24. СГЦ.07 Экологические основы природопользования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКО
Й ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬН
АЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:28:20
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.09 Экологические основы природопользования
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.
1

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.09 Экологические основы
природопользования разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий,
специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
УЧЕБНОЙ
5
УЧЕБНОЙ

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12
13

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа
учебной
дисциплины
«Экологические
основы
природопользования» является обязательной частью математического и
общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям).
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования»
наряду с другими учебными дисциплинами обеспечивает формирование
общих компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 2
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач,

оценивать
эффективность
природоохранных
мероприятий;
оценивать
качество
окружающей среды;
определять
формы
ответственности
за
загрязнение
окружающей
среды

основные понятия и определения
природопользования;
современное
состояние
окружающей среды России и мира;
способы охраны биосферы от
антропогенных выбросов;
основные
направления
рационального
природопользования

ОК3
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
4

грамотности в
различных жизненных
ситуациях,
ОК4
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде,
ОК5
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.

1.3. Рекомендуемое
дисциплины:

количество

часов

на

освоение

программы

Всего учебной нагрузки по дисциплине – 32 часа.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 30 часов
Из них:
- теоретическое обучение – 18 часов;
- лабораторных и практических занятий – 12 часов;
- промежуточной аттестации – 2 часа.
Самостоятельная работа – 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем учебной дисциплины

32

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:
теоретическое обучение

18
5

лабораторные работы и практические занятия (если предусмотрено)

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

1
2
Раздел 1. Экология и природопользование.
Тема 1.1. Современное Содержание учебного материала
состояние окружающей Экологически неблагополучные региона России, причины. Карта
среды в России
загрязнения региона.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблиц для систематизации учебного материала. решение задач
по образцу
Тема 1.2. Антропогенное Содержание учебного материала
воздействие на природу. Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие
Экологические кризисы «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и
и катастрофы.
глобальные проблемы экологии.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
Определение экологического кризиса. Основные причины экологического
кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы.
Причины и виды катастроф.
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.
Анализ литературы по теме занятия
Работа с материалами конспекта.
Тема 1.3. Природные Содержание учебного материала
ресурсы и рациональное Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и
природопользование
воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением
производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и

Объем
часов

Уровень
освоения

3
14
2

4

Коды
осваиваемых
компетенций
5

2
ОК 2-5

-

2

2

ОК 2-5

-

2
2

ОК 2-5

7

производства сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Определение жесткости природной воды.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблиц систематизации учебного материала. решение задач по
образцу.
Тема 1.4. Принципы Содержание учебного материала
рационального
Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны
природопользования и природы. Принципы и правила охраны природы.
охраны
окружающей Ресурсные циклы. Система управления отходами.
среды
1.Семинар: Организация ресурсных циклов.
2.Семинар: Принципы охраны природы.
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.
Анализ литературы по теме занятия.
Работа с материалами конспекта.
Тема 1.5. Мониторинг Содержание учебного материала
окружающей среды.
Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».
Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения
атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за
факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и
прогнозирование за факторами, воздействующими на окружающую; оценка
и прогнозирование состояния окружающей среды.
Организация мониторинга.
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.

-

2
ОК 2-5

2

-

2

2
ОК 2-5

8

Реферат по заданной теме.
Содержание учебного материала
Естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы,
гидросферы и земельных степени загрязнения.
Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения.
1.Анализ основных источников загрязнения
2.Семинар: Естественные и антропогенные источники загрязнения
атмосферы
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Решение задач по образцу.
Тема 1.7. Физическое Содержание учебного материала
загрязнение
Шумовое,
электромагнитное,
тепловое,
световое,
радиоактивное
загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствия
заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.
Понятие экологического риска.
1.Определение уровня шумового загрязнения.
2.Определение уровня электромагнитного загрязнения среды.
Тема 1.6. Источники
загрязнения, основные
группы загрязняющих
веществ в природных
средах.

1.Семинар: Экологическое состояние России.
2.Семинар: Экологическое состояние России.
Контрольная работа
Физические загрязнения
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.
Раздел 2. Рациональное использование
Тема 2.1. Рациональное Содержание учебного материала
использование и охрана
атмосферы.
Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных

2
ОК 2-5

2

-

2
ОК 2-5

2

-

12
4

3
ОК 2-5
9

Тема 2.2. Рациональное
использование и охрана
водных ресурсов.

Тема 2.3. Рациональное
использование и охрана
недр.

Тема 2.4. Рациональное
использование и охрана
земельных ресурсов.

ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по
предотвращению и истощения и загрязнения. Рациональное использование
подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы
водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.
Определение основных параметров санитарного состояния воздуха.
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальное задание.
Реферат по заданной теме.
Анализ литературы по теме занятия.
Работа с материалами конспекта.
Содержание учебного материала
Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы
минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России.
Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов.
Основные направления по использованию и охране недр. Охрана
природных комплексов при разработке минеральных ресурсов.
Рекультивация и восстановление земель.
Определение основных параметров санитарного состояния воды
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблиц для систематизации учебного материала.
Решение задач по образцу.
Содержание учебного материала
Почва, ее состав и строение. Роль почву в круговороте веществ в природе.
Хозяйственное значение почв. Естественная и ускоренная эрозия почв.
Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты
антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ литературы по теме занятия. Работа с материалами конспекта.
Содержание учебного материала
Охрана ландшафт. Их классификация. Особо охраняемые территории.
Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

-

4

3
ОК 2-5

-

2

2
ОК 2-5

2

3
ОК 2-5
10

Самостоятельная работа обучающихся
Анализ литературы по теме занятия.
Работа с материалами конспекта
Раздел 3. Мероприятия по защите планеты.
Тема
3.1.
Охрана Содержание учебного материала
ландшафтов.
Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий.
Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных
предприятий. Контроль и регулирование рационального использования
природных ресурсов и окружающей среды. Федеральные органы власти,
отвечающие
за
рациональное
природопользование.
Организация
рационального природопользования в Росси.
Самостоятельная работа
Составление таблиц для систематизации учебного материала
Решение задач по образцу.
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачет
Всего

-

2
2

3
ОК 2-5

-

2
2
32

11

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета.
Оборудование лаборатории и рабочих мест:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с
лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделам
программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой
информации;
комплект
учебно-наглядных пособий
«Экологические основы
природопользования».
Технические средства обучения:
- Мультимедиапроектор;
- экран
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Валова В.Д. Экология. — М., 2012.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы
природопользования. — М., 2014.
Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М.,
2013.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый
уровень). 10 —11 классы. — М., 2014.
Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена
человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
Интернет-ресурсы:
www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).
www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).
www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы
экологии России).

12

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоение умения,
усвоенные знания)
Уметь:
-осознавать взаимосвязь организмов и
среды обитания;
определять
условия
устойчивого
состояния
экосистем
и
причины
возникновения экологического кризиса;
Знать:
правовые
вопросы
экологической
безопасности;
об
экологических
принципах
рационального природопользования;
Задачи и цели природоохранных органов
управления и надзора.

Формы и методы контроля результатов
обучения.
Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов по
дисциплине (ежемесячно).
Промежуточный контроль:
- Рубежный тестовый контроль по темам
разделов 1, 2, 3. Реферативная работа
студентов по предлагаемой тематике;
Итоговый контроль:
- аудиторная контрольная работа.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».