27. ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация

Подписано цифровой

ГОСУДАРСТВЕННОЕ подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14
ИНДУСТРИИ"
15:29:28 +02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.
1

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 МЕТРОЛОГИЯ,
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям), входящей в
укрупненную группу профессий, специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»

Разработчики:
Николаева Екатерина Александровна, методист

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
УЧЕБНОЙ
5
УЧЕБНОЙ

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11
12

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и
сертификация» является обязательной частью профессионального цикла
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация»
наряду с другими учебными дисциплинами обеспечивает формирование
профессиональных компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК
ПК 1.4
Проводить
настройку
комплексов
следящих
приводов в
составе
мехатронных
устройств и
систем
ПК 2.2
Проверять
соответствие
диагностируемых
параметров узлов,
агрегатов и
электронных
модулей
мехатронных
усиройств и
систем
требованиям
эксплуатационной
документации

Умения

Знания
Нормативные требования по
монтажу, наладке и ремонту
мехатронных систем

Применять соответствующие
методики контроля,
испытаний и диагностики
оборудования мехатронных
систем;
Производить диагностику
оборудования мехатронных
систем и определение его
ресурсов;
Оформлять документацию по
результатам диагностики и
ремонта мехатронных систем

Алгоритмы поиска
неисправностей;
виды и методы контроля и
испытаний, методику их
проведения и сопроводительную
документацию;
Стандарты, положения,
методические и другие
нормативные материалы по
аттестации, испытаниям,
эксплуатации и ремонту
оборудования мехатронных
систем;
Методы диагностирования,
неразрушающие методы контроля;
Порядок проведения стандартных
и сертифицированных испытаний
4

Методы повышения
долговечности оборудования

1.3. Рекомендуемое
дисциплины:

количество

часов

на

освоение

программы

Всего учебной нагрузки по дисциплине – 60 часов.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 52 часа
Из них:
- теоретическое обучение – 20 часов;
- лабораторных и практических занятий – 32 часа;
- промежуточной аттестации – 2 часа.
Самостоятельная работа – 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем учебной дисциплины

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:
теоретическое обучение

20

лабораторные работы и практические занятия (если предусмотрено)

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Тема 1.1
Основы теории
измерений
Тема 1.2.
Концевые меры длины.
Гладкие калибры

Тема 1.3.
Штангенинструменты и
микрометры

Тема 1.4.
Рычажные приборы

Раздел I. Метрология
Содержание учебного материала
1. Основы теории измерений. Измерения прямые и косвенные, абсолютные и
относительные, методы измерений. Погрешности измерений, эталоны.
Содержание учебного материала
1. Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД). Наборы ПКМД. Правила
составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров и их
назначение. Щупы и их назначение.
Тематика практических работ
1. Составление размеров деталей с помощью концевых мер длины.
Содержание учебного материала
1. Штангенинструменты: штангенциркуль и штангенглубиномер, штангенрейсмус.
Устройство нониуса. Правила измерения и чтения размера. Микрометрические
инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический
нутромер. Цена деления барабана и стебля. Стопорное устройство. Чтение
показаний, правила измерений.
Тематика практических работ
1. Измерение величины износа соединений.
Содержание учебного материала
1. Классификация рычажно-механических приборов. Устройство индикатора
часового типа, индикаторного нутромера. Цена деления шкалы индикатора.
Рычажные скобы и рычажные микрометры. Приборы с пружинной передачей:
микрокаторы, микаторы, миникаторы.
Тематика практических работ
Поверка средств измерения.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Объем
часов

Осваиваемые
элементы
компетенций

3

4

10
ПК 1.4

2

ПК 1.4

ПК 1.4
ПК 1.4, ПК 2.2
2

ПК 1.4, ПК 2.2
ПК 1.4, ПК 2.2
4
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4
2
6

Тема 2.1.
Государственная система
стандартизации.
Взаимозаменяемость.
Тема 2.2. Основные
понятия о допусках и
посадках.
Тема 2.3. Допуски и
посадки гладких
цилиндрических
соединений

Тема 2.4.
Допуски и посадки
подшипников качения

Тема 2.5.
Нормы геометрической
точности.
Допуски форм и
расположения
поверхностей.
Тема 2.6. Шероховатость
поверхностей. Размерные
цепи.

2. Подготовка к лабораторным работам.
Раздел 2. Стандартизация
Содержание учебного материала
1. Государственная система стандартизации Российской Федерации.
Взаимозаменяемость, ее виды и принципы. Ряд предпочтительных чисел.
Содержание учебного материала
1. Размеры номинальные и действительные. Отклонения. Допуск и поле допуска.
Виды посадок. Условные обозначения полей допусков. Квалитеты.
Содержание учебного материала
1. Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических
соединений. Посадки в системе отверстия и в системе вала, графическое
изображение полей допусков. Рекомендации по выбору допусков и посадок. Единая
система допусков и посадок (ЕСДП).
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок гладких цилиндрических соединений.
Содержание учебного материала
1. Подшипники качения. Основные посадочные размеры. Классы точности
подшипников качения. Расположение полей допусков наружного и внутреннего
колец подшипников качения. Выбор посадок. Обозначение посадок на чертежах
деталей.
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок подшипников качения.
Содержание учебного материала
1. Отклонения формы поверхности или профиля и причины их возникновения.
Отклонения формы цилиндрических поверхностей, отклонение формы плоских
поверхностей. Обозначение на чертежах допусков формы и расположение
поверхностей деталей согласно ГОСТ 2. 308 – 79.
Содержание учебного материала
1. Параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости поверхностей.
Размерные цепи. Виды размерных цепей. Расчет размерных цепей.
Тематика практических занятий
1. Расчёт размерных цепей методом «максимум-минимум».

28
2

2

ПК 1.4, ПК 5.1

ПК 1.4, ПК 5.1
ПК 1.4, ПК 5.1

2
ПК 1.4
ПК 1.4, ПК 2.2
2

ПК 1.4, ПК 2.2
ПК 1.4
2

ПК 1.4
2
ПК 1.4
7

Тема 2.7.
Методы и средства
измерения углов.
Допуски угловых
размеров.

Тема 2.8.
Допуски резьбовых
соединений.
Тема 2.9.
Допуски на зубчатые
колеса и соединения.

Тема 2.10.
Допуски и посадки
шпоночных и шлицевых
соединений

Содержание учебного материала
1. Методы измерения углов. Инструменты для проверки углов: угловые плитки,
шаблоны, угольники. Угломеры универсальные. Независимые и зависимые угловые
размеры. Допуск угла, допуск угла конуса. Степени точности угловых размеров в
зависимости от назначения.
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок конических соединений.
Содержание учебного материала
1. Основные типы и параметры резьб. Общие принципы взаимозаменяемости
цилиндрических резьб. Допуски метрических резьб. Посадки с зазором, натягом и
переходные. Стандарт СТСЭВ 640-77 - «Резьба метрическая».
Содержание учебного материала
1. Допуски и посадки на зубчатые колеса и соединения, общие сведения. Основные
показатели нормы кинематической точности, нормы плавности работы, нормы
контакта зубьев в передаче. Выбор степени точности зубчатых колес.
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок зубчатых соединений.
Содержание учебного материала
1. Виды шпоночных соединений, их применение. Три вида шпоночных соединений с
призматическими шпонками. Образование посадок шпоночных соединений за счет
полей допусков шпонки, паза вала и паза втулки. Выбор шпонок и основные
размеры соединения по СТСЭВ 189-75. Способы центрирования прямобочных
шлицевых соединений и рекомендуемые посадки.
Тематика практических занятий
1. Расчёт допусков и посадок шпоночных и шлицевых соединений.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Направления развития национальной системы стандартизации (подготовка
презентации).
2. Область применения посадок - (подготовка к презентации).
3. Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей
допусков для соединения типа «вал-втулка» (индивидуальная расчетная работа).
4. Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей
допусков для соединений типа «вал-подшипник» (индивидуальная расчетная
работа).

ПК 1.4, ПК 2.2
2
ПК 1.4
2

4

ПК 1.4

ПК 1.4, ПК
2.2, , ПК 5.4
ПК 1.4, ПК 2.2
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4

4

ПК 1.4
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4

2

8

Тема 3.1.
Показатели качества
продукции и методы их
оценки.

Тема 3.2.
Испытания и контроль
продукции. Системы
качества.

Тема 4.1.
Основные определения в
области сертификации.
Системы сертификации.
Тема 4.2.
Порядок и правила
сертификации. Схемы
сертификации.

5. Зависимые и независимые допуски формы и расположения поверхностей
(подготовка презентации).
6. Шероховатость поверхности и ее влияние на износостойкость (подготовка
презентации).
7. Измерение с помощью синусной линейки (подготовка презентации).
8. Примеры обозначения полей допусков (подготовка презентации).
9. Область применения посадок зубчатых колес в автомобильном транспорте:
(подготовка презентации).
10. Подготовка к тестированию.
Раздел 3. Качество продукции
Содержание учебного материала
1. Качество продукции, показатели качества продукции, классификация и
номенклатура показателей качества. Общий подход и методы работы по качеству.
Методы оценки уровня качества однородной продукции.
Тематика практических работ
1. Контроль качества продукции.
Содержание учебного материала
1. Классификация видов контроля качества продукции. Входной, оперативный и
приемочный контроль.
Понятие поэтапного контроля качества. Системный подход к управлению качеством
продукции на отечественных предприятиях. Комплексная система управления
качеством продукции (КСУКП).
Самостоятельная работа обучающихся
1. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
2. Подготовка к лабораторным работам.
Раздел 4. Сертификация
Содержание учебного материала
1. Сертификация продукции. Цели сертификации. Объекты сертификации. Системы
сертификации: система обязательной сертификации, система сертификации для
определенного вида продукции.
Содержание учебного материала
1. Примерная типовая последовательность работ и состав участников при
сертификации продукции. Добровольная и обязательная сертификация. Схемы
сертификации.

10
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4
4
ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4

4

ПК 1.4, ПК
2.2, ПК 5.4

2
10
4

4

ПК 2.2

ПК 2.2

9

Самостоятельная работа обучающихся
1. Структура системы сертификации России.
2. Процесс сертификации услуг
Промежуточная аттестация
Всего:

ПК 2.2
2
2
60

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы учебной дисциплины
наличие следующих специальных помещений:
учебная лаборатория.

предусматривает

Оборудование кабинета Метрологии, стандартизации и сертификации:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 образцы различных деталей автомобилей;
 меры длины концевые плоскопараллельные;
 гладкие калибры для контроля резьбы;
 микрометры
 штангенинструменты;
 нутромеры;
 кольца;
 призмы поверочные;


штативы.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Зайцев С.А. , Толстов А.Н. , Грибанов Д.Д. , Куранов А.Д. Метрология,
стандартизация и сертификация в машиностроении. М.: Академия, 2015 –
288 с.
2. Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник / Я.
М. Радкевич, А. Г. Схиртладзе. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт,
2012. - 813 с.
3. Метрология, стандартизация, сертификация : учебник / И.П. Кошевая, А.А.
Канке. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 415 с.
4. Качурина Т.А. Метрология и стандартизация. М.: Академия, 2016 – 128 с.
5. Зворыкина Т. И. Метрология, стандартизация и сертификация. М.:
Академия, 2014 – 208 с.
11

6. Аристов А.И. , Карпов Л.И. , Приходько В.М. , и др. Метрология,
стандартизация и сертификация. М.: Академия, 2013 – 416 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. www.gost.ru - «Информация о процедуре сертификации, сертификат
соответствия ГОСТ Р.»
2. www.docload.ru/Basesdoc/5/5737/index.htm - ГОСТ 25346-89
3. http://k-a-t.ru/metrologia/metrologia_1/index.shtml
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
умение применять
соответствующие методики
контроля, испытаний и
диагностики оборудования
мехатронных систем;

Критерии оценки

Своевременность и
точность применения
соответствующих методик
контроля, испытаний и
диагностики оборудования
мехатронных систем
умение производить диагностику Скорость и техничность
оборудования мехатронных
проведения диагностики
систем и определение его
оборудования
ресурсов;
мехатронных систем и
определение его ресурсов
умение оформлять
Правильность оформления
документацию по результатам
документации по
диагностики и ремонта
результатам диагностики и
мехатронных систем;
ремонта мехатронных
систем
умение устанавливать и
Скорость и техничность
регулировать физические
установления и
настройки всей линейки
регулировки физических
датчиков с целью выявления
настроек всей линейки
неисправностей.
датчиков с целью
выявления неисправностей
знание нормативных требований Применение нормативных
по монтажу, наладке и ремонту
требований по монтажу,
мехатронных систем;
наладке и ремонту
мехатронных систем

Формы и методы
оценки
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
выполнении и защите
практических работ
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
12

контроля

знание алгоритмов поиска
неисправностей;

Применение алгоритмов
поиска неисправностей

знание видов и методов контроля
и испытаний, методики их
проведения и сопроводительную
документацию;

Правильный выбор и
применение видов и
методов контроля и
испытаний, методики их
проведения и
сопроводительную
документацию

знание стандартов, положений,
методических и других
нормативных материалов по
аттестации, испытаниям,
эксплуатации и ремонту
оборудования мехатронных
систем;

Применение стандартов,
положений, методических
и других нормативных
материалов по аттестации,
испытаниям, эксплуатации
и ремонту оборудования
мехатронных систем

знание методов
диагностирования,
неразрушающих методы
контроля;

Правильный выбор и
применение методов
диагностирования,
неразрушающих методы
контроля

знания порядка проведения
стандартных и
сертифицированных испытаний;

Учет при работе порядка
проведения стандартных и
сертифицированных
испытаний

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

13

знания методов повышения
долговечности оборудования;

анализ реального применения
мобильного робота для
определения конкретных
рабочих возможностей робота и
их соответствия выполняемой
работе;

знание определений основных
мехатронных величин,
понимание их смысла и значения
для методов робототехники при
диагностировании
неисправностей в мобильной
робототехнике.

Использование при работе
методов повышения
долговечности
оборудования

Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля
Использование при работе Экспертная оценка
анализ реального
результатов деятельности
применения мобильного
студентов при
робота для определения
тестировании,
конкретных рабочих
внеаудиторной
возможностей робота и их самостоятельной работы
соответствия выполняемой и других видов текущего
работе
контроля
Применение основных
Экспертная оценка
мехатронных величин
результатов деятельности
студентов при
тестировании,
внеаудиторной
самостоятельной работы
и других видов текущего
контроля

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».