15. ДУП.01 Введение в специальность Родной язык

ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:24:21
ПИЩЕВОЙ
+02'00'
ИНДУСТРИИ"

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУП.01 Введение в специальность/Родной язык
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.
1

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред.
12.08.2022) и Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой
специальности ППССЗ 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям),
входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик: Мезина Алла Сергеевна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ
5

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

12

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/РОДНОЙ ЯЗЫК»
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

14
15

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной
образовательной
программы
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральными
государственными
образовательными
стандартами
среднего
профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям).
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому
родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
содержание учебного предмета «Родной язык».
Программа определяет содержание учебного предмета, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Родной язык».
Содержание программы «Родной язык» направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культу- рам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких
явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
4

фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина «Родной язык» является
учебным предметом дополнительной предметной области «Общественные
науки» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Родной
язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ).
2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский родной язык»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностные результаты:
–
российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
–
формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
–
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
5

личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности.
• метапредметные результаты:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,
по которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной
цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
6

–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении
действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем,
так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
• предметные результаты:
7

–
использовать языковые средства адекватно цели общения и
речевой ситуации;
–
использовать знания о формах русского языка (литературный
язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
–
создавать
устные
и
письменные
высказывания,
монологические и диалогические тексты определенной функциональносмысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и
определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–
выстраивать композицию текста, используя знания о его
структурных элементах;
–
подбирать и использовать языковые средства в зависимости
от типа текста и выбранного профиля обучения;
–
правильно использовать лексические и грамматические
средства связи предложений при построении текста;
–
сознательно использовать изобразительно-выразительные
средства языка при создании текста;
–
использовать при работе с текстом разные виды чтения
(поисковое, про- смотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
–
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,
проблему и основную мысль;
–
извлекать необходимую информацию из различных
источников и переводить ее в текстовый формат;
–
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
–
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для
публичного выступления;
–
соблюдать культуру публичной речи;
–
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
–
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия
языковым нормам;
–
использовать основные нормативные словари и справочники
для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия
языковым нормам.
8

3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:
теоретическое обучение

18

лабораторных и практических занятий

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

Раздел 1. Язык и культура
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и
история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном
мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе
языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее
представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об
активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные
примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум»
– рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся
в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного языка. Активные процессы в области произношения и
ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение
произносительных
вариантов
в
современных
орфоэпических словарях.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.
9

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚
связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Нормы
употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов
грамматической
нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое
поведение в
ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте
истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы
речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория:
мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной
речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие
риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции
метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора.
Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение
спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого
общения. Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в
публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология
10

ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи.
Морфологи- ческие и синтаксические особенности научного стиля.
Терминологические эн- циклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официальноделового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер.
Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические,
морфологиче- ские, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия.
Использова- ние учащимися средств публицистического стиля в
собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и
выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование
мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на
возможностях русского синтаксиса.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ),
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
• Жанр интервью в современных газетах
• Искусство вести беседу
• Телевидение и литература: что окажется сильнее
• Как влияют социальные сети на язык.
• Край родной в легендах и преданиях.
• Научные открытия А.А. Шахматова.
• Причины заимствования в современном русском языке.
• Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
• Синтаксическая
синонимия
как
источник
богатства
и
выразительности русской речи.
• Структурные особенности русских метафор.
• Средства
речевой
выразительности
в
различных
типах
политического текста (на материале предвыборных публикаций).
• Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
• Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в
современных СМИ.
11

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Роль "ников" в интернете.
Язык как отражение национального характера.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Языковой портрет ученика нашей школы.
Как влияют социальные сети на язык?
Особенности языка СМС сообщений.
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При
реализации
содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины «Русский родной язык» в пределах освоения ОПОП СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ) объем образовательной нагрузки
обучающихся составляет – 80 часов.
Тематический план
Учебная нагрузка обучающегося во взаимодействии с
преподавателем
Язык и культура
Культура речи
Речевая деятельность.
Текст.
Дифференцированный зачет
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки

Количество
часов
22
36
18
2
78
2
80

5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Русский язык и литература», библиотеки, читального зала с
выходом в сеть Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «русский
язык и литература»:
12

- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением.
библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет; актового зала.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы,
Интернет-ресурсов
Учебные издания для обучающихся:
1.
Анненкова И. Русский язык. Знаки препинания? Это просто. Для
школьников и абитуриентов. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
2.
Арбатова Е.А Правила русского языка в таблицах и схемах.
Санкт- Петербург. Литера. 2009 г.
3.
Арбатова Е.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в
таблицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
4.
Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. – М.:
Новое зна- ние, 2002.
5.
Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. – М., 2000.
6.
Дэйли К., Дэйли-Каравелла Л. Научись говорить: твой путь к
успеху. – СПб., 2004.
7.
Каширина Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку.
Москва. Эксмо. 2010 г.
8.
Прядко В.А. Фонетика, лексика и фразеология русского языка в
таб- лицах и схемах. Санкт-Петербург. Литера. 2014 г.
9.
Родина И.О. Правила и упражнения по русскому языку. 6-7
классы. Ростов-на-Дону. Серия «Школьный репетитор». 2010 г.
Для преподавателей:
1.
Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для
учителей и школьников. – М.: «Издательство АСТ», 2018.
Интернет ресурсы:
1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
2. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка –
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме).
3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
4. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
13

5. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»).
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
№ урока

Тема
урока

Колво часов

1

2

3

1-3
4-7
8-10

Язык и культура (22 часа)
Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире
Система русского языка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление
Основные тенденции активных процессов в
современном русском языке. «Неологический бум»
русского языка в 21 веке, его причины

1
1
2

Изменение значений и переосмысление
имеющихся в русском языке слов, их
стилистическая переоценка
Творческая работа «Неологизмы в жизни
современного общества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие
современного русского языка»
Анализ контрольной работы
Культура речи (36 часов)
Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические
ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Речевая избыточность
и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.

2

30-32

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости

2

33-35

Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка
Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных
предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.

2

11-13

14-16
17-19
20-22
23-25

26-29

36-38
39-42

2
1
1
2

2

2
2

14

43-45

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие
нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет- полемики.

1

46-48

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.
Сочинение-рассуждение «Что такое культура
речи?»
Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Речь. Речевая деятельность. Тест (18 часов)
Понятие речевого (риторического) идеала,
эффективности речевого общения.
Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Средства речевой
выразительности: «цветы красноречия». Риторика
остроумия

1

Категория монолога и диалога как формы речевого
общения
Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика
Публичное выступление (практическое занятие)

2

49-52
53-55

56-58
59-60
61-62
63-64

65-67
68-69
70-71

2
1

1
2
2
2

2
2

72-73

Функциональные разновидности языка.
Публицистический, научный, официально-деловой
стили речи

2

74-76

Язык художественной литературы. Разговорная
речь
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа

2

77-78
79-80

2

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в соответствии с Положением о
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
Результаты освоения учебной
дисциплины
Знать:

Формы и методы оценки
Устные сообщения обучающихся,
15

- роль русского языка как
национального языка русского народа,
государственного языка Российской
Федерации и средства межнационального
общения;
- основные признаки разговорной
речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка
художественной литературы;
- основные единицы языка, их
признаки;
-основные нормы русского
литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные); нормы
речевого этикета;
- особенности основных жанров
научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;

Уметь:
- различать разговорную речь,
научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной
литературы;
- определять тему, основную мысль
текста, функционально-смысловой тип и
стиль речи;
- анализировать структуру и
языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы,
проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря
значение слов с национальнокультурным
компонентом;
- различать разговорную речь и язык
художественной литературы;
- проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных стилей
и разновидностей языка;
- адекватно понимать информацию
устного и письменного сообщения (цель,

рефераты,
творческие
работы
(эссе,
публицистическая статья).
Сочинение небольших рассказов
повествовательного
характера
(по
материалам собственных игр, занятий,
наблюдений).
Восстановление деформированного
текста повествовательного характера.
Осознание цели и ситуации устного
общения.
Адекватное восприятие звучащей
речи.
Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста,
передача его содержания по вопросам.
Разные виды разбора (фонетический,
лексический,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
лингвистический,
лексикофразеологический, речеведческий).
Создание
текстов
разных
функционально-смысловых типов, стилей и
жанров.
Рецензирование.
Создание
письменных
текстов
делового, научного и публицистического
стилей с учётом орфографических и
пунктуационных
норм
современного
русского литературного языка.
Устные сообщения обучающихся
(доклад, реферат).
Устный
опрос
обучающихся:
учитывается способность обучающегося
выражать свои мысли, своё отношение к
действительности
в
соответствии
с
коммуникативными задачами в различных
ситуациях и сферах общения; учитываются
речевые
умения
обучающегося,
практическое
владение
нормами
произношения,
словообразования,
сочетаемости
слов,
конструирования
предложений и текста, владение лексикой и
фразеологией
русского
языка,
его
изобразительно-выразительными
возможностями, нормами орфографии и
пунктуации.
Выборочный диктант с языковым
разбором.
Языковой анализ текста: устные и
письменные высказывания текстов с точки
зрения языкового оформления, уместности,
16

тему текста, основную, дополнительную,
явную и скрытую информацию);
- извлекать информацию из
различных источников, включая средства
массовой информации; свободно
пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой;
- создавать устные и письменные
монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого
общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы
современного русского литературного
языка;
- соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного
языка;
- соблюдать нормы речевого
поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы
информационной переработки устного и
письменного текста;
- использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как
духовной, нравственной и культурной
ценности народа;

приобщения к ценностям
национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и
творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности;

самореализации,
самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;

увеличения словарного
запаса;

расширения круга
используемых языковых и речевых средств;

совершенствования
способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;

совершенствования

эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач.
Анализ языковых единиц с точки
зрения
правильности,
точности
и
уместности их употребления.
Карточки с заданиями.
Лингвистический анализ текста:
лингвистический анализ языковых явлений
и текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка.
Аудирование.
Чтение текстов разных стилей речи
(учитывается
ораторское
искусство
обучающегося).
Разные виды чтения в зависимости
от коммуникативной задачи и характера
текста: просмотровое, ознакомительное,
изучающее,
ознакомительно-изучающее,
ознакомительнореферативное и др.
Работа со словарями.
Творческие работы обучающегося
(статья,
заметка,
репортаж
публицистического
стиля;
эссе
художественного стиля).
Оформление деловых бумаг (резюме,
заметка, статья).
Работа
с
различными
информационными источниками: учебнонаучными
текстами,
справочной
литературой,
средствами
массовой
информации (в том числе представленных в
электронном виде), конспектирование.
Фронтальный опрос.
Построение диалогов разговорного
стиля.
Доклад обучающегося (учитывается
ораторское искусство).
Создание устных высказываний
различных типов и жанров в учебнонаучной, социально-культурной и деловой
сферах общения, с учётом основных
орфоэпических,
лексических,
грамматических
норм
современного
русского
литературного
языка,
применяемых в практике речевого общения.
Орфоэпический анализ слова.
Орфографический
диктант:
учитываются
умения
обучающегося
производить разбор звуков речи, слова,
предложения,
текста,
используя
лингвистические знания, системно излагая
их в связи с производимым разбором или по
17

коммуникативных способностей; развития
готовности к речевому взаимодействию,
межличностному и межкультурному
общению, сотрудничеству;

самообразования и активного
участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.

заданию преподавателя.
Составление орфографических и
пунктуационных
упражнений
самими
обучающимися.
Пунктуационный
анализ
предложения.
Орфографический диктант.
Участие в дискуссии.
Речеведческий анализ текста.
Информационная
переработка
устного и письменного текста: составление
плана текста; пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста; продолжение текста;
составление тезисов; редактирование.
Участие в дискуссии.
Выступление
обучающихся
с
докладом, рефератом.
Письменные творческие работы
(сочинение, эссе, заметка в газету,
публицистическая
статья,
резюме,
автобиография, анкета, объяснительная
записка).
Чтение обучающимся критических
статей ученых филологов о языке и их
анализ.
Беседа с обучающимися.
Творческие работы обучающихся с
применением разных стилей речи (научная
и публицистическая статья, эссе, заметка,
репортаж,
аннотация,
монография,
сочинение).
Работа со словарями (словари
синонимов,
антонимов,
омонимов,
толковый,
орфографический,
этимологический, орфоэпический и др.).
Осознание ситуации общения: где, с
кем и с какой целью происходит общение.
Практическое
овладение
диалогической формой речи.
Овладение
нормами
речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового
общения
(приветствие,
прощание,
извинение, благодарность, обращение с
просьбой).
Устные сообщения обучающегося,
участие
в
дискуссии:
учитывается
способность обучающегося выражать свои
мысли, своё отношение к действительности
в соответствии с коммуникативными
задачами в различных ситуациях и сферах
общения.
18

Письменные работы типа изложения
с
творческим
заданием,
сочинения
разнообразных жанров, рефераты.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».