ГОСУДАРСТВЕННО
Подписано цифровой
Е БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЛИНИНГРАДСКО БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Й ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬ ОБЛАСТИ
НАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Я ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14
ПИЩЕВОЙ
15:32:48 +02'00'
ИНДУСТРИИ"
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Основы экономики,
менеджмента и маркетинга разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий,
специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик:
государственное
бюджетное
учреждение Калининградской области профессиональная образовательная
организация «Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
УЧЕБНОЙ
6
ПРОГРАММЫ
13
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и
маркетинга» является обязательной частью профессионального цикла
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Учебная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
наряду с другими учебными дисциплинами обеспечивает формирование
общих компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 1
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам
рассчитывать
основные
технико-экономические
показатели
деятельности
организации;
применять
в
профессиональной
деятельности
приемы
делового и управленческого
общения;
анализировать ситуацию на
рынке товаров и услуг.
основные
положения
экономической теории;
принципы
рыночной
экономики;
современное
состояние
и
перспективы
развития
отрасли;
роль
и
организацию
хозяйствующих субъектов в
рыночной экономике;
механизмы ценообразования
на продукцию (услуги);
механизмы
формирования
заработной платы;
формы оплаты труда;
стили
управления,
виды
коммуникации;
принципы делового общения в
коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в
области
профессиональной
деятельности;
сущность, цели, основные
принципы
и
функции
маркетинга, его связь с
менеджментом;
формы
адаптации
производства и сбыта к
рыночной ситуации.
ОК 2
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 3
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
4
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 4
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде
ОК 5
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
ОК 6
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 9
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
5
1.3. Рекомендуемое
дисциплины:
количество
часов
на
освоение
программы
Всего учебной нагрузки по дисциплине – 92 часf.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 90 часов
Из них:
- теоретическое обучение – 32 часа;
- лабораторных и практических занятий – 46 часов;
- консультации – 6 часов
- промежуточной аттестации (экзамена) – 6 часов.
Самостоятельная работа – 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
92
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
в том числе:
теоретическое обучение
32
лабораторных и практических занятий
46
Консультации
6
Промежуточной аттестации
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
2
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1. Основные
положения
экономической
теории
Тема 1.2. Рыночная
экономика и
принципы ее
функционирования
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
2
Раздел 1. Основы экономики
Содержание учебного материала
1 Понятие, методы, функции и предмет экономической теории
2 Важнейшие экономические понятия
3 Понятие микро- и макроэкономики. Международная экономика
Практические занятия:
1. Составление таблицы «Классификация благ»
2. Соотнесение видов благ в соответствии с критериями их классификации
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка ответов на вопросы практических занятий, выполнение
индивидуальных заданий
3. подготовка практико-ориентированных сообщений (доклады, рефераты,
презентации)
Содержание учебного материала
1 Типы экономических систем
2 Общая характеристика рыночной экономики
3 Предприятие в рыночной экономической системе
4 Классификация предприятий
5 Экономическая роль государства
6 Современное состояние и перспективы развития рынка общественного
питания в России
Практические занятия:
1. Составление схемы типологии предприятий: по размерам, выполняемым
функциям, структуре
2. Описание достоинств и недостатков различных видов предпринимательства
3. Проведение сравнительного анализа предприятий в зависимости от
организационно-правовой формы организации
Объем
часов
Уровень
освоения
3
49
6
4
Осваиваемые
элементы
компетенций
5
1
1
2
ОК 1-6
ОК 9
2
1
2
3
2
3
ОК 1-6
ОК 9
-
6
7
4. Классификация предприятий общественного питания
5. Характеристика основных целей и задач предприятий общественного
питания
6. Описание механизмов государственного регулирования рыночной экономики
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка ответов на вопросы практических занятий, выполнение
индивидуальных заданий
Тема 1.3.
Микроэкономика.
Спрос, предложение
и цена
Тема 1.4. Основные
фонды (основной
капитал)
предприятия и
нематериальные
активы
Содержание учебного материала
1 Закон спроса и предложения
2 Рыночное равновесие и равновесная цена. Механизмы ценообразования на
продукцию (услуги)
3 Конкуренция и модели рынка. Антимонопольное законодательство
Практические занятия
1. Решение задач с построением кривых спроса и предложения
2. Решение задач на определение эластичности спроса и предложения
3. Классификация товаров с разной эластичностью по цене
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка ответов на вопросы практических занятий, выполнение
индивидуальных заданий
3. подготовка практико-ориентированных сообщений (доклады, рефераты,
презентации)
Содержание учебного материала
1 Экономическая сущность и классификация основных фондов
2 Показатели эффективности использования основных фондов
3 Износ и амортизация основных фондов
Практические занятия
1. Решение задач по оценке состояния, движения и использования основных
фондов
2. Решение задач на определение суммы амортизационных отчислений
Самостоятельная работа обучающихся
-
6
2
2
ОК 1-6
ОК 9
2
-
6
1
2
2
ОК 1-6
ОК 9
8
Тема 1.5. Оборотные
средства (оборотный
капитал)
предприятия: их
характеристика и
управление
Тема 1.6. Трудовые
ресурсы
предприятия,
организация оплаты
труда
Тема 1.7. Издержки
производства и
себестоимость
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка практико-ориентированных сообщений (доклады, рефераты,
презентации)
Содержание учебного материала
1 Оборотные средства предприятия: понятие, классификация
2 Эффективность использования оборотных средств
3 Пути повышения оборачиваемости оборотных средств
Практические занятия
1. Решение задач по определению эффективности использования оборотных
средств
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка практико-ориентированных сообщений (доклады, рефераты,
презентации)
Содержание учебного материала
1 Характеристика трудовых ресурсов предприятия
2 Эффективность использования трудовых ресурсов. Производительность
труда
3 Организация и формы оплаты труда
Практические занятия
1. Решение задач по определению эффективности использования трудовых
ресурсов: расчет численности рабочих, производительности труда, выработки,
фактической технологической трудоемкости годовой программы,
эффективности использования рабочего времени
2. Анализ фонда оплаты труда
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка практико-ориентированных сообщений (доклады, рефераты,
презентации)
Содержание учебного материала
1 Затраты предприятия: понятие, классификация
2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
6
1
2
2
ОК 1-6
ОК 9
1
2
ОК 1-6
ОК 9
-
6
2
-
6
1
2
ОК 1-6
ОК 9
9
продукции
Тема 1.8.
Финансовые
результаты
деятельности
предприятия
Тема 2.1. Сущность
современного
менеджмента
Тема 2.2. Стили
3 Показатели эффективности использования затрат
Практические занятия
1. Решение задач по определению эффективности использования издержек
производства и расчету себестоимости продукции
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка практико-ориентированных сообщений (доклады, рефераты,
презентации)
Содержание учебного материала
1 Финансы и финансовые ресурсы предприятия
2 Доходы предприятия, их состав и порядок определения
3 Сущность, состав и направления использования прибыли
4 Показатели рентабельности предприятия
Практические занятия
1. Решение задач по анализу прибыли и рентабельности предприятия
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка практико-ориентированных сообщений (доклады, рефераты,
презентации)
Раздел 2. Основы менеджмента
Содержание учебного материала
1 Сущность и характерные черты современно менеджмента
2 Основные функции менеджмента, его принципы и методы. Стадии
менеджмента
3 Управленческий цикл
Практические занятия
1. Составление понятийного аппарата по теме
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка ответов на вопросы практических занятий, выполнение
индивидуальных заданий
Содержание учебного материала
2
-
6
1
2
2
3
ОК 1-6
ОК 9
1
2
ОК 1-6
ОК 9
1
24
8
2
-
8
10
управления. Виды
коммуникации
Тема 2.3.
Особенности
менеджмента в
области
профессиональной
деятельности
Тема 3.1. Сущность,
цели, основные
принципы и функции
маркетинга
1 Руководство. Стили управления
2 Коммуникации в организациях
Практические занятия:
1. Составление таблицы «Описание стилей руководства в зависимости от
характера взаимодействия руководителя с подчиненными»
2. Характеристика видов помех в межличностных коммуникациях
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. подготовка практико-ориентированных сообщений (доклады, рефераты,
презентации)
Содержание учебного материала
1 Организация работы менеджера
2 Этика и принципы делового общения
Практические занятия
1. Составление Памятки «Требования к профессиональной компетенции
менеджера»
2. Составление текстов деловых писем: письмо-просьба, письмо-отказ, письмоуведомление, сопроводительные, благодарственные письма, письмо-претензия
3. Подготовка и представление самопрезентации
4. Групповая работа по отработке навыков корректного ведения диспута,
умений аргументировать и убеждать
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. составление и оценка резюме
3. проведение самодиагностики по определению стиля делового общения
4. диагностика стратегий поведения в конфликтах по К. Томасу
5. исследование коммуникативных и организаторских способностей
студентов
Раздел 3. Основы маркетинга
Содержание учебного материала
1 Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
2 Рынок. Определение и классификация рынков.
3 Доступность, потенциал и емкость рынка
2
2
ОК 1-6
ОК 9
2
3
ОК 1-6
ОК 9
1
2
2
ОК 1-6
ОК 9
-
8
-
7
4
11
Тема 3.2.
Маркетинговая среда
предприятия
Практические занятия
1. Составление таблицы «Сегментация рынка»
2. Решение ситуационных задач
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. анализ ситуационных задач, оценка и коррекция результатов
3. изучение и анализ нормативно-правовых актов
4. подготовка ответов на вопросы практических занятий, выполнение
индивидуальных заданий
Содержание учебного материала
1 Маркетинговая среда и ее структура. Комплекс маркетинга
2 Управление и планирование в области маркетинга.
3 Классификация потребителей. Маркетинговые стратегии
4 Продвижение товаров на рынок.
5 Каналы распределения товаров. Реклама
Практические занятия
1. Разработка маркетингового плана предприятия
2. Решение ситуационных задач
Самостоятельная работа обучающихся
1. систематическая проработка конспектов, изучение учебной и
специальной литературы, интернет-источников
2. анализ ситуационных задач, оценка и коррекция результатов
3. подготовка ответов на вопросы практических занятий, выполнение
индивидуальных заданий
Консультации
Экзамен
Всего:
-
2
2
2
2
3
2
ОК 1-6
ОК 9
1
6
6
92
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие кабинета
социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
УМК учебной дисциплины (учебники, учебно-методические
рекомендации,
диагностические
материалы,
контрольноизмерительные материалы, глоссарий терминов, опорный конспект
лекций).
Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением;
• мультимедиапроектор;
• экран;
• колонки;
• комплект видеофильмов, банк презентаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
1.
1.
2.
3.
4.
Интернет-ресурсов,
Учебные издания:
Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебник для студ.
учреждений сред. проф. Образования / С.Б. Жабина, О.М. Бурдюгова,
А.В. Колесова. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2015, - 336 с.
Дополнительная литература:
Управление персоналом: учебник для студентов учреждений сред.
проф. образования / Т.Ю. Базаров. – 10-е изд., стер. – М. : Издательский
центр «Академия», 2012. - 224 с.
Менеджмент : практикум : учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования / А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. – 3-е
изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 160 с.
Маркетинг : учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования / А.Ф. Барышев, - 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр
«Академия», 2012. – 224 с.
Основы экономики и предпринимательства : рабочая тетрадь : учеб.
пособие для учащихся учреждений нач. проф. Образования / О.И.
Филлипова, Л.А. Волкова, Н.В. Малецкая. – М. : Издательский центр
«Академия», 2012. – 96 с.
13
Интернет ресурсы:
1. http://www.consultant.ru/ - законодательство РФ, кодексы и законы в
последней редакции. Удобный поиск законов, кодексов, приказов и
других документов. Не требует регистрации, доступ свободный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы
экономики, менеджмента и маркетинга» осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, решения ситуационных задач,
выполнения
индивидуальных
заданий,
подготовки
практикоориентированных сообщений, проведения самодиагностики.
Промежуточным контролем освоения обучающимися дисциплины
является экзамен
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения
рассчитывать основные техникоэкономические показатели деятельности
организации
применять в профессиональной
деятельности приемы делового и
управленческого общения
анализировать ситуацию на рынке
товаров и услуг
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертное наблюдение и оценка
выполнения практических занятий
Мониторинг роста экономической
грамотности обучающихся, умение вести
диспуты, аргументировать
Экспертное наблюдение и оценка
выполнения самостоятельной работы,
решения ситуационных задач
Знания
основные положения экономической
теории
Оценка выполнения самостоятельной
работы, подготовки практикоориентированных сообщений, выполнения
индивидуальных заданий
принципы рыночной экономики
Мониторинг роста экономической
грамотности обучающихся
современное состояние и перспективы
Экспертное наблюдение и оценка
развития отрасли
выполнения индивидуальных заданий
роль и организацию хозяйствующих
Экспертное наблюдение и оценка
субъектов в рыночной экономике
выполнения практических занятий
механизмы ценообразования на
Экспертное наблюдение и оценка
продукцию (услуги)
выполнения индивидуальных заданий
механизмы формирования заработной
Экспертное наблюдение и оценка
платы
выполнения практических занятий
формы оплаты труда
Экспертное наблюдение и оценка
выполнения практических занятий
стили управления, виды коммуникации
Экспертное наблюдение и оценка
выполнения самостоятельной работы,
решения ситуационных задач
принципы делового общения в коллективе Экспертное наблюдение и оценка
14
управленческий цикл
особенности менеджмента в области
профессиональной деятельности
сущность, цели, основные принципы и
функции маркетинга, его связь с
менеджментом
формы адаптации производства и сбыта к
рыночной ситуации
выполнения самостоятельной работы,
решения ситуационных задач
Экспертное наблюдение и оценка
выполнения практических занятий
Мониторинг роста экономической
грамотности обучающихся
Экспертное наблюдение и оценка
выполнения самостоятельной работы,
решения ситуационных задач
Экзамен
15