10. ОУП.09 Обществознание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:22:01
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.
1

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред.
12.08.2022) и Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой
специальности ППССЗ 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям),
входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение.

Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Перебоева Наталия Николаевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

стр.
4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ
5

3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

14

5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

15

6.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

16

7.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

3

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предназначена для изучения в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на
основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413; на основе Примерной программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных
организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным
учреждением "Федеральный институт развития образования", протокол № 3
от 21 июля 2015 г.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС,
ППССЗ).
Содержание программы «Обществознание (включая экономику и
право)» направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, социальной ответственности,
правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным
принципам Российской Федерации;

развитие личности на стадии начальной социализации,
становление правомерного социального поведения, повышение уровня
политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

4

углубление интереса к изучению социально-экономических и
политико-правовых дисциплин;

умение получать информацию из различных источников,
анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

содействие формированию целостной картины мира, усвоению
знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных
институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных
групп и общества в целом;

формирование мотивации к общественно полезной деятельности,
повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

применение полученных знаний и умений в практической
деятельности в различных сферах общественной жизни.


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом
обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего
общего образования. Учебная дисциплина «Обществознание» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение
государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные

5

национальные и обще-человеческие, гуманистические и демократические
ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках исторической информации, критически ее оценивать и
интерпретировать;
- умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;

6

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,
понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

94

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:
теоретическое обучение

63

лабораторных и практических занятий

27

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

7

Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика
объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении
профессий СПО.
1.

Человек и общество

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек,
индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.
Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной
деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и
профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.
Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и
смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды
человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные
особенности научного мышления.
Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее
ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со
стороны общества).
Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества
личности.
Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение
и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.
Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере
молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде
молодежи.
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе.
Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.
Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение
техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как
формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

8

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество:
традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Особенности
современного
мира.
Процессы
глобализации.
Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность
для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение
в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная
культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной
субкультуры.
Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.
Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда,
учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные
гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
2.2. Наука и образование в современном мире
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда
ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого
перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль
образования в жизни современного человека и общества. Правовое
регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Система образования в Российской Федерации.
Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное
образование.
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной
культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло.
Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности.
Моральный идеал.
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в
современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской
Федерации.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
3. Экономика
9

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы
экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность
ресурсов.
Факторы производства.
Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем:
традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы
предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры:
совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки,
выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные
формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции
и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги.
Процент. Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции
коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.
Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и
общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его
структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды
налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный
долг. Основы налоговой политики государства.
3.3. Рынок труда и безработица
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения
труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и
расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
3.4. Основные проблемы экономики России.
Элементы международной экономики. Становление современной
рыночной экономики России. Особенности современной экономики России,
ее экономические институты.
Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая
политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация
международной торговли. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
4. Финансы в жизни и карьере
4.1. Семейный бюджет и личный финансовый план
10

Понятие бюджет, бюджетирование. Виды и способы оптимизации
активов и пассивов. Значение личного финансового планирования. Алгоритм
составления финансового плана.
4.2. Денежные сбережения. Банки и вклады.
Понятие и значение сбережений. Банки: понятие, деятельность,
классификация услуг. Банковские депозиты: понятие, виды, преимущества и
недостатки. Золотые счета и другие варианты инвестирования в золото.
Возможные риски вкладчиков.
4.3. Налоги.
Сущность, виды и структура налогов. Функции налогов в современном
обществе. Принципы налогообложения. Налоговые вычеты.
4.4. Законодательство РФ в области защиты прав потребителей
финансовых услуг.
Формы криминальных проявлений в современной кредитнофинансовой сфере РФ. Мошенничество: понятие. Осторожно: финансовые
пирамиды. Мошенничества в телекоммуникационной среде. Мошенничество
с пластиковыми картами. Понятие «финансовая услуга», потребитель
финансовых услуг. Виды финансовых услуг. Законодательство РФ в сфере
защиты прав потребителей финансовых услуг. Механизм защиты прав
потребителей финансовых услуг (порядок решения споров, способы защиты,
организации, ответственные за защиту прав на финансовом рынке)
4.5. Кредиты.
Понятие «кредит», виды и формы кредитов. Преимущества и
недостатки кредитов. Условия оформления и правила погашения кредитов.
Расчет суммы переплаты по кредиту по разным кредитным предложениям и
способам погашения
5. Социальные отношения
5.1. Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль.
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли
человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной
деятельности.
5.2. Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций.
Самоконтроль.
Девиантное
поведение,
его
формы,
проявления.
11

Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость
здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки
возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных
конфликтов.
5.3. Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России.
Демографические,
профессиональные, поселенческие и иные группы.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики
в Российской Федерации.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная
демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и
семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок,
условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов.
Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и
попечительство.
6. Политика
6.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное
явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические
институты. Государство как политический институт. Признаки государства.
Государственный суверенитет.
Внутренние
и
внешние
функции
государства.
Особенности
функционального назначения современных государств. Межгосударственная
интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные
особенности развития современной политической системы.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное
устройство, политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования
демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и
признаки.

12

6.2. Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое
участие
и его типы. Причины и особенности экстремистских форм
политического участия.
Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита,
особенности ее формирования в современной России.
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в
Российской Федерации. Политические партии движения, их классификация.
Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм,
социал-демократия,
коммунизм.
Законодательное
регулирование
деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества.
7. Право
7.1. Правовое регулирование общественных отношений
Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.
Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное
право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их
характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и
противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая
ответственность и ее задачи.
7.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право как отрасль российского права. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Система государственных
органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная
власть. Институт президентства.
Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской
Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура.
Нотариат.
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения
гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан
в России.
13

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.
Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты
Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита
прав человека в условиях мирного и военного времени.
7.3. Отрасли российского права
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица.
Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование
предпринимательской
деятельности.
Имущественные
права.
Право
собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право
на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права
собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные
неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые
правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и
трудоустройство.
Органы
трудоустройства.
Порядок
приема
на
работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.
Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы
социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное
право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав
преступления.
Уголовная
ответственность.
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних.
Обстоятельства,
исключающие
уголовную ответственность.
Дифференцированный зачет
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
При
реализации
содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины «Обществознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(ППКРС, ППССЗ) объем образовательной нагрузки обучающихся составляет
- 94 часа.
Тематический план

14

Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
1.2. Общество как сложная система.
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
2.2 Наука и образование в современном мире
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
3.3. Рынок труда и безработица
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной
экономики
4. Финансы в жизни и карьере
4.1. Семейный бюджет и личный финансовый план
4.2. Денежные сбережения. Банки и вклады
4.3. Налоги
4.4. Законодательство РФ в области защиты прав потребителей
финансовых услуг
4.5. Кредиты
5. Социальные отношения
5.1.Социальная роль и стратификация
5.2.Социальные нормы и конфликты
5.3 Важнейшие социальные общности и группы
6. Политика
6.1. Политика и власть. Государство в политической системе
6.2. Участники политического процесса
7. Право
7.1.Правовое регулирование общественных отношений
Дифференцированный зачет
ИТОГО
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки

Количество
часов
2
6
6
6
5
4
6
4
2
2

3
4
3
7
4
4
3
3
4
4
6
2
90
4
94

5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета социально-экономических дисциплин, библиотеки, читального зала
с выходом в сеть Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
15

 рабочее место преподавателя;
 посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект законодательных документов;
- комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением, проектор, экран, колонки.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
1. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для
учреждений нач. и сред. проф. образования /А.Г.Важенин. – М.: «Академия»,
2012.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.tom.ru/ - информационно-познавательный портал: Сайт
авторитетной социологической службы фонд «Общественное мнение» –
доступ не ограничен, не требует регистрации.
2.
http://social.narod.ru./
общественно-научный
портал
«INFOCLOBUS» - доступ не ограничен, не требует регистрации.
3.
http://gtrubnik.narod.ru/
ucontents.htm.
информационнопознавательный портал: Пособие Г.Трубникова по обществознанию для 10 –
11 классов – доступ не ограничен, не требует регистрации.

6.

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

№
Тема урока
урока
1
2
Введение (2 часа)
1-2
Обществознание в системе
гуманитарных наук. Человек как
продукт биологической и
социальной эволюции

Самостоятельная
внеаудиторная работа
3
1 час
- постановка личных целей
и задач при изучении
обществознания;
-составление плана
самостоятельной работы
для изучения
обществознания.
1. Человек и общество

д/з
4
Глава 1, §
1.1

16

1.1. Природа человека, врожденные и
приобретенные качества (6 часов)
3-4
Человек, индивид, личность.
Бытие человека. Соотношение
бытия и сознания

3 часа
-составление конспекта по
дидактическим единицам;

Глава 1, §
1.2-1.3

-систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
Познание. Духовный мир
человека.

- составление таблицы:
«Многообразие
сущностных черт человека
и
комплекс
научных
дисциплин, изучающих эти
черты»;

Глава 1, §
1.4 -1.5

7

Деятельность человека. Общение,
виды общения

- составление таблицы:
«Особенности деятельности
человека».

Глава 1, §
1.3-1.4

8

Самостоятельная работа на тему
«Цель и смысл жизни человека».

подготовка эссе

5-6

1.2. Общество как сложная система (6
часов)
9-10
Понятие общества. Сферы
общества.

подготовка
ответов на
вопросы
семинар.

3 часа
составление конспекта по
дидактическим единицам;
- составление таблиц:
«Общественные науки»;

Глава 2, §
2.1 -2.2

Общество и природа. Культура и
цивилизация.

- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

Глава 2, §
2.3 -2.4

13

Семинар на тему «Развитие
общества».

анализ результатов
семинара.

14

Типология обществ. Глобальные
проблемы современности.

- составление таблиц:
«Общественные науки»;

11-12

2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и
3 часа
общества (6 часов)
15-16
Культура и мораль.
-составление конспекта по
дидактическим единицам;
- составление таблицы:
«Функции культуры»;

подготовка
ответов на
вопросы
семинар.
Глава 2, §
2.5-2.6

Глава 3, §
3.1-3.2

17

Наука и образование. Мораль и
религия.

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);

Глава 3, §
3.3-3.4

19

Круглый стол с обсуждением
актуальных проблем развития
духовной культуры современной
России.

- подготовка эссе по
определённой субкультуре.

Глава 3.

20

Семинар: «Субкультуры
современной России»

анализ результатов
семинара.

17-18

2.2 Наука и образование в современном
мире (5 часов)
21-25
Феномен науки Естественные и
социально-гуманитарные науки
2.3. Мораль, искусство и религия как
элементы духовной культуры (4 часа)
26
Этика. Мораль и право. Религия и
толерантность

подготовка
ответов на
вопросы
семинар.

2 часа
- подготовка эссе по теме
«Наука в Средневековье».

Глава 3. §
3.3

2 часа
- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
- подготовка эссе по
представителю
современного искусства;

Глава 3. §
3.4

Глава 3. §
3.5-3.6

27

Мировые религии. Искусство.

- составление таблицы:
«Мировые религии»;

28

Круглый стол с обсуждением
актуальных проблем развития
религий современной России

- подготовка к контрольной
работе по теме «Духовная
культура».

Глава 3.

29

Самостоятельная работа по теме
«Духовная культура»

составление конспекта по
дидактическим единицам;

Глава 3.

3. Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука.
3 часа
Экономические системы (6 часа)
30-31
Понятие экономики.
- систематическая
Экономические потребности
проработка учебной
общества
литературы (по вопросам к
параграфам);
32
Главные вопросы экономики.
составление таблицы
Свободные и экономические блага «Классификация благ».
общества
33
Факторы современного
- систематическая
производства. Факторные доходы
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);

Глава 4. §
4.1-4.2
Глава 4. §
4.4
Глава 4. §
4.1-4.2

18

34

35

Предприятие в рыночной
экономической системе.
Классификация предприятий
Типы экономических систем. Роль
государства в экономике.

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в
экономике (4 часа)
36-37
Рынок. Рыночное равновесие.
Закон спроса и предложения

38-39

ПЗ Решение задач с построением
кривых спроса и предложения

3.3. Рынок труда и безработица (2 часа)
40
Рынок труда и безработица.
Характеристика трудовых
ресурсов
41
Решение задач по определению
эффективности использования
трудовых ресурсов: расчет
численности рабочих,
производительности труда,
выработки, фактической
технологической трудоемкости
годовой программы,
эффективности использования
рабочего времени
3.4. Основные проблемы экономики
России. Элементы международной
экономики (2 часа)
42
Особенности экономики России.
Становление экономики России.

Глава 4. §
4.8

2 часа
составление конспекта по
дидактическим единицам;
- подготовка реферата по
экономической сфере
жизни общества.
Подготовка ответов на
вопросы ПЗ
1 час
-составление конспекта по
дидактическим единицам;

Глава 4. §
4.2-4.3

Глава 4. §
4.6-4.7

Подготовка ответов на
вопросы ПЗ

1 час
составление конспекта по
дидактическим единицам;

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)
4. Финансы в жизни и карьере
4.1. Семейный бюджет и личный
1 час
финансовый план (3 часа)
44
Понятие бюджет,
составление конспекта по
бюджетирование. Виды и способы дидактическим единицам;
оптимизации активов и пассивов
45
Значение личного финансового
систематическая
планирования. Алгоритм
проработка учебной
составления финансового плана
литературы (по вопросам к
параграфам)
46
Составление упрощенного
43

Элементы международной
экономики

составление таблицы
«Классификация
предприятий».
составление таблицы
«Сравнительный анализ
рыночной и командной
экономик».

Глава 4. §
4.7
Глава 4.

конспект
конспект

Подготовка
19

финансового плана
4.2. Денежные сбережения. Банки и
вклады (4 часа)
47
Понятие и значение сбережений.
Банки: понятие, деятельность,
классификация услуг
48
Банковские депозиты: понятие,
виды, преимущества и недостатки

49

50

2 часа
составление конспекта по
дидактическим единицам;

конспект

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

конспект

Золотые счета и другие варианты
инвестирования в золото.
Возможные риски вкладчиков
Командная игра «Банковские
вклады»

4.3. Налоги (3 часа)
51
Сущность, виды и структура
налогов. Функции налогов в
современном обществе
52

ответов на
вопросы ПЗ

Принципы налогообложения.
Налоговые вычеты

ПЗ Соотнесение налогов по видам
классификации. Расчет сумм
налоговых вычетов
4.4. Законодательство РФ в области
защиты прав потребителей финансовых
услуг (7 часов)
54
Формы криминальных проявлений
в современной кредитнофинансовой сфере РФ.
Мошенничество: понятие.
Осторожно: финансовые
пирамиды
55
Мошенничества в
телекоммуникационной среде.
Мошенничество с пластиковыми
картами
56
ПЗ Разработка серии
рекомендаций, правил безопасного
поведения на финансовом рынке
57
Понятие «финансовая услуга»,
потребитель финансовых услуг.
Виды финансовых услуг

Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
Анализ
результатов
игры
1 час
систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)
составление конспекта по
дидактическим единицам;

Законодательство РФ в сфере
защиты прав потребителей
финансовых услуг

конспект
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ

53

58

конспект

3 часа
систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

конспект

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

конспект

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

Анализ
результатов
ПЗ
составление
конспекта по
дидактическ
им единицам
конспект

20

Механизм защиты прав
потребителей финансовых услуг
(порядок решения споров, способы
защиты, организации,
ответственные за защиту прав на
финансовом рынке)
60
ПЗ Анализ типичных нарушений
прав потребителей банковских
услуг. Ознакомление с практикой
применения Законодательства РФ
в сфере защиты прав потребителей
финансовых услуг
4.5. Кредиты (4 часа)
2 часа
61
Понятие «кредит», виды и формы
систематическая
кредитов. Преимущества и
проработка учебной
недостатки кредитов
литературы
62
Условия оформления и правила
погашения кредитов
63
ПЗ Расчет суммы переплаты по
кредиту по разным кредитным
предложениям и способам
погашения
64
Интерактивная финансовая
викторина
59

5. Социальные отношения
5.1.Социальная роль и стратификация (4
2 часа
часа)
65
Социальная стратификация.
составление конспекта по
Социальное поведение.
дидактическим единицам;
Этнические общности
66
Семья. Молодёжь.
- подготовка к семинару
«Социальные роли».
67
Семинар по теме «Социальные
-Анализ результатов
роли и отношения»
семинара
-подготовка к семинару
«Легко ли быть молодым»
68
Семинар «Легко ли быть
Анализ результатов
молодым»
семинара

5.2.Социальные нормы и конфликты (3
часа)
69
Социальные нормы.

70

Значение ЗОЖ Конфликты и
способы их разрешения.

составление
конспекта по
дидактическ
им единицам
Анализ
результатов
ПЗ

конспект
конспект
Анализ
результатов
ПЗ
Анализ
результатов
викторины

Глава 5. §
5.2-5.3
Глава 5.
подготовка
ответов на
вопросы
семинар.
подготовка
ответов на
вопросы
семинар

1 час
составление конспекта по
дидактическим единицам;

Глава 5. §
5.4

- подготовка к ролевой игре
«ЗОЖ»;
- составление таблицы:
«виды норм».

Глава 5. §
5.5

21

Ролевая игра «ЗОЖ».

- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);

5.3 Важнейшие социальные общности и
группы (3 часа)
72
Социальная стратификация
современной России. Этнос и
нация.
73
Этнос и нация.

1 час

71

- составление схемы:
«социальная стратификация
Калининградской области».

Глава 5. §
5.1

составление конспекта по
дидактическим единицам;

Глава 5. §
5.3

- подготовка к контрольной
работе по теме «Семейное
право»;
6. Политика
6.1. Политика и власть. Государство в
2 часа
политической системе (4 часа)
75-76
составление конспекта по
Политическая система. Признаки
дидактическим единицам;
государства.

Глава 5. §
5.4

- составление таблицы:
Функции государства. Формы
«Функции государства».
государственного устройства.
6.2. Участники политического процесса (4
2 часа
часа)
79-82
составление конспекта по
Личность и государство Понятие
дидактическим единицам;
экстремизма Политической
лидерство. Теория элит.
Гражданское общество.
Политические партии.
7. Право.
7.1.Правовое регулирование общественных отношений.
7.1.Правовое регулирование
3 часа
общественных отношений (6 часов)
83-88
Особенности права. Формы права. систематическая
Правоохранительные органы.
проработка учебной
Права и обязанности гражданина.
литературы
89-90
Дифференцированный зачет

Глава 6. §
6.2

74

Семья. Семейное право.

77-78

91-94

Самостоятельная работа,
повторение, подготовка к ДЗ

7.

Глава 6. §
6.1

Глава 6. §
6.3

Глава 7. §
7.1 Глава 7.
§ 7.4-7-5
Анализ
результатов
ДЗ
подготовка к
ДЗ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в соответствии с Положением о
22

периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
Результаты освоения учебной
дисциплины
Знать:
- биосоциальную сущность человека,
основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
 тенденции развития общества в
целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов;
 необходимость регулирования
общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового
регулирования;
 особенности социальногуманитарного познания.
Уметь:
 характеризовать основные
социальные объекты, выделяя их
существенные признаки, закономерности
развития;
 анализировать актуальную
информацию о социальных объектах,
выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и
понятиями;
 объяснять причинно-следственные
и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества,
важнейших социальных институтов,
общества и природной среды, общества и
культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
 раскрывать на примерах изученные
теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных
наук;
 осуществлять поиск социальной
информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов (правовых,научнопопулярных, публицистических и др.)

Формы и методы оценки
Текущий контроль в форме устного опроса,
экспертная оценка деятельности
обучающегося в процессе освоения
учебного материала.
Анализ выполнения самостоятельных
работ.
Письменный опрос, экспертная оценка
уровня усвоения учебного материала

23

знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную
информацию;
- различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
 оценивать действия субъектов
социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения
социальных норм, экономической
рациональности;
 формулировать на основе
приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
 подготавливать устное
выступление, творческую работу по
социальной проблематике;
 применять социальноэкономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам;
 использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».