32. ОП.08 Элементы гидравлических и пневматических систем

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:31:21
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ЭЛЕМЕНТЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.
1

Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.08
ЭЛЕМЕНТЫ
ГИДРАВЛИЧЕСКИХ И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям),
входящей в укрупненную группу профессий, специальностей 15.00.00
Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»

Разработчик:
Семко Марина Станиславна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

4

5

УЧЕБНОЙ

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8
9

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной
образовательной программы, входит в профессиональный цикл как
общепрофессиональная дисциплина в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям),
входящей в укрупнённую группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Учебная дисциплина «Элементы гидравлических и пневматических
систем» наряду с другими учебными дисциплинами обеспечивает
формирование профессиональных компетенций для дальнейшего освоения
профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
ПК 1.1
Выполнять сборку
различных узлов
мехатронных
устройств и систем

Умения
Готовить инструмент и
оборудование к монтажу;
Осуществлять предмонтажную
проверку элементной базы
мехатронных систем;
Осуществлять монтажные
работы гидравлических,
пневматических, электрических
систем и систем управления;
Контролировать качество
проведения монтажных работ
мехатронных систем

ПК 1.4
Проводить
настройку
комплексов
следящих
приводов в составе
мехатронных
устройств и систем
ПК 2.3
Проводить
контроль
работоспособности

Знания
Порядок подготовки
оборудования к монтажу
мехатронных систем;
Технологию монтажа
оборудования мехатронных
систем;
Теоретические основы и
принципы построения,
структуру и режимы работы
мехатронных систем;
Правила эксплуатации
компонентов мехатронных
систем

Выполнять работы по наладке
компонентов и модулей
мехатронных систем в
соответствии с технической
документацией

Технологии анализа
функционирования датчиков
физических величин,
дискретных и аналоговых
сигналов

Производить разборку и сборку
гидравлических,
пневматических,
электромеханических устройств

Технологическую
последовательность разборки,
ремонта и сборки узлов и
механизмов мехатронных
4

программного
мехатронных систем
обеспечения
электронных
устройств
управления,
приводов и
датчиков
мехатронных
устройств и систем

1.3. Рекомендуемое
дисциплины:

количество

систем

часов

на

освоение

программы

Всего учебной нагрузки по дисциплине – 100 часов.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 90 часов
Из них:
- теоретическое обучение – 38 часов;
- лабораторных и практических занятий – 40 часа;
- консультации – 6 часов
- промежуточной аттестации (экзамена) – 6 часов.
Самостоятельная работа – 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем учебной дисциплины

100

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:
теоретическое обучение

38

лабораторные работы и практические занятия (если предусмотрено)

40

Консультации

6

Промежуточной аттестации

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Цели и задачи дисциплины, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Роль гидро- и пневмопривода
в производстве. Состояние вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное. Обзор
рекомендуемой литературы по учебной дисциплине. Методические рекомендации студентам по
освоению данной учебной дисциплины.

Объем
часов
3
2

Раздел 1.
Гидравлические системы

32

Тема 1.1.Основы
гидростатики

14

Содержание
1

Рабочие жидкости – назначение. Физические свойства: плотность (удельный объем), вязкость, сжимаемость, температурное расширение, парообразование.

2

2

Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики. Закон Паскаля. Поверхности
равного давления. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс.

1

3

Давление жидкости на плоскую и криволинейную стенку, на стенку труб. Закон Архимеда.
Условия плавания тел. Ареометр.

2

4

Приборы для измерения давления: жидкостные приборы, пружинные манометры пружинные
вакуумметры

1

Практическая работа
1

1

4

Решение задач на законы гидростатики

Содержание
Тема 1.2.Основы
гидродинамики

Уровень
освоения
4

Основные понятия и определения гидродинамики: поток жидкости, живое сечение потока,
смоченный периметр, гидравлический радиус, расход жидкости, средняя скорость потока,

14
1

6

Раздел
2Гидравлические машины.

34

Тема 2.1
Понятие о
гидроприводе

30

Содержание
Принцип работы гидропривода. Структура объемной гидропередачи. Условные обозначения
в гидравлике.
2
Виды насосов. Устройство и принцип работы центробежного, поршневого, шестеренного и
пластинчатого насосов. Радиально-поршневые и аксиально-поршневые насосы. Их
устройство и принцип действия
3
Гидроцилиндры. Назначение, классификация, устройство и принцип действия.
Гидравлические моторы (поворотные гидравлические двигатели). Назначение,
классификация, устройство, принцип работы.
4
Гидравлические распределители. Назначение, классификация, устройство и принцип
действия крановых гидравлических распределителей. Золотниковые гидрораспределители
двухпозиционные. Их устройство и работа.
5
Гидроаппараты – назначение, классификация ,клапаны давления, дроссели, синхронизаторы
расхода. Устройство и работа обратного клапана.
Практические работы
1

1

1
2

1

1

2
4

Создание схем гидросистем

Раздел 3
Пневматические системы

22

Тема 3.1 Законы

6

Содержание

7

газов

Тема 3.2 Понятие о
пневмоприводе

1

Основные законы идеальных газов: Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. Объединенный
газовый закон. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовая и универсальная газовая
постоянные.
Первый закон термодинамики. Термодинамические процессы рабочих тел: изотермический,
изобарный, изохорный, адиабатный, политропный. Изображение процессов в диаграммах.
Второй закон термодинамики. Тепловые машины. КПД тепловых машин. Цикл Карно.
Понятие об энтропии

Содержание

8

1

Структура и принцип работы пневмопривода. Элементы пневмопривода..

2

2

2

3

Компрессоры – назначение, классификация. Устройство и работа одноступенчатого
компрессора
Устройство и принцип работы многоступенчатого компрессора.

4

Вентиляторы назначение, классификация. Устройство и работа центробежного компрессора

1

Практическая работа
1
Тема 3.3 Гидро- и
пневмосистемы
технологического
оборудования

1

1

2

Создание схем пневмосистем.

Содержание
Поиск и устранение неисправностей гидро- и пневмопривода. ТБ при работе.
Комбинированные гидро- и пневмоприводы.
Обобщение и повторение изученного материала

4

1

2
2

8

Самостоятельная работа по Разделу 3
проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам,
разделам учебных пособий, составленных преподавателем)

10

изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы конспекта лекций
выполнение тестовых заданий по темам дисциплины
выполнение домашних заданий подготовка к экзамену

Консультации

6

Промежуточной аттестации

6
Всего:

100

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализации программы учебной дисциплины
предусматривает следующие специальные помещения
Оборудование: лаборатория « Пневматика и гидравлика»
 посадочные места по количеству обучающихся;
 доска для письма;
 рабочее место преподавателя;
 Дидактические
стенды
пневматики
и
электропневмоавтоматики;
 Дидактические стенды гидравлики и электрогидравлики;
 Лабораторные стенды для изучения основ пневматики,
электропневмоавтоматики, пропорциональной и серво-гидравлики
(не менее, чем на 12 обучающихся) включающие:
 монтажная плита для сборки схем,
 гидравлическая насосная станция,
 малошумный компрессор,
 учебные комплекты элементов по пневмоавтоматике и
электропневмоавтоматике,
 учебные комплекты элементов по гидроавтоматике и
электрогидроавтоматике,
 учебные комплекты элементов по пропорциональной
гидравлике и серво гидравлике,
 учебные
комплекты
элементов
по
датчикам
в
гидравлических и пневматических системах,
 системы управления гидро- и пневмоприводом на базе ПЛК
промышленного образца,
 наборы соединительных электробезопасных проводов и
шлангов,
 измерительные приборы (мультиметры),
 система сбора данных с интерфейсом подключения к ПК,
 пневмоострова,
 различные типы исполнительных устройств (линейные,
вращательные, неполноповоротные, мембранные);
 учебное программное обеспечение для симуляции работы
пневматических и гидравлических систем,
 Интерактивные электронные средства обучения,
10

 Персональный компьютер или ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные
и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Исаев Ю.М., Коренев В.П. Гидравлика и гидропневмопривод. М.: Академия. 2013 г. – 176 с.
2. Основы объемного гидропривода и его управления: Учебное
пособие / Корнюшенко С.И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 338 с.
3. Гидравлика, пневматика и термодинамика: Курс лекций / Филин
В.М.; Под ред. Филина В.М. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 320 с.
4. Изготовление санитарно-технических, вентиляционных систем и
технологических трубопроводов : учебник / К.С. Орлов.— М. : ИНФРАМ, 2017.— 270с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы
оценки

Уметь:

осуществлять
правильность подготовки
инструмента и
оборудования к монтажу

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

осуществлять предмонтажную
проверку элементной базы
мехатронных систем;

осуществлять точность и
правильность
предмонтажной проверки
элементной базы
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

осуществлять монтажные
работы гидравлических,
пневматических, электрических
систем и систем управления;

Проводить качественное
осуществление монтажных
работ гидравлических,
пневматических,

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите

готовить инструмент и
оборудование к монтажу;

11

электрических систем и
систем управления

практических работ

контролировать качество
проведения монтажных работ
мехатронных систем;

проводить своевременный
контроль качества
монтажных работ
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

производить разборку и сборку
гидравлических,
пневматических,
электромеханических устройств
мехатронных систем;

демонстрировать скорость
и техничность проведения
разборки и сборки
гидравлических,
пневматических,
электромеханических
устройств мехатронных
систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

проводить расчеты параметров
типовых электрических,
пневматических и
гидравлических схем узлов и
устройств, разрабатывать
несложные мехатронные
системы;

осуществлять точность и
скорость проведения
расчетов параметров
типовых электрических,
пневматических и
гидравлических схем
узлов и устройств,
разрабатывать несложные
мехатронные системы

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

использовать навыки по
техническому обслуживанию
компонентов мобильного
робототехнического комплекса;

Показывать
результативность
использования навыков по
техническому
обслуживанию
компонентов мобильного
робототехнического
комплекса

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

производить ремонт и замену
составных частей мобильного
робота.

демонстрировать скорость
и техничность в
проведении ремонта и
замены составных частей
мобильного робота

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ

Знать:

демонстрировать знания
по соблюдению порядка
подготовки оборудования

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при

порядок подготовки

12

оборудования к монтажу
мехатронных систем;

к монтажу мехатронных
систем

тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

технологию монтажа
оборудования мехатронных
систем;

демонстрировать знания
по соблюдению
технологии монтажа
оборудования
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

теоретические основы и
принципы построения,
структуры и режимы работы
мехатронных систем;

демонстрировать знания
по использованию при
работе теоретических
основ и принципов
построения, структуры и
режимов работы
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

правила эксплуатации
компонентов мехатронных
систем;

демонстрировать знания
по соблюдению правил
эксплуатации компонентов
мехатронных систем

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

технологии, анализ
функционирование датчиков
физических величин,
дискретных и аналоговых
сигналов;

демонстрировать знания
по правильному выбору и
применению технологий,
анализа
функционирования
датчиков физических
величин, дискретных и
аналоговых сигналов

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

технологическую
последовательность разборки,
ремонта и сборки узлов и
механизмов мехатронных

демонстрировать знания
по соблюдению
технологической
последовательности
разборки, ремонта и

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
13

систем;

сборки узлов и
механизмов мехатронных
систем

самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

принципы выбора
соответствующего аппаратного
обеспечения (моторы, датчики),
необходимого для соблюдения
требований к
функционированию
дополнительной конструкции;

демонстрировать знания
по применению в работе
принципа выбора
соответствующего
аппаратного обеспечения
(моторы, датчики),
необходимого для
соблюдения требований к
функционированию
дополнительной
конструкции

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

монтаж конструкции
(прототипа), включая
механические, электрические и
информационные системы сбора
данных, соответствующие
требованиям, предъявляемым к
роботу;

демонстрировать знания
по применению в работе
монтажа конструкции
(прототипа), включая
механические,
электрические и
информационные системы
сбора данных,
соответствующие
требованиям,
предъявляемым к роботу

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

функциональное назначение
всех элементов мобильного
робота.

демонстрировать знания
по соблюдению
функционального
назначения всех элементов
мобильного робота

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».