо» 
рованию.
теоретическое содержание
 проводить настройку приборов ав- курса освоено полностью,
без пробелов, некоторые
томатики на заданный режим.
 владеть навыком их обслуживания, умения сформированы неосуществлять контроль измерительных достаточно, все предусмотприборов при монтаже, технологическом ренные программой учебобслуживании и ремонте оборудования. ные задания выполнены,
 обеспечивать сопровождение про- некоторые виды заданий
изводства продуктов питания из молоч- выполнены с ошибками.

ного и мясного сырья на автоматизиро- «Удовлетворительно»
теоретическое
содержание
ванных технологических линиях в соот13

ветствии с технологическими инструк- курса освоено
частичциями.
но, но необходимые умения
работы с освоенным материалом
сформированы,
большинство
предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно
»  теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы,
выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».