ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"
Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:25:25
+02'00'
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.01 История России
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.01 История России
разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования
(далее - ФГОС СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий,
специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Малинина Ирина Алексеевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ
4
УЧЕБНОЙ
5
УЧЕБНОЙ
8
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Программа учебной дисциплины «История России» является
обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического
цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Учебная дисциплина «История России» наряду с другими учебными
дисциплинами обеспечивает формирование общих компетенций.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 2
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности,
ориентироваться в
современной
экономической,
политической и
культурной ситуации в
России и мире;
выявлять взаимосвязь
отечественных,
региональных, мировых
социальноэкономических,
политических и
культурных проблем;
определять значимость
профессиональной
деятельности по
осваиваемой профессии
(специальности) для
развития экономики в
историческом контексте;
демонстрировать
гражданскопатриотическую позицию.
основные направления развития
ключевых регионов мира на рубеже
веков (XX и XXI вв.).
сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале
XXI вв.;
основные процессы
(интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные)
политического и экономического
развития ведущих государств и
регионов мира;
назначение международных
организаций и основные
направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов мирового и
регионального значения.
ретроспективный анализ развития
отрасли.
ОК 5
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста,
ОК 6
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
4
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
Всего учебной нагрузки по дисциплине – 52 часа.
Всего во взаимодействии с преподавателем – 48 часов
Из них:
- теоретическое обучение – 36 часов;
- лабораторных и практических занятий – 12 часов;
- промежуточной аттестации – 2 часа.
Самостоятельная работа – 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем учебной дисциплины
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
теоретическое обучение
36
лабораторные работы и практические занятия (если предусмотрено)
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета
5
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
часов
1
2
3
Тема 1.
Основные
тенденции
развития СССР
к 1980-м гг.
Тема 2.
Дезинтеграцион
ные процессы в
России и Европе
во второй
половине 80-х
гг.
Содержание учебного материала
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.
Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
ОК.2, ОК.5, ОК.6
6
2. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами,
Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Содержание учебного материала
1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
2. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в
СССР.
3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как
правопреемница СССР.
Содержание учебного материала
1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего
СССР в 1990-е гг.
Тема 3.
Постсоветское 2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении
пространство в конфликтов на постсоветском пространстве.
90-е гг. XX века. 3. Российская Федерация в планах международных организаций: военнополитическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в
отношении России.
Содержание учебного материала
Тема 4.
1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией,
Укрепление
влияния России Абхазией, Южной Осетией и пр.
на
2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники,
ОК.2, ОК.5, ОК.6
7
ОК.2, ОК.5, ОК.6
7
ОК.2, ОК.5, ОК.6
7
6
постсоветском
пространстве
Тема 5.
Россия и
мировые
интеграционны
е процессы
Тема 6.
Развитие
культуры в
России.
Тема 7.
Перспективы
развития РФ в
современном
мире.
содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.
3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
Содержание учебного материала
1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная
программа НАТО и политические ориентиры России.
2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и
отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
Содержание учебного материала
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование
«массовой культуры».
2.Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и
«свобода совести» в России.
3. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
Содержание учебного материала
1. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном
этапе.
2. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних
народов – главное условие политического развития.
3. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод
человека – основа развития культуры в РФ.
Дифференцированный зачет
Всего:
ОК.2, ОК.5, ОК.6
8
ОК.2, ОК.5, ОК.6
8
ОК.2, ОК.5, ОК.6
7
2
52
7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы учебной дисциплины предусматривает
наличие следующих специальных помещений:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин»:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя
с техническими средствами обучения: компьютер, проектор, экран,
колонки, мультимедийная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные
и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е
изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. - 256 с.
2. История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев
В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 528 с.: 60x90 1/16. (Среднее профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-0045078
3. История Отечества : С древнейших времен до наших дней : учебник
для студентов учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Артемов, Ю.Н.
Лубченков. - 19-е изд. Испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2015. 384 с
3.2.2. Дополнительные источники
1. История: Учебное пособие / Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев
В. Н., Шевелева Е. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.: 60x90 1/16. (Среднее профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-0045078
2. История России [Текст] : учебник / А.С. Орлов ,В.А. Георгиев . - М. :
Проспект, 2014. - 680 с. - ISBN 978-5-392-13149-5. учебник, история России,
А.С. Орлов ,В.А. Георгиев
3. История России: с древнейших времен до конца XVII века [Текст] :
учебник / Сахаров А.Н., Буганов В.И. - 19-е изд. - М. : Просвещение, 2013. 336 с. - ISBN 978-5-09-031323-0.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
знать:
основные направления развития
ключевых регионов мира на
рубеже веков (XX и XXI вв.).
сущность и причины локальных,
региональных,
межгосударственных конфликтов
в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы
(интеграционные,
поликультурные, миграционные и
иные) политического и
экономического развития ведущих
государств и регионов мира;
назначение международных
организаций и основные
направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии
в сохранении и укреплении
национальных и государственных
традиций;
содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов мирового и
регионального значения.
ретроспективный анализ развития
отрасли.
Критерии оценки
Правильное указание
событий (явлений,
процессов), исторических
личностей, их роли в
событиях (явлениях,
процессах); иллюстрация
своих мыслей
(теоретические положения
подкрепляются
соответствующими
фактами); научная
корректность (точность в
использовании
фактического материала);
использование исторических
терминов, понятий.
Формы и методы оценки
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при выполнении
тестирования и итогового
зачета.
9
уметь:
ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире;
выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических и
культурных проблем;
определять значимость
профессиональной деятельности
по осваиваемой профессии
(специальности) для развития
экономики в историческом
контексте;
демонстрировать гражданскопатриотическую позицию.
Умение анализировать и
делать выводы, давать
историческую оценку
событий; умение проводить
причинно-следственные
связи (переходить от
частного к общему или от
общего к частному, чёткая
последовательность)
Экспертная оценка
результатов деятельности
студентов при выполнении
тестирования и итогового
зачёта
10