8. ОУП.07 Биология

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
Подписано цифровой
БЮДЖЕТНОЕ
подписью:
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЛИНИНГРАДСКО БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Й ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬН ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
АЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:21:09
ПИЩЕВОЙ
+02'00'
ИНДУСТРИИ"

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.07 БИОЛОГИЯ
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.
1

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред.
12.08.2022) и Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой
специальности ППССЗ 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям),
входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение.

Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Волкова Ольга Геннадьевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

стр.
4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ
5

3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

15

5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

16

6.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

17

7.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

3

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»
предназначена для изучения в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования
в
пределах
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и
специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №
413; на основе Примерной программы общеобразовательной дисциплины
«Биология» для профессиональных образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением
"Федеральный институт развития образования", протокол № 3 от 21 июля
2015 г.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС,
ППССЗ).
Содержание программы «Биология» направлено на достижение
следующих целей:

Получение фундаментальных знаний о биологических системах
(Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития
современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании
современной естественно-научной картины мира; методах научного
познания;

4


овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и
роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных
и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о
живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических
явлений;
выдающихся
достижений
биологии,
вошедших
в
общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития
современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о
сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
источниками информации;

воспитание убежденности в необходимости познания живой
природы, необходимости рационального природопользования, бережного
отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических
проблем;

использование приобретенных биологических знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью
других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер
профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах,
соблюдение правил поведения в природе.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
учебная дисциплина «Биология»
является учебным предметом
обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего
общего образования. Учебная дисциплина «Биология»
изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ).
2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение
содержания
учебной
дисциплины
«Биология»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:
5

-сформированность чувства гордости и уважения к истории и
достижениям отечественной биологической науки; представления о
целостной естественнонаучной картине мира;
-понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их
влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую,
социальную и этическую сферы деятельности человека;
-способность использовать знания о современной естественно-научной
картине мира в образовательной и профессиональной деятельности;
возможности информационной среды для обеспечения продуктивного
самообразования;
-владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и
выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
-способность руководствоваться в своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к
взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
-готовность использовать основные методы защиты от возможных
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
-обладание навыками безопасной работы во время проектноисследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании
лабораторного оборудования;
-способность использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер
профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в
природной среде;
-готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и
других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:
-осознание социальной значимости своей профессии/специальности,
обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
-способность организовывать сотрудничество единомышленников, в
том
числе
с
использованием
современных
информационнокоммуникационных технологий;
-способность организовывать сотрудничество единомышленников, в
том
числе
с
использованием
современных
информационнокоммуникационных технологий;
-умение обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий; 6

определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых
объектах;
-способность применять биологические и экологические знания для
анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
-способность к самостоятельному проведению исследований,
постановке
естественно-научного
эксперимента,
использованию
информационных технологий для решения научных и профессиональных
задач;
-способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в
области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:
-сформированность представлений о роли и месте биологии в
современной
научной картине мира; понимание роли биологии в
формировании кругозора и функциональной грамотности для решения
практических задач;
-владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой;
-владение основными методами научного познания, используемыми
при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
-сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
-сформированность собственной позиции по отношению к
биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:
7

теоретическое обучение

32

лабораторных и практических занятий

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

Введение
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых
организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и
эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности
биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной
картины мира и практической деятельности людей.
Значение биологии при освоении профессий и специальностей
среднего профессионального образования.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция,
экосистема, биосфера.
Царства живой природы.
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая
система и основная структурно-функциональная единица всех живых
организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические
вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды,
нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические
клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с
вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана.
Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и
энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной
информации.
Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в
многоклеточном организме.
8

Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации
Строение и структура белка.
Строение молекул ДНК и РНК.
Репликация ДНК.
Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие
клеток растений
и животных.
Строение вируса.
Фотографии схем строения хромосом.
Схема строения гена.
Митоз.
Практические занятия
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микро-препаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым
микропрепаратам.
2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие
организмов.
Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и
бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и
оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап
онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез.
Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как
свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии
организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ,
загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации
9

Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки.
Митоз.
Бесполое размножение организмов.
Образование половых клеток.
Мейоз.
Оплодотворение у растений.
Индивидуальное развитие организма.
Типы постэмбрионального развития животных.
Практическое занятия
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и
других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика —
наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.
Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и
символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и
дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности.
Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни
человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая,
изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость.
Генетика человека.
Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и
изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и
выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.
И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные
достижения современной селекции культурных растений, домашних
животных и микроорганизмов.

10

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические
аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных
(проблемы клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Сцепленное наследование.
Мутации.
Центры многообразия и происхождения культурных растений и
домашних животных.
Гибридизация.
Искусственный отбор.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного
скрещивания.
Решение генетических задач.
Анализ фенотипической изменчивости.
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка
возможного их влияния на организм.
4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей
возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение
живых организмов в процессе эволюции.
Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея,
Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное
учение Ч. Дарвина.
Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании
современной естественно-научной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии.
Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы
эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные

11

представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И.Шмальгаузен).
Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости
биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов.
Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и
биологический регресс.
Демонстрации
Критерии вида.
Структура популяции.
Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.
Эволюционное древо растительного мира.
Эволюционное древо животного мира.
Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практические занятия
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной,
наземно-воздушной, почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о
происхождении
человека.
Доказательства
родства
человека
с
млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих
рас. Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных.
Черты сходства человека и приматов.
Происхождение человека.
Человеческие расы.
Практическое занятие
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и
окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни
организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура
12

экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция,
симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены
экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и
урбоэкосистемы.
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот
важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в
биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия
деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной
деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология
как
теоретическая
основа
рационального
природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения
людей в окружающей природной среде.
Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и
животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество,
паразитизм.
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Экологические пирамиды.
Схема экосистемы.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Биосфера.
Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.
Схема агроэкосистемы.
Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия
Описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем
(например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного
поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в
природной экосистеме и в агроценозе.
13

Описание и практическое создание искусственной
(пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

экосистемы

7. БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации
живых организмов и их использования для создания совершенных
технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей
морфо-функциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.
Трубчатые структуры в живой природе и технике.
Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе
и технике.
Экскурсии
Многообразие видов.
Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних
животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма,
сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Клеточная теория строения организмов. История и современное
состояние.
• Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
• Драматические страницы в истории развития генетики.
• Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
• История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
• «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
• Современные представления о механизмах и закономерностях
эволюции.
• Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и
оценка различных гипотез происхождения
• Современный этап развития человечества. Человеческие расы.
Опасность расизма.
• Воздействие человека на природу на различных этапах развития
человеческого
14

общества.
• Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие
организмов.
• Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями
на эмбриональное развитие ребенка.
• Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения
при их недостатке и избытке.
• Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию
деятельности людей.
• Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в
глобальной экосистеме — биосфере.
• Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его
устойчивости.
• Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных
экологических системах.
• Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на
каждой их ступени.
• Пути повышения биологической продуктивности в искусственных
экосистемах.
• Роль правительственных и общественных экологических организаций
в современных развитых странах.
• Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных
ресурсов (на конкретных примерах).
• Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры»,
кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
•
Экологические
кризисы
и
экологические
катастрофы.
Предотвращение их возникновения.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
При
реализации
содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины «Биология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,
ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет – 46 часов.
Тематический план
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение

Количество
часов
2
15

1. Учение о клетке
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
3. Основы генетики и селекции
4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение
5. Происхождение человека
6. Основы экологии
7. Бионика
Дифференцированный зачет
Итого
Самостоятельная учебная работа
Объем образовательной нагрузки

6
8
6
6
6
6
2
2
44
2
46

5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета экологических основ природопользования, библиотеки, читального
зала с выходом в сеть Интернет; актового зала.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Автоматизированное рабочее место преподавателя;
Рабочие места обучающихся;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся
ученых,
динамические
пособия,
иллюстрирующие
биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических
объектов и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
5.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся:
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый
уровень). 10 класс. — М., 2020.
16

Каменский А.А. , Касперская Е.К. , Сивоглазов В. И. Биология. 10
класс. Учебник. Базовый уровень. – М., 2021.
Колесников С. И. Общая биология: учебное пособие / С. И.
Колесников. — М., 2020.
Кузнецова Т. А., Баженова И. А. Общая биология (СПО). – СПб.,
2021.
Мустафин А.Г., Захаров В.Б. Биология (СПО). – М., 2022
Ярыгин В.Н. Биология: учебник и практикум для среднего
профессионального образования /под редакцией В. Н. Ярыгина – М., 2023.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным
ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу
биологии).
www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm
(Телекоммуникационные
викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит
электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернетресурсов). www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел
компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном
открытом университете).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект
Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная,
но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология»,
«Ботаника», «Зоология», «Человек»).
6.

№
урока
1
1-2

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема урока
2
Введение (2 часа)

Самостоятельная
внеаудиторная работа
3
- постановка личных целей

д/з
4
план
17

1.

Учение о клетке (6 часов)
3-4
Химическая организация клетки

5

Строение и функции клетки

6

Обмен веществ и превращение
энергии в клетке

7

Жизненный цикл клетки

Практические занятия
1. Наблюдение клеток растении и
животных под микроскопом на
готовых микро препаратах,
описание их.
2. Приготовление и описание
микропрепаратов клеток растении.
3. Сравнение строения клеток
растений и животных по готовым
микропрепаратам
2.
Организм. Размножение и
индивидуальное развитие организма (8
часов)
9-10
Размножение организмов
8

и задач при изучении
биологии;
- составление плана
самостоятельной работы
для изучения биологии.
3 часа
-составление конспекта по
дидактическим единицам;
-систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
-систематическая
проработка
учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
-систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
Анализ результатов ПЗ

составление конспекта по
дидактическим единицам;

Индивидуальное развитие
организма

- составление таблиц;

13-14

Индивидуальное развитие
человека

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
Анализ результатов ПЗ

3.

Практические занятия
1. Выявление и описание
признаков сходства зародышей
человека и других позвоночных
как доказательство их
эволюционного родства.
Основы генетики и селекции (6

Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций
Подготовка
докладов
Опорный
конспект
лекций
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ

4 часа

11-12

15-16

самостоятел
ьной работы

Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ

3 часа
18

часов)
17-18

Основы учения о
наследственности и изменчивости

19-20

Закономерности изменчивости

21

Основы селекции растений,
животных и микроорганизмов

Практические занятия
1. Составление простейших схем
моногибридного и дигибридного
скрещивания.
2. Решение генетических задач.
3. Анализ фенотипической
изменчивости.
4. Выявление мутагенов в
окружающей среде и косвенная
оценка возможного их влияния на
организм
4.
Происхождение и развитие жизни
на земле. Эволюционное учение (6 часов)
23-24
Происхождение и начальные
этапы развития жизни на Земле
22

25-26
27

История развития эволюционных
идей
Микроэволюция и макроэволюция

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
составление конспекта по
дидактическим единицам;
Анализ результатов ПЗ

Опорный
конспект
лекций
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ

3 часа
- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам);
Анализ результатов ЛР

Практические занятия
Анализ результатов ПЗ
1. Описание особей одного вида по
морфологическому критерию.
2. Приспособление организмов к
разным средам обитания (водной,
наземно-воздушной, почвенной).
3. Анализ и оценка различных
гипотез происхождения жизни на
земле
5.
Происхождение человека (6 часов)
3 часа
29-30
Антропогенез
- систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)
31-32
Человеческие расы
33-34
Практические занятия
Анализ результатов ПЗ
1. Анализ и оценка различных
гипотез о происхождении
28

Опорный
конспект
лекций
Опорный
конспект
лекций

конспект

конспект
конспект

Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ

конспект

конспект
Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ
19

человека.
6.
Основы экологии (6 часов)
35-36
Экология- наука о
взаимоотношении организмов
между собой и окружающей
средой
37-38
Биосфера- глобальная экосистема

39

систематическая
проработка учебной
литературы (по вопросам к
параграфам)

Биосфера и человек

Практические занятия
1. Описание антропогенных
изменений в естественных
природных ландшафтах своей
местности.
2. Сравнительное описание одной
из естественных природных
систем (например, леса) и какойнибудь агроэкосистемы
(например, пшеничного поля).
3 .Составление схем передачи
веществ и энергии по цепям
питания в природной экосистеме и
в агроценозе.
4. Описание и практическое
создание искусственной
экосистемы (пресноводный аквариум).
5. Решение экологических задач
7.
Бионика (2 часа)
41-42
Бионика как одно из направлений
биологии и кибернетики
43-44
Дифференцированный зачёт
40

45-46

3 часа
составление конспекта по
дидактическим единицам

конспект

конспект

конспект
Анализ результатов ПЗ

1 час
составление конспекта по
дидактическим единицам
Подготовка к
дифференцированный
зачёту

Подготовка
ответов на
вопросы ПЗ

конспект

Самостоятельная учебная работа

7.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в соответствии с Положением о
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
20

Результаты освоения учебной
дисциплины
Знать:
- оценки этических аспектов
некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение);
- основные положения
биологических теорий и закономерностей:
клеточной теории, эволюционного учения,
учения В.И.Вернадского о биосфере,
законы Г.Менделя, закономерностей
изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование
биологических объектов: клетки, генов и
хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических
процессов: размножения, оплодотворения,
действия искусственного и естественного
отбора, формирование приспособленности,
происхождение видов, круговорот веществ
и превращение энергии в клетке, организме,
в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе
отечественных) ученых в развитие
биологической науки;
- биологическую терминологию и
символику.
Уметь:
- объяснять роль биологии в
формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира;
- единство живой и неживой
природы, родство живых организмов;
- отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на
эмбриональное и постэмбриональное
развитие человека;
- влияние экологических факторов на
живые организмы, влияние мутагенов на
растения, животных и человека;
- взаимосвязи и взаимодействие
организмов и окружающей среды;
- причины и факторы эволюции,
изменяемость видов;
- нарушения в развитии организмов,
мутации и их значение в возникновении
наследственных заболеваний;
- устойчивость, развитие и смены
экосистем;

Формы и методы оценки
Тестирование.
Практические
занятия.
Исследовательская
работа.
Индивидуальные творческие задания

Тестирование.
Практические
занятия.
Исследовательская
работа.
Индивидуальные творческие задания

21

- необходимость сохранения
многообразия видов;
- решать элементарные
биологические задачи;
- составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и
передачи энергии в экосистемах (цепи
питания);
- описывать особенности видов по
морфологическому критерию;
- выявлять приспособления
организмов к среде обитания, источники и
наличие мутагенов в окружающей среде
(косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты:
химический состав тел живой и неживой
природы, зародышей человека и других
животных, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности;
- процессы (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы и
обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать
различные гипотезы о сущности,
происхождении жизни и человека,
глобальные экологические проблемы и их
решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах
на биологических моделях;
- находить информацию о
биологических объектах в различных
источниках (учебниках, справочниках,
научнопопулярных изданиях,
компьютерных базах, ресурсах сети
Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курения, алкоголизма,
наркомании);
- правил поведения в природной
среде;
- оказания первой помощи при
травматических, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми
продуктами.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».