ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:46:14
+02'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности
2024 г.
Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
разработана
стандарта
на
основе
среднего
специальности
федерального
профессионального
19.02.12
Технология
государственного
образования
продуктов
образовательного
(ФГОС
питания
СПО)
по
животного
происхождения.
Организация-разработчик:
Калининградской
области
государственное
бюджетное
учреждение
профессиональная
образовательная
организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Николаева Екатерина Александровна, методист
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» является
частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям по
специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому учебному циклу
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к
результатам освоения учебной дисциплины:
Задачи дисциплины:
─ научить обучающихся формировать полную и достоверную информацию об
экономических процессах и финансовых результатах деятельности организации;
─ дать практические навыки определения экономических показателей и
экономическую эффективность деятельности организации.
Содержание программы «Основы финансовой грамотности» направлено на
достижение следующих целей:
В результате освоения курса, обучающийся должен уметь:
─ Анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники
информации;
─ Применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической
деятельности и повседневной жизни;
─ Сопоставлять свои способности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный
финансовый план;
─ Грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и
гражданина;
─ Анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из
источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
─ Оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
─ Использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий,
основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
─ Определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;
─ Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
─ Применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег;
─ Использовать банковские карты, электронные деньги;
─ Пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;
─ Применять полученные знания о страховании в повседневной жизни;
─ Сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования,
страхования имущества;
─ Применять знания о депозите, управления рисками при депозите;
─ Применять знания о кредите;
─ Сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия кредитования;
─ Определять назначение видов налогов;
─ Характеризовать права и обязанности налогоплательщиков;
─ Рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую
декларацию;
─ Оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.
знать:
─ Что такое человеческий капитал;
─ Какие существуют способы принятия финансовых решений;
─ Что такое SWOT-анализ;
─ Как планировать семейный бюджет;
─ Какие бывают активы;
─ Как составить личный финансовый план;
─ Что такое накопления и сбережения, банковские счета, депозиты и сертификаты,
обезличенные металлические счета, процентные ставки и инфляция, депозитные
риски, депозитный договор;
─ Что такое банковский кредит;
─ Какие есть виды кредитов и что такое кредитная карта;
─ Каковы способы погашения кредита и что такое стоимость кредита;
─ Что такое микрофинансовые организации, кредитные потребительские
кооперативы, ломбард;
─ Как составляется кредитный договор;
─ Что такое кредитная история;
─ Какие бывают банковские карты;
─ Какие бывают денежные переводы;
─ Какие операции совершаются с наличной иностранной валютой;
─ Для чего нужны банковские ячейки;
─ Что такое электронные деньги;
─ Что такое интернет-банкинг;
─ Кто является участниками страховых отношений;
─ Какие бывают страховые риски и что такое страховой случай;
─ На что обратить внимание в договоре страхования;
─ Что представляет собой страховой полис;
─ Какие существуют виды страхования;
─ Что такое страховая ответственность;
─ Какие существуют виды инвестиций и способы инвестирования;
─ Что такое фондовый рынок и его инструменты;
─ Как формируется инвестиционный портфель;
─ Какие бывают инвестиционные риски;
─ Как защититься от инвестиционных рисков;
─ Как учитывать инвестиции в личном финансовом плане;
─ Какие бывают виды пенсионных систем;
─ Что такое Пенсионный фонд Российской Федерации;
─ Какие виды пенсий существуют;
─ Как формируется и используется бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации;
─ Какие бывают негосударственные пенсионные фонды;
─ Как увеличить пенсию;
─ Какие бывают виды налоговых систем;
─ Какие бывают налоги;
─ Какие налоги платят граждане;
─ Как рассчитываются налоги граждан;
─ Что такое налоговые вычеты;
─ Как получить налоговые вычеты;
─ Что представляют собой финансовые пирамиды;
─ Какие виды мошенничества с банковскими картами существуют;
─ Какие возможны виды мошенничества с кредитами, инвестициями и наличными
деньгами;
─ Что такое личная финансовая безопасность;
─ Как защититься от мошенничества;
─ Что такое стартап и каковы его основные стадии развития;
─ Для чего нужна бизнес-идея;
─ Кто такие венчурные инвесторы;
─ С чего начать создание собственного бизнеса;
─ Каковы основные требования бизнес-плана.
Представленные знания и умения направлены на формирование общих и
профессиональных компетенций:
За время обучения, обучающийся должен овладеть общими
компетенциями (далее – ОК), включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования
информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации,
принимать участие в разработке проектной документации на модификацию
информационной системы.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при
разработке методов, средств и технологий применения объектов
профессиональной деятельности.
ПК 1.6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности
информационной системы.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы
общеобразовательной учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов, в том числе:
самостоятельной работы обучающегося – 4 часа.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
лекционные занятия
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, часов
2
Раздел 1. Семейная экономика
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Личное финансовое Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения,
планирование
рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать
свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России.
Формы вознаграждений наемным работникам и от чего зависит уровень заработной
платы. Права и обязанности наемных работников по отношению к работодателю.
Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата
выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы.
Тема 1.2. Контроль Содержание учебного материала
семейных расходов Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование
полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и
фиксировать, на что тратятся полученные деньги.
Практическое занятие №1.
«Контроль семейных расходов»
Тема 1.3 Семейный Содержание учебного материала
бюджет
Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды
дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита
бюджета.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Финансовое
Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных)
планирование как финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства.
способ повышения Практическое занятие №2.
благосостояния
«Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи»
семьи
Самостоятельная работа.
Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхождения
денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи».
3
Уровень
освоения
4
14
3
2
3
2
3
2
3
2
2
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Способы увеличения Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад,
семейных доходов с процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой
использованием услуг инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни.
финансовых
организаций
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Валюта в современном Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение
валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков.
мире
Практическое занятие №3.
«Валюта в современном мире».
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Пенсионное
Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование.
обеспечение и
Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные
финансовое
накопления. Негосударственный пенсионный фонд.
благополучие старости Практическое занятие №4.
«Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».
Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения».
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Банковская система Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ.
РФ.
Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской
системе РФ. Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование
кредитов. Ипотека.
Практическое занятие №5.
«Банки и их роль в жизни семьи».
Тема 2.5
Содержание учебного материала
Финансовые риски и Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое
способы защиты от мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая
них.
пирамида. Способы сокращения финансовых рисков.
24
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
Тема 2.6
Содержание учебного материала
Бизнес, тенденции его Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль,организационно-правовые формы
развития и риски. предприятия, налоги на бизнес, упрощѐнная система налогообложения, маржинальность,
факторы, влияющие на прибыль компании.
Практическое занятие №6.
«Собственный бизнес».
Тема 2.7
Содержание учебного материала
Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты,
Страхование как
способ сокращения обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества,
финансовых потерь. страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика.
Самостоятельная работа.
Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».
Задача «Расчет компенсации по кредиту».
Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банкротство»,
«Финансовое мошенничество»
Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».
Заполнение таблицы «Права потребителей финансовых услуг».
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
3
2
4
2
2
2
40
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: комплекты учебной мебели для студентов (по
количеству студентов) и преподавателя, доска, магнитная доска или флипчарт.
Технические средства обучения: системный блок, монитор, клавиатура, компьютерная
мышь, мультимедийный проектор, экран, колонки.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернетресурсов
Основной источник:
1. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студентов
учреждений среднего профессионального образования/ М.Р. Каджаева, С.В.
Дубровская, А.Р. Елисеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 288 с.;
Дополнительная литература:
1. Богдашевский А. Основы финансовой грамотности: Краткий курс
[Электронный ресурс]/ Богдашевский А. – Электрон. текстовые данные. – Москва:
Альпина
Паблишер,
2018.
–
304
c.
–
Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.ru/82629.html. – ЭБС «IPRbooks»;
2. Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социальноэкономического профиля : учебник / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин – М.:
Издательский центр «Академия», 2018. – 336 с.;
3. Кэтрин Бейтман Юный инвестор [Электронный ресурс]: как быть финансово
грамотным с детства/ Кэтрин Бейтман— Электрон. текстовые данные. – Москва:
Манн,
Иванов и
Фербер, 2015.
–
181 c.
–
Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.ru/39480.html. – ЭБС «IPRbooks»;
4. Личные финансы и семейный бюджет: Как самим управлять деньгами и не
позволять деньгам управлять вами [Электронный ресурс]/ А. Никитина [и др.]. –
Электрон. текстовые данные. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 172 c. – Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/82706.html. – ЭБС «IPRbooks».
Интернет-ресурсы:
1. Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс] – режим
доступа: http://www.vizlib.net;
2. Официальный сайт
Центрального банка
Российской
Федерации
[Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.cbr.ru;
3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации
[Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.nalog.ru.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
─ Анализировать состояние финансовых рынков,
используя различные источники информации;
─ Применять теоретические знания по финансовой
грамотности для практической деятельности и
повседневной жизни;
─ Сопоставлять свои способности и возможности,
оптимально распределять свои материальные и
трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и
личный финансовый план;
─ Грамотно применять полученные знания для оценки
собственных экономических действий в качестве
потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена
семьи и гражданина;
─ Анализировать и извлекать информацию,
касающуюся личных финансов, из источников
различного типа и источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд);
─ Оценивать влияние инфляции на доходность
финансовых активов;
─ Использовать приобретённые знания для
выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
─ Определять влияние факторов, воздействующих на
валютный курс;
─ Применять полученные теоретические и
практические знания для определения экономически
рационального поведения;
─ Применять полученные знания о хранении, обмене
и переводе денег;
─ Использовать банковские карты, электронные
деньги;
─ Пользоваться банкоматом, мобильным банкингом,
онлайн-банкингом;
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Текущий и
индивидуальный
контроль.
Практические и
проверочные работы.
Устный опрос,
письменная
самостоятельная
работа, доклад
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
─ Применять полученные знания о страховании в
повседневной жизни;
─ Сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия
личного страхования, страхования имущества;
─ Применять знания о депозите, управления рисками
при депозите;
─ Применять знания о кредите;
─ Сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия
кредитования;
─ Определять назначение видов налогов;
─ Характеризовать права и обязанности
налогоплательщиков;
─ Рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты,
заполнять налоговую декларацию;
─ Оценивать и принимать ответственность за
рациональные решения и их возможные последствия для
себя, своего окружения и общества в целом.
Знания
─ Что такое человеческий капитал;
─ Какие существуют способы принятия финансовых
решений;
─ Что такое SWOT-анализ;
─ Как планировать семейный бюджет;
─ Какие бывают активы;
─ Как составить личный финансовый план;
─ Что такое накопления и сбережения, банковские
счета, депозиты и сертификаты, обезличенные
металлические счета, процентные ставки и инфляция,
депозитные риски, депозитный договор;
─ Что такое банковский кредит;
─ Какие есть виды кредитов и что такое кредитная
карта;
─ Каковы способы погашения кредита и что такое
стоимость кредита;
─ Что такое микрофинансовые организации,
кредитные потребительские кооперативы, ломбард;
─ Как составляется кредитный договор;
─ Что такое кредитная история;
─ Какие бывают банковские карты;
─ Какие бывают денежные переводы;
─ Какие операции совершаются с наличной
иностранной валютой;
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Текущий и
индивидуальный
контроль
Устный опрос,
тестовые задания,
письменная
самостоятельная
работа, доклад.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
─ Для чего нужны банковские ячейки;
─ Что такое электронные деньги;
─ Что такое интернет-банкинг;
─ Кто является участниками страховых отношений;
─ Какие бывают страховые риски и что такое
страховой случай;
─ На что обратить внимание в договоре страхования;
─ Что представляет собой страховой полис;
─ Какие существуют виды страхования;
─ Что такое страховая ответственность;
─ Какие существуют виды инвестиций и способы
инвестирования;
─ Что такое фондовый рынок и его инструменты;
─ Как формируется инвестиционный портфель;
─ Какие бывают инвестиционные риски;
─ Как защититься от инвестиционных рисков;
─ Как учитывать инвестиции в личном финансовом
плане;
─ Какие бывают виды пенсионных систем;
─ Что такое Пенсионный фонд Российской
Федерации;
─ Какие виды пенсий существуют;
─ Как формируется и используется бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации;
─ Какие бывают негосударственные пенсионные
фонды;
─ Как увеличить пенсию;
─ Какие бывают виды налоговых систем;
─ Какие бывают налоги;
─ Какие налоги платят граждане;
─ Как рассчитываются налоги граждан;
─ Что такое налоговые вычеты;
─ Как получить налоговые вычеты;
─ Что представляют собой финансовые пирамиды;
─ Какие виды мошенничества с банковскими картами
существуют;
─ Какие возможны виды мошенничества с кредитами,
инвестициями и наличными деньгами;
─ Что такое личная финансовая безопасность;
─ Как защититься от мошенничества;
─ Что такое стартап и каковы его основные стадии
развития;
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
─
─
─
─
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Для чего нужна бизнес-идея;
Кто такие венчурные инвесторы;
С чего начать создание собственного бизнеса;
Каковы основные требования бизнес-плана.
Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Основы финансовой
грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных
интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения
природных ресурсов;
− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение
своих места и роли в экономическом пространстве;
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:
− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения
экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных
направлений современной экономической мысли;
− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную
позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать
соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический
анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в
процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина
Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции
Российской Федерации;
− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как
экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества;
− умение применять исторический, социологический, юридический подходы для
всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:
− закрепление основных понятий;
− формирование у обучающихся умения выделять главное, обобщать
изучаемые факты, логически излагать свои мысли;
− формирование навыков и умений учебно-познавательного характера:
сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых
предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов
наблюдений;
− решение задач, примеров и выполнение различных заданий письменного и
графического характера;
− конспектирование рассказа или лекции преподавателя;
− формирование ь умения и навыки практического характера.