ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:30:40 +02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Материаловедение
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Материаловедение
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС
СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий, специальностей 15.00.00
Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Николаева Екатерина Александровна, методист
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
4
УЧЕБНОЙ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является
обязательной частью профессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Учебная дисциплина «Материаловедение» наряду с учебными дисциплинами профессионального цикла обеспечивает формирование профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
Умения
ПК 2.1
Выявлять
внешние дефекты узлов
и агрегатов
мехатронных
устройств и
систем в результате их
внешнего
осмотра
Осуществлять выбор эксплуатационно-смазочных материалов при
обслуживании оборудования;
Осуществлять технический контроль качества технического обслуживания
Знания
Классификацию и виды отказов
оборудования;
Алгоритмы поиска неисправностей
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего учебной нагрузки по дисциплине – 84 часа.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 80 часов
Из них:
- теоретическое обучение – 28 часов;
- лабораторных и практических занятий – 40 часов;
- консультации – 6 часов
- промежуточной аттестации (экзамена) – 6 часов.
Самостоятельная работа – 4 часа.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
84
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
теоретическое обучение
28
лабораторных и практических занятий
40
Консультации
6
Промежуточной аттестации
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
1
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
Содержание учебного материала
Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины материаловедения. Структура изучения курса. История формирования материаловедения как науки
Раздел 1. Закономерности формирования структуры материалов
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Строение и свойства 1. Строение и свойства материалов. Кристаллическая решётка и её дефекты. Диффуматериалов
зия. Механические, тепловые и физические свойства материалов и методы их изучения.
Практические занятия
1. Определение твёрдости материала
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Основы теории спла- 1. Диаграммы состояний сплавов. Кристаллизация сплавов. Твёрдые растворы, мевов
ханические смеси, химические соединения. Правило отрезков
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Теория термообра1. Превращения в сплавах при охлаждении и нагреве. Виды термообработки, её влиботки металлов и
яние на структуру и свойства сплавов. Химико-термическая обработка, её виды.
сплавов
Диффузионное насыщение
Практические занятия
1. Изучение процесса закалки и отпуска углеродистой стали.
2. Изучение структуры и свойств сталей после термической и химико-термической
обработки
Самостоятельная работа
Раздел 2. Конструкционные и инструментальные материалы, применяемые в машино- и приборостроении
Объем часов
3
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
2
ПК 2.1
Введение
6
25
ПК 2.1, ПК 5.3
8
ПК 2.1, ПК 5.3
8
ПК 2.1
ПК 2.1, ПК 5.3
8
ПК 2.1
ПК 2.1, ПК 5.3
1
34
Тема 2.1.
Металлические конструкционные материалы
Тема 2.2.
Конструкционные
материалы с особыми физическими
свойствами
Тема 2.3.
Неметаллические
конструкционные
материалы
Тема 2.4.
Инструментальные
материалы
Содержание учебного материала
1. Стали и чугуны, их классификация. Влияние углерода и легирующих элементов на
свойства сталей. Принципы выбора сталей для конкретных условий работы. Способы предупреждения дефектов и повышения надёжности стальных деталей.
2. Шарикоподшипниковые стали. Рессорно-пружинные стали. Автоматные стали.
Высокопрочные материалы. Стали и сплавы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды. Антифрикционные материалы.
Практические занятия
1. Изучение структуры и свойств легированных сталей.
2. Определение причины возникновения дефекта детали.
Содержание учебного материала
1. Материалы с высокой электропроводностью. Медь и сплавы на её основе. Алюминий и сплавы на его основе.
2. Материалы с особыми магнитными свойствами. Классификация, состав, маркировка и область применения.
Практические занятия
1. Определение параметров катушки индуктивности
Содержание учебного материала
1. Полимеры и пластмассы на их основе. Классификация пластмасс. Каучук и резина. Стекло, керамика и древесина, их состав, свойства и применение в машиностроении.
Практические занятия
1. Изучение влияния температуры на механические свойства пластмасс.
2. Изучение свойств неорганических стёкол.
Содержание учебного материала
1. Материалы для режущего инструмента: свойства, классификация и область применения. Материалы для обработки металлов давлением. Материалы для измерительного инструмента
Практические занятия
1. Определение плотности материала с помощью лабораторных измерений.
7
ПК 2.1, ПК 5.3
8
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1
8
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1
ПК 2.1, ПК 5.3
8
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1, ПК 5.3
8
ПК 2.1, ПК 5.3
Самостоятельная работа
Раздел 3. Порошковые и композиционные материалы
Содержание учебного материала
1. Композиционные и порошковые материалы с металлической и неметаллической
матрицей. Состав, свойства и область применения
Практические занятия
1. Изучение структуры порошковых и композиционных материалов.
Самостоятельная работа
Тема 3.1.
Порошковые и композиционные материалы в машиностроительной промышленности
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего:
8
2
11
ПК 2.1
10
ПК 2.1
1
6
6
84
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы учебной дисциплины предусматривает
наличие следующих специальных помещений:
Кабинет «Материаловедение»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические
- техническими средствами обучения: компьютер, проектор, экран, колонки.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные
и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Арисова, В. Н. Материаловедение : учеб. пособие / В. Н. Арисова, Л.
М. Гуревич, 1. А. Ф. Трудов, Д. В. Проничев ; ВолгГТУ. – Волгоград,
2015.
2. Соколова Е. Н.,Борисова А. О.: Материаловедение.Лабораторный
практикум. Учебное пособие, 2-е изд - М.: «Академия», 2014
3.2.2. Электронные издания
1. http://www.emipipe.ru/met/content.html Справочные материалы: металлы
и сплавы / доступ без регистрации
2. http://www.alfametal.ru/?id=manual Справочник и ГОСТы по цветным
сплавам и полуфабрикатам из них
3.2.3. Дополнительные источники
1. В.М. Никифоров. Технология металлов и других конструкционных
материалов [Электронный ресурс] : учебник для техникумов/ - 10-е изд.,
стер.
9
СПб.:Политехника,2015. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN978573250
9595.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы оценки
умение осуществлять выбор эксплуатационно-смазочных материалов при обслуживании оборудования;
Правильность выбора эксплуатационно-смазочных
материалов при обслуживании оборудования
Экспертная оценка результатов деятельности
студентов при выполнении и защите практических работ
умение осуществлять технический контроль качества технического обслуживания
Своевременное и правильное осуществление технического контроля качества
технического обслуживания
Экспертная оценка результатов деятельности
студентов при выполнении и защите практических работ
знание физических особенностей
сред использования мехатронных систем;
Выбор технологии решения профессиональной задачи с учетом физических
особенностей сред использования мехатронных систем
Экспертная оценка результатов деятельности
студентов при тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и
других видов текущего
контроля
выбор соответствующих материалов и процессов для изготовления структурных и механических
элементов, необходимых для дополнительной конструкции.
Правильный выбор соответствующих материалов
и процессов для изготовления структурных и механических элементов, необходимых для дополнительной конструкции
Экспертная оценка результатов деятельности
студентов при тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и
других видов текущего
контроля
10