ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
Я
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14
ИНДУСТРИИ"
15:44:05 +02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУП.02 Основы проектной деятельности
2024 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред.
12.08.2022) и Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой специальности ППССЗ 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик: Николаева Екатерина Александровна, методист
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
5
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
11
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
12
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основы проектной деятельности
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по
специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы проектной деятельности».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Основы проектной деятельности».
Содержание программы «Основы проектной деятельности» направлено на достижение следующих целей:
- формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности с ее последующей презентацией, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации;
- формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
- формирование у обучающихся умений видеть проблему, применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов
и процессов;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем планирования своей деятельности;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной,
в том числе проектной, деятельности;
- владение информационной культурой, способностью анализировать и
оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий, средств образовательных и социальных
коммуникаций.
4
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Родной язык» является
учебным предметом дополнительной предметной области «Общественные
науки» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Родной
язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы: личностным,
включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы
значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в
познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного ти-
5
па мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приёмами.
личностные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
6
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникатив7
ных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и
выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза,
модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно
в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
8
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования
на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение
одного года обучения, и должен быть представлен в виде завершённого
учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» обучащиеся должны знать:
основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Проектная деятельность» обучащиеся должны уметь:
формулировать тему проектной работы, доказывать ее актуальность;
9
составлять индивидуальный план проектной работы;
выделять объект и предмет проектной работы;
определять цель и задачи проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты
проектной работы;
рецензировать чужую проектную работу;
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными
явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных
фактов;
проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
проводить измерения с помощью различных приборов;
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектная деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция,
моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования,
предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория,
факт, эксперимент.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция,
научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное
обучение; поисковая деятельность; информационно-коммуникационные
10
технологии.
3.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Основные понятия проектной деятельности
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования.
Особенности и структура проекта.
2. Виды проектов
Виды проектов. Информационный проект. Творческий проект. Ролевой
проект. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект.
Планирование проекта. Проекты в современном мире.
3. Этапы создания проекта.
Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы
в команде. Учимся сотрудничеству.
Обучающиеся должны знать:
основные понятия проектирования;
этапы создания проектов.
Обучающиеся должны уметь:
работать в команде.
4. Подготовка к выполнению проекта
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Определять
проблему. Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта.
Лист планирования и продвижения по заданию. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Гипотеза и доказательства.
Обучающиеся должны знать:
отличие цели от задач;
понятие гипотезы, актуальности.
Обучающиеся должны уметь:
правильно формулировать цели и задачи;
распределять этапы проектов;
искать и структурировать информацию.
5. Работа над проектом.
Основы риторики. Публичное выступление. Работа над проектом.
Особенности краткосрочных и долгосрочных проектов
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Планирование. Принятие решения. Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта.
11
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word.
Подготовка к защите проекта.Самооценка.
Обучающиеся должны знать:
правила публичного выступления;
правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
структурировать полученные данные;
строить грамотную речь защиты.
проводить оформлять презентацию;
самооценку.
6. Подведение итогов
4.
№
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
Кол-во часов
Раздел 1.
Основные понятия проектной деятельности
1.
Основные понятия
2.
Особенности и структура проекта.
Раздел 2.
Виды проектов
3.
Виды проектов. Информационный проект.
4.
Творческий проект.
5.
Ролевой проект.
6.
Практико-ориентированный проект
7.
Исследовательский проект.
8.
Планирование проекта.
Раздел 3.
Этапы создания проекта.
9.
Этапы создания проекта.
Сотрудничество. Развитие навыков работы в ко10.
манде. Учимся сотрудничеству.
Раздел 4.
Подготовка к выполнению проекта
Основные правила делового общения и ведения
11.
дискуссий.
Учимся определять проблему. Постановка пробле12.
мы. От проблемы к цели.
13. Лист планирования и продвижения по заданию.
14. Работа со справочной литературой.
15. Способы первичной обработки информации
16. Поиск информации в интернете
17. Гипотеза и доказательства
Раздел 5. Работа над проектом.
18. Основы риторики. Публичное выступление.
19. Работа над проектом (У каждого ученика своя тема
12
2
1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
2
7
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
проекта)
Особенности краткосрочных и долгосрочных про20.
ектов
Определение темы, уточнение целей, определение
21.
проблемы, исходного положения
22. Планирование.
23. Принятие решения.
24. Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального про25.
екта
26. Оформление проекта в программе Мicrosoft Word
27. Подготовка к защите проекта.
28. Защита проекта. Презентация проекта
29. Самооценка
Раздел 6. Подведение итогов
Тестирование по вопросам проектной деятельности
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Конкурс мини-проектов
Конкурс мини-проектов
Обработка результатов
Дифференцированный зачет
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
2
36
36
72
5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»:
лекции 1-8 М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
– М.: АРКТИ, 2014.
Дополнительные источники:
13
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.
-М.: АРКТИ, 2013.
2. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 2014.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара:
Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров» 2013.
Интернет-ресурсы:
http://eor.edu.ru,
http://school-collection.edu.ru,
6.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема занятия
Кол-во часов
Раздел 1.
Основные понятия проектной деятельности (2 часа)
Основные понятия
1
Особенности и структура проекта.
1
Раздел 2.
Виды проектов (6 часов)
Виды проектов. Информационный проект.
1
Творческий проект.
1
Ролевой проект.
1
Практико-ориентированный проект
1
Исследовательский проект.
1
Планирование проекта.
1
Раздел 3.
Этапы создания проекта (3 часа)
Этапы создания проекта.
1
Сотрудничество. Развитие навыков работы в ко2
манде. Учимся сотрудничеству.
Раздел 4.
Подготовка к выполнению проекта (7 часов)
Основные правила делового общения и ведения
1
дискуссий.
Учимся определять проблему. Постановка пробле1
мы. От проблемы к цели.
Лист планирования и продвижения по заданию.
1
Работа со справочной литературой.
1
Способы первичной обработки информации
1
Поиск информации в интернете
1
Гипотеза и доказательства
1
Раздел 5. Работа над проектом (12 часов)
Основы риторики. Публичное выступление.
1
14
20
21
22
23
24
27
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35-36
37-72
Работа над проектом (У каждого ученика своя тема
проекта)
Особенности краткосрочных и долгосрочных проектов
Определение темы, уточнение целей, определение
проблемы, исходного положения
Планирование.
Принятие решения.
Выполнение проекта
Требования к оформлению индивидуального проекта
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта. Презентация проекта
Самооценка
Раздел 6. Подведение итогов (4 часов)
Тестирование по вопросам проектной деятельности
Конкурс мини-проектов
Конкурс мини-проектов
Обработка результатов
Дифференцированный зачет
Самостоятельная учебная работа
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
36