23. СГЦ.06 Основы мировых религиозных культур

ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14 15:27:57
ИНДУСТРИИ"
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.06 ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.

Рабочая

программа

религиозных

учебной

культур

дисциплины

разработана

в

СГЦ.06

соответствии

Основы
с

мировых

Федеральным

государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий,
специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Николаева Екатерина Александровна, методист

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

4

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6
ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

11

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины «Основы
финансовой
грамотности» является частью образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальностям по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Основы мировых религиозных культур» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Основополагающей целью программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Основы мировых религиозных культур» является
формирование у обучающихся значимых личностных, предметных и
метапредметных результатов обучения, что предполагает:
- формирование
научно обоснованного представления о характере и
специфике христианско-антропологической модели образования;
- обеспечение овладения базовыми знаниями и пониманием достижений
отечественного и зарубежного опыта в области мирового религиозного
наследия, стратегий разрешения межрелигиозных и межкультурных
конфликтов, религиозных истоков в мировой художественной культуре;
- формирование способности ориентироваться в аксиологических
системах мировых религиозных культур.
Задачами программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы
мировых религиозных культур» являются:
- ознакомление обучающихся с предметом, содержанием и ключевыми
понятиями о религии и мировых религиозных культурах;
- формирование представления о мировых религиях, религиозных
культурах и религиозных культах как культурообразующей составляющей
мировых цивилизаций;
- ознакомление с историей религиозных культур;
4

- изучение примеров созидательной деятельности доисторического,
исторического и внеисторического человека в мировой истории, примеров
деятельности отдельных харизматических личностей в истории религиозных
культур;
- приобретение базовых навыков исторического и культурологического
анализа;
- формирование у обучающихся навыков самостоятельного изучения
учебной и научной литературы;
- определение области практического применения приобретенных в
процессе изучения общеобразовательной учебной дисциплины знаний,
умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной
профессиональной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования: программы подготовки
квалифицированных
рабочих,
служащих,
программы
подготовки
специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Результатом освоения программы является освоение обучающимися
общих компетенций (ОК):
Формируемые
компетенции

Действия
(дескрипторы)
Использование
актуальной
нормативноправовой
документацию по
профессии
(специальности)
Применение
современной
научной
профессиональной
терминологии
Определение
траектории
профессионального
развития и
самообразования

ОК 03.
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие,
предпринимательск
ую деятельность в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по правовой
и финансовой
грамотности в
различных
жизненных
ситуациях
Проявлять
ОК 06.
гражданскоПроявлять
патриотическую
гражданскопозицию,

Название раздела
Умения

Знания

Определять
актуальность
нормативноправовой
документации в
профессиональной
деятельности
Выстраивать
траектории
профессионального
и личностного
развития

Содержание
актуальной
нормативноправовой
документации
Современная
научная
и профессиональная
терминология
Возможные
траектории
профессионального
развития и
самообразования

Понимать
значимость своей
профессии
(специальности)

Описывать
значимость своей
профессии
5

патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
российских
духовнонравственных
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном
языках

демонстрировать
осознанное поведение
на основе
общечеловеческих
ценностей

Демонстрация
поведения на основе
общечеловеческих
ценностей.

Презентовать
структуру
профессионально й
деятельности по
профессии
(специальности)

Применение
средств
информатизации и
информационных
технологий для
реализации
профессиональной
деятельности

Применять средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач
Использовать
современное
программное
обеспечение

Современные
средства и
устройства
информатизации
Порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности

1.4. Рекомендуемое
дисциплины:

количество

часов

на

освоение

программы

Всего учебной нагрузки по дисциплине – 36 часов.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 34 часов
Из них:
- теоретическое обучение – 22 часа;
- лабораторных и практических занятий – 12 часов;
- промежуточной аттестации – 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем учебной дисциплины

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:
теоретическое обучение

22

лабораторные работы и практические занятия (если предусмотрено)

12

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы мировых религиозных культур»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. История
религии
Тема 1.1.
Введение

Тема 1.2
Религия как
всечеловеческое
явление

Раздел 2. Виды
религий
Тема 2.1.
Характеристика
основных
мировых религий

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
1 Религия как предмет изучения
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- постановка личных целей и задач при изучении мировых религий;
-составление плана самостоятельной работы для изучения мировых религий
Содержание учебного материала
1 Поиск Бога: вопросы человека о Боге
2 Религии и общество
3 Религиозный фанатизм и религиозная свобода
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
- Число религий в мире и их распределение по континентам. Оценка и число адептов
великих религий;
- Следствия религиозного фанатизма;
- Главная проблема человека.
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- -составление конспекта по дидактическим единицам;
- подготовка к практическим работам;
- составление реферата «Эволюция верований в доисторическую эпоху»
Содержание учебного материала
1 Иудаизм, Индуизм, Буддизм: доктрина, исповедание
2 Ислам. Принципы ислама
3 Конфуцианство, даосизм, синтоизм
4 Псевдохристианские, псевдовосточные и синкретические культы. Новые культы
5 Христианство: Иисус Христос и Его учение
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
- Ислам сегодня;
- Опасность новых культов для личности и общества;
- Христианство и общество;
- Бог и человек.
Контрольные работа по теме (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

3
16

4

8

1

Элементы
осваиваемых
компетенций

ОК 3, 6, 9

8

1
1
1

ОК 3, 6, 9

1
1
2
2
2

ОК 3, 6, 9

-

18
8

7

-составление конспекта по дидактическим единицам;
- систематическая проработка учебной литературы (по вопросам к параграфам);
- составление реферата «Человеческая судьба в индуизме»
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Вера и знание
1 Отношение человека к Богу и знаниям
2 Атеизм
Лабораторные работы (не предусмотрены)
Практические занятия
- Атеизм Фейербаха и Маркса, Ницше и Фрейда;
- Вера как верность и доверие, универсальность веры.
Контрольные работы (не предусмотрены)
Практические занятия (не предусмотрены)
Контрольные работы (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка презентации по теме «Духовная жизнь человека»
- анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения
дисциплины;
- анализ выполнения плана самостоятельной работы.
Подготовка к дифференцированному зачету по дисциплине
Дифференцированный зачет
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
Всего:

10

1
1

ОК 3, 6, 9

-

2
36

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
общеобразовательных дисциплин.
Оборудование
учебного
кабинета
и
рабочих
мест
кабинета
общеобразовательных дисциплин:
 рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
1.
Васильев, Л. С.Васильев, Л. С. История Востока: учеб. для магистров
: в 2 т./ Л. С. Васильев ; Высш. шк. экономики, Национ. исследоват. ун-т. - 6-е
изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2012 - . - Лицензия до 01.12.2017 г. Т. 1. 722 с. эл. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-9916-1327-9.
2.
Все религии мира/ [под общ. ред. Е. В. Кузьминой]. - М.: АСТ; СПб.:
Сова, 2013 - 351 с.; 21. - Библиогр.: с. 346-348. - ISBN 978-5-37-045604-8.
3. Христианство и религии мира. – 2-е изд. – М.: Про-Пресс 2013. – 224 с.
б) Дополнительная литература:
4. Барт, А.
Религии Индии. Ведийские религии. Брахманизм. Буддизм.
Джайнизм. Индуизм/ А. Барт ; пер. на рус. яз. под ред. и с предисл. С. Н.
Трубецкого. - Изд. стер.[Репр. воспроизведение изд. 2014 г.]. - Москва:
Либроком; Москва: УРСС, 2014. - VIII, 337, [1] с. - (Академия
фундаментальных исследований: мифология, религия, атеизм). - Текст
старорус.. - ISBN 978-5-397-04437-0.
5. Богомолов, А. И.
Религии мира: новейший слов./ А. И. Богомолов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 667,[5] с. - (Словари). - ISBN 5-222-06804-8.
6. Дворкин А. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического
исследования. Нижний Новгород, 2013.
7. История древнего Востока. От ранних государственных образований до
древних империй/ под ред. А. В. Седова; [редкол. Г. М. Бонгард-Левин

9

(пред.) [и др.] ; РАН, Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит. РАН, 2014. - 895
с., [14 л. ил.]: ил., карты. - Библиогр.: с. 815-828.
8. Козлов М., протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и
христианской жизни. М.: Издание Сретенского монастыря, 2014.
9. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших
древне-русских слов и выражений): всего сл. объяснено ок. 30 000 : пособие/
сост. Григорий Дьяченко (Протоиерей). - [Репр. воспроизведение изд. 1900
г.]. - М.: Отчий дом, 2015. - 1120 с. - ISBN 5-86809-048-9.
10. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2013.
11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2014.
12. Религии мира. История и современность: сборник/ Редкол.:Г.М.БонгардЛевин [и др.];РАН,науч.совет"Роль религий в истории",Ин-т всеобщей ист.. М.: Наука, 2013. - 309 с. - ISBN 5-02-008886-2.
13. Религии мира: учеб. пособие [студентам, учителям, школьникам]/ С.Петерб. гос. ун-т; под ред. М. М. Шахнович. - 3-е изд.. - СПб.: Изд-во С.Петерб. гос. ун-та, 2014. - 288,[4] с. - (Религиоведение). - Библиогр.: с.281287 . - ISBN 5-288-03879-1.
14. Церпицкая, О. Л.
Мировые религии в контексте мировой политики:
учебно-метод. пособие/ О. Л. Церпицкая; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак.
междунар. отношений. - СПб.: СПбГУ, 2013.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1.
«Национальная электронная библиотека» (http://xn--90ax2c.xn--p1ai/).
2.
Библиотека православного христианина. [Электронный ресурс]. URL
: http://www.wco.ru/biblio/
3.
Василиадис Н. Библия и археология. – Свято-Троицкая Сергиева
Лавра,
2013.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://rddkcaun.freeblog.hu/archives/2012/10/07/25024113/#
4.
Вертьянов
С.
Происхождение
жизни:
факты,
гипотезы,
доказательства. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/natur/nat048.htm (дата
обращения 27.05.2013).
5.
Время и вера. Религиозные ценности и современная система
образования. [Электронный ресурс]. URL : http://www.verav.ru/
6.
Завет.Ru – Православное чтение. Информационно-просветительский
проект. [Электронный ресурс]. URL : http://www.zavet.ru/books.htm
7.
Игумен Георгий (Шестун). Православные традиции духовнонравственного становления личности (историко-теоретический аспект).
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора
10

педагогических наук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://izhoroik.ortox.ru/users/98/1100698/editor_files/file/Шестун%20Авторефер
ат.pdf – Загл. с экрана.
8.
Научная
электронная
библиотека
eLIBRARY.RU
(http://elibrary.ru/defaultx.asp).
9.
Образовательный портал Учебного комитета Русской Православной
Церкви: Богослов.Ru [Электронный ресурс]. URL : http://www.bogoslov.ru/
10.
ОРКСЭ – интернет-ресурсы. [Электронный ресурс]. URL :
http://sudogdaobrazovanie.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id
=36&Itemid=53
11.
Официальный сайт Русской Православной Церкви. [Электронный
ресурс]. URL : http://www.patriarchia.ru/
12.
Православие. Ru [Электронный ресурс]. URL : http://pravoslavie.ru/
13.
Православная библиотека. [Электронный ресурс]. URL :
http://ekklezia.ru/175-biblioteka.html
14.
Православное христианство: Каталог православных ресурсов в сети
интернет. [Электронный ресурс]. URL : http://www.hristianstvo.ru/
15.
Православный
мир.
[Электронный
ресурс].
URL
:
http://www.pravmir.ru/
16.
Предание.Ru [Электронный ресурс]. URL : http://predanie.ru/
17.
Радиостанция «София». Христианский общественно-церковный
канал. [Электронный ресурс]. URL : http://radiosofia.ru/about.html
18.
Сайт Отдела религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL : http://www.otdelro.ru/
19.
Семинарская и святоотеческая библиотеки. [Электронный ресурс].
URL : http://otechnik.narod.ru/dopmater.html
20.
Слово. Православный образовательный портал. [Электронный
ресурс]. URL : http://www.portal-slovo.ru/
21.
ЭБС «IPRbooks» (http://www.iprbookshop.ru/)/
22.
ЭБС «Айбукс.ру/ibooks.ru» (http://ibooks.ru/).
23.
ЭБС «Лань» (http://e.lanbook.com/).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
11

лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговым контролем освоения обучающимися дисциплины является
дифференцированный зачет.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
1) раскрывать сущность основных
понятий, явлений и ведущих идей,
входящих в содержание дисциплины;
2) применять на практике формируемые
результаты обучения;
3) ориентироваться в аксиологических
системах мировых религиозных культур и
использовать данные знания в своей
будущей профессиональной деятельности;
Знать:
1) особенности и специфику объекта
изучения основ мировых религиозных
культур;
2) основные термины и понятия,
непосредственно связанные с содержанием
религиозных культур, историю
религиозных культур;
3) основные подходы к изучению
достижений отечественного и зарубежного
науковедения в области мирового
религиозного наследия

Осознавать:
1) специфику деятельности в контексте
ознакомления с представлениями о
мировых религиях и религиозных
культурах;
2) роль и место примеров созидательной
деятельности доисторического,
исторического и внеисторического человека
в мировой истории, примеров деятельности
отдельных харизматических личностей в
истории религиозных культур.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных
самостоятельных
заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля в рамках практических занятий.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.

Экспертное наблюдение и оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы в
рамках практических занятий.
Экспертная
оценка
выполнения
индивидуальных
самостоятельных
заданий.
Экспертная оценка в рамках текущего
контроля на практических работах.
Экспертная оценка в рамках зачетных
мероприятий по дисциплине.
Экспертная оценка в процессе защиты
реферата.
Экспертная оценка в процессе защиты
презентации.
Экспертное наблюдение и оценка
деятельности обучающегося в процессе
освоения образовательной программы в
рамках практических занятий.

Формы и методы контроля и оценки результатов
направленных на сформированность общих компетенций.
Результаты

обучения,

Формы и методы контроля и оценки
12

(освоенные общие компетенции)
ОК1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
ОК4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития
ОК6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями
ОК7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения
заданий
ОК8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации

результатов обучения
Наблюдение, мониторинг
Практические задания на моделирование и
решение нестандартных ситуаций
Подготовка
докладов,
рефератов,
творческих
работ
и
проектов
с
использованием электронных источников

Мониторинг
роста
экономической
грамотности
обучающихся,
владение
профессиональным сленгом, наблюдение за
коммуникацией обучающихся в группе
- Деловые игры
– моделирование
социальных и профессиональных ситуаций;
Мониторинг
развития
личностнопрофессиональных качеств обучающихся
Открытые защиты творческих работ и
проектных работ

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».