30. ОП.06 Материаловедение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:30:40 +02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Материаловедение
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Материаловедение
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС
СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий, специальностей 15.00.00
Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»

Разработчик:
Николаева Екатерина Александровна, методист

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ
4
УЧЕБНОЙ
5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является
обязательной частью профессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Учебная дисциплина «Материаловедение» наряду с учебными дисциплинами профессионального цикла обеспечивает формирование профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК

Умения

ПК 2.1
Выявлять
внешние дефекты узлов
и агрегатов
мехатронных
устройств и
систем в результате их
внешнего
осмотра

Осуществлять выбор эксплуатационно-смазочных материалов при
обслуживании оборудования;
Осуществлять технический контроль качества технического обслуживания

Знания
Классификацию и виды отказов
оборудования;
Алгоритмы поиска неисправностей

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Всего учебной нагрузки по дисциплине – 84 часа.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 80 часов
Из них:
- теоретическое обучение – 28 часов;
- лабораторных и практических занятий – 40 часов;
- консультации – 6 часов
- промежуточной аттестации (экзамена) – 6 часов.
Самостоятельная работа – 4 часа.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:
теоретическое обучение

28

лабораторных и практических занятий

40

Консультации

6

Промежуточной аттестации

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2

Содержание учебного материала
Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины материаловедения. Структура изучения курса. История формирования материаловедения как науки
Раздел 1. Закономерности формирования структуры материалов
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Строение и свойства 1. Строение и свойства материалов. Кристаллическая решётка и её дефекты. Диффуматериалов
зия. Механические, тепловые и физические свойства материалов и методы их изучения.
Практические занятия
1. Определение твёрдости материала
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Основы теории спла- 1. Диаграммы состояний сплавов. Кристаллизация сплавов. Твёрдые растворы, мевов
ханические смеси, химические соединения. Правило отрезков
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Теория термообра1. Превращения в сплавах при охлаждении и нагреве. Виды термообработки, её влиботки металлов и
яние на структуру и свойства сплавов. Химико-термическая обработка, её виды.
сплавов
Диффузионное насыщение
Практические занятия
1. Изучение процесса закалки и отпуска углеродистой стали.
2. Изучение структуры и свойств сталей после термической и химико-термической
обработки
Самостоятельная работа
Раздел 2. Конструкционные и инструментальные материалы, применяемые в машино- и приборостроении

Объем часов
3

Осваиваемые
элементы
компетенций
4

2

ПК 2.1

Введение

6

25
ПК 2.1, ПК 5.3
8
ПК 2.1, ПК 5.3
8

ПК 2.1
ПК 2.1, ПК 5.3

8
ПК 2.1
ПК 2.1, ПК 5.3
1
34

Тема 2.1.
Металлические конструкционные материалы

Тема 2.2.
Конструкционные
материалы с особыми физическими
свойствами

Тема 2.3.
Неметаллические
конструкционные
материалы

Тема 2.4.
Инструментальные
материалы

Содержание учебного материала
1. Стали и чугуны, их классификация. Влияние углерода и легирующих элементов на
свойства сталей. Принципы выбора сталей для конкретных условий работы. Способы предупреждения дефектов и повышения надёжности стальных деталей.
2. Шарикоподшипниковые стали. Рессорно-пружинные стали. Автоматные стали.
Высокопрочные материалы. Стали и сплавы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды. Антифрикционные материалы.
Практические занятия
1. Изучение структуры и свойств легированных сталей.
2. Определение причины возникновения дефекта детали.
Содержание учебного материала
1. Материалы с высокой электропроводностью. Медь и сплавы на её основе. Алюминий и сплавы на его основе.
2. Материалы с особыми магнитными свойствами. Классификация, состав, маркировка и область применения.
Практические занятия
1. Определение параметров катушки индуктивности
Содержание учебного материала
1. Полимеры и пластмассы на их основе. Классификация пластмасс. Каучук и резина. Стекло, керамика и древесина, их состав, свойства и применение в машиностроении.
Практические занятия
1. Изучение влияния температуры на механические свойства пластмасс.
2. Изучение свойств неорганических стёкол.
Содержание учебного материала
1. Материалы для режущего инструмента: свойства, классификация и область применения. Материалы для обработки металлов давлением. Материалы для измерительного инструмента
Практические занятия
1. Определение плотности материала с помощью лабораторных измерений.
7

ПК 2.1, ПК 5.3

8

ПК 2.1, ПК 5.3

ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1
8

ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1
ПК 2.1, ПК 5.3

8
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1, ПК 5.3
ПК 2.1, ПК 5.3
8
ПК 2.1, ПК 5.3

Самостоятельная работа
Раздел 3. Порошковые и композиционные материалы
Содержание учебного материала
1. Композиционные и порошковые материалы с металлической и неметаллической
матрицей. Состав, свойства и область применения
Практические занятия
1. Изучение структуры порошковых и композиционных материалов.
Самостоятельная работа

Тема 3.1.
Порошковые и композиционные материалы в машиностроительной промышленности
Консультации
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего:

8

2
11
ПК 2.1
10
ПК 2.1
1
6
6
84

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы учебной дисциплины предусматривает
наличие следующих специальных помещений:
Кабинет «Материаловедение»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- стенд диаграммы железо-цементит;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомеры;
- микроскопы металлографические
- техническими средствами обучения: компьютер, проектор, экран, колонки.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные
и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Арисова, В. Н. Материаловедение : учеб. пособие / В. Н. Арисова, Л.
М. Гуревич, 1. А. Ф. Трудов, Д. В. Проничев ; ВолгГТУ. – Волгоград,
2015.
2. Соколова Е. Н.,Борисова А. О.: Материаловедение.Лабораторный
практикум. Учебное пособие, 2-е изд - М.: «Академия», 2014
3.2.2. Электронные издания
1. http://www.emipipe.ru/met/content.html Справочные материалы: металлы
и сплавы / доступ без регистрации
2. http://www.alfametal.ru/?id=manual Справочник и ГОСТы по цветным
сплавам и полуфабрикатам из них
3.2.3. Дополнительные источники
1. В.М. Никифоров. Технология металлов и других конструкционных
материалов [Электронный ресурс] : учебник для техникумов/ - 10-е изд.,
стер.
9

СПб.:Политехника,2015. http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN978573250
9595.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

умение осуществлять выбор эксплуатационно-смазочных материалов при обслуживании оборудования;

Правильность выбора эксплуатационно-смазочных
материалов при обслуживании оборудования

Экспертная оценка результатов деятельности
студентов при выполнении и защите практических работ

умение осуществлять технический контроль качества технического обслуживания

Своевременное и правильное осуществление технического контроля качества
технического обслуживания

Экспертная оценка результатов деятельности
студентов при выполнении и защите практических работ

знание физических особенностей
сред использования мехатронных систем;

Выбор технологии решения профессиональной задачи с учетом физических
особенностей сред использования мехатронных систем

Экспертная оценка результатов деятельности
студентов при тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и
других видов текущего
контроля

выбор соответствующих материалов и процессов для изготовления структурных и механических
элементов, необходимых для дополнительной конструкции.

Правильный выбор соответствующих материалов
и процессов для изготовления структурных и механических элементов, необходимых для дополнительной конструкции

Экспертная оценка результатов деятельности
студентов при тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и
других видов текущего
контроля

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».